Характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменениям в социальном статусе
PDF

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-111-125

Как цитировать

Лаврова, О.А. (2020). Характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменениям в социальном статусе. Южно-российский журнал социальных наук, 21(2), 111-125. DOI: 10.31429/26190567-21-2-111-125
Дата поступления 24 мая 2020
Дата принятия 20 июня 2020
Дата публикации 11 ноября 2020
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Ольга Анатольевна Лаврова

Аннотация

В статье в контексте субъектной парадигмы анализируются результаты эмпирического исследования характеристик эмоциональной сферы в их взаимосвязи с уровнем самоактуализации у военных и гражданских пенсионеров. Самоактуализация человека в пенсионном возрасте выступает как субъектная характеристика и в контексте данного исследования рассматривается как показатель его адаптационной готовности к существенным изменениям социального статуса. Эмоциональный интеллект как комплексная характеристика эмоциональной сферы военного пенсионера исследуется в качестве одной из личностно-­психологических детерминант его адаптационной готовности в данный период жизни. Показано, что между военными и гражданскими пенсионерами существуют значимые различия по уровню интегративного эмоционального интеллекта, а также по отдельным его характеристикам. Высказано предположение, что в целом более низкие показатели по шкалам эмоционального интеллекта у военных пенсионеров обусловлены спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта, исключающего возможности для эффективного формирования и развития отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере. Независимо от пенсионного статуса респондентов (военные и гражданские пенсионеры) зафиксированы значимые корреляционные взаимосвязи уровня их самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта. Показано, что для пенсионера как субъекта самоактуализации характерна сформированность ряда характеристик эмоциональной сферы. Умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций выступают в качестве детерминант, формирующих адаптационную готовность человека к решению простых и сложных жизненных задач, возникающих в критический период его выхода на пенсию.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект самоактуализация личности военные пенсионеры гражданские пенсионеры адаптационная готовность к изменениям в социальном статусе детерминанты адаптационной готовности

Библиографические ссылки

Anan'yev, B. G. (1969). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a Subject of Knowledge]. Leningrad Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta.

Andreyeva, I. N. (2015). O stanovlenii ponyatiya “emotsional'nyy intellekt” [On the Formation of the Concept of “Emotional Intelligence”]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 5, 83–95.

Anokhin, P. K. (1984). Emotsii [Emotions]. In K. Vilyunas, Yu. B. Gippenreyter (Eds.) Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology of Emotions. Texts] (pp. 170–194). Moskva: Prosveshcheniye.

Barabanshchikov, V. A. (2006). Psikhologicheskaya nauka na izlome vremen. Istoriya otechestvennoy i mirovoy psikhologicheskoy mysli: postigaya proshloye, ponimat' nastoyashcheye, predvidet' budushcheye [Psychological Science at the Turn of the Century. The History of Domestic and World Psychological Thought: Comprehending the Past, Understanding the Present, Foreseeing the Future]. Moskva: In-t psikhologii RAN.

Bar-On, R. (2000). Emotional and Social Intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.) Handbook of emotional intelligence (pp. 363–388). San Francisco San Francisco: Jossey-Bass.

Belova, A. Yu. (2004). Psikhologicheskoe soprovozhdenie sotsial'noy adaptatsii voennosluzhashchikh, uvolennykh v zapas i chlenov ikh semey [Psychological Support of Servicemen Transferred to the Reserve and Their Families during Their Social Adaptation Period] (Abstract of Candidate Dissertation). Tver'.

Boyatzis, R. E., Goleman, D., Rhee, K. (2000). Clustering Competence in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.) Handbook of Emotional Intelligence (pp. 343–362). San Francisco: Jossey-Bass.

Breslav, G. M. (2004). Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve [Emotional Features of Personality Formation in Childhood]. Moskva: Smysl; Izdatel'skiy tsentr “Akademiya”.

Buyanov, V. I. (1996). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh ofitserov k voennoy sluzhbe [Social and Psychological Readjustment of Young Officers to Military Service]. Moskva: In-t psikhologii RAN.

