Аннотация
Подростковый период — это сложный, биологически обусловленный половым созреванием этап, когда физиологические изменения тотальны, во многом неконтролируемы, требуют от личности особой гендерной компетентности — умения осознать степень принятия ею (личностью) гендерных стереотипов, готовности к адаптивному пониманию образцов маскулинного или фемининного поведения. В это момент личность подростка претерпевает кризисный переход от мира детства к миру взрослых: изменяются представления о себе, повышается социальная ответственность, кристаллизуются представления о себе как о мужчине или женщине. Вся система мотивов личности изменяется под действием (давлением) гендерных норм и стереотипов. В исследовании рассматривается вопрос о связи гендерных характеристик с мотивацией личности младших и старших подростков, а именно связи маскулинности/фемининности с ведущими мотивами подросткового возраста: достижение (успех), аффилиация, ответственность, коммуникативно-социальная компетентность. Выборка составила 200 подростков: 100 младших подростков 11–12 лет, (50 мальчиков и 50 девочек) и 100 старших подростков 14–15 лет (50 мальчиков и 50 девочек). В результате математической обработки данных, полученных с помощью пяти стандартизованных методик, была подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи маскулинности/фемининности с мотивацией личности подростков. Выявлено, что среди мальчиков 11–12 лет показатель маскулинности увеличивается при снижении ориентации на принятие других (снижение тенденции к аффилиации), а среди мальчиков 14–15 лет показатель маскулинности увеличивается при усилении стремления к успеху. Среди девочек 11–12 лет высокие показатели фемининности усиливают стремление к признанию, уважению и к власти. Среди девочек 14–15 лет показатели гендерных характеристик не имеют значимых взаимосвязей с мотивацией. Подтверждено, что стремление к успеху у мальчиков является характеристикой, подкрепляющей стереотип маскулинности, в отличие от групп девочек.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Бобкова, Т.С. (2014). Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития. Сибирский педагогический журнал, 4, 185–190.
Глушко, И.В. (2014). Социальное доверие в контексте межличностных отношений. Историческая и социально-образовательная мысль, 2 (24), 213–216.
Кулагина, И.Ю. (1999). Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Ун-т Рос. акад. образования.
Марченко, О.Ю. (2015). Особенности гендерной идентичности у школьников разного возраста. Педагогика и психология, 1, 37–41.
Норкулова, Н.Т. (2014) Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп. Проблемы современного образования, 5, 116–127.
Обозов, Н.Н. (1990). Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь.
Ожигова, Л.Н. (2006). Психология гендерной идентичности личности. Краснодар.
Петронюк, И.С. (2015). Влияние социально-психологической адаптации подростков на становление их системы ценностей. Философские науки, 105–108.
Полянский, А.И., Сухарева, Е.А. (2017) Взаимосвязь показателя «соответствие гендерному стереотипу» с личностной тревожностью и самооценкой. Научные труды Московского гуманитарного университета, 3, 68–74.
Просвирина, Н.Н. (2015). Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка. Концепт, 1, 24–29.
Родштейн, М.Н. (2017). Конфликт идеальных гендерных я-образов и реальных я-представлений учащихся подросткового возраста. Поволжский педагогический вестник, 3 (16), 72–79.
Урусова, Л.Х. (2014). Этнопедагогика: гендерные стандарты маскулинности. Вестник Кемеровского государственного университета, 41 (60), 96–98.
Урусова, Л.Х. (2015). Воспитание свободной личности: дифференцированный подход. Вестник Кемеровского государственного университета, 1–2 (61), 128–130.
Урусова, Л.Х. (2016). Когнитивная теория морального развития Колберга как условие успешной социализации современной личности. Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 4 (61), 167–171.
Фельдштейн, Д.И. (1972). Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. Душанбе: Ирфон.
Хекхаузен Х. (2003). Мотивация и деятельность. Москва: Смысл.
Шаболтас, А.В. (1995). Методика диагностики мотивов занятия спортом в юношеском возрасте. Вестник СПбГУ, 3. 129–132.
Connell, R. (1987). Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press.
Daniels E., Zurbriggen, E. (2016). The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus Nonsexualized Facebook Profile Photograph. Psychology of Popular Media Culture, 5 (1), 2–14.