Эмпирическая верификация концепции управленческого интеллекта как маркера личностной зрелости руководителя | Южно-российский журнал социальных наук
Эмпирическая верификация концепции управленческого интеллекта как маркера личностной зрелости руководителя
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-136-151
https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-136-151

Как цитировать

Остроушко М.Г. Эмпирическая верификация концепции управленческого интеллекта как маркера личностной зрелости руководителя // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №2. С. 136-151. DOI: 10.31429/26190567-20-2-136-151
Дата поступления 2019-03-22
Дата принятия 2019-04-24
Дата публикации 2019-06-24

Copyright (c) 2019 Марина Геннадиевна Остроушко

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, позволившие выделить три вида управленческого интеллекта (УИ) в среде руководителей организации здравоохранения. В качестве критериев использованы показатели рефлексивных способностей руководителей как основного механизма формирования УИ и стилей принятия управленческих решений (ПУР). Показано, что два вида УИ, обладателями которых являются 42,6% менеджеров, демонстрирующих авторитарный и либеральный стили ПУР, могут оцениваться как УИ недостаточного уровня сформированности. Они маркируют невысокую личностную зрелость руководителя. Авторитарному стилю свой­ственны слабо развитые способности рефлексии деятельности, выраженны в стремлении к достижению высоких личных показателей, преимущественно интернальном локусе субъективного контроля. Либеральную ориентацию в управленческой деятельности характеризуют такие психологические показатели, как невысокий уровень рефлексивных способностей общения и взаимодействия с другими людьми, отстраненность от руководимого персонала, сниженный уровень потребности достижений. Субъекты, обладающие развитыми способностями рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми, интегративным стилем атрибуции — активными психологическими ресурсами успешности развития процесса формирования личностной зрелости, опираются на сочетание либерализма по отношению к подчиненным с продуцированием проблемных ситуаций. Предлагается рассматривать этот вид УИ как эффективный управленческий интеллект. УИ, в основе которого лежит ситуативно-­зависимое принятие решений в проблемных ситуациях, сочетающееся с ориентацией на партисипативные отношения с подчиненными, характеризует зрелую личность руководителя, обладающую развитой рефлексивностью, интернальным локусом контроля, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По характеристикам переменных, включенных в общую структуру диагностических показателей данной группы респондентов, этот вид управленческого интеллекта определяется как высокоразвитый или управленческий интеллект высоко уровня сформированности.

Ключевые слова

личностная зрелость, управленческий интеллект, руководитель, стиль принятия управленческих решений, рефлексивность, локус субъективного контроля, потребность достижений

