Психологические функции родительского труда | Южно-российский журнал социальных наук
Психологические функции родительского труда
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-85-101
https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-85-101

Как цитировать Array

Алдашева А.А., Сиваш О.Н., Рунец О.В. Психологические функции родительского труда // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №3. С. 85-101. DOI: 10.31429/26190567-24-3-85-101
Дата поступления 2023-05-11
Дата принятия 2023-06-11
Дата публикации 2023-09-29

Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Оксана Владимировна Рунец

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Родительство является базовым жизненным предназначением и значимой социально-­психологической функцией человека. Исследование родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению приемных семей одна из перспективных задач в рамках рассмотрения проблемы изучения функции родительства в различных категориях семей. Целью исследования стало выделение функций родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап проходил на базе ГБУ Центр «Содействие» (Москва). В роли экспертов выступили специалисты по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы в количестве 21 человека. Во втором этапе приняли участие 80 кровных родителей. Для изучения родительского труда использовалась методика оценки деятельности — модифицированный опросник О. Липмана с применением оценочных шкал для социономических профессий. Результаты: выделены общие функции родительского труда в представлении кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей, такие как формирование морально-­нравственных качеств ребенка, передача опыта взаимодействия в совместном со-бытийном пространстве «взрослый — пространство — ребенок». Труд кровного родителя направлен на формирование самостоятельности ребенка, способности к конструктивному взаимодействию, ответственности, принятию правил и норм социального поведения. Труд приёмного родителя направлен на компенсацию и коррекцию психологических особенностей детей-­сирот. Таким образом, полученные результаты позволили показать общие и специфические функции разного типа родительского труда.

Ключевые слова

родительский труд, профессиографический метод, трудограмма, образ деятельности, кровные и приемные родители

Финансирование

Исследование «Регуляция профессионального взаимодействия в условиях организационных и технологических вызовов» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2023-0010.

