Аннотация
В статье раскрывается проблема использования качественных методов как диагностического инструментария для изучения групповой субъектности семьи. Освещены существующие в теории и практике психологии качественные методы, применимые к исследованию семьи как группового субъекта (интервью, фокус-группы, включенное наблюдение, концептуальное картирование, анализ документов, проективный метод). Рассмотрены основные методы анализа качественных данных, полученных при исследовании групповой субъектности семьи (нарративный, дискурс-анализ, тематический анализ, феноменологический анализ, биографический анализ, кейс-стади). Проведен сравнительный анализ качественных и количественных методов, используемых для диагностики особенностей группового субъекта. Субъектный подход к группе выступает основной методологией исследования. В авторском исследовании, направленном на выявление диагностического потенциала качественных методов при изучении групповой субъектности семьи, использовались в комплексе качественный метод (проективная методика Я. А. Пашковой и К. М. Гайдар «Диагностика способности семьи быть субъектом») и количественный (тест-опросники К. М. Гайдар «Типы групповой субъектности» и «Уровни развития группового субъекта»). В результате эмпирического исследования определены различия в возможности и способности семьи быть субъектом, в типах ее субъектности на разных этапах развития. Результаты исследования частично подтверждают гипотезу: различия в возможности, способности семьи быть субъектом и в уровнях развития рефлексирующего и реального типов субъектности семьи проявляются по-разному на этапах ее формирования и завершения жизни; уровни развития реального типа субъектности отличаются на этапе ее формирования и этапе расцвета, уровни потенциального типа субъектности также различаются на всех этапах развития семьи.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Braun, V. & Clarke, V. (2006). Using Thematic Analysis in Psychology. Qualitative Research in Psychology, 3, 77–101.
Bubnov, A. L. (2019). Opyt proyektivnogo izucheniya sotsial’noy identichnosti gruppy [Experience of the Projective Study of the Social Identity of a Group]. In Sotsial’naya psikhologiya: voprosy teorii i praktiki. Materialy IV Yezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii pamyati M. YU. Kondrat’yeva (13–14 maya 2019 g.) (pp. 36–38) [Social Psychology: Questions of Theory and Practice. Materials of the IVth Annual Scientific and Practical Conference in Memory of M. Yu. Kondratiev (May 13–14, 2019)]. Moskva: FGBOU VO MGPPU.
Bubnov, A. L. (2020). Opyt primeneniya graficheskoy diagnostiki pri izuchenii sotsial’noy identichnosti gruppovogo sub’’yekta [Experience of Using Graphical Diagnostics in Studying the Social Identity of a Group Subject]. In Bubnov (Ed.) Vestnik nauchnoy sessii fakul’teta filosofii i psikhologii [Bulletin of the Scientific Session of the Faculty of Philosophy and Psychology] (c. 51–58). Voronezh: Izd. dom VGU.
Burck, C. (2005). Comparing Qualitative Research Methodologies for Systemic Research: The Use of Grounded Theory, Discourse Analysis and Narrative Analysis. Journal of Family Therapy, 27, 237–262.
Creswell, J. W. (2014). Research Design. Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. Los Angeles: SAGE Publications, Inc.
Gaydar, K. M. (2011). O diagnosticheskikh vozmozhnostyakh proyektivnykh metodik v issledovanii gruppovoy identichnosti [On the Diagnostic Possibilities of Projective Techniques in the Study of Group Identity]. In Bubnov (red.) Vestnik nauchnoy sessii fakul’teta filosofii i psikhologii [Bulletin of the Scientific Session of the Faculty of Philosophy and Psychology] (c. 15–22). Voronezh: Izd. dom VGU.
Gaydar, K. M. (2012a). Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika gruppovogo sub’’yekta: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya vuzov [Socio-Psychological Diagnostics of a Group Subject: An Educational and Methodological Guide for Universities]. Voronezh: IPTS VGU.
