Аннотация
В статье подчеркивается, что развитие цифрового пространства требует изучения удовлетворенности жизнью молодых людей, которые становятся «цифровым поколением». В статье отмечается, что бытие в цифровом мире оказывает влияние на феноменологию психологии внешнего облика. В ней констатируется, что внешний облик включен в бытие человека, имеет определенную ценность и значимость в различных контекстах жизнедеятельности; является объектом отношений. В статье приводится исследование, выполненное на основе «Многофакторной модели изучения отношения к своему внешнему облику». Гипотеза исследования: могут существовать разнонаправленные взаимосвязи между самооценками, оценками значимости внешнего облика для различных аспектов жизнедеятельности, для повышения ощущения счастья, между мерами выраженности ценностной ориентации на привлекательный внешний облик, между удовлетворенностью, обеспокоенностью внешним обликом и уровнями удовлетворенности жизнью. Методы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Панина, 1993); опросник «Самооценка внешнего облика» (Лабунская, 2009), анкета «Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельности» (Лабунская, Сериков, 2018), модифицированный вариант опросника С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (1999), анкета «Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенность» (Лабунская, Капитанова, 2017). В исследовании приняли участие 86 молодых людей — студентов (М возраста = 20,07), среди них 43 мужчины и 43 женщины. Результаты исследования подтверждают гипотезу: тенденция снижения удовлетворенности жизнью коррелирует с повышением значимости и ценности внешнего облика, обеспокоенности им. Тенденция повышения удовлетворенности жизнью коррелирует с более высокой удовлетворенностью внешним обликом и самооценками внешнего облика. Заключение. Разнонаправленные взаимосвязи между самооценками внешнего облика, оценками значимости, ценности внешнего облика и уровнями удовлетворенности жизнью соответствуют логике построения «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», являются эмпирическим подтверждением выстраиваемой модели.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, (проект № 17-18-01260) «Социальная психология внешнего облика: функции, значимость, удовлетворенность, обеспокоенность, интерпретации в межличностном и внутригрупповом взаимодействии в молодежной среде».
Библиографические ссылки
Alleva, J. M., Gattario, K. H., Martijn, C., Lunde, C. (2019). What Can my Body Do vs. How Does it Look?: A Qualitative Analysis of Young Women and Men’s Descriptions of Their Body Functionality or Physical Appearance. Body Image, 31, 71–80. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.008
Belugina, E. V. (2003). Osobennosti otnosheniya k svoyemu vneshnemu obliku v period serediny zhizni [Specific Features of the Relationship to One’s External Appearance in the Middle of Life] (Cand. Dissertation), Rostov-on-Don.
Bubnova, S. S. (1999). Cennostnyye oriyentacii lichnosti kak mnogomernaya nelineynaya sistema [Valuable Orientations of the Personality as Multidimensional Nonlinear System]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 20(5). 38–44.
Cohen, R, Newton-John T, Slater A. (2017). The Relationship between Facebook and Instagram Appearance-focused Activities and Body Image Concerns in Young Women. Body Image, 23, 183–187. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.10.002.
Dzhidarian, I. A. (2000). Schast'ye v predstavleniyakh obydennogo soznaniya [Happiness in the Ideas of Everyday Consciousness]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 21(2), 40–48.
Gabdulina, L. I. (2003). Zhiznennaya udovletvorennost', schast'ye i ikh obuslovlennost' cennostnymi i smyslozhiznennymi oriyentaciyami lichnosti [Life Satisfaction, Happiness, and Their Conditioning by the Value and Vital Orientations of the Individual]. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 1, 59–64.
Halliwell, E. (2013). The Impact of Thin Idealized Media Images on Body Satisfaction: Does body Appreciation Protect Women from Negative Effects? Body Image, 10(4), 509–514. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.004.
Jarry, J. L, Dignard, N., O'Driscoll, L. M (2019). Appearance Investment: The Construct that Changed the Field of Body Image. Body Image, 31, 221–244. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.09.001.
Kapitanova E. V. (2017). Social'no-psikhologicheskiye faktory udovletvorennosti studentov svoim vneshnim oblikom [Socio-Psychological Factors of Student Satisfaction with Their External Appearance] (Cand. Dissertation), Rostov-on-Don.
Khergovich A. (Ed.) (2014). Psikhologiya krasoty [The Psychology of Beauty]. Khar'kov: Gumanitarnyy Centr.
Labunskaya V. A. (2018). Dinamika predstavleniy studentov o funkcional'noy znachimosti privlekatel'nogo vneshnego oblika [Dynamics of Representations of Students about the Functional Importance of Attractive Appearance]. Sociodinamika [Sociodynamics], 11, 11–19. DOI: 10.25136/2409–7144.2018.11.27887
Labunskaya V. A. (2019а) Otnosheniye k vneshnemu obliku, yego cennost' i znachimost' kak faktory sub'yektivnogo blagopoluchiya molodykh lyudey [Attitude to Appearance, its Value and Significance as Factors of Subjective Well-being of Young People]. Social'naiia psihologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 10(3), 51–66. DOI:10.17759/sps.2019100304.