Библиографические ссылки

  1. Aldasheva, A. A., Makhnach, A. V. (2010). Sotsial’no-psikhologicheskiye predposylki izucheniya professii “priyemnyy roditel’” [Social and Psychological Preconditions of the Study “Foster Parent” as a Profession]. In L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev (Eds) Sotsial’naya psikhologiya truda: Teoriya i praktika [Social Psychology of Work. Theory and Practice] (pp. 232–251). M.: “Institut psikhologii RAN”.
  2. Aldasheva, A. A., Medvedev, V. I. (2008). Opyt kak psikhologicheskaya kategoriya: vvedenie v problemu [Experience as a Psychological Category: An Introduction to the Problem]. In A. L. Zhuravlev, V. A. Kol’tsova (Eds) Metodologiya Kompleksnogo Chelovekoznaniya I Sovremennaya Psikhologiya Sbornik [Methodology of Complex Human Knowledge and Modern Psychology Collection] (pp. 467–476.) M.: Institut psikhologii RAN.
  3. Aldasheva, A. A., Pervacheva, O. A. (2020). Osobennosti mentaliteta priyemnykh roditeley kak sotsial’noy gruppy [Specifics of the Social Mentality of Adopted Parents as a Social Group]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 21(3), 112–124. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124
  4. Aldasheva, A. A., Sapozhnikova, T. N., Ponamareva, Ye. A. (2019). Strukturno-urovnevaya model’ otsenki gotovnosti kandidatov v priyemnyye roditeli [Structural-Level Evaluation Model of Preparedness of Candidates for Adoptive Parents]. Aktual’naya psikhologiya [Modern Psychology], 2, 68–73.
  5. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye., Sivash, O. N. (2021). Sotsial’no-pertseptivnyy obraz priyemnogo rebenka u zameshchayushchikh roditeley s raznoy formoy opeki [Socio-Perceptual Features of the Image of a Foster Child in Foster Parents with Different Forms of Guardianship]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207
  6. Antonova, P. A., Yeftimitse, M., Ivanova, Ye. V., Progatskaya, T. K., Kalabina, I. A. (2021). Tsel’ semeynogo vospitaniya: vzglyad sovremennykh roditeley [The Goals of Family Education: The Perspective of Modern Parents]. Kompleksnyye issledovaniya detstva [Comprehensive Child Studies], 3(2), 91–100. DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100
  7. Bagirova, A. P., Shubat, O. M., Pshenichnikova, M. M. (2013). Roditel’skiy trud: spetsifika analiza i upravleniya [Parental Labor: Specifics of Analysis and Management]. Yekaterinburg: UrFU.
  8. Beck, U. (2000). The Brave New World of Work. Oxford: Polity Press.
  9. Bekker, N. V. (2015). Osnovy formirovaniya sotsial’noy kompetentnosti shkol’nikov [Fundamentals of Students’ Social Competence Formation]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye [Pedagogical Review], 2(8), 54–62.
  10. Biryukov, S. D., Voronin, A. N., Goryunova, N. B., Dorofeyev, Ye. D. (2008). Psikhologicheskiye osnovy klassifikatsii spetsial’nostey gumanitarnogo profilya [Psychological Bases of Classifying Humanities-Related Specialties]. M.: PERSE.
  11. Bodalev, A. A., Stolin, V. V., Avanesov, V. S. (2000). Obshchaya psikhodiagnostika [General Psychodiagnostics]. SPb.: Rech’”.
  12. Brushlinskiy, A. V. (2003). Psikhologiya sub’’ekta [Psychology of the Subject]. M.: Institut psikhologii RAN; SPb.: Aleteyya.
  13. Gurko, T. A. (2022). Razvitiye instituta roditel’stva: analiz empiricheskikh pokazateley [Development of the Parenthood Institution: Analysis of Empirical Indicators]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [Woman in Russian Society], 4, 3–14. DOI: 10.21064/WinRS.2022.4.1
  14. Kotova, T. Ye. (2011). Sotsial’no-psikhologicheskie i lichnostnye kharakteristiki gotovnosti k zameshchayushchemu roditel’stvu [Socio-Psychological and Personal Characteristics of Readiness for Substitute Parenthood] (Candidate Dissertation). Yaroslavl’.
  15. Markina, O. A. (2019). Motivatsiya i roditel’skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parenting Attitudes Towards the Adopted Child Among Women] (Candidate Dissertation). Krasnodar.
  16. McCarthy, Dzh. R., Edwards, R. (2018). Issledovaniya sem’i: osnovnyye ponyatiya [Family Studies: Basic Concepts]. M.: Izdatel’skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki.
  17. Nikiforova, N. V., Baisheva, M. I. (2017). Formirovaniye samostoyatel’nosti u detey starshego doshkol’nogo vozrasta v usloviyakh sem’i [Formation of Independence in Children of Senior Preschool Age in a Family Environment]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and Methodological Electronic Journal “Concept”], 32, 169–171.
  18. Obozov, N. N., Obozova, A. N. (1982). Diagnostika supruzheskikh zatrudneniy [Diagnosis of Marital Difficulties]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 3(2), 147–152.
  19. Osorina, M. V. (2017). Sekretnyy mir detey v prostranstve mira vzroslykh [The Secret World of Children in the Space of the World of Adults]. SPb.: Piter.
  20. Ovcharova, R. V. (2005). Psikhologiya roditel’stva [Psychological Parenting]. M.: Akademiya.
  21. Pis’mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 31 avgusta 2010 g. N 06–364 “O primenenii zakonodatel’stva po opeke i popechitel’stvu v otnoshenii nesovershennoletnikh”. Prilozheniye 4. Dogovor o priyemnoy sem’ye [Letter of the RF Ministry of Education and Science dated August 31, 2010 N 06–364 “On the Application of Legislation on Guardianship and Custody of Minors”. Appendix 4: Agreement on Foster Family]. SPS Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus]. Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105268.
  22. Prikhozhan, A. M., Tolstykh, N. N. (2005). Psikhologiya Sirotstva [Psychology Orphanage]. SPb.: Piter.
  23. Pshenichnikova, M. M. (2010). Roditel’skiy trud kak ob’’yekt ekonomicheskogo analiza [Parental Labor as an Object of Economic Analysis]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 39, 23–29.
  24. Ryabikina, Z. I. (2002). Lichnost’, yeye bytiye i sobytiye s drugim [Personality and its Being. Socio-Psychological Aspects of Personal Existence in the Local Community]. Sbornik nauchnykh trudov. Kubanskiy gosudarstvennyy universitet [Collection of Scientific Works. Kuban State University], 2, 51–53.
  25. Shneyder, L. B. (2008). Semeynaya psikhologiya [Family Psychology]. M.: Akademicheskiy proekt Triksta.
  26. Simons, R. (2009). Changing Face of Modern Families. Adoptive Parents. Hollywood: Mason Crest.
  27. Sitnikov, V. L. (2001). Obraz rebenka v soznanii detey i vzroslykh [The Image of the Child in the Minds of Children and Adults]. SPb.: Khimizdat.
  28. Stiffelman, S. (2018). Osoznannoe roditel’stvo. Kak stat’ oporoy svoemu rebenku i otkryt’ emu dorogu v bol’shoy mir [Conscious Parenting. How to become a Support for Your Child and Open the Way to the Big World]. M.: Eksmo.
  29. Strelenko, A. A. (2022). Psikhologicheskiye osobennosti detsko-roditel’skogo vzaimodeystviya priyemnykh materey s priyemnymi det’mi [Psychological Features of Child-Parent Interaction of Foster Mothers with Foster Children]. In A. A. Almazova, T. L. Kuz’mishina, A. V. Lukinova, M. Yu. Paramonova, T. N. Sakharova (Eds). Pedagogicheskoye obrazovaniye: istoriya stanovleniya i vektory razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Teacher Education: History of Formation and Vectors of Development: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. (pp. 409–417). M.: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet.
  30. Syrkina, V. Ye. (1944). K psikhologii samostoyatel’nosti [To the Psychology of Independence]. Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena [Scientific Notes of the Leningrad State Pedagogical Institute Named After. A. I. Herzen], 52, 33–42. Leningrad: Uchpedgiz.
  31. Vyazovova, N. V., Khardina, D. V. (2022). Osobennosti osoznannogo roditel’stva v sem’yakh s det’mi mladshego shkol’nogo vozrasta [Features of Conscious Parenting in Families with Primary School-Age Children]. V A. A. Panarin (Ed.) Aktual’nyye problemy sovremennoy Rossii: psikhologiya, pedagogika, ekonomika, upravleniye i pravo: Sbornik statey i tezisov [Actual Problems of Modern Russia: Psychology, Pedagogy, Economics, Management and Law: Collection of Articles and Abstracts] (pp. 169–174). M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial’nyy universitet.
  32. Yaznevich, Ye., Babikhina, K., Lozhkina, A., Belkova, S. (2019). Rezul’taty issledovaniya “Obraz vospitatelya detskikh domov: ideal’nyi i real’nyi” [The Results of the Study “The Image of the Educator of Orphanages: Ideal and Real”]. Retrieved from https://a-dobra.ru/project/obraz-vospitatelya-detskih-domov-idealnyj-i-realnyj.