Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств
PDF
HTML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164

Как цитировать

Лукинова, М.Г., Щербакова, Е.А. (2019). Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств. Южно-российский журнал социальных наук, 20(1), 152-164. DOI: 10.31429/26190567-20-1-152-164
Дата поступления 14 декабря 2018
Дата принятия 25 января 2019
Дата публикации 23 марта 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Марина Геннадьевна Лукинова, Елена Алексеевна Щербакова

Аннотация

Требования к профессионально важным качествам военного летчика возрастают в соответствии со стремительным развитием военной авиационной техники. Доказано, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития профессионально важных качеств специалиста. Важна их структурно-­иерархическая организация. Теоретико-­методологической основой исследования выступила концепция профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика Д. В. Гандера, В. А. Пономаренко и др. В рамках данной концепции прогноз профессиональной надежности и адаптации к профессиональной деятельности осуществляется на основе оценки профессионально важных качеств военного летчика. В работе приведены результаты исследования личностной группы профессионально важных качеств военного летчика. Представленная работа является частью лонгитюдного исследования и посвящена анализу результатов исследования структуры профессионально важных качеств курсантов третьего года обучения с учетом результатов исследований структуры профессионально важных качеств курсантов первого и второго курсов под влиянием образовательной среды. Полученные результаты показали, что третьекурсники имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Характер отличается социальной активностью, энергичностью, стремлением к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявлением склонности к соперничеству, ориентированностью на себя, настойчивостью и упорством. Для них не составляет труда обретение новых друзей; материально-­обеспеченная жизнь имеет высокую значимость.  Корреляционный анализ выявил семь системообразующих из исследуемых параметров. Ими явились особенности личности респондентов: экстраверсия, коммуникативность, эгоистичность, спонтанность, авторитарность, агрессивность, важная ценность «материально обеспеченная жизнь», соединенных между собой прямыми корреляционными связями. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности личностных характеристик, респонденты, принявшие участие в исследовании, имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при проведении коррекционно-­развивающих мероприятий, проводимых с курсантами в процессе психологического сопровождения обучения летного состава.

Ключевые слова

профессионально важные качества структура профессионально важных качеств психолого-­педагогическое сопровождение курсанты-­летчики

Библиографические ссылки

Aizenk, S. (2004). Prover’te svoi ekstrasensornyi IQ [Check Your Extrasensory IQ]. M.: EKSMO.

Bodrov, V. A. (2001). Psikhologiia professional’noi prigodnosti [Psychology of professional aptitude]. M.: PER SE.

Bodrov, V. A. (Comp.) (2007). Psikhologicheskie osnovy professional’noi deiatel’nosti [Psychological Foundations of Professional Activity]. M.: PER SE; Logos.

Bodrov, V. A. (Ed.) (2003). Praktikum po differentsial’noi psikhodiagnostike professional’noi prigodnosti [Tutorial on Differential Psychodiagnostics of Aptitude Test]. M.: PER SE.

Fantalova, E. B. (2011). Uroven’ sootnosheniia “tsennosti” i “dostupnosti” v razlichnykh zhiznennykh sferakh: psikhometricheskoe issledovanie pokazatelei. Metodika [The Level of Correlation Between “Value” and ‘Accessibility’ in Different Life Spheres: a Psychometric Research of the Indexes. Methodology]. Mir psikhologii [The World of Psychology], 2 (66), 228-243.

Fomenko, G. Iu. (2017). Samoopredelenie lichnosti: sub”ektno-bytiinaia interpretatsiia [Self-Determination of a Personality: Subjective-Existential Interpretation]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (2), 101-119.

Garbuzov, V. I. (1994). Prakticheskaia psikhoterapiia ili kak vernut’ rebenku i podrostku uverennost’ v sebe, istinnoe dostoinstvo i zdorov’e [Practical Psychotherapy or, How to Revive Self-Assurance, True Dignity and Health in Children and Teenagers]. SPb.: AO “Sfera”.

Grigor’ev, M. V., Makarevskaia, Iu. E. (2017). Lichnostnye osobennosti podchinennykh i predpochitaemyi imi stil’ upravleniia (na primere voennosluzhashchikh) [Personal Characteristics of Subordinates and Their Preferred Management Style (on the Example of the Military Personnel)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (4), 150-161.

Koroleva, T. P. (2015). Psikhologicheskie professional’no vazhnye kachestva: sistemnyi podkhod [Psychological Professionally Indispensable Qualities: a Systemic Approach]. Krasnodar: IP Dedkova S. A.

Koroleva, T. P., Shcherbakova, E. A. (2018). Psikhologicheskie osobennosti kursantov v sviazi s razlichiiami po kriteriiam “minimal’nye mozgovye disfunktsii” i “minimal’nye povrezhdeniia mozga” [Psychological Specificity of the Cadets Differing Along the ‘Minimal Brain Dysfunctions’ and ‘Minimal Brain Damages” Criteria]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 1.

Krachko, E. A. (2013). Psikhofiziologicheskie kriterii raspredeleniia kursantov voennogo aviatsionnogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniia po rodam aviatsii [Psychophysiological Сriteria of Distribution for the Cadets of a Military Aviation School According to Branches of Aviation]. (Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.

Kyrpenko, V. N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities’ Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10-13.

Lazutkin, V. I., Zhil’tsov, V. A, Zarakovskii, G. M., Ostrovskii, N. P. (Eds.) (2005). Metodiki voennogo professional’nogo psikhologicheskogo otbora [Professional Military Psychological Selection Techniques]. Moskva, Voennoe izdatel’stvo.

