Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу отражения образа вожатого в сознании студентов, имеющих и не имеющих опыт работы вожатыми. В связи с задачей возрождения системы общественно-государственного движения детей и молодежи вожатые являются ключевыми фигурами создания и успешной деятельности этой системы. Целью статьи является изучение представлений современных студентов о вожатых и выявление соотношения основных компонентов структуры образов вожатых с ведущим типом реагирования в конфликтных ситуациях. Во введении рассматривается вклад А. А. Бодалева и И. П. Иванова, имеющий ключевое значение для решения этой государственной задачи. В эмпирической части исследования применялись методики: «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В. Л. Ситников), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликтных ситуациях (М. М. Кашапов, Т. Г. Шалаева), а также: критерий — угловое преобразование Фишера, U–критерий Манна-Уитни, rs — ранговая корреляция Спирмена. Исследование показало, что образы вожатого у студентов зависят от опыта профессиональной деятельности и соотносятся с их Я-образами. Соотношение образов вожатого и Я-образов наиболее отличается у кандидатов в вожатые; у студентов, имеющих опыт такой деятельности достоверных различий между этими образами в два раза меньше. У студентов сформирован положительный образ вожатого. У вожатых, не имеющих опыта такой деятельности, он наиболее идеализирован, носит шаблонный, стереотипный характер. Основные характеристики вожатых — ответственность, педагогическая функция, лидерство, креативность. Тип реагирования в конфликтной ситуации связан с социальным интеллектом, деятельностным, конвенционалным, поведенческим, метафорическим компонентами, а также с положительной и нейтральной модальностью всех компонентов. Для формирования у студентов адекватного образа вожатого необходимо включать в программы подготовки изучение работ школы А. А. Бодалева и овладение системой коллективной творческой деятельности, разработанной И. П. Ивановым.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Bodalev, A. A. (1988). Psikhologiya o lichnosti [Psychology about Personality] Moskva: Mosk. un-t.
Bodalev, A. A. (1995). Lichnost’ i obshhenie [Personality and Communication]. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya
A.A. Bodalevu – 70 let [A.A. Bodalev is 70 years old]. (1993). Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 3, 114.
Ivanov, I.P. (2019). Tvorcheskoe sodruzhestvo pokoleniy kak uslovie vospitaniya yunykh obshhestvennikov [An Inter-generational Creative Community as a Precondition for Educating Young Social Activists]. In Pedagogika kollektivnoy tvorcheskoy deyatel’nosti. Trudy akademika I.P. Ivanova (k 95-letiyu byvshego dekana pedagogicheskogo fakul’teta) [The Pedagogy of Collective Creative Activity. Works by Academician I. P. Ivanov (on the 95th Anniversary of the Former Dean of the Pedagogical Faculty)]. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gertsena.
Ivanov, I. P. (1954). Vospitatel’naya rabota komsomol’tsev s pionerami v sredney shkole [Educational work of Komsomol Members with Pioneers in Secondary School]. (Candidate’s thesis). Leningrad.
Ivanova, L.A. (2019). Budushchee v nastoyashchem. ZHizn’ i tvorchestvo Igorya Petrovicha Ivanova [The Future Is in the Present. Life and Work of Igor Petrovich Ivanov]. In Pedagogika kollektivnoy tvorcheskoy deyatel’nosti. Trudy akademika I.P. Ivanova (k 95-letiyu byvshego dekana pedagogicheskogo fakul’teta [The Pedagogy of Collective Creative Activity. Works by Academician I. P. Ivanov (on the 95th Anniversary of the Former Dean of the Pedagogical Faculty)] (pp. 63–99). Sankt-Peterburg: RGPU im. A. I. Gertsena.
Kashapov, M. M. (2023). Psikhologiya konflikta [Psychology of Conflict]. Moskva: Yurait.
Kononova, O. B. (2010). Obraz cheloveka i smyslozhiznennye orientatsii starsheklassnikov, vklyuchennykh v kollektivnuyu tvorcheskuyu deyatel’nost’ [Human Image and Meaning-Life Orientations of High School Students Involved in Collective Creative Activity] (Candidate Dissertation). Sankt-Peterburg: RGPU im. A. I. Gertsena.
Krapivina, L. A. (2022). Pionerskiy otryad “Karavella” kak voploshhyonnaya real’nost’ khudozhestvennykh obrazov geroev knig Vladislava Krapivina kratkii istoricheskiy ehkskurs) [The Pioneer Detachment “Caravella” as the Embodied Reality of the Artistic Images of the Heroes of Vladislav Krapivin’s Books (a Brief Historical Digression)]. Sotsial’naya pedagogika [Social Pedagogy], 3, 11–29.
Makarenko, A. S. (1983). Zayavlenie v tsentral’nyy institut organizatorov narodnogo prosveshheniya [Application to the Central Institute of Organizers of Public Education]. Pedagogicheskie sochineniya v 8-mi tomakh. T.1 [Pedagogical Works in 8 volumes. Vol.1]. Moskva: Pedagogika.
Makarenko, A.S. (1951) Sobranie sochinenii [Collected Works]. T.5. Moskva: Pravda.
Sitnikov, V. L., Komarova, A. V., Slotina, T. V. (2022). Psikhologiya i pedagogika komandoobrazovaniya [Psychology and Pedagogy of Team Building]. Sankt-Peterburg: Lan’.
Sitnikov, V. L., Strelenko, A. A., Kedich, S. I., Komarova, A.V. (2021). Sotsial’no-pertseptivnye obrazy kak regulyatory detsko-roditel’skikh otnoshenii v priemnykh sem’yakh [Socio-Perceptual Images as Regulators of Child-parental Relations in Foster Families]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 129–147.
Shubin, A. V. (2000). Ot “zastoya” k reformam. SSSR v 1917–1985 gg. [From “Stagnation” to Reforms. The USSR in 1917–1985]. Moskva: Rossiiskaya politicheskaya ehntsiklopediya
Shubin, A. V. (2017). Pedagogika i kommunalizm [Pedagogy and communalism]. Sotsial’naya pedagogika [Social Pedagogy], 1–2, 18–24.