Аннотация
В статье анализируются результаты исследования, позволившие выделить три вида управленческого интеллекта (УИ) в среде руководителей организации здравоохранения. В качестве критериев использованы показатели рефлексивных способностей руководителей как основного механизма формирования УИ и стилей принятия управленческих решений (ПУР). Показано, что два вида УИ, обладателями которых являются 42,6% менеджеров, демонстрирующих авторитарный и либеральный стили ПУР, могут оцениваться как УИ недостаточного уровня сформированности. Они маркируют невысокую личностную зрелость руководителя. Авторитарному стилю свойственны слабо развитые способности рефлексии деятельности, выраженны в стремлении к достижению высоких личных показателей, преимущественно интернальном локусе субъективного контроля. Либеральную ориентацию в управленческой деятельности характеризуют такие психологические показатели, как невысокий уровень рефлексивных способностей общения и взаимодействия с другими людьми, отстраненность от руководимого персонала, сниженный уровень потребности достижений. Субъекты, обладающие развитыми способностями рефлексии общения и взаимодействия с другими людьми, интегративным стилем атрибуции — активными психологическими ресурсами успешности развития процесса формирования личностной зрелости, опираются на сочетание либерализма по отношению к подчиненным с продуцированием проблемных ситуаций. Предлагается рассматривать этот вид УИ как эффективный управленческий интеллект. УИ, в основе которого лежит ситуативно-зависимое принятие решений в проблемных ситуациях, сочетающееся с ориентацией на партисипативные отношения с подчиненными, характеризует зрелую личность руководителя, обладающую развитой рефлексивностью, интернальным локусом контроля, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. По характеристикам переменных, включенных в общую структуру диагностических показателей данной группы респондентов, этот вид управленческого интеллекта определяется как высокоразвитый или управленческий интеллект высоко уровня сформированности.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Andreeva, G. M. (2000). Psikhologiia sotsial’nogo poznaniia [Psychology of Social Cognition]. Moskva: Aspekt Press.
- Balick, A. (2012). TMI in the Transference LOL: Psychoanalytic Reflections on Google, Social Networking, and Virtual Impingement. Psychoanalysis. Culture and Society, 17 (2), 120–136.
- Balick, A. (2013). The Real Motivation Behind Social Networking. Therapeutic Innovations in Light of Technology, 3 (2). Retrieved from https://www.academia.edu/2494977/The_Real_Motivation_Behind_Social_Networking._Therapeutic_Innovations_in_Light_of_Technology_Volume_3_Issue_2_
- Bogomolova, E. I. (2014). Narastaiushchaia virtualizatsiia bytiia i osobennosti lichnosti, iavliaiushcheisia pol’zovatelem sotsial’noi seti [The Growing Virtualization of Objective Reality and the Specificity of an Individual Social Network User]. In Z. I. Riabikina, V. V. Znakova Lichnostnaia identichnost’: vyzovy sovremennosti: materialy Vseros. psikhol. nauch.-prakt. konf. [Personality Identification: Modern Challenges. Materials of the All-Russian Psychological Scientific and Practical Conference] (pp. 180–182). Krasnodar: Kubanskii gos. un-t, Maikop: Adygeiskii gos. un-t; M.: Institut psikhologii RAN.
- Buffardi, L., Campbell W. (2008). Narcissism and Social Networking Web Sites. Personality and Social Psychology Bulletin, 34, 1303–1314.
- Burns, M. (2012) The State of Customer Experience. Retrieved from http://www.lithium.com/resources/analyst-reports/the-state-of-customer-experience-2012
- Deineka, O. S. (2000). Ekonomicheskaia psikhologiia [Economic Psychology]. Sankt-Peterburg: izd-vo S.-Peterb. un-ta.
- Dolgov, Yu. N., Kopovoi, A. S., Malyuchenko, G. N., Smirnov, V. M. (2009). Razvitie kul’tury mediapotrebleniia: sotsial’no psikhologicheskii podkhod [Development of Media Consumption Culture: Socio-Psychological Approach]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo universiteta.
- Gushchina, E. G., Vital’eva, E. M. (2012). Modeli potrebitel’skogo povedeniya individa s tochki zreniya razlichnyh nauk [Models of Consumer Behavior of an Individual in Terms of Different Sciences]. Vestnik AGTU. Seriya: Ekonomika [Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series Economics], 2, 136–142.
- Hay, K. (2013) The Age of Narcissism and Homogenization with Instagram. Adore Noir, 12, 20–26.
