Аннотация
В статье подчеркивается, что развитие цифрового пространства требует изучения удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». В статье отмечается, что бытие в цифровом мире оказывает влияние на феноменологию психологии внешнего облика. В ней констатируется, что внешний облик включен в бытие человека, имеет определенную ценность и значимость в различных контекстах жизнедеятельности; является объектом отношений. В статье приводится исследование, выполненное на основе «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Гипотеза исследования: могут существовать разнонаправленные взаимосвязи между самооценками, оценками значимости внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью. Методы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Панина, 1993); опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (Лабунская, Сериков, 2018), модифицированный вариант опросника С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (1999), анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). В исследовании приняли участие 86 молодых людей — студентов (М возраста = 20,07), среди них 43 мужчины и 43 женщины. Результаты исследования подтверждают гипотезу: тенденция снижения удовлетворенности жизнью коррелирует с повышением значимости и ценности внешнего облика, обеспокоенности им. Тенденция повышения удовлетворенности жизнью коррелирует с более высокой удовлетворенностью внешним обликом и самооценками внешнего облика. Заключение. Разнонаправленные взаимосвязи между самооценками внешнего облика, оценками значимости, ценности внешнего облика и уровнями удовлетворенности жизнью соответствуют логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой модели.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, (проект № 17-18-01260) «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в молодежной среде».
Библиографические ссылки
Белугина, Е.В. (2003). Особенности отношения к своему внешнему облику в период середины жизни (Кандидатская диссертация), Ростов-на-Дону.
Бубнова, С.С. (1999). Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. Психологический журнал, 20(5), 38–44.
Варлашкина, Е.А. (2012). Особенности образа физического «я» и удовлетворенности жизнью у женщин с разным уровнем активности ухода за внешностью. Вестник Омского университета, Серия «Психология», 1, 4–10.
Габдулина, Л.И. (2003). Жизненная удовлетворенность, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ориентациями личности. Северо-Кавказский психологический вестник, 1, 59–64.
Джидарьян, И.А. (2000). Счастье в представлениях обыденного сознания. Психологический журнал, 21(2), 40–48.
Капитанова, Е.В. (2017). Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов своим внешним обликом (Кандидатская диссертация), Ростов-на-Дону.
Лабунская, В.А., Дроздова, И.И. (2017). Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2), 202–226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12
Лабунская, В.А. (2009). Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс.
Лабунская, В.А. (2018). Динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика. Социодинамика, 11, 11–19. DOI: 10.25136/2409–7144.2018.11.27887
Лабунская, В.А., Сериков, Г.В. (2018). Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика». Международный журнал «Социальная психология и общество», 9(3), 91–103. DOI: 10.17759/sps.2018090310
Лабунская, В.А. (2019а). Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей. Международный журнал «Социальная психология и общество», 10(3), 51–66. DOI: 10.17759/sps.2019100304
Муздыбаев, К. (2002). Завистливость личности (статья первая). Психологический журнал, 23(6), 38–50.
Панина, Н.В. (1993). Индекс жизненной удовлетворенности В А.А. Кроник (сост.) LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути (сс. 107–114). М.: Прогресс.
Попова, Л.В. (2018). Анализ взаимосвязи уровня удовлетворенности жизнью и представлений о внешнем облике у студентов. Интернет-журнал «Мир науки», 6. Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf
Хергович, А. (2014). Психология красоты. Харьков: Гуманитарный Центр.
Рамси, Н., Харкорт, Д. (2009). Психология внешности. СПб.: Питер.
Шкурко, Т.А. (2018). Динамика удовлетворенности жизнью и самооценок внешнего облика у женщин, занимающихся йогой. В В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв (ред.) Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (сс. 915–921). М.: «Институт психологии РАН».
Alleva, J.M., Gattario, K.H., Martijn, C., Lunde, C. (2019). What Can my Body Do vs. How Does it Look?: A Qualitative Analysis of Young Women and Men’s Descriptions of Their Body Functionality or Physical Appearance. Body Image, 31, 71–80. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.008
Cohen, R, Newton-John T, Slater A. (2017). The Relationship between Facebook and Instagram Appearance-focused Activities and Body Image Concerns in Young Women. Body Image, 23, 183–187. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.10.002
Jarry, J. L, Dignard, N., O'Driscoll, L. M (2019). Appearance Investment: The Construct that Changed the Field of Body Image. Body Image, 31, 221–244. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.09.001
Halliwell, E. (2013). The Impact of Thin Idealized Media Images on Body Satisfaction: Does body Appreciation Protect Women from Negative Effects? Body Image, 10(4), 509–514. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.004
Mulgrew, K.E., Prichard, I., Stalley, N., Lim Megan, S.C. (2019). Effectiveness of a Multi-session Positive Self-appearance, and Functionality Program on Women’s Body Satisfaction and Response to Media. Body Image, 31, 102–111. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.012
Mulgrew, K.E., Tiggemann, M. (2018). Form or Function: Does Focusing on Body Functionality Protect Women from Body Dissatisfaction When Viewing Media Images? Journal of Health Psychology, 23(1) 84–94. DOI: 10.1177/1359105316655471
Murray, K., Rieger, E., Byrne, D. (2013). A Longitudinal Investigation of the Mediating Role of Self-esteem and Body Importance in the Relationship between Stress and Body Dissatisfaction in Adolescent Females and Males. Body Image, 10(4), 544–551. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.011
O'Brien, K. S1, Daníelsdóttir, S., Ólafsson, R. P, Hansdóttir, I., Fridjónsdóttir, T.G., Jónsdóttir, H. (2013). The Relationship between Physical Appearance Concerns, Disgust, and Anti-fat Prejudice. Body Image, 10(4), 619–623. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.012
Rodger, R.F. (2016). The Relationship Between Body Image Concerns, Eating Disorders and Internet Use, Part II: An Integrated Theoretical Model. Adolescent Research Review, 1(2), 121–137. DOI: 10.1007/s40894–015–0017–5
Tracy, L.T., Nichole, L. Wood-Barcalow (2015). What is and What is not Positive Body Image? Conceptual Foundations and Construct Definition. Body Image, 14, 118–129. DOI: 10.1016/j.bodyim.2015.04.001

