Маскулинность / фемининность и мотивация личности подростков
PDF

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-137-151

Как цитировать

Ожигова, Л.Н., Богомолова, Т.О. (2019). Маскулинность / фемининность и мотивация личности подростков. Южно-российский журнал социальных наук, 20(1), 137-151. DOI: 10.31429/26190567-20-1-137-151
Дата поступления 21 декабря 2018
Дата принятия 25 января 2019
Дата публикации 23 марта 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Людмила Николаевна Ожигова, Татьяна Олеговна Богомолова

Аннотация

Подростковый период — это сложный, биологически обусловленный половым созреванием этап, когда физиологические изменения тотальны, во многом неконтролируемы, требуют от личности особой гендерной компетентности — умения осознать степень принятия ею (личностью) гендерных стереотипов, готовности к адаптивному пониманию образцов маскулинного или фемининного поведения. В это момент личность подростка претерпевает кризисный переход от мира детства к миру взрослых: изменяются представления о себе, повышается социальная ответственность, кристаллизуются представления о себе как о мужчине или женщине. Вся система мотивов личности изменяется под действием (давлением) гендерных норм и стереотипов. В исследовании рассматривается вопрос о связи гендерных характеристик с мотивацией личности младших и старших подростков, а именно связи маскулинности/фемининности с ведущими мотивами подросткового возраста: достижение (успех), аффилиация, ответственность, коммуникативно-­социальная компетентность. Выборка составила 200 подростков: 100 младших подростков 11–12 лет, (50 мальчиков и 50 девочек) и 100 старших подростков 14–15 лет (50 мальчиков и 50 девочек). В результате математической обработки данных, полученных с помощью пяти стандартизованных методик, была подтверждена гипотеза о существовании взаимосвязи маскулинности/фемининности с мотивацией личности подростков. Выявлено, что среди мальчиков 11–12 лет показатель маскулинности увеличивается при снижении ориентации на принятие других (снижение тенденции к аффилиации), а среди мальчиков 14–15 лет показатель маскулинности увеличивается при усилении стремления к успеху. Среди девочек 11–12 лет высокие показатели фемининности усиливают стремление к признанию, уважению и к власти. Среди девочек 14–15 лет показатели гендерных характеристик не имеют значимых взаимосвязей с мотивацией. Подтверждено, что стремление к успеху у мальчиков является характеристикой, подкрепляющей стереотип маскулинности, в отличие от групп девочек.

Ключевые слова

личность подростка гендерные характеристики маскулинность/фемининность мотивация аффилиация ответственность

Библиографические ссылки

Bobkova, T. S. (2014). Kharakteristika sostavliaiushchikh polovoi identifikatsii podrostkov v raznykh sotsial’no-pedagogicheskikh situatsiiakh razvitiia [Constituents of the Teens’ Gender Identification in Various Situations of Educational Progress, and Their Characteristics]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, 185-190.

Connell R. (1987). Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press.

Daniels, E., Zurbriggen, E. (2016). The Price of Sexy: Viewers’ Perceptions of a Sexualized Versus Nonsexualized Facebook Profile Photograph. Psychology of PopularMedia Culture, 5 (1), 2–14.

Fel’dshtein, D. I. (1972). Trudnyi podrostok:nekotorye psikhologicheskie voprosy formirovaniia lichnosti detei podrostkovogo vozrasta [A problem Teenager: Some Psychological Questions of the Formation of Teenager Personality]. Dushanbe: Irfon.

Glushko, I. V. (2014). Sotsial’noe doverie v kontekste mezhlichnostnykh otnoshenii [Social Trust in the Context of Interpersonal Environment]. Istoricheskaia i sotsial’no-obrazovatel’naia mysl’ [Social Trust Within the Frame of Interpersonal Relations], 2 (24), 213-216.

Khekkhauzen, Kh. (2003). Motivatsiia i deiatel’nost’ [Motivation and activity]. Moskva: Smysl.

Kulagina, I. Iu. (1999). Vozrastnaia psikhologiia: razvitie rebenka ot rozhdeniiado 17 let [Developmental Psychology: a Child’s Development Since Birth to 17 Years of Age]. Moskva.

Marchenko, O. Iu. (2014). Osobennosti gendernoi identichnosti u shkol’nikov raznogo vozrasta [The Specifics of Gender Identification in Schoolchildren of Different Age Groups]. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports], 1, 37-41.

Norkulova, N. T. (2014). Motiv affiliatsii kak osnovnoi faktor formirovaniia splochennosti molodezhnykh grupp [Motive of Affiliation as the Main Factor of Unity in Youth Groups]. Problemy sovremennogo obrazovaniia [Problems of Modern Education], 5, 116-127.

Obozov, N. N. (1990). Psikhologiia mezhlichnostnykh otnoshenii [The Psychology of Interpersonal Relations]. Kiev.

Ozhigova, L. N. (2006). Psikhologiia gendernoi identichnosti lichnosti [The Psychology of a Personality’s Gender Identity]. Krasnodar.

Petroniuk, I. S. (2015). Vliianie sotsial’no-psikhologicheskoi adaptatsii podrostkov na stanovlenie ikh sistemy tsennostei [The Influence of the Teens’ Social and Pedagogical Adaptation Upon the Formation of Their Value System]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Izvestiya Saint-Petersburg State Agrarian University], 105-108.

Polianskii, A. I., Sukhareva, E. A. (2017) Vzaimosviaz’ pokazatelia “sootvetstvie gendernomu stereotipu’ s lichnostnoi trevozhnost’iu i samootsenkoi [Relationship of the Indicator “Accordance with the Gender Stereotype” to Personal Anxiety and Self-Esteem]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scholarly Works of Moscow University for the Humanities], 3, 68-74.

Prosvirina, N. N. (2015). Formirovanie tsennostnykh orientatsii kak uslovie psikhologicheskoi bezopasnosti podrostka [The Formation of Values as a Condition of Psychological Security Teenager]. Kontsept [Concept], 1, 24-29.

Rodshtein, M. N. (2017). Konflikt ideal’nykh gendernykh ia-obrazov i real’nykh ia-predstavlenii uchashchikhsia podrostkovogo vozrasta [Conflict of Teenagers’ Ideal Gender-Based I-Concepts and Real I-Images]. Povolzhskii pedagogicheskii vestnik [Pedagogical Gerald of Volga Region], 3 (16), 72–79.

Shaboltas, A. V. (1995). Metodika diagnostiki motivov zaniatiia sportom v iunosheskom vozraste [Methods of Diagnosing Teenagers’ Motivation for Sports Activities]. Vestnik SPbGU [Vestnik of Saint Petersburg University], 3. 129–132.

Urusova, L. Kh. (2014). Etnopedagogika: gendernye standarty maskulinnosti [Ethnopedagogics: Gender Standards of Masculinity]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 41 (60), 96-98.

Urusova, L. Kh. (2015). Vospitanie svobodnoi lichnosti: differentsirovannyi podkhod [Educating a Free Personality: a Differentiated Approach]. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 1-2 (61), 128-130

Urusova, L. Kh. (2016). Kognitivnaia teoriia moral’nogo razvitiia Kolberga kak uslovie uspeshnoi sotsializatsii sovremennoi lichnosti [Colberg’s Cognitive Theory of Moral Development as a Condition of the Successful Socialization of a Modern Personality]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i upravleniia [Economics Bulletin of Eastern-Siberian State University of Technologies and Management], 4 (61), 167–171.

Статистика скачивания

Нет статистики