Аннотация
Целью исследования являлся анализ взаимосвязи общения со-бытийности диалога и содержания Я-концепции. В статье анализируются результаты исследований общения, как социокультурного процесса становления Я. Рассмотрены взгляды А. А. Бодалева на общение, как познание. Показана связь подходов А. А. Бодалева и представителей гуманистической психологии. Рассмотрено понятие со-бытия с позиции З. И. Рябикиной и В. И. Слободчикова. Включенность со-бытия в контекст общения реализуется через значимость субъекта и его интенций для самопознания и самопонимания. Понятие диалога, внутреннего диалога рассмотрено с позиций М. М. Бахтина и А. Лэнгле. В качестве инструмента самопознания во внутреннем диалоге признана роль речи и слова для развития сознания и самоописания. Представлена и проинтерпретирована авторская модель соотношения общения, со-бытия, сознания и Я-концепции через внутренний диалог. Самораскрытие способностей — результат внутреннего диалога человека с самим собой и обнаружение себя субъектом способностей. Показано содержание понятия самораскрытия способностей, критерием его регистрации является появление в составе Я-концепции категорий способностей «присвоенных» субъектом. Раскрыты результаты эмпирического исследования, которое отражает роль общения, как со-бытия в самопонимании человека. Предоставлено свидетельство действенности содержания Я-концепции, как производной от общения с родителями для результативности деятельности. Респонденты- подростки были разделены на две группы, одна из которых состояла из лиц, чья Я-концепция включала категорию способностей, вторая — нет. Оказалось, что состав Я-концепции предопределяется отношениями и общением с родителями. Оказалось, что самораскрытию способностей предшествует такое общение с матерью, которое характеризуется как позитивный интерес, за счет него подросток проживает внутреннее согласие и учится успешно потому, что ему нравится учиться. В другой группе учебных достижений подростки достигают за счет давления родителей. Сделаны выводы о значимости со-бытия в общении для позитивной идентичности, которая предопределяет успешность человека.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Akopov, G. V. (2022). Novoye ob’’yasneniye soznaniya: podhod M. Gratsiano [New Explanation of Consciousness: The Approach of M. Graciano]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 1, 169–182. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-1-169-182
Bahtin, M. M. (1963). Problemy poetiki Dostoyevskogo [Problems of Dostoevsky’s Poetics]. Moskva: Sovetskiy pisatel’.
Berns, R. (1986). Razvitiye Ya-kontseptsii i vospitaniye [Development of Self-concept and Education]. Moskva: Progress.
Bodalev, A. A. (1995). Lichnost’ i obshcheniye [Personality and Communication]. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya.
Bodalev, A.A. (1970). Formirovaniye ponyatiya o drugom cheloveke kak lichnosti [Formation of the Concept of Another Person as a Person]. Izd-vo Leningradskogo un-ta.
Bodalev, A.A. (1996). Psikhologiya obshcheniya [Сommunication Psychology]. Moskva: Izdatel’stvo “Institut prakticheskoy psikhologii”; Voronezh: NPO MODEK.
Brushlinskiy, A. V. (2003). Psikhologiya sub’’yekta [Psychology of the subject]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.; SPb.: izdat.”Aleteyya”.
Chernyavskaya, V. S. (Ed.) (2021). Samoraskrytie sposobnostey: ponyatie, osnovnye funktsii i usloviya razvitiya. [Self-disclosure of Abilities: Concepts, Main Functions, and Conditions for Development]. In Samoraskrytiye sposobnostey kak vnutrenniy dialog: kognitivnye, metakognitivnye i ekzistentsial’nye resursy cheloveka [Self-disclosure of Abilities as Internal Dialogue: Cognitive, Metacognitive, and Existential Resources of a Person] (pp. 8–18). Vladivostok: Vladivostokskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i servisa.
Lenglet, A. (2018). Chto dvizhet chelovekom? Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya emotsiy [What Drives a Person? Existential-Analytic Theory of Emotions]. Moskva: Genezis.
Lenglet, A. (2018). Person. Ekzistentsial’no-analiticheskaya teoriya lichnosti [Person. Existential-analytical theory of personality]. Moskva: Genezis.
Leont’yev, A. A. (1999). Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: Smysl.
Luriya, A. R. (2020). Yazyk i soznaniye [Language and Consciousness]. Sankt-Peterburg: Izdatel’stvo: Piter.
Malakhova, V. R., Chernyavskaya V. S., Osadcheva I. I. (2020). Parental Attitude and Self-Diclosure of a Teenager’s Abilities. In Amurcon 2020: International Scientific Conference: Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 619–626). Birobidzhan: European Publisher.
May, R. Angel E., Ellenberger, H. F. (1958). The Origins and Significance of the Existential Movement in Psychology. In A New Dimension in Psychiatry and Psychology (pp.3–36). N.-Y.: Basic books.
Potebnya, A.A. (1999). Mysl’ i yazyk [Thoughts and Language]. Moskva: Izdatel’stvo “Labirint”.
Rodzhers, K. (1994). Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka [On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy]. Moskva: Progress.
Ryabikina, Z. I. (2020). Inoy mir, inoy chelovek, inaya psikhologiya lichnosti [Another World, Another Man, Another Psychology of Personality]. In Lichnost’ i vyzovy sovremennosti: interpretatsiya problem razlichnymi nauchnymi shkolami [Personality and Challenges of Our Time: Interpretation by Different Scientific Schools] (pp. 64–69). Maykop–Krasnodar: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet, Kubanskiy gosudarstvennyy universitet.
Ryabikina, Z. I. (2022). NBIK-konvergentsiya i psikhologicheskiye problemy lichnosti v novom kommunikativnom prostranstve [NBIK-Convergence and Psychological Problems of Personality in New Space of Communication]. In Obshcheniye v epokhu konvergentsii tekhnologiy [Communication in The Era of Convergence Technology] (pp. 52–55). Moskva: Psikhologicheskiy institut Rossiyskoy akademii obrazovaniya.
Slobodchikov, V. I. (2000). Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Fundamentals of Psychological Anthropology. Psychology of Human Development]. Moskva: Shkol’naya Pressa.
Slobodchikov, V. I. (2016). Psikhologiya stanovleniya i razvitiya cheloveka v obrazovanii [Psychology of Human Formation and Development]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika [Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psihologiya. Pedagogika], 1, 100–108.
Vygotskiy, L. S. (2005). Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. M.: Izd-vo Smysl; Eksmo.
Znakov, V. V. (2022). Psikhologiya vozmozhnogo: Novoye napravleniye issledovaniy ponimaniya [Psychology of the Possible: a New Direction of Understanding Research]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk. DOI: 10.38098/prgrs_22_0447
Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.