Chayka, V. G. (2014). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya ofitserov v trudovoy deyatel'nosti [Social and Psychological Readjustment of Officers to Civil Work Activities after Their Retirement] (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.

Cherniss, C. (2001). Emotional Intelligence and Organizational Effectiveness. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 3–12). San Francisco: Jossey-Bass.

Ciarrochi, J. V., Dean, F. P., Anderson, S. (2002). Emotional Intelligence Moderates the Relationship between Stress and Mental Health. Personality and Individual Differences, 32, 197–209.

Clore, G. L., Ortony, A. (2000). Cognition in Emotion: Sometimes, always, or Never? In R. D. Lane, L. Nadel (Eds.) Cognitive Neuroscience of Emotion. New York: Oxford University Press.

Degtyarev, A. V., Degtyareva, D. I. (2018). Svyaz' psikhologicheskikh granits lichnosti s emotsional'nym intellektom i samootnosheniem v yunosheskom vozraste [Connectivity between the Psychological Boundaries of the Individual with Emotional Intelligence and Self-Relationship in Adolescence]. Psikhologiya i parvo [Psychology and Law], 8(1), 44–62.

Dulewicz, V., Higgs, M. (2000). Emotional Intelligence: A Review and Evaluation Study. Journal of Managerial Psychology, 15, 341–372.

Ershova, R. V. (2016). Emotsional'nyy intellekt: teoriya i praktika issledovaniya [Emotional Intelligence: Theory and Practice of Research]. In Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya 21 veka: problemy i perspektivy [Practical Psychology of Education in the 21st Century: Problems and Prospects] (pp. 34–37). Kolomna: KGPI.

Fetiskin, N. P., Kozlova, V. V., Manuylov, G. M. (2002). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnosis of Personal Development and That of Small Groups]. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii.

Feydimen, Dzh., Freyger, R. (1994). Lichnost' i lichnostnyy rost. Abrakham Maslou i psikhologiya samoaktualizatsii [Personality and Personal Growth. Abraham Maslow and the Psychology of Self-Actualization]. Moskva: Rossiyskiy otkrytyy Universitet.

Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.

Goleman, D. (2001). An EI-based Theory of Performance. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 27–43). San Francisco: Jossey-Bass.

Goulman, D. (2013). Emotsional'nyy intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional Intellect. Why it Can Matter More than IQ]. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber.

Grigor'eva, M. V. (2014). Ponyatiynyy apparat psikhologii adaptatsii lichnosti [Concept Apparatus in Psychology of Personality's Adaptation]. Izvestiya Saratovskogo un-ta. Novaya seriya Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 3, 259–262.

Hjelle, L., Zigler, D. (1998). Teorii lichnosti [Personality Theories]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo “Piter”.

Izard, K. E. (1999). Psikhologiya emotsiy [The Psychology of Emotions]. Sankt-Peterburg: Piter.

Jones, A., Crandall, R. (1986). Validation of a Short Index of Self-Actualization. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 63–73.

Khlevnaya, Ye. L. Yuzhaninova, L. A. (2013). Gde tvoya volshebnaya knopka? Kak razvivat' emotsional'nyy intellect [Where is your Magic Button? How to Develop Emotional Intelligence]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo “Piter”.

Kireeva, T. I. (2017). Psikhologicheskie priznaki stareniya [Psychological Signs of Aging]. In Klinicheskie i fundamental'nye aspekty gerontologii. Sbornik nauchnykh statey [Clinical and Fundamental Aspects of Gerontology. Collection of Scientific Articles]. Retrieved from http://gerontolog.info/docpdf/may17/samara2017.pdf

Kraytorov, A. N. (2017). Emotsional'nyy intellekt kak integrativnyy fenomen psikhologicheskogo znaniya v strukture sotsial'nogo i obshchego intellekta [Emotional Intelligence as an Integrative Phenomenon of Psychological Knowledge in Structure of Social and General Intelligence]. Nauchnyy al'manakh [Science Almanac], 4–2(30), 212–215.