Labunskaya V. A., Serikov G. V. (2018). Teoreticheskiye osnovy i metodicheskiye podkhody k izucheniyu fenomena «cennost' vneshnego oblika» [Theoretical Foundations and Methodological Approaches to the Study of the Phenomenon the “Value of Appearance”]. Social'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 9(3), 91–103. doi:10.17759/sps.2018090310
Labunskaya, V. A., Drozdova, I. I. (2017). Teoretiko-empiricheskiy analiz vliyaniya socio-kul'turnykh i social'no-psikhologicheskikh faktorov na ocenki i samoocenki molodykh lyudey vneshnego oblika [A Theoretical and Empirical Analysis of the Influence of Socio-Psychological Factors on Young People's Assessment and Self-assessment of Appearance]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 14(2), 202–226.
Labunskaya, V. A. (2009). Ne yazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbal'nogo vyrazheniya lichnosti [Not Body Language, but Soul Language! Psychology of Non-verbal Expression of Personality]. Rostov-na-Donu: Feniks.
Labunskaya, V. A., Bzezjan A. A. (2018). Vneshnii oblik v obrazovatelnoi srede otsenka samootsenka funktsional'naia znachimost' [Appearance in Educational Environment: Assessment, Self-esteem, Functional Significance]. Sovremennoe obrazovanie [Modern Education], 4, 8–18. DOI: 10.25136/2409–8736.2018.4.27965
Mulgrew, K. E., Prichard, I., Stalley, N., Lim Megan, S. C. (2019). Effectiveness of a Multi-session Positive Self-appearance, and Functionality Program on Women’s Body Satisfaction and Response to Media. Body Image, 31, 102–111. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.08.012
Mulgrew, K. E., Tiggemann, M. (2018). Form or Function: Does Focusing on Body Functionality Protect Women from Body Dissatisfaction When Viewing Media Images? Journal of Health Psychology, 23(1) 84–94. DOI: 10.1177/1359105316655471
Murray, K., Rieger, E., Byrne, D. (2013). A Longitudinal Investigation of the Mediating Role of Self-esteem and Body Importance in the Relationship between Stress and Body Dissatisfaction in Adolescent Females and Males. Body Image, 10(4), 544–551. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.011
Muzdybaev, K. (2002). Zavistlivost' lichnosti (stat'ya pervaya) [Envy Person (art. 1)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 23(6), 38–50.
O'Brien, K. S., Daníelsdóttir, S., Ólafsson, R. P, Hansdóttir, I., Fridjónsdóttir, T. G., Jónsdóttir, H. (2013). The Relationship between Physical Appearance Concerns, Disgust, and Anti-fat Prejudice. Body Image, 10(4), 619–623. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.07.012
Panina, N. V. (1993). Indeks zhiznennoy udovletvorennosti [Life Satisfaction Index]. In A. A. Kronik (Comp.) LifeLine i drugiye novyye metody psikhologii zhiznennogo puti [LifeLine and Other New Methods of Psychology of Life Path] (pp. 107–114). Moscow: Progress.
Popova L. V. (2018). Analiz vzaimosvyazi urovnya udovletvorennosti zhizn'yu i predstavleniy o vneshnem oblike u studentov [Analysis of the Relationship of Life Satisfaction and Perceptions of the External Appearance of the Students]. Mir nauki [World of Science] 6. Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/148PSMN618.pdf
Ramsi N., Kharkort D. (2009). Psikhologiya vneshnosti [The Psychology of Appearance]. Saint-Petersburg: Piter.
Rodger, R. F. (2016). The Relationship Between Body Image Concerns, Eating Disorders and Internet Use, Part II: An Integrated Theoretical Model. Adolescent Research Review, 1(2), 121–137. DOI: 10.1007/s40894–015–0017–5
Shkurko T. A. (2018). Dinamika udovletvorennosti zhizn'yu i samoocenok vneshnego oblika u zhenshchin, zanimayushchikhsya yogoy [The Dynamics of Life Satisfaction and Self-esteem of the External Appearance of Women Doing Yoga]. In V. V. Znakov, A. L. Zhuravlev Psihologija cheloveka kak sub'ekta poznanija, obshhenija i dejatel'nosti [Human Psychology as a Subject of Cognition, Communication and Activitiy] (pp. 915–921). M.: “Institut psikhologii RAN”.
Tracy, L. T., Nichole, L. Wood-Barcalow (2015). What is and What is not Positive Body Image? Conceptual Foundations and Construct Definition. Body Image, 14, 118–129. DOI: 10.1016/j.bodyim.2015.04.001
Varlashkina E. A. (2012). Osobennosti obraza fizicheskogo “ya” i udovletvorennosti zhizn'yu u zhenshchin s raznym urovnem aktivnosti ukhoda za vneshnost'yu [Features an Image of the Physical and Life Satisfaction in Women with Different Levels of Care Activity appearance]. Vestnik Omskogo universiteta, Seriya “Psikhologiya” [Bulletin of the University of Omsk. Series: “Psychology”], 1, 4–10.