Аннотация
В статье анализируются результаты исследования, позволившие выделить три вида управленческого интеллекта (УИ) в среде руководителей организации здравоохранения. В качестве критериев использованы показатели рефлексивных способностей руководителей как основного механизма формирования УИ и стилей принятия управленческих решений (ПУР). Показано, что два вида УИ, обладателями которых являются 42,6% менеджеров, демонстрирующих авторитарный и либеральный стили ПУР, могут оцениваться как УИ недостаточного уровня сформированности. Они маркируют невысокую личностную зрелость руководителя. Авторитарному стилю свойственны слабо развитые способности рефлексии деятельности, выраженны в стремлении к достижению высоких личных показателей, преимущественно интернальном локусе субъективного контроля. Либеральную ориентацию в управленческой деятельности характеризуют такие психологические показатели, как невысокий уровень рефлексивных способностей общения и взаимодействия с другими людьми, отстраненность от руководимого персонала, сниженный уровень потребности достижений. Субъекты, обладающие развитыми способностями рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми, интегративным стилем атрибуции — активными психологическими ресурсами успешности развития процесса формирования личностной зрелости, опираются на сочетание либерализма по отношению к подчиненным с продуцированием проблемных ситуаций. Предлагается рассматривать этот вид УИ как эффективный управленческий интеллект. УИ, в основе которого лежит ситуативно-зависимое принятие решений в проблемных ситуациях, сочетающееся с ориентацией на партисипативные отношения с подчиненными, характеризует зрелую личность руководителя, обладающую развитой рефлексивностью, интернальным локусом контроля, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По характеристикам переменных, включенных в общую структуру диагностических показателей данной группы респондентов, этот вид управленческого интеллекта определяется как высокоразвитый или управленческий интеллект высоко уровня сформированности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Андреева, И.Н. (2006). Эмоциональный интеллект: исследования феномена. Вопросы психологии, 3, 78–86.
Андреева, И.Н. (2009). Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации. В Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков (ред.) Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям (c. 31–39). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Андронова, Е.Ю. (2010). Эмоциональный интеллект в структуре личностных особенностей руководителей. В Л.А. Цветков (ред.) Ананьевские чтения — 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. в двух частях (c. 18–19). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Белоконь, О.В. (2009). Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. В Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков (ред.) Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям (c. 60–78). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Богданова, М.В., Омаров, Э.З. (2008). Детерминанты успешности российского предпринимателя. Вестник ТюмГУ, 5, 93–99.
Вольвич, Ю.К. (2017). Психологические ресурсы регуляции стресс-преодолевающего поведения личности как субъекта организационных процессов. Человек. Сообщество. Управление, 18 (4), 162–178.
Карпов, А.В., Маркова, Е.В. (2003) Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие. Институт «Открытое общество». Ярославль.
Карпов, А.В., Пономарева, В.В. (2000). Психология рефлексивных механизмов управления. М.: Институт психологии РАН.
Кирхлер, Э., Майер-Пести, К., Хофманн, Е. (2005). Психологические теории организации. Психология труда и организационная психология. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр.
Мандрикова, Е.Ю. (2011). Личностный потенциал в организационном контексте. В Д.А. Леонтьев Личностный потенциал: структура и диагностика (c. 469–480). М.: Смысл.
Менкес, Д. (2008). Управленческий интеллект — отличительная особенность успешного руководителя. М.: Эксмо.
Остроушко, М.Г. (2016). Практико-ориентированный подход к определению психологических ресурсов управленческой компетентности руководителя «линейного» уровня. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 22, 39–43.
Пыжова, Н.Н. (2017). Локус контроля и интеллект руководителя как показатели личностной зрелости. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 17, 309–316.
Сизова, Л.А. (2012). Взаимосвязь лидерских стилей и межличностного доверия в профессиональных группах. Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология», 4, 139–148.
Смельцова, А.С., Щукина, М.А. (2018). «Личностная зрелость руководителя»: разработка и первичная психометрическая проверка опросника. Вестник Вятского государственного университета, 2, 102–112.
Цику, З.И. (2013). Организационно-психологические ресурсы реализации совместной педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. В Н.В. Тихомирова (ред.) Организационная среда XXI века: ст. и докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. (c. 228–231). М.: МЭСИ.
Ясько, Б.А. (2017). Психологическое консультирование в менеджменте. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Bossidy, L., Charan, R. (2002). Execution. New York: Crown Business.
Collins, J. (2001). Good to Great. New York: Harper Business.
Csikszentmihalay, M. (1996). Creativity: Flow and the psychology of discovery and invention. New York: Harper Collins.
Drucker, P. (2002). Managing in the Next Society. New York: Truman Talley Books.
Goleman, D. (2005). Working with emotional intelligence. London: Bloomsbury.
Isenberg, D. (1984). How Senior Managers Think. Harvard Business Review.
Isenberg, D. (1986). Thinking and Managing: A Verbal Protocol Analysis of Managerial Problem Solving. Academy of Management Journal, 29 (4), 775–788.
Kihlstrom, J., Cantor, N. (2000). Social Intelligence. In R. Sternberg (Ed.) Handbook of Intelligence (pp. 359–379). Cambridge: Cambridge University Press.
Kotter, J. (1999). What Effective General Managers Really Do. Harvard Business Review.
Mackintosh, N.J. (1998). IQ and Human Intelligence. Oxford University Press.
Mitroff, I. (1998). Smart Thinking for Crazy Times. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers.
Sternberg, R. (1997). Successful Intelligence. New York: Plume Books.
Sternberg, R., Forsythe, G., Hedlund, J., Horvath, J., Wagner, J., Williams, W., Snook, S., Grigorenko, E. (2000). Practical Intelligence in Everyday Life. Cambridge: Cambridge University Press.