Kudryavtsev, Yu. M., Utkin, V. E. (2018). Realizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh usloviy voenno-professional'noy adaptatsii kursantov [Implementation of Psychological and Pedagogical Conditions for the Military and Professional Adaptation of Cadets]. Molodezh'. Obrazovanie. Nauka [Youth. Education. Science], 1–1(1), 171–176.

Leont'ev, A. N. (1984). Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, Motives, Emotions]. In K. Vilyunas, Yu. B. Gippenreyter (Eds) Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology of Emotions. Texts] (pp. 162–171). Moskva: Prosveshchenie.

Lipunova, O. V. (2014). Emotsii, povedenie i lichnost' kak psikhologicheskaya problema [Emotions, Behavior and Personality as a Psychological Problem]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education.], 6. Retrieved from http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15507

MacCann, C., Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R. D. (2003). Psychological Assessment of Emotional Intelligence: A Review of Self-Report and Performance-Based Testing. International Journal of Organizational Assessment, 11, 247–274.

Matthews, G., Zeidner, M. (2000). Emotional Intelligence, Adaptation to Stressful Encounters, and Health Outcomes. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 459–489). New York: Jossey-Bass.

Nosenko, E. L., Kovriga, N. V. (2003). Emotsiyniy intelekt: kontseptualiizatsiya fenomenu, osnovni funktsii [Emotional Intellect: Conceptualization of the Phenomenon, Main Functions]. Kiev: Vishcha shkola.

Rubinshteyn, S. L. (2003). Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and the World]. Sankt-Petreburg.

Senokosov, Zh. G. (1989). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh soldat k voennoy sluzhbe [Socio-psychological Adaptation of Young Soldiers to Military Service] (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.

Shabanov, S. Aleshina, A. (2014). Emotsional'nyy intellekt. Rossiyskaya praktika [Emotional Intelligence. Russian Practice]. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber.

Shamionov, R. M. (2014). Adaptational Potential and Subjective Well-Being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 131, 51–56.

Shamionov, R. M. (2015). Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti — sub'yekta sotsial'nogo vzaimodeystviya. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Adaptation Readiness of The Personality as a Subject of Social Interaction]. Novaya Seriya. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 15(4), 106–112.

Sidorenko, E. V. (2001). Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Methods of Mathematical Processing in Psychology]. SPb.: OOO “Rech'”.

Stradanchenkov, A. S. (1994). Sotsial'naya adaptatsiya molodykh soldat k voinskoy sluzhbe [Social Adaptation of Young Soldiers to Military Service] (Candidate Dissertation). Barnaul.

Velichko, S. V. (2004). Adaptatsionnyy potentsial voennosluzhashchikh v psikhologicheskoy podgotovke k grazhdanskoy zhizni [Adaptive Capacity of Military Personnel in Psychological Preparation for Civilian Life] (Abstract of Candidate Dissertation). Taganrog.

Vilyunas, V. K. (1984). Osnovnye problemy psikhologicheskoy teorii emotsiy [The Main Problems of the Psychological Theory of Emotions.]. In V. K. Vilyunas, Yu. B. Gippenreyter (Eds). Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology of Emotions. Texts] (pp. 3–28). Moskva: Prosveshchenie.

Yablonko, V. Ya. (1982). Psikhologicheskiye osobennosti adaptatsii kursantov k uchebnoy, sluzhebnoy i obshchestvennoy deyatel'nosti v usloviyakh vysshego voyenno-uchebnogo zavedeniya [Psychological Features of the Adaptation of Cadets to Educational, Professional and Social Activities at a Higher Military School] (Candidate Dissertation). Moscow.

Zakaryan, K. A. (2018). Emotsional'nyy intellekt kak raznovidnost' chelovecheskogo kapitala i issledovaniya na temu emotsional'nogo intellekta [Emotional Intelligence as a Form of Human Capital and Research on Emotional Intelligence]. In Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual Scientific Research in the Modern World]. 6–4, 124–127.

Zeidner, M., Matthews, G., Roberts, R. D. (2004). Emotional Intelligence in the Workplace: A Critical Review. Applied Psychology: An International Review, 5, 371–399.

Статистика скачивания

Нет статистики