Gaydar, K. M. (2012b). Aktual’nyye problemy psikhologicheskoy diagnostiki gruppovogo sub’’yekta [Current Problems of Psychological Diagnostics of Group Subject]. Global’nyy nauchnyy potentsial [Global Scientific Potential], 7(16), 16–18.
Glaser, B. G., Strauss, A. L. & Strutzel, E. (1968). The Discovery of Grounded Theory; Strategies for Qualitative Research. Nursing research, 17(4), 364.
Harlamenkova, N. E. (2014). Analiz edinichnogo sluchaya kak metod issledovaniya lichnosti [Analysis of a Single Case as a Method of Personality Research]. Zhurnal prakticheskogo psikhologa [Journal of the Practical Psychologist], 2, 9–24.
Horoshilov, D. A., Balashova E. Ju. (2018). Kachestvennye metody v social’noy i klinicheskoy psikhologii: prolegomeny k mezhdistsiplinarnomu dialogu [Qualitative Methods in Social and clinical Psychology: Prolegomena to Interdisciplinary Dialogue]. Social’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 9(3), 21–30. DOI: 10.17759/sps.2018090303.
Husserl, Je. (1999). Idei k chistoy fenomenologii i fenomenologicheskoy filosofii [Ideas for pure phenomenology and phenomenological philosophy]. Moskva: DIK.
Kasavin, I. T. (2007). Diskurs-analiz i yego primeneniye v psikhologii [Discourse Analysis and its Application in Psychology]. Voprosy psikhologii [Voprosy psikhologii], 6, 97–119.
Klyuyeva, N. V. (2016). Kachestvennye metody issledovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Qualitative Research Methods: Educational and Methodical Manual]. Jaroslavl’: JarGU.
Miroshnichenko, O. A. (2014). Metodologicheskiye i metodicheskiye problemy issledovaniya aktualizatsii mnogourovnego gruppovogo sub’’yekta v razlichnykh sotsial’nykh usloviyakh [Methodological and Methodical Issues of The Research on Actualization of Multilevel Group Subject Under Different Social Conditions]. Nauchnyy zhurnal KubGAU [Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University], 100(06), 1–18.
Moon, B., Hoffman, R., Novak, J., Canas, A. (2011). Applied Concept Mapping. Capturing, Analyzing, and Organizing Knowledge. Boca Raton-London-New York: CRC Press.
Neuman, W. L. (1991). Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. Boston: Allyn and Bacon.
Pashkova, Ya. A. (2018). Sem’ya kak gruppovoy sub’’yekt: sotsial’no-psikhologicheskiy analiz [Family as a Group Subject: A Socio-Psychological Analysis]. In Aktual’nyye voprosy pedagogiki, psikhologii, sotsiologii. Materialy vtoroy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical Issues of Pedagogy, Psychology, and Sociology. Materials of the Second International Scientific and Practical Conference] (pp. 282–287). Dagestan: DGPU.
Shiutts, A. (2003). Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoy sociologii [The Semantic Structure of the Everyday world: Essays on Phenomenological Sociology]. M.: Institut Fonda “Obshchestvennoe mnenie”.
Sidorenkov, A. V. (2014). Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika malykh grupp. Metodicheskiy instrumentariy: uchebnoye posobiye [Socio-Psychological Diagnostics of Small Groups. Methodological Tools: A Textbook]. Rostov-na-Donu: Izd-vo Yuzhnogo federal’nogo universiteta.
Ulanovskiy, A. M. (2009). Kachestvennye issledovaniya: podhody, strategii, metody [Qualitative Research: Approaches, Strategies, Methods]. Psikhologicheskii zhurnal [Psikhologicheskii zhurnal], 30(2), 18–28.
Zhuravlev, A. L. (2009). Kollektivnyy sub’’yekt: osnovnyye priznaki, urovni i psikhologicheskiye tipy [Collective Subject: Main Features, Levels and Psychological Types]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psikhologicheskiy zhurnal], 30(5), 72–80.