Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164

Как цитировать

Лукинова, М.Г., Щербакова, Е.А. (2019). Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств. Южно-российский журнал социальных наук, 20(1), 152-164. DOI: 10.31429/26190567-20-1-152-164
Дата поступления 14 декабря 2018
Дата принятия 25 января 2019
Дата публикации 23 марта 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Марина Геннадьевна Лукинова, Елена Алексеевна Щербакова

Аннотация

Требования к профессионально важным качествам военного летчика возрастают в соответствии со стремительным развитием военной авиационной техники. Доказано, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития профессионально важных качеств специалиста. Важна их структурно-­иерархическая организация. Теоретико-­методологической основой исследования выступила концепция профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика Д. В. Гандера, В. А. Пономаренко и др. В рамках данной концепции прогноз профессиональной надежности и адаптации к профессиональной деятельности осуществляется на основе оценки профессионально важных качеств военного летчика. В работе приведены результаты исследования личностной группы профессионально важных качеств военного летчика. Представленная работа является частью лонгитюдного исследования и посвящена анализу результатов исследования структуры профессионально важных качеств курсантов третьего года обучения с учетом результатов исследований структуры профессионально важных качеств курсантов первого и второго курсов под влиянием образовательной среды. Полученные результаты показали, что третьекурсники имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Характер отличается социальной активностью, энергичностью, стремлением к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявлением склонности к соперничеству, ориентированностью на себя, настойчивостью и упорством. Для них не составляет труда обретение новых друзей; материально-­обеспеченная жизнь имеет высокую значимость.  Корреляционный анализ выявил семь системообразующих из исследуемых параметров. Ими явились особенности личности респондентов: экстраверсия, коммуникативность, эгоистичность, спонтанность, авторитарность, агрессивность, важная ценность «материально обеспеченная жизнь», соединенных между собой прямыми корреляционными связями. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности личностных характеристик, респонденты, принявшие участие в исследовании, имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при проведении коррекционно-­развивающих мероприятий, проводимых с курсантами в процессе психологического сопровождения обучения летного состава.

Ключевые слова

профессионально важные качества структура профессионально важных качеств психолого-­педагогическое сопровождение курсанты-­летчики

Библиографические ссылки

Айзенк, С. (2004). Проверьте свой экстрасенсорный IQ. М.: ЭКСМО.

Бодров, В.А. (ред.) (2004). Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ. 2003.

Бодров, В.А. (cост.) (2007). Психологические основы профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ; Логос.

Бодров, В.А. (2001). Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ.

Ворона, А.А., Гандер, Д.В., Пономаренко, В.А. (2003). Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М.: Военное издательство.

Ворона, А.А., Пономаренко, В.А. (ред.) (1992). Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ. М.: Военное издательство.

Гарбузов, В.И. (1994). Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: АО «Сфера».

Григорьев, М.В., Макаревская, Ю.Э. (2017). Личностные особенности подчиненных и предпочитаемый ими стиль управления (на примере военнослужащих). Человек. Сообщество. Управление, 18 (4), 150–161.

Королева, Т.П. (2015). Психологические профессионально важные качества: системный подход. Краснодар: ИП Дедкова С.А.

Королева, Т.П., Щербакова Е.А. (2018). Психологические особенности курсантов в связи с различиями по критериям «минимальные мозговые дисфункции» и «минимальные повреждения мозга». Общество: социология, психология, педагогика. Научный журнал, 1.

Крачко, Э.А. (2013). Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации (Канд. диссертация). Санкт-Петербург.

Лазуткин, В.И., Жильцов В. А, Зараковский Г.М., Островский Н.П. (ред.) (2005). Методики военного профессионального психологического отбора. М.: Военное издательство.

Лукинова, М.Г. (2017). Особенности соотношения ценностей курсантов разных лет набора. В О.В. Киреева, Е.В. Улько, Л.Н. Ожигова, Н.Н. Лупенко (ред.) Материалы XVII Всероссийской науч.-практ. конф. Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Психология (86–91). Краснодар: Кубанский гос. Ун-т.

Лукинова, М.Г., Мальчинский Ф.В., Михайлова А.А., Некрасов С.Д., Щербакова Е.А. (2016). Разработка методики дифференциации курсантов по родам авиации: первый этап. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.

Лукинова, М.Г., Щербакова, Е.А., Михайлова, А.А., Колесниченко, В.И. (2017). Анализ исследования структуры личностной группы ПВК курсантов первого года обучения. В Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы VIII Всерос. науч. практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: Куб. гос. ун-т; КВВАУЛ; Краснодарский ун-т МВД России.

Мальчинский, Ф.В. (2010). Личностно-значимые ориентиры внутренней позиции личности курсанта (Канд. диссертация). Краснодар.

Надеждина, В. (ред.) (2011). Практическая психодиагностика. Тесты и методики. Минск: Харвест.

Фанталова, Е.Б. (2011). Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика. Мир психологии, 2 (66), 228–243.

Фоменко, Г.Ю. (2017). Самоопределение личности: субъектно-бытийная интерпретация. Человек. Сообщество. Управление, 18 (2), 101–119.

Щербакова, Е.А. (2011). Связь образа родителей с адаптивностью личности (Канд. диссертация). Краснодар.

Щербакова, Е.А. (2013). Сравнительный анализ летчиков различных родов авиации. В С.Д. Некрасов (ред.) Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием). Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. Ун-т; Просвещение-Юг.

Щербакова, Е.А. (2017). Теоретические предпосылки исследования АКМЕ военного летчика в рамках деятельности научной школы В Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникова, Т.А. Попова (ред.) Профессионально-личностное развитие курсантов авиационного вуза. Психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ: Электронный сборник материалов XXII симпозиум. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО».

Щербакова, Е.А., Ожигова, Л.Н. (2017). Военный летчик: от профессиональной пригодности к пониманию экзистенциальности бытия личности профессионала. В А.А. Таганова, С.А. Павлова, И.С. Нестеренко, Н.А. Деева, А.С. Бондаренко, А.С. Осипова (ред.) Формирование профессионально значимых качеств сотрудников полиции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 20 апр. 2017 г. Краснодар: Краснодарский университет МВД России.

Щербакова, Е.А., Ожигова, Л.Н. (2016). Военный летчик: системный подход к исследованию личности, занятой в экстремальной профессиональной деятельности. В И.Б. Шуванова, В.В. Знакова, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, В.Ф. Енгалычева, Ю.Э. Макаревская (ред.) Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков. Сборник материалов VII Всероссийского научного семинара, г. Сочи, 9–10 сентября 2016 г. Министерство образования РФ; Соч. гос. унт; Соц.-пед. ф-т СГУ; Сочи: СГУ.

Kyrpenko, V.N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities’ Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10–13.

Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763–777. DOI: 10.1177/0018720818771904

Wiegmann, D.A., & Shappell, S.A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.

Статистика скачивания

Нет статистики