Стратегии политической коммуникации студенческой молодежи
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Политические институты и процессы

УДК

323-057.87

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-26-2-72-83

Как цитировать

Бабаджанян, П.А. (2025). Стратегии политической коммуникации студенческой молодежи. Южно-российский журнал социальных наук, 26(2), 72-83. DOI: 10.31429/26190567-26-2-72-83
Дата поступления 20 марта 2025
Дата принятия 25 апреля 2025
Дата публикации 30 июня 2025
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Бабаджанян П.А.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности политической коммуникации современной студенческой молодежи в условиях цифровой трансформации общества. Цель исследования — выявление основных стратегий политической коммуникации и причин, способствующих как политической активности, так и сознательному неучастию студентов в условиях цифровой трансформации общества. На основе проведенного исследования, включавшего серию фокус-­групп с молодёжью и глубинных интервью с экспертами, были выявлены стратегии политической коммуникации молодого поколения: участие и неучастие. Особое внимание уделяется феномену сознательного неучастия в традиционных политических процессах, который нередко ошибочно трактуется как проявление аполитичности. Исследование демонстрирует, что современные студенты вырабатывают собственные стратегии взаимодействия с политической системой, часто отдавая предпочтение цифровым формам гражданской активности. Так, при формальном неучастии в традиционных политических практиках (выборы, партийная деятельность) студенты демонстрируют высокий уровень политической рефлексии и активно используют альтернативные каналы влияния, преимущественно цифровые. Было установлено, что стратегии неучастия носят дифференцированный характер и включают три основные формы: пассивное уклонение, ситуативное избегание и осознанный протестный абсентеизм. При этом наблюдаются сложные процессы трансформации политической идентичности, сочетающие элементы как участия, так и осознанного дистанцирования от формальных политических институтов. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на природу политической коммуникации современной студенческой молодежи, показывая, что внешнее неучастие может скрывать глубокую политическую рефлексию и поиск альтернативных способов влияния на общественные процессы. Работа вносит вклад в понимание эволюции поведения в цифровую эпоху и предлагает новые подходы к изучению политического коммуникации молодого поколения.

Ключевые слова

политическая коммуникация студенческая молодежь политическое неучастие гражданская активность уклонение избегание абсентеизм

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке правительства Ярославской области в рамках научного проекта №11НП/2024.

Библиографические ссылки

Васильева, О.Б., Погодина, О.А. (2022). Процесс политической социализации как механизм формирования поддержки политической системы. Педагогическое образование и наука, 2, 7–12. DOI: 10.56163/2072-2524-2022-2-7-12

Еремина, И.С. (2012). Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 9. 61.

Зинуров, Э.А. (2023). Ценностно-рациональное поведение студенческой молодежи как отражение социокультурной ситуации в обществе. Управление устойчивым развитием, 5(48), 54–61. DOI: 10.55421/2499992X_2023_5_54

Зубок Ю.А. (2020). Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 4–12.

Карлаков, В.С. (2019). Политические институты в контексте институционального и неоинституционального подходов. Modern Science, 5–3, 152–156.

Косач, Г.Е. (2021). Рационализация выбора молодежью стратегий занятости в условиях изменяющегося общества. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 4, 275–279. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-275-279

Мелихов, Г.В. (2017). Неучастие как социально-значимое действие. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 1(21), 43–53.

Миронова, Т.А. (2017). Основные направления политической коммуникации студенческой молодежи. Этносоциум и межнациональная культура, 12(114), 104–111.

Николаев, М.В. (2020). Некоторые аспекты формирования гражданственности обучающихся в цифровом обществе. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 4(67), 126–132 DOI: 10.26105/SSPU.2020.40.79.013

Парфенова, Ю.В. (2016). Новые формы политического участия в условиях общества, основанного на знании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2, 63–71. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.20663

Пустовойт, Ю.А., Пель В.С., Коба С.М. (2022). Теории поколений о факторах социально-политической динамики. Реконструкция теоретического поля. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 13(2), 144–158, DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-2-144-158

Пустошинская, О.С. (2023). Множественная гражданственность как производная постсовременности. PolitBook, 1, 87–106.

Расторгуев, С.В. (2023). Политическая идентичность и политическая культура современной российской молодежи. Власть, 31(4), 126–131. DOI: 10.31171/vlast.v31i4.9702

Соколов, А.В., Миронова, С.В. (2023). Специфика онлайн-коммуникации студентов с вузом в социальных сетях и мессенджерах. Социальные и гуманитарные знания, 9(2), 152–175. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-152-175

Соколов, А.В. Фролов А.А., Бабаджанян П.А. (2024). Уклонение студенческой молодежи от общественно-политической активности: причины, формы и способы вовлечения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 26(2), 389–405. DOI: 10.22363/2313-1438-2024-26-2-389-405

Abdulla, S.M. (2022). The concepts of deictic shift theory and discourse theory of silencing. Education Quarterly Reviews, 5(1). DOI: 10.31014/aior.1993.05.01.441

Drury, J. (2020). Recent Developments in the Psychology of Crowds and Collective Behaviour. Current Opinion in Psychology, 35, 12–16. DOI: 10.1016/j.copsyc.2020.02.005

Inglehart, R.F., Baker, W. (2000). Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values. American Sociological Review, 65(1), 19–51. DOI: 10.2307/2657288

Özdemir, S.B., Stattin, H, Özdemir, M. (2016). Youth’s Initiations of Civic and Political Discussions in Class: Do Youth’s Perceptions of Teachers’ Behaviors Matter and Why? Journal of Youth and Adolescence, 45(11), 2233–2245. DOI: 10.1007/s10964-016-0525‑z

Статистика скачивания

Нет статистики