Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ | Южно-российский журнал социальных наук
Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-6-20
https://doi.org/10.31429/26190567-24-2-6-20

Как цитировать Array

Назукина М.В. Бренд как ресурс развития регионов в дискурсе будущего депутатов Государственной думы РФ // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №2. С. 6-20. DOI: 10.31429/26190567-24-2-6-20
Дата поступления 2023-04-22
Дата принятия 2023-06-26
Дата публикации 2023-07-31

Copyright (c) 2023 Мария Викторовна Назукина

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Значение и роль нематериальных ресурсов становятся важной составляющей дискурса будущего, резко повышая задачу выявления потенциала политики развития регионов России. Данная статья направлена на осмысление идентитарных аспектов публичного дискурса депутатов Государственной Думы РФ. В основе исследования лежит идея о том, что публичный политический дискурс — не просто корпус нарративов, но такой практико-­ориентированный феномен, который в конечном счете имеет значение для конструирования публичной политики в сфере будущего регионального развития. На примере обращения к лексической единице «бренд региона» автор анализирует основные дискурсы, вокруг которых конституируется значение инструмента брендинга в риторике депутатского корпуса за период 2000–2022 гг. Выделяются три ключевых измерения области дискурсивности (контексты) понятия «бренд региона»: юридическое, маркетинговое и символическое. Определено, что юридический дискурс касается нормотворчества и защиты объектов интеллектуальной собственности. Бренд в экономическом аспекте понимается депутатами как некий знак, логотип, способный индивидуализировать продукцию продавца на рынке. Символические значения бренда связываются с понятием идентичности и нематериальной стороной эффектов от брендирования. Анализ стенограмм ГД РФ позволяет заключить, что в рамках заседаний ГД тема брендирования за анализируемый период увеличивает свое значение. Определено, что она постепенно начинает осмысляться в рамках ресурса будущего регионов, развивая идею о том, что бренды являются источниками социально-­экономического развития субъектов Федерации. При этом доминирующее значение имеют экономическое измерение бренда и тренд в сторону идентификации данного термина с понятием «географические указания».

Ключевые слова

идентичность, бренд, развитие, будущее, регион, политический дискурс, Государственная Дума РФ

Финансирование

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-011-00624 «Будущее России: содержание, смыслы и границы национального согласия».

Библиографические ссылки

  1. Anholt, S. (2006). The Anholt City Brands Index: How the World Views Its Cities. Place Branding, 2, 18–31.
  2. Fadeeva, L.A., Nazukina, M.V. (2020). Institutsionalizatsiya politicheskoy nauki v Rossii: faktory, urovni, rezul’taty (na primere identitarnykh issledovaniy) [Institutionalization of Political Science in Russia: Factors, Levels, Results (in the Example of Identity Studies)]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 201–202. DOI: 10.31249/poln/2020.01.08
  3. Fedotova, N.G. (2015). Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial Identity as a Symbolic Resource of Region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik NovSU. Issue: Liberal Sciences], 7, 105–108.
  4. Kalashnikova, S.K. (2022). Kriterii otsenki effektivnosti simvolicheskoy politiki v kontekste izucheniya praktik regional’noy politiki identichnosti [Criteria for Assessing the Effectiveness of Symbolic Policy in The Context of The Study of Regional Identity Policy Practices]. Yuzhno-rossiiskii zhurnal social’nykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 3, 33–47. DOI: 10.31429/26190567-23-3-33-47
  5. Kotler, F., & Rein, I., & Haider, D. (2005). Marketing gorodov. Privlecheniye investitsiy, predpriyatiy, zhiteley i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Yevropy [Marketing Places Europe. How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe]. SPb: “Stokgol’mskaya shkola ekonomiki”.
  6. Kulakov, S.V. (2019). Territorial’nyy brending kak instrument formirovaniya pozitivnoy regional’noy politicheskoy identichnosti [Territorial Branding as a Tool for Formation of Positive Regional Political Identity]. PolitBook [Politbook], 2, 101–115.
  7. Morozova, E.V., Philippov, D.Ye. (2021). Politika identichnosti na lokal’nom urovne (na primere goroda Yeyska) [Identity Policy at Local Level (The City of Yeysk Case)]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 4(69), 91–97. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-091-097
  8. Morozova, E.V., Miroshnichenko, I.V., Semenenko, I.S. (2020). Razvitiye sel’skikh mestnykh soobshchestv: potentsial politiki identichnosti [Identity Policies in Rural Local Community Development in Russia]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 3, 56–77.
  9. Nazukina, M.V., Sulimov, K.A. (2021). K izmereniyu obraza budushchego v diskurse deputatov Gosudarstvennoy Dumy (na primere territorial’no-politicheskikh predstavleniy). [On Measuring the Image of the Future in the Discourse of the Russian State Duma Deputies (as Based on Territorial-political Representations)]. Ars Administrandi. [Ars Administrandi], 1, 1–18, DOI: 10.17072/2218-9173-2021-1-1-18
  10. Nazukina, M.V. (2022). Regionalizm v “poslaniyakh” glav sub’’yektov RF: diskursivnyy aspekt [Regionalism in the “messages” of the Heads of Subjects of the Russian Federation: A Discursive Perspective]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 68–82. DOI: 10.17976/jpps/2022.02.06
  11. Paasi, A. (2002). Place and Region: Regional Worlds and Words. Progress in Human Geography, 6, 475–485.
  12. Panov, P.V., Sulimov, K.A. (2023). Ideologicheskaya “garmoniya” v Gosudarstvennoy dume: vozniknoveniye, soderzhaniye, granitsy [Ideological “harmony” in the State Duma: Emergence, Content, Boundaries]. Politicheskaya nauka [Political Science], 1, 61–91. DOI: 10.31249/poln/2023.01.03
  13. Semenenko, I.S. (2017). Politika identichnosti: Menyayushchayasya povestka dnya [Identity Politics: A Changing Agenda]. In O.Yu. Malinova Simvolicheskaya politika [Symbolic politics], (21–41). Moskva: INION RAN.
  14. Semenenko, I.S. (2021). Diskursy razvitiya v sotsial’nykh naukakh: v preddverii eticheskogo povorota [Rethinking Development in Social Sciences: on the Threshold of an Ethical Turn]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2, 25–45. DOI: 10.17976/jpps/2021.02.03
  15. Vizgalov, D.V. (2011). Brending goroda [Branding of the City]. Moskva: Fond Institut ekonomiki goroda.