Аннотация
Родительство является базовым жизненным предназначением и значимой социально-психологической функцией человека. Исследование родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению приемных семей одна из перспективных задач в рамках рассмотрения проблемы изучения функции родительства в различных категориях семей. Целью исследования стало выделение функций родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап проходил на базе ГБУ Центр «Содействие» (Москва). В роли экспертов выступили специалисты по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы в количестве 21 человека. Во втором этапе приняли участие 80 кровных родителей. Для изучения родительского труда использовалась методика оценки деятельности — модифицированный опросник О. Липмана с применением оценочных шкал для социономических профессий. Результаты: выделены общие функции родительского труда в представлении кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей, такие как формирование морально-нравственных качеств ребенка, передача опыта взаимодействия в совместном со-бытийном пространстве «взрослый — пространство — ребенок». Труд кровного родителя направлен на формирование самостоятельности ребенка, способности к конструктивному взаимодействию, ответственности, принятию правил и норм социального поведения. Труд приёмного родителя направлен на компенсацию и коррекцию психологических особенностей детей-сирот. Таким образом, полученные результаты позволили показать общие и специфические функции разного типа родительского труда.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование «Регуляция профессионального взаимодействия в условиях организационных и технологических вызовов» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2023-0010.
Библиографические ссылки
Алдашева, А.А., Зеленова, М.Е., Сиваш, О.Н. (2021). Социально-перцептивный образ приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки. Социальная психология и общество, 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207
Алдашева, А.А., Махнач, А.В. (2010). Социально-психологические предпосылки изучения профессии «приемный родитель». В Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев (ред.) Социальная психология труда: Теория и практика, 2. (cc. 232–251). М.: «Институт психологии РАН».
Алдашева, А.А., Медведев, В.И. (2008). Опыт как психологическая категория: введение в проблему. В А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова (ред.) Методология комплексного человекознания и современная психология сборник (cс. 467–476.) М.:«Институт психологии РАН».
Алдашева, А.А., Первачёва, О.А. (2020). Особенности менталитета приёмных родителей как социальной группы. Южно-российский журнал социальных наук, 21(3), 112–124. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124
Алдашева, А.А., Сапожникова, Т.Н., Понамарева, Е.А. (2019). Структурно-уровневая модель оценки готовности кандидатов в приёмные родители. Актуальная психология, 2, 68–73.
Антонова, П.А., Ефтимицэ, М., Иванова, Е.В., Прогацкая, Т.К., Калабина, И.А. (2021). Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, 3(2), 91–100. DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100
Багирова, А.П., Шубат, О.М., Пшеничникова, М.М. (2013). Родительский труд: специфика анализа и управления. Екатеринбург: УрФУ.
Беккер, Н.В. (2015). Основы формирования социальной компетентности школьников. Научно-педагогическое обозрение, 2(8), 54–62.
Бирюков, С.Д., Воронин, А.Н., Горюнова, Н.Б., Дорофеев, Е.Д. (2008). Психологические основы классификации специальностей гуманитарного профиля. М.: ПЕРСЭ.
Бодалев, А.А., Столин, В.В., Аванесов, В.С. (2000). Общая психодиагностика. Санкт-Петербург: «Речь».
Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; Санкт-Петербург: «Алетейя».
Вязовова, Н.В., Хардина, Д.В. (2022). Особенности осознанного родительства в семьях с детьми младшего школьного возраста. В А.А. Панарин (ред.). Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: Сборник статей и тезисов, 8. (сс. 169–174). М.: Московский психолого-социальный университет.
Гурко, Т.А. (2022). Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе, 4, 3–14. DOI: 10.21064/WinRS.2022.4.1
Котова, Т.Е. (2011). Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству (Автореферат кандидатская диссертация): 19.00.05. Ярославль.
Маккарти, Дж. Р., Эдвардс, Р. (2018). Исследования семьи: основные понятия. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
Маркина, О.А. (2019). Мотивация и родительские установки к усыновленному ребенку у женщин (Кандидатская диссертация): 19.00.01. Краснодар.
Никифорова, Н.В., Баишева, М.И. (2017). Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 32, 169–171.
Обозов, Н.Н., Обозова, А.Н. (1982). Диагностика супружеских затруднений. Психологический журнал, 3(2), 147–152.
Овчарова, Р.В. (2005). Психология родительства. М.: Академия.
Осорина, М.В. (2017). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург: Питер.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. N 06–364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». Приложение 4. Договор о приемной семье. СПС КонсультантПлюс. Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105268.
Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (2005). Психология сиротства. Санкт-Петербург: Питер.
Пшеничникова, М.М. (2010). Родительский труд как объект экономического анализа. Экономический анализ: теория и практика, 39, 23–29.
Рябикина, З.И. (2002). Личность, её бытие и событие с другим. Сборник научных трудов. Кубанский государственный университет, 2, 51–53.
Ситников, В.Л. (2001). Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Санкт-Петербург: Химиздат.
Стиффелман, С. (2018). Осознанное родительство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир. М.: Эксмо.
Стреленко, А.А. (2022). Психологические особенности детско-родительского взаимодействия приемных матерей с приемными детьми. В А.А. Алмазова, Т.Л. Кузьмишина, А.В. Лукинова, М.Ю. Парамонова, Т.Н. Сахарова (ред.). Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции (сс. 409–417). М.: Московский педагогический государственный университет.
Сыркина, В.Е. (1944). К психологии самостоятельности. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, 52, 33–42. Ленинград: Учпедгиз.
Шнейдер, Л.Б. (2008). Семейная психология. М.: Академический проект Трикста.
Язневич, Е., Бабихина, К., Ложкина, А., Белкова, С. (2019). Результаты исследования «Образ воспитателя детских домов: идеальный и реальный». Retrieved from https://a-dobra.ru/project/obraz-vospitatelya-detskih-domov-idealnyj-i-realnyj.
Beck, U. (2000). The Brave New World of Work. Oxford: Polity Press.
Simons, R. (2009). Changing Face of Modern Families. Adoptive Parents. Hollywood: Mason Crest.

