Аннотация
Значение и роль нематериальных ресурсов становятся важной составляющей дискурса будущего, резко повышая задачу выявления потенциала политики развития регионов России. Данная статья направлена на осмысление идентитарных аспектов публичного дискурса депутатов Государственной Думы РФ. В основе исследования лежит идея о том, что публичный политический дискурс — не просто корпус нарративов, но такой практико-ориентированный феномен, который в конечном счете имеет значение для конструирования публичной политики в сфере будущего регионального развития. На примере обращения к лексической единице «бренд региона» автор анализирует основные дискурсы, вокруг которых конституируется значение инструмента брендинга в риторике депутатского корпуса за период 2000–2022 гг. Выделяются три ключевых измерения области дискурсивности (контексты) понятия «бренд региона»: юридическое, маркетинговое и символическое. Определено, что юридический дискурс касается нормотворчества и защиты объектов интеллектуальной собственности. Бренд в экономическом аспекте понимается депутатами как некий знак, логотип, способный индивидуализировать продукцию продавца на рынке. Символические значения бренда связываются с понятием идентичности и нематериальной стороной эффектов от брендирования. Анализ стенограмм ГД РФ позволяет заключить, что в рамках заседаний ГД тема брендирования за анализируемый период увеличивает свое значение. Определено, что она постепенно начинает осмысляться в рамках ресурса будущего регионов, развивая идею о том, что бренды являются источниками социально-экономического развития субъектов Федерации. При этом доминирующее значение имеют экономическое измерение бренда и тренд в сторону идентификации данного термина с понятием «географические указания».
Ключевые слова
Информация о финансировании
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-011-00624 «Будущее России: содержание, смыслы и границы национального согласия».
Библиографические ссылки
Визгалов, Д.В. (2011). Брендинг города. Москва: Фонд Институт экономики города.
Калашникова, С.К. (2022). Критерии оценки эффективности символической политики в контексте изучения практик региональной политики идентичности. Южно-российский журнал социальных наук, 3, 33–47. DOI: 10.31429/26190567-23-3-33-47
Котлер, Ф., Рейн, И., Хайдер, Д. (2005). Маркетинг городов. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: «Стокгольмская школа экономики».
Кулаков, С.В. (2019). Территориальный брендинг как инструмент формирования позитивной региональной политической идентичности. PolitBook, 2, 101–115.
Морозова, Е.В., Мирошниченко, И.В., Семененко, И.С. (2020). Развитие сельских местных сообществ: потенциал политики идентичности. Полис. Политические исследования, 3, 56–77.
Морозова, Е.В., Филиппов, Д.Е. (2021). Политика идентичности на локальном уровне (на примере города Ейска). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 4, 91–97. DOI: 10.21672/1818-510X‑2021-69-4-091-097
Назукина, М.В. (2022). Регионализм в “посланиях” глав субъектов РФ: дискурсивный аспект. Полис. Политические исследования, 2, 68–82. DOI: 10.17976/2022.02.06
Назукина, М.В., Сулимов, К.А. (2021). К измерению образа будущего в дискурсе депутатов Государственной Думы (на примере территориально-политических представлений). Ars Administrandi (Искусство управления), 1, 1–18. DOI: 10.17072/2218-9173-2021-1-1-18
Панов, П.В., Сулимов, К.А. (2023). Идеологическая «гармония» в Государственной думе: возникновение, содержание, границы. Политическая наука, 1, 61–91. DOI: 10.31249/poln/2023.01.03
Семененко, И.С. (2017). Политика идентичности: Меняющаяся повестка дня. В Символическая политика. Вып. 5: Политика идентичности (c. 21–41). Москва: ИНИОН РАН.
Семененко, И.С. (2021). Дискурсы развития в социальных науках: в преддверии этического поворота. Полис. Политические исследования, 2, 25–45. DOI: 10.17976/jpps/2021.02.03
Фадеева, Л.А., Назукина, М.В. (2020). Институционализация политической науки в России: факторы, уровни, результаты (на примере идентитарных исследований). Политическая наука, 1, 201–202. DOI: 10.31249/poln/2020.01.08
Федотова, Н.Г. (2015). Территориальная идентичность как символический ресурс региона. Вестник Новгородского государственного университета, 7, 105–108.
Anholt, S. (2006). The Anholt City Brands Index: How the World Views Its Cities. Place Branding, 2, 18–31.
Paasi, A. (2002). Place and Region: Regional Worlds and Words. Progress in Human Geography, 6, 475–485.