Маскулинность / фемининность и мотивация личности подростков
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-137-151

Как цитировать

Ожигова, Л.Н., Богомолова, Т.О. (2019). Маскулинность / фемининность и мотивация личности подростков. Южно-российский журнал социальных наук, 20(1), 137-151. DOI: 10.31429/26190567-20-1-137-151
Дата поступления 21 декабря 2018
Дата принятия 25 января 2019
Дата публикации 23 марта 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Людмила Николаевна Ожигова, Татьяна Олеговна Богомолова

Аннотация

Подростковый период — это сложный, биологически обусловленный половым созреванием этап, когда физиологические изменения тотальны, во многом неконтролируемы, требуют от личности особой гендерной компетентности — умения осознать степень принятия ею (личностью) гендерных стереотипов, готовности к адаптивному пониманию образцов маскулинного или фемининного поведения. В это момент личность подростка претерпевает кризисный переход от мира детства к миру взрослых: изменяются представления о себе, повышается социальная ответственность, кристаллизуются представления о себе как о мужчине или женщине. Вся система мотивов личности изменяется под действием (давлением) гендерных норм и стереотипов. В исследовании рассматривается вопрос о связи гендерных характеристик с мотивацией личности младших и старших подростков, а именно связи маскулинности/фемининности с ведущими мотивами подросткового возраста: достижение (успех), аффилиация, ответственность, коммуникативно-­социальная компетентность. Выборка составила 200 подростков: 100 младших подростков 11–12 лет, (50 мальчиков и 50 девочек) и 100 старших подростков 14–15 лет (50 мальчиков и 50 девочек). В результате математической обработки данных, полученных с помощью пяти стандартизованных методик, была подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи маскулинности/фемининности с мотивацией личности подростков. Выявлено, что среди мальчиков 11–12 лет показатель маскулинности увеличивается при снижении ориентации на принятие других (снижение тенденции к аффилиации), а среди мальчиков 14–15 лет показатель маскулинности увеличивается при усилении стремления к успеху. Среди девочек 11–12 лет высокие показатели фемининности усиливают стремление к признанию, уважению и к власти. Среди девочек 14–15 лет показатели гендерных характеристик не имеют значимых взаимосвязей с мотивацией. Подтверждено, что стремление к успеху у мальчиков является характеристикой, подкрепляющей стереотип маскулинности, в отличие от групп девочек.

Ключевые слова

личность подростка гендерные характеристики маскулинность/фемининность мотивация аффилиация ответственность

Библиографические ссылки

Бобкова, Т.С. (2014). Характеристика составляющих половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития. Сибирский педагогический журнал, 4, 185–190.

Глушко, И.В. (2014). Социальное доверие в контексте межличностных отношений. Историческая и социально-образовательная мысль, 2 (24), 213–216.

Кулагина, И.Ю. (1999). Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Ун-т Рос. акад. образования.

Марченко, О.Ю. (2015). Особенности гендерной идентичности у школьников разного возраста. Педагогика и психология, 1, 37–41.

Норкулова, Н.Т. (2014) Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплочённости молодёжных групп. Проблемы современного образования, 5, 116–127.

Обозов, Н.Н. (1990). Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь.

Ожигова, Л.Н. (2006). Психология гендерной идентичности личности. Краснодар.

Петронюк, И.С. (2015). Влияние социально-психологической адаптации подростков на становление их системы ценностей. Философские науки, 105–108.

Полянский, А.И., Сухарева, Е.А. (2017) Взаимосвязь показателя «соответствие гендерному стереотипу» с личностной тревожностью и самооценкой. Научные труды Московского гуманитарного университета, 3, 68–74.

Просвирина, Н.Н. (2015). Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка. Концепт, 1, 24–29.

Родштейн, М.Н. (2017). Конфликт идеальных гендерных я-образов и реальных я-представлений учащихся подросткового возраста. Поволжский педагогический вестник, 3 (16), 72–79.

Урусова, Л.Х. (2014). Этнопедагогика: гендерные стандарты маскулинности. Вестник Кемеровского государственного университета, 41 (60), 96–98.

Урусова, Л.Х. (2015). Воспитание свободной личности: дифференцированный подход. Вестник Кемеровского государственного университета, 1–2 (61), 128–130.

Урусова, Л.Х. (2016). Когнитивная теория морального развития Колберга как условие успешной социализации современной личности. Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 4 (61), 167–171.

Фельдштейн, Д.И. (1972). Трудный подросток: некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста. Душанбе: Ирфон.

Хекхаузен Х. (2003). Мотивация и деятельность. Москва: Смысл.

Шаболтас, А.В. (1995). Методика диагностики мотивов занятия спортом в юношеском возрасте. Вестник СПбГУ, 3. 129–132.

Connell, R. (1987). Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press.

Daniels E., Zurbriggen, E. (2016). The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus Nonsexualized Facebook Profile Photograph. Psychology of Popular Media Culture, 5 (1), 2–14.

Статистика скачивания

Нет статистики