Гармоничность личности и эмоциональный интеллект в контексте регуляторного опыта субъекта
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-3-99-115

Как цитировать

Гусейнов, А.Ш., Молодожников, И.А. (2022). Гармоничность личности и эмоциональный интеллект в контексте регуляторного опыта субъекта. Южно-российский журнал социальных наук, 22(3), 99-115. DOI: 10.31429/26190567-22-3-99-115
Дата поступления 10 августа 2021
Дата принятия 14 сентября 2021
Дата публикации 28 марта 2022
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2022 Александр Шамильевич Гусейнов, Илья Александрович Молодожников

Аннотация

Статья посвящена малоизученной проблеме — выявлению субъектных проявлений произвольной саморегуляции у высококлассных спортсменов, занимающихся капоэйрой. Особое внимание уделено анализу характеристик спортивной деятельности, которая становится формой творческой активности и самореализации, требующей развития личностного начала и субъектности. Обоснована необходимость исследования взаимосвязи осознанной саморегуляции с гармоничностью и эмоциональным интеллектом как значимых факторов саморегуляции. Подобные исследования ранее на выборке капоэйристов высокого класса не проводились. В эмпирическом исследовании принимали участие 100 спортсменов обоего пола (M = 29,8; SD = 6,31). Использованы методики: «Стиль саморегуляции поведения — ССП 98» В. И. Моросановой, «Эмоциональный интеллект» Н. Холла, «Интегральная гармоничность личности ИГЛ‑3» О. И. Моткова. Сквозь призму саморегуляции установлены качественные различия в показателях эмоционального интеллекта и гармоничности у капоэйристов и респондентов, занимающихся контактными единоборствами. Обосновано и доказано, что интегральный показатель эмоционального интеллекта капоэйристов находится на среднем уровне (М = 42,3; SD=22,3), однако капоэйристы превосходят спортсменов, занимающихся контактными единоборствами, в понимании и осознании своих эмоций (t = 6,56; р ≤ 0,05), распознавании эмоций других (t = 3,09; р ≤ 0,05). Соответственно, капоэйристы обладают более развитыми способностями к пониманию своих и чужих эмоций, более гармоничны, чем спортсмены, занимающихся контактными единоборствами. Выявлен регуляторный профиль спортсменов, занимающихся капоэйрой, — гармоничный, или сглаженный. Гармоничный профиль личности является предпосылкой успешности человека в разных видах активности, в том числе и в спортивной деятельности. Обосновано, что эмоциональный интеллект и гармоничность являются ценным субъектным ресурсом саморегуляции. Подчеркивается значимость развития эмоционального интеллекта и гармоничности, позволяющих достигать экстериоризации субъектного потенциала личности и согласованности между личностными ценностями и внешними условиями спортивной деятельности, в рамках которой субъект самореализовывается.

Ключевые слова

осознанная саморегуляция субъектность эмоциональный интеллект гармоничность личности единоборства капоэйра регуляторный опыт

Библиографические ссылки

Ахмедьянова, А.Х. (2020). Формирование гармонично развитой личности средствами национального вида спорта. Гуманитарные исследования, 1(26), 87–89.

Белоконь, В.О. (2021). Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности (Кандидатская диссертация). Краснодар.

Белоконь, В.О., Горская, Г.Б. (2019). Роль эмоционального и социального интеллекта в поддержании психической устойчивости субъектов командной деятельности. Вестник ТвГУ, 4(49), 62–72.

Берилова, Е.И. (2015). Эмоциональный интеллект как фактор стрессоустойчивости у спортсменов разного пола. В Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2, 144–145.

Билалова, Б.М. (2021). Эмоциональный интеллект спортсменов боевых видов спорта. Вестник Дагестанского государственного университета, 36(1), 107–112.

Босенко, Ю.М., Берилова, Е.И. (2015). Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 21(2), 106–110.

Босенко, Ю.М., Распопова, А.С. (2017). Личностные регуляторы эмоциональной сферы спортсменов юношеского возраста. Физическая культура, спорт — наука и практика, 2, 94–98.

Горская, Г.Б. (2004). Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности. Теория и практика физической культуры, 8, 47–48.

Горская, Г.Б. (2015). Долговременные регуляторы психической напряженности как фактор конкурентоспособности спортсменов высокого класса. В Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сборник научных трудов. Майкоп: ООО «Электронные издательские технологии» (c. 90–97). Майкоп: Электронные издательские технологии.

Гусейнов А.Ш. Шиповская В.В. (2019). Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности. Физическая культура, спорт — наука и практика, 2, 85–90.

Гусейнов, А.Ш. (2013). Личностные детерминанты саморегуляции спортсменов, склонных к протестной активности. Физическая культура, спорт — наука и практика, 4, 74–78.

Гусейнов, А.Ш. (2015). Психологический анализ систем противоречий, характерных для субъекта, включенного в спортивную деятельность. Физическая культура, спорт — наука и практика, 1, 43–51.

