Аннотация
Целью исследования являлся анализ взаимосвязи общения со-бытийности диалога и содержания Я-концепции. В статье анализируются результаты исследований общения, как социокультурного процесса становления Я. Рассмотрены взгляды А. А. Бодалева на общение, как познание. Показана связь подходов А. А. Бодалева и представителей гуманистической психологии. Рассмотрено понятие со-бытия с позиции З. И. Рябикиной и В. И. Слободчикова. Включенность со-бытия в контекст общения реализуется через значимость субъекта и его интенций для самопознания и самопонимания. Понятие диалога, внутреннего диалога рассмотрено с позиций М. М. Бахтина и А. Лэнгле. В качестве инструмента самопознания во внутреннем диалоге признана роль речи и слова для развития сознания и самоописания. Представлена и проинтерпретирована авторская модель соотношения общения, со-бытия, сознания и Я-концепции через внутренний диалог. Самораскрытие способностей — результат внутреннего диалога человека с самим собой и обнаружение себя субъектом способностей. Показано содержание понятия самораскрытия способностей, критерием его регистрации является появление в составе Я-концепции категорий способностей «присвоенных» субъектом. Раскрыты результаты эмпирического исследования, которое отражает роль общения, как со-бытия в самопонимании человека. Предоставлено свидетельство действенности содержания Я-концепции, как производной от общения с родителями для результативности деятельности. Респонденты- подростки были разделены на две группы, одна из которых состояла из лиц, чья Я-концепция включала категорию способностей, вторая — нет. Оказалось, что состав Я-концепции предопределяется отношениями и общением с родителями. Оказалось, что самораскрытию способностей предшествует такое общение с матерью, которое характеризуется как позитивный интерес, за счет него подросток проживает внутреннее согласие и учится успешно потому, что ему нравится учиться. В другой группе учебных достижений подростки достигают за счет давления родителей. Сделаны выводы о значимости со-бытия в общении для позитивной идентичности, которая предопределяет успешность человека.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Акопов, Г.В. (2022). Новое объяснение сознания: подход М. Грациано. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 1, 169–182. DOI: 10.17323/1813-8918-2022-1-169-182
Бахтин, М.М. (1963). Проблемы поэтики Достоевского. Москва: Советский писатель.
Бернс, Р. (1986). Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс.
Бодалев, А.А. (1995). Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия.
Бодалев, А.А. (1996). Психология общения. Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК.
Бодалев, А.А. (1970). Формирование понятия о другом человеке как личности. Изд-во Ленинградского ун-та.
Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. Москва: Институт психологии, Российская академия наук.; СПб.: издат. Алетейя.
Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо.
Знаков, В.В. (2022). Психология возможного: Новое направление исследований понимания. Москва: Институт психологии, Российская академия наук. DOI: 10.38098/prgrs_22_0447
Знаков, В.В., Рябикина, З.И. (2017). Психология человеческого бытия. Москва: Смысл.
Леонтьев, А.А. (1999). Психология общения. М.: Смысл.
Лурия, А.Р. (2020). Язык и сознание. Санкт-Петербург: Издательство: Питер.
Лэнгле, А. (2018). Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. Москва: Генезис.
Лэнгле, А. (2018). Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. Москва: Генезис.
Потебня, А.А. (1999). Мысль и язык. Москва: Издательство «Лабиринт».
Роджерс, К. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс.
Рябикина, З.И. (2020). Иной мир, иной человек, иная психология личности. В Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами (с. 64–69). Майкоп–Краснодар: Адыгейский государственный университет, Кубанский государственный университет.
Рябикина, З.И. (2022). НБИК-конвергенция и психологические проблемы личности в новом коммуникативном пространстве. В Общение в эпоху конвергенции технологий (с. 52–55). Москва: Психологический институт Российской академии образования.
Слободчиков, В.И. (2000). Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса.
Слободчиков, В.И. (2016). Психология становления и развития человека в образовании. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, 1, 100–108.
Чернявская, В.С. (ред.) (2021). Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития. В Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека (c. 8–18). Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Malakhova, V.R., Chernyavskaya V.S., Osadcheva I.I. (2020). Parental Attitude and Self-Diclosure of a Teenager’s Abilities. In Amurcon 2020: International Scientific Conference: Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 619–626). Birobidzhan: European Publisher.
May, R. Angel E., Ellenberger, H.F. (1958). The Origins and Significance of the Existential Movement in Psychology. In A New Dimension in Psychiatry and Psychology (pp. 3–36). N.-Y.: Basic books.