Lukinova, M. G. (2017). Osobennosti sootnosheniia tsennostei kursantov raznykh let nabora [The Specificity of the Ration of Values for the Cadets of the Different Years of Admission]. In O. V. Kireeva, E. V. Ul’ko, L. N. Ozhigova, N. N. Lupenko (Eds.) Aprel’skie tezisy: Materily XVII Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie: vzgliad molodogo issledovatelia. Psikhologiia [The April Theses: Readings of the XVIIth All-Russian Scientific and Practical Conference’ Man. Community. Government’: a Young Researcher’s View. Psychology] (86–91). Krasnodar: Kubanskii gos. Un-t.

Lukinova, M. G., Mal’chinskii, F. V., Mikhailova, A. A., Nekrasov, S.D., Shcherbakova, E.A. (2016). Razrabotka metodiki differentsiatsii kursantov po rodam aviatsii: pervyi etap [Developing the Techniques for Differentiating Cadets According to Types of Aviation: the First Stage]. In Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy VII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Being. Materials of the VIIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.

Lukinova, M. G., Shcherbakova, E. A., Mikhailova, A. A., Kolesnichenko, V. I. (2017). Analiz issledovaniia struktury lichnostnoi gruppy PVK kursantov pervogo goda obucheniia [The Analysis of the Research of the Personality Group of the First-Year Cadets]. In Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy VIII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the VIIIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.

Mal’chinskii, F. V. (2010). Lichnostno-znachimye orientiry vntrennei pozitsii lichnosti kursanta [Personally Indispensable Cues for Inner Structure of a Cadet’s Personality]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.

Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763-777. DOI: 10.1177/0018720818771904

Nadezhdina, V. (Ed.) (2011). Prakticheskaia psikhodiagnostika. Testy i metodiki [Practical Psycho Diagnostics. Tests and Techniques]. Minsk: Kharvest.

Shcherbakova, E. A. (2011). Sviaz’ obraza roditelei s adaptivnost’iu lichnosti [The Connection Between the Parents’ Image and a Person’s Adaptability]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.

Shcherbakova, E. A. (2013). Sravnitel’nyi analiz letchikov razlichnykh rodov aviatsii [A Comparative Analysis of the Pilots from Different Branches of Aviation]. In S. D. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the IVth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: VUNTs VVS “VVA”, Kubanskii gos. Un-t; Prosveshchenie-Iug.

Shcherbakova, E. A. (2017). Teoreticheskie predposylki issledovaniia AKME voennogo letchika v ramkakh deiatel’nosti nauchnoi shkoly “Professional’no-lichnostnoe razvitie kursantov aviatsionnogo vuza” [Theoretical Premises for the Research of a Military Pilot’s Peak Within the Scope of Scientific Activity of the School “Professional and Personal Development of Aviation Institution Cadets”]. In G. A. Vaizer, N. V. Kisel’nikovoi, T. A. Popovoi (Eds.) Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i AKME: Elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [The Psychological Problems of Life Sense and AKME: Electronic Collection of Materials of the XXII Symposium] M.: FGBNU “Psikhologicheskii institut RAO”.

Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2016). Voennyi letchik: sistemnyi podkhod k issledovaniiu lichnosti, zaniatoi v ekstremal’noi professional’noi deiatel’nosti [Military Pilot: a Systemic Approach to the Research of a Person in Some Extreme Professional Activity]. In I. B. Shuvanova, V. V. Znakova, Z. I. Riabikina, G. Iu. Fomenko, V. F. Engalycheva, Iu. E. Makarevskaia Psikhologiia bezopasnosti i psikhologicheskaia bezopasnost’: problemy vzaimodeistviia teoretikov i praktikov. Sbornik materialov VII Vserossiiskogo nauchnogo seminara [Psychology of Safety and Psychological Safety: Problems of Interaction of Theoreticians and Practitioners. Collection of materials of the VIIth All-Russian Scientific Seminar]. Ministerstvo obrazovaniia RF; Soch. gos. unt; Sots.-ped. f-t SGU; Sochi: SGU.

Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2017). Voennyi letchik: ot profess sional’noi prigodnosti k ponimaniiu ekzistentsial’nosti bytiia lichnosti professional [Military Pilot: from Professional Aptitude to Understanding the Existence of Being of a Professional]. In A. A. Taganova, S. A. Pavlova, I. S. Nesterenko, N. A. Deeva, A. S. Bondarenko, A. S. Osipova (Eds.) Formirovanie professional’no znachimykh kachestv sotrudnikov politsii. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Formation of the Professionally Indispensable Qualities in Law Enforcement Officers. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Krasnodar: Krasnodarskii universitet MVD Rossii.

Vorona, A. A., Gander, D. V., Ponomarenko V. A. (2003). Teoriia i praktika psikhologicheskogo obespecheniia letnogo truda [Theory and Practice of Psychological Maintenance in Flying Work]. M.: Voennoe izdatel’stvo

Vorona, A. A., Ponomarenko, V. A. (Eds.) Formirovanie i razvitie professional’no vazhnykh kachestv u kursantov v protsesse obucheniia v VVAUL [Formation and Development of Cadets’ Professionally Indispensable Qualities in the Process of Learning at VVAUL]. M.: Voennoe izdatel’stvo.

Wiegmann, D. A., & Shappell, S. A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.

Статистика скачивания

Нет статистики