Психологические функции родительского труда
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социальная психология

УДК

316.334.22-055.52

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-85-101

Как цитировать

Алдашева, А.А., Сиваш, О.Н., Рунец, О.В. (2023). Психологические функции родительского труда. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 85-101. DOI: 10.31429/26190567-24-3-85-101
Дата поступления 11 мая 2023
Дата принятия 11 июня 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Оксана Владимировна Рунец

Аннотация

Родительство является базовым жизненным предназначением и значимой социально-­психологической функцией человека. Исследование родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению приемных семей одна из перспективных задач в рамках рассмотрения проблемы изучения функции родительства в различных категориях семей. Целью исследования стало выделение функций родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап проходил на базе ГБУ Центр «Содействие» (Москва). В роли экспертов выступили специалисты по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы в количестве 21 человека. Во втором этапе приняли участие 80 кровных родителей. Для изучения родительского труда использовалась методика оценки деятельности — модифицированный опросник О. Липмана с применением оценочных шкал для социономических профессий. Результаты: выделены общие функции родительского труда в представлении кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей, такие как формирование морально-­нравственных качеств ребенка, передача опыта взаимодействия в совместном со-бытийном пространстве «взрослый — пространство — ребенок». Труд кровного родителя направлен на формирование самостоятельности ребенка, способности к конструктивному взаимодействию, ответственности, принятию правил и норм социального поведения. Труд приёмного родителя направлен на компенсацию и коррекцию психологических особенностей детей-­сирот. Таким образом, полученные результаты позволили показать общие и специфические функции разного типа родительского труда.

Ключевые слова

родительский труд профессиографический метод трудограмма образ деятельности кровные и приемные родители

Информация о финансировании

Исследование «Регуляция профессионального взаимодействия в условиях организационных и технологических вызовов» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2023-0010.

Библиографические ссылки

Алдашева, А.А., Зеленова, М.Е., Сиваш, О.Н. (2021). Социально-перцептивный образ приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки. Социальная психология и общество, 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207

Алдашева, А.А., Махнач, А.В. (2010). Социально-психологические предпосылки изучения профессии «приемный родитель». В Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев (ред.) Социальная психология труда: Теория и практика, 2. (cc. 232–251). М.: «Институт психологии РАН».

Алдашева, А.А., Медведев, В.И. (2008). Опыт как психологическая категория: введение в проблему. В А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова (ред.) Методология комплексного человекознания и современная психология сборник (cс. 467–476.) М.:«Институт психологии РАН».

Алдашева, А.А., Первачёва, О.А. (2020). Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы. Южно-российский журнал социальных наук, 21(3), 112–124. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124

Алдашева, А.А., Сапожникова, Т.Н., Понамарева, Е.А. (2019). Структурно-уровневая модель оценки готовности кандидатов в приёмные родители. Актуальная психология, 2, 68–73.

Антонова, П.А., Ефтимицэ, М., Иванова, Е.В., Прогацкая, Т.К., Калабина, И.А. (2021). Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, 3(2), 91–100. DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100

Багирова, А.П., Шубат, О.М., Пшеничникова, М.М. (2013). Родительский труд: специфика анализа и управления. Екатеринбург: УрФУ.

Беккер, Н.В. (2015). Основы формирования социальной компетентности школьников. Научно-педагогическое обозрение, 2(8), 54–62.

Бирюков, С.Д., Воронин, А.Н., Горюнова, Н.Б., Дорофеев, Е.Д. (2008). Психологические основы классификации специальностей гуманитарного профиля. М.: ПЕРСЭ.

Бодалев, А.А., Столин, В.В., Аванесов, В.С. (2000). Общая психодиагностика. Санкт-Петербург: «Речь».

Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; Санкт-Петербург: «Алетейя».

Вязовова, Н.В., Хардина, Д.В. (2022). Особенности осознанного родительства в семьях с детьми младшего школьного возраста. В А.А. Панарин (ред.). Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сборник статей и тезисов, 8. (сс. 169–174). М.: Московский психолого-социальный университет.

Гурко, Т.А. (2022). Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе, 4, 3–14. DOI: 10.21064/WinRS.2022.4.1

Котова, Т.Е. (2011). Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству (Автореферат кандидатская диссертация): 19.00.05. Ярославль.

Маккарти, Дж. Р., Эдвардс, Р. (2018). Исследования семьи: основные понятия. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.

Маркина, О.А. (2019). Мотивация и родительские установки к усыновленному ребенку у женщин (Кандидатская диссертация): 19.00.01. Краснодар.

Никифорова, Н.В., Баишева, М.И. (2017). Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 32, 169–171.

Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. (1982). Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал, 3(2), 147–152.

Овчарова, Р.В. (2005). Психология родительства. М.: Академия.

Осорина, М.В. (2017). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург: Питер.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. N 06–364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». Приложение 4. Договор о приемной семье. СПС КонсультантПлюс. Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105268.

Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (2005). Психология сиротства. Санкт-Петербург: Питер.

Пшеничникова, М.М. (2010). Родительский труд как объект экономического анализа. Экономический анализ: теория и практика, 39, 23–29.

Рябикина, З.И. (2002). Личность, её бытие и событие с другим. Сборник научных трудов. Кубанский государственный университет, 2, 51–53.

Ситников, В.Л. (2001). Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Санкт-Петербург: Химиздат.

Стиффелман, С. (2018). Осознанное родительство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир. М.: Эксмо.

Стреленко, А.А. (2022). Психологические особенности детско-родительского взаимодействия приемных матерей с приемными детьми. В А.А. Алмазова, Т.Л. Кузьмишина, А.В. Лукинова, М.Ю. Парамонова, Т.Н. Сахарова (ред.). Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции (сс. 409–417). М.: Московский педагогический государственный университет.

Сыркина, В.Е. (1944). К психологии самостоятельности. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, 52, 33–42. Ленинград: Учпедгиз.

Шнейдер, Л.Б. (2008). Семейная психология. М.: Академический проект Трикста.

Язневич, Е., Бабихина, К., Ложкина, А., Белкова, С. (2019). Результаты исследования «Образ воспитателя детских домов: идеальный и реальный». Retrieved from https://a-dobra.ru/project/obraz-vospitatelya-detskih-domov-idealnyj-i-realnyj.

Beck, U. (2000). The Brave New World of Work. Oxford: Polity Press.

Simons, R. (2009). Changing Face of Modern Families. Adoptive Parents. Hollywood: Mason Crest.

Статистика скачивания

Нет статистики