Библиографические ссылки

  1. Andreeva, G. M. (2000). Psikhologiia sotsial’nogo poznaniia [Psychology of Social Cognition]. Moskva: Aspekt Press.
  2. Balick, A. (2012). TMI in the Transference LOL: Psychoanalytic Reflections on Google, Social Networking, and Virtual Impingement. Psychoanalysis. Culture and Society, 17 (2), 120–136.
  3. Balick, A. (2013). The Real Motivation Behind Social Networking. Therapeutic Innovations in Light of Technology, 3 (2). Retrieved from https://www.academia.edu/2494977/The_Real_Motivation_Behind_Social_Networking._Therapeutic_Innovations_in_Light_of_Technology_Volume_3_Issue_2_
  4. Bogomolova, E. I. (2014). Narastaiushchaia virtualizatsiia bytiia i osobennosti lichnosti, iavliaiushcheisia pol’zovatelem sotsial’noi seti [The Growing Virtualization of Objective Reality and the Specificity of an Individual Social Network User]. In Z. I. Riabikina, V. V. Znakova Lichnostnaia identichnost’: vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psikhol. nauch.-prakt. konf. [Personality Identification: Modern Challenges. Materials of the All-Russian Psychological Scientific and Practical Conference] (pp. 180–182). Krasnodar: Kubanskii gos. un-t, Maikop: Adygeiskii gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN.
  5. Buffardi, L., Campbell W. (2008). Narcissism and Social Networking Web Sites. Personality and Social Psychology Bulletin, 34, 1303–1314.
  6. Burns, M. (2012) The State of Customer Experience. Retrieved from http://www.lithium.com/resources/analyst-reports/the-state-of-customer-experience-2012
  7. Deineka, O. S. (2000). Ekonomicheskaia psikhologiia [Economic Psychology]. Sankt-Peterburg: izd-vo S.-Peterb. un-ta.
  8. Dolgov, Yu. N., Kopovoi, A. S., Malyuchenko, G. N., Smirnov, V. M. (2009). Razvitie kul’tury mediapotrebleniia: sotsial’no psikhologicheskii podkhod [Development of Media Consumption Culture: Socio-Psychological Approach]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta.
  9. Gushchina, E. G., Vital’eva, E. M. (2012). Modeli potrebitel’skogo povedeniya individa s tochki zreniya razlichnyh nauk [Models of Consumer Behavior of an Individual in Terms of Different Sciences]. Vestnik AGTU. Seriya: Ekonomika [Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series Economics], 2, 136–142.
  10. Hay, K. (2013) The Age of Narcissism and Homogenization with Instagram. Adore Noir, 12, 20–26.
  11. Hoffman, D. L., Novak, T. P. (1996). Marketing in Hypermedia Computer-Mediated Environments: Conceptual foundations. Journal of Marketing, 60 (3). 50–68.
  12. Karpenko, L. A. (Comp.), Petrovskii, A. V., Iaroshevskii, M. G. (Eds.) (1998). Kratkii psikhologicheskii slovar’ [Concise Dictionary of Psychology]. Rostov-on-don: FENIKS.
  13. Kemp S. (2018). Digital in 2018. Essential Insights into Internet, Social Media, Mobile, and Ecommerce Use Around the World. Retrieved from http://digitalreport. wearesocial.com/
  14. Kruglanski, A., Higgins, E. T. (Eds.) (2007) Social Psychology: Handbook of Basic Principles, New York, NY: Guilford
  15. Maliuchenko, G. N., Kopovoi, A. S. (2011). Teoriia i praktika diagnostiki v mediapsikhologii i mediapedagogike [Theory and Practice of Diagnostics in Media Psychology and Media Pedagogy]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta.
  16. Mann, I., Pominova, N. (2014). Tochki kontakta onlain [Points of Contact Online]. Moskva: SilaUma-Pablisher.
  17. Muntinga, D., Moorman, M. (2011). Introducing COBRAs. International Journal of Advertising, 30 (1), 13–46. DOI: 10.2501/IJA-30-1-013-046
  18. Okorokova, O. V. (2006). Analiz determinant potrebitel’skogo povedeniya v social’no-ekonomicheskih issledovaniyah [Analysis of Determinants of Consumer Behavior in Socio-Economic Studies]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of Caucasus], Extra Issue, 38–49.
  19. Pokul V. O, Voronina L. A, Malkova E. M. (2018). Content Generation in Social Media Based on Consumer Behavior. European Research Studies Journal, 9 (2), 923–935.
  20. Pokul, V. (2012). The Role of Psychological Aspects of Motivation in Social Media for Integrated Marketing Communications. In Materials of XX International Conference “Management — New Challenges” (pp. 112–116). Lublin.
  21. Pokul, V. O. (2013). Analiz sushchnosti i struktury sotsial’nykh media kak innovatsionnoi sredy v marketinge [Analysis of the Essence and Structure of Social Media as an Innovative Environment in Marketing]. In V Organizatsionnaia sreda XXI veka: stat’i i doklady IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Organizational Environment of the XXI century: Articles and Reports of the IV International Scientific-Practical Conference]. Moskva: MESI.
  22. Pokul, V. O. (2013). Motivacionno-lichnostnye determinanty povedeniya potrebitelei v social’nyh media [Motivational and Personal Determinants of Consumer Behavior in Social Media]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 4 (129), 143–150.
  23. Pokul, V. O. (2018). Povedenie potrebitelei kak ob”ekt mezhdisciplinarnyh issledovanii: obzor nauchnyh vzglyadov i koncepcii [Consumer Behavior as an Object of Interdisciplinary Research: a Review of Scientific Views and Concepts]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 1, 117–127.
  24. Posypanova, O. S. (2012). Ekonomicheskaya psihologiya: psihologicheskie aspekty povedeniya potrebitelei [Economic Psychology: Psychological Aspects of Consumer Behavior]. Kaluga: Izd-vo KGU im. K. E. Ciolkovskogo
  25. Richie, S., Martin, P. (2004). Upravlenie motivatsiei [Motivation management]. Moscow: YUNITI-DANA.
  26. Schaefer, C. (2008). Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites. In Proceedings of the 16th European Conference on Information Systems (ECIS). Galway, Ireland.
  27. Shiri, D. Vivek, Sharon E. Beatty, Robert M. Morgan. (2012). Customer Engagement: Exploring Customer Relationships Beyond Purchase. The Journal of Marketing Theory and Practice, 20 (2), 127–145.
  28. Shu-Chuan Chu, Kim Y. (2011) Determinants of Consumer Engagement in Electronic Word-of-Mouth (eWOM) in Social Networking Sites. International Journal of Advertising, 30 (1), 47–75
  29. Sivrikova, N. V., Zherebkina, V. F., Postnikova, M. I. (2017). Vzaimosvyaz’ proyavlenii vnutrilichnostnogo konflikta i stilya mediapotrebleniya studentov [The Association Between Manifestations of Intrapersonal Conflict and the Style of Media Consumption Among Students]. Rossiiskii psihologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 3, 70–87.
  30. Verhovin, V. I. (2015). Ekonomicheskoe povedenie: uchebnoe posobie [Behavior in Economics: Tutorial]. Moskva: RUDN.
  31. Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiia chelovecheskogo bytiia [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.