Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

УДК

159.923.2

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-59-70

Как цитировать

Чернявская, В.С. (2023). Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 59-70. DOI: 10.31429/26190567-24-3-59-70
Дата поступления 31 мая 2023
Дата принятия 20 июня 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Валентина Станиславовна Чернявская

Аннотация

Целью исследования являлся анализ взаимосвязи общения со-бытийности диалога и содержания Я-концепции. В статье анализируются результаты исследований общения, как социокультурного процесса становления Я. Рассмотрены взгляды А. А. Бодалева на общение, как познание. Показана связь подходов А. А. Бодалева и представителей гуманистической психологии. Рассмотрено понятие со-бытия с позиции З. И. Рябикиной и В. И. Слободчикова. Включенность со-бытия в контекст общения реализуется через значимость субъекта и его интенций для самопознания и самопонимания. Понятие диалога, внутреннего диалога рассмотрено с позиций М. М. Бахтина и А. Лэнгле. В качестве инструмента самопознания во внутреннем диалоге признана роль речи и слова для развития сознания и самоописания. Представлена и проинтерпретирована авторская модель соотношения общения, со-бытия, сознания и Я-концепции через внутренний диалог. Самораскрытие способностей — результат внутреннего диалога человека с самим собой и обнаружение себя субъектом способностей. Показано содержание понятия самораскрытия способностей, критерием его регистрации является появление в составе Я-концепции категорий способностей «присвоенных» субъектом. Раскрыты результаты эмпирического исследования, которое отражает роль общения, как со-бытия в самопонимании человека. Предоставлено свидетельство действенности содержания Я-концепции, как производной от общения с родителями для результативности деятельности. Респонденты- подростки были разделены на две группы, одна из которых состояла из лиц, чья Я-концепция включала категорию способностей, вторая — нет. Оказалось, что состав Я-концепции предопределяется отношениями и общением с родителями. Оказалось, что самораскрытию способностей предшествует такое общение с матерью, которое характеризуется как позитивный интерес, за счет него подросток проживает внутреннее согласие и учится успешно потому, что ему нравится учиться. В другой группе учебных достижений подростки достигают за счет давления родителей. Сделаны выводы о значимости со-бытия в общении для позитивной идентичности, которая предопределяет успешность человека.

Ключевые слова

общение со-бытие диалог сознание Я-концепция самораскрытие способностей личность

Библиографические ссылки

Акопов, Г.В. (2022). Новое объяснение сознания: подход М. Грациано. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1, 169–182. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-1-169-182

Бахтин, М.М. (1963). Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Советский писатель.

Бернс, Р. (1986). Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс.

Бодалев, А.А. (1995). Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия.

Бодалев, А.А. (1996). Психология общения. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК.

Бодалев, А.А. (1970). Формирование понятия о другом человеке как личности. Изд-во Ленинградского ун-та.

Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. Москва: Институт психологии, Российская академия наук.; СПб.: издат. Алетейя.

Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо.

Знаков, В.В. (2022). Психология возможного: Новое направление исследований понимания. Москва: Институт психологии, Российская академия наук. DOI: 10.38098/prgrs_22_0447

Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.

Леонтьев, А.А. (1999). Психология общения. М.: Смысл.

Лурия, А.Р. (2020). Язык и сознание. Санкт-Петербург: Издательство: Питер.

Лэнгле, А. (2018). Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. Москва: Генезис.

Лэнгле, А. (2018). Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Москва: Генезис.

Потебня, А.А. (1999). Мысль и язык. Москва: Издательство «Лабиринт».

Роджерс, К. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс.

Рябикина, З.И. (2020). Иной мир, иной человек, иная психология личности. В Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами (с. 64–69). Майкоп–Краснодар: Адыгейский государственный университет, Кубанский государственный университет.

Рябикина, З.И. (2022). НБИК-конвергенция и психологические проблемы личности в новом коммуникативном пространстве. В Общение в эпоху конвергенции технологий (с. 52–55). Москва: Психологический институт Российской академии образования.

Слободчиков, В.И. (2000). Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса.

Слободчиков, В.И. (2016). Психология становления и развития человека в образовании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, 1, 100–108.

Чернявская, В.С. (ред.) (2021). Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития. В Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека (c. 8–18). Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Malakhova, V.R., Chernyavskaya V.S., Osadcheva I.I. (2020). Parental Attitude and Self-Diclosure of a Teenager’s Abilities. In Amurcon 2020: International Scientific Conference: Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 619–626). Birobidzhan: European Publisher.

May, R. Angel E., Ellenberger, H.F. (1958). The Origins and Significance of the Existential Movement in Psychology. In A New Dimension in Psychiatry and Psychology (pp. 3–36). N.-Y.: Basic books.

Статистика скачивания

Нет статистики