Аннотация
Требования к профессионально важным качествам военного летчика возрастают в соответствии со стремительным развитием военной авиационной техники. Доказано, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития профессионально важных качеств специалиста. Важна их структурно-иерархическая организация. Теоретико-методологической основой исследования выступила концепция профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика Д. В. Гандера, В. А. Пономаренко и др. В рамках данной концепции прогноз профессиональной надежности и адаптации к профессиональной деятельности осуществляется на основе оценки профессионально важных качеств военного летчика. В работе приведены результаты исследования личностной группы профессионально важных качеств военного летчика. Представленная работа является частью лонгитюдного исследования и посвящена анализу результатов исследования структуры профессионально важных качеств курсантов третьего года обучения с учетом результатов исследований структуры профессионально важных качеств курсантов первого и второго курсов под влиянием образовательной среды. Полученные результаты показали, что третьекурсники имеют наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Характер отличается социальной активностью, энергичностью, стремлением к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявлением склонности к соперничеству, ориентированностью на себя, настойчивостью и упорством. Для них не составляет труда обретение новых друзей; материально-обеспеченная жизнь имеет высокую значимость. Корреляционный анализ выявил семь системообразующих из исследуемых параметров. Ими явились особенности личности респондентов: экстраверсия, коммуникативность, эгоистичность, спонтанность, авторитарность, агрессивность, важная ценность «материально обеспеченная жизнь», соединенных между собой прямыми корреляционными связями. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности личностных характеристик, респонденты, принявшие участие в исследовании, имеют наглядно-образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых с курсантами в процессе психологического сопровождения обучения летного состава.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Айзенк, С. (2004). Проверьте свой экстрасенсорный IQ. М.: ЭКСМО.
Бодров, В.А. (ред.) (2004). Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ. 2003.
Бодров, В.А. (cост.) (2007). Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ; Логос.
Бодров, В.А. (2001). Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ.
Ворона, А.А., Гандер, Д.В., Пономаренко, В.А. (2003). Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М.: Военное издательство.
Ворона, А.А., Пономаренко, В.А. (ред.) (1992). Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ. М.: Военное издательство.
Гарбузов, В.И. (1994). Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера».
Григорьев, М.В., Макаревская, Ю.Э. (2017). Личностные особенности подчиненных и предпочитаемый ими стиль управления (на примере военнослужащих). Человек. Сообщество. Управление, 18 (4), 150–161.
Королева, Т.П. (2015). Психологические профессионально важные качества: системный подход. Краснодар: ИП Дедкова С.А.
Королева, Т.П., Щербакова Е.А. (2018). Психологические особенности курсантов в связи с различиями по критериям «минимальные мозговые дисфункции» и «минимальные повреждения мозга». Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал, 1.
Крачко, Э.А. (2013). Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации (Канд. диссертация). Санкт-Петербург.
Лазуткин, В.И., Жильцов В. А, Зараковский Г.М., Островский Н.П. (ред.) (2005). Методики военного профессионального психологического отбора. М.: Военное издательство.
Лукинова, М.Г. (2017). Особенности соотношения ценностей курсантов разных лет набора. В О.В. Киреева, Е.В. Улько, Л.Н. Ожигова, Н.Н. Лупенко (ред.) Материалы XVII Всероссийской науч.-практ. конф. Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Психология (86–91). Краснодар: Кубанский гос. Ун-т.
Лукинова, М.Г., Мальчинский Ф.В., Михайлова А.А., Некрасов С.Д., Щербакова Е.А. (2016). Разработка методики дифференциации курсантов по родам авиации: первый этап. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.
Лукинова, М.Г., Щербакова, Е.А., Михайлова, А.А., Колесниченко, В.И. (2017). Анализ исследования структуры личностной группы ПВК курсантов первого года обучения. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VIII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.
Мальчинский, Ф.В. (2010). Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта (Канд. диссертация). Краснодар.
Надеждина, В. (ред.) (2011). Практическая психодиагностика. Тесты и методики. Минск: Харвест.
Фанталова, Е.Б. (2011). Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика. Мир психологии, 2 (66), 228–243.
Фоменко, Г.Ю. (2017). Самоопределение личности: субъектно-бытийная интерпретация. Человек. Сообщество. Управление, 18 (2), 101–119.
Щербакова, Е.А. (2011). Связь образа родителей с адаптивностью личности (Канд. диссертация). Краснодар.
Щербакова, Е.А. (2013). Сравнительный анализ летчиков различных родов авиации. В С.Д. Некрасов (ред.) Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. Ун-т; Просвещение-Юг.
Щербакова, Е.А. (2017). Теоретические предпосылки исследования АКМЕ военного летчика в рамках деятельности научной школы В Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникова, Т.А. Попова (ред.) Профессионально-личностное развитие курсантов авиационного вуза. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ: Электронный сборник материалов XXII симпозиум. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО».
Щербакова, Е.А., Ожигова, Л.Н. (2017). Военный летчик: от профессиональной пригодности к пониманию экзистенциальности бытия личности профессионала. В А.А. Таганова, С.А. Павлова, И.С. Нестеренко, Н.А. Деева, А.С. Бондаренко, А.С. Осипова (ред.) Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2017 г. Краснодар: Краснодарский университет МВД России.
Щербакова, Е.А., Ожигова, Л.Н. (2016). Военный летчик: системный подход к исследованию личности, занятой в экстремальной профессиональной деятельности. В И.Б. Шуванова, В.В. Знакова, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, В.Ф. Енгалычева, Ю.Э. Макаревская (ред.) Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков. Сборник материалов VII Всероссийского научного семинара, г. Сочи, 9–10 сентября 2016 г. Министерство образования РФ; Соч. гос. унт; Соц.-пед. ф-т СГУ; Сочи: СГУ.
Kyrpenko, V.N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities’ Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10–13.
Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763–777. DOI: 10.1177/0018720818771904
Wiegmann, D.A., & Shappell, S.A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.