- Hoffman, D. L., Novak, T. P. (1996). Marketing in Hypermedia Computer-Mediated Environments: Conceptual foundations. Journal of Marketing, 60 (3). 50–68.
- Karpenko, L. A. (Comp.), Petrovskii, A. V., Iaroshevskii, M. G. (Eds.) (1998). Kratkii psikhologicheskii slovar’ [Concise Dictionary of Psychology]. Rostov-on-don: FENIKS.
- Kemp S. (2018). Digital in 2018. Essential Insights into Internet, Social Media, Mobile, and Ecommerce Use Around the World. Retrieved from http://digitalreport. wearesocial.com/
- Kruglanski, A., Higgins, E. T. (Eds.) (2007) Social Psychology: Handbook of Basic Principles, New York, NY: Guilford
- Maliuchenko, G. N., Kopovoi, A. S. (2011). Teoriia i praktika diagnostiki v mediapsikhologii i mediapedagogike [Theory and Practice of Diagnostics in Media Psychology and Media Pedagogy]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta.
- Mann, I., Pominova, N. (2014). Tochki kontakta onlain [Points of Contact Online]. Moskva: SilaUma-Pablisher.
- Muntinga, D., Moorman, M. (2011). Introducing COBRAs. International Journal of Advertising, 30 (1), 13–46. DOI: 10.2501/IJA-30-1-013-046
- Okorokova, O. V. (2006). Analiz determinant potrebitel’skogo povedeniya v social’no-ekonomicheskih issledovaniyah [Analysis of Determinants of Consumer Behavior in Socio-Economic Studies]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of Caucasus], Extra Issue, 38–49.
- Pokul V. O, Voronina L. A, Malkova E. M. (2018). Content Generation in Social Media Based on Consumer Behavior. European Research Studies Journal, 9 (2), 923–935.
- Pokul, V. (2012). The Role of Psychological Aspects of Motivation in Social Media for Integrated Marketing Communications. In Materials of XX International Conference “Management — New Challenges” (pp. 112–116). Lublin.
- Pokul, V. O. (2013). Analiz sushchnosti i struktury sotsial’nykh media kak innovatsionnoi sredy v marketinge [Analysis of the Essence and Structure of Social Media as an Innovative Environment in Marketing]. In V Organizatsionnaia sreda XXI veka: stat’i i doklady IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Organizational Environment of the XXI century: Articles and Reports of the IV International Scientific-Practical Conference]. Moskva: MESI.
- Pokul, V. O. (2013). Motivacionno-lichnostnye determinanty povedeniya potrebitelei v social’nyh media [Motivational and Personal Determinants of Consumer Behavior in Social Media]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [The Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 4 (129), 143–150.
- Pokul, V. O. (2018). Povedenie potrebitelei kak ob”ekt mezhdisciplinarnyh issledovanii: obzor nauchnyh vzglyadov i koncepcii [Consumer Behavior as an Object of Interdisciplinary Research: a Review of Scientific Views and Concepts]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 1, 117–127.
- Posypanova, O. S. (2012). Ekonomicheskaya psihologiya: psihologicheskie aspekty povedeniya potrebitelei [Economic Psychology: Psychological Aspects of Consumer Behavior]. Kaluga: Izd-vo KGU im. K. E. Ciolkovskogo
- Richie, S., Martin, P. (2004). Upravlenie motivatsiei [Motivation management]. Moscow: YUNITI-DANA.
- Schaefer, C. (2008). Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites. In Proceedings of the 16th European Conference on Information Systems (ECIS). Galway, Ireland.
- Shiri, D. Vivek, Sharon E. Beatty, Robert M. Morgan. (2012). Customer Engagement: Exploring Customer Relationships Beyond Purchase. The Journal of Marketing Theory and Practice, 20 (2), 127–145.
- Shu-Chuan Chu, Kim Y. (2011) Determinants of Consumer Engagement in Electronic Word-of-Mouth (eWOM) in Social Networking Sites. International Journal of Advertising, 30 (1), 47–75
- Sivrikova, N. V., Zherebkina, V. F., Postnikova, M. I. (2017). Vzaimosvyaz’ proyavlenii vnutrilichnostnogo konflikta i stilya mediapotrebleniya studentov [The Association Between Manifestations of Intrapersonal Conflict and the Style of Media Consumption Among Students]. Rossiiskii psihologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 3, 70–87.
- Verhovin, V. I. (2015). Ekonomicheskoe povedenie: uchebnoe posobie [Behavior in Economics: Tutorial]. Moskva: RUDN.
- Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiia chelovecheskogo bytiia [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.