Гусейнов, А.Ш. (2016). Новые тенденции развития психологии спорта: субъектно-бытийный подход. В Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (25–27 ноября 2016 г., г. Краснодар) (с. 62–71). Краснодар: ФГБОУ ВО КГУФКСТ.

Гусейнов, А.Ш. (2018). Психологические предикторы саморегуляции спортсменов. В Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 1, 257–258.

Гусейнов, А.Ш., Шиповская, В.В. (2020). Личностная незрелость и низкая психологическая культура как показатели ложной субъектности. Казанский педагогический журнал, 6, 250–257.

Гусейнов, А.Ш., Шиповская, В.В. (2021). Развитие психологических представлений о гармоничности личности. Гуманизация образования, 5, 90–104.

Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.

Киселева, Т.С. (2015). Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых (Кандидатская диссертация). Москва: ИП РАН.

Леонтьев Д.А. (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл.

Леонтьев, Д.А. (2011). Новые ориентиры в психологии: от необходимого к возможному. Вопросы психологии, 1, 3–43.

Леонтьев, Д.А. (2016). Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. Сибирский психологический журнал, 62, 18–37.

Люсин, Д.В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сборник статей (с. 29–36). М.: Изд-во ИП РАН.

Молодожников, И.А. Гусейнов, А.Ш. (2021). Осознанная саморегуляция и преодолевающее поведение как ресурсы успешности профессиональных капоэйристов. Физическая культура, спорт — наука и практика, 1, 52–56.

Молодожников, И.А., Гусейнов, А.Ш. (2019). Особенности произвольной саморегуляции спортсменов, занимающихся капоэйрой. Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации, 1, 249–251.

Моросанова, В.И. и др. (2011). Психология саморегуляции в XXI веке. СПб.; М.: Нестор-История.

Моросанова, В.И. (2012). Саморегуляция и индивидуальность человека. Москва: Наука.

Мотков, О.И. (2020). Исследование гармоничности личности. М.: РУСАЙНС.

Осницкий, А.К. (2007). Регуляция деятельности и направленность личности. М.: Московский экономико-лингвистический институт.

Осницкий, А.К. (2009) Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1. Психологические исследования, 5(7), 3.

Рябикина, З.И., Ожигова, Л.Н., Фоменко, Г.Ю. (2013). Развитие идей субъектного подхода в исследованиях психологов Кубанского Государственного университета. Психологический журнал, 34(2), 60–69.

Сергиенко, Е.А. (2011) Контроль поведения с позиций системно-субъектного подхода. В Психология саморегуляции в XXI веке (с. 188–203). СПб.; М.: Нестор-История.

Совмиз, З.Р. (2017). Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности (Кандидатская диссертация). Краснодар.

Совмиз, З.Р. (2016). Эмоциональный интеллект как личностный регулятор копинг-стратегий субъектов групповой деятельности. В Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Материалы IV Международной научной конференции (c. 259–261). Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова.

Совмиз, З.Р. (2017). Психологические ресурсы индивидуальных и групповых стратегий преодоления стресса субъектами командной деятельности. Общество: социология, психология, педагогика, 5, 71–74.

Фоменко, Г.Ю. (2006). Личность в экстремальных условиях: Два модуса бытия. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.

Batinic, T. Batinic, V., et al. (2014). Differences in Emotional Competence Between Individual and Team Sports Athletes. In 7th International Scientific Conference on Kinesiology: Fundamental and Applied Kinesiology –Steps forward (pp. 552–555).

Thatcher, J., Jones, M., & Lavallee, D. (Eds). (2011). Coping and Emotion in Sport. Second Edition. London, New York.

Friis-Thing, L. (2001). The Female Warrior: Meanings of Play-aggressive Emotions in Sport. International Review for the Sociology of Sport, 36, 275–288.

Harre, R. (1983). Personal Being: A Theory for Individual Psychology. Oxford: Blackwell.

Lane, A.M., Thelwell, R., Devonport, T.J., (2009). Emotional Intelligence and Mood States associated with Optimal Performance. Electronic Journal of Applied Psychology: General Articles, 5(1), 67–73.

Mayer, J.D., Caruso, D.R., Salovey, P. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 8(4), 1–11.

Meyer, B., Fletcher, T.B. (2007). Emotional Intelligence: A Theoretical Overview and Implications for Research and Professional Practice in Sport Psychology. Journal of Applied Sport Psychology, 19, 1–15.

Puig, N., Vilanova, А. (2011). Positive Functions of Emotions in Achievement Sports. Research Quarterly for Exercise and Sport, 82(2), 334–344.

Schneider, W.J., Newman D.A. (2015). Intelligence is Multidimensional: Theoretical Review and Implications of Specific Cognitive Abilities. Human Resource Management Review, 25(1), 12–27.

Soflu, G.H., Esfahani, N., Assadi, H. (2011). The Comparison of Emotional Intelligence and Psychological Skills and Their Relationship with Experience among Individual and Team Athletes in Superior League. Social and Behavioral Sciences, 30, 2394–2400.

Статистика скачивания

Нет статистики