Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению | Южно-российский журнал социальных наук
Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-56-69
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-56-69

Как цитировать Array

Харитонова Е.В., Хамдамова А.Ю. Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №4. С. 56-69. DOI: 10.31429/26190567-23-4-56-69
Дата поступления 2022-11-16
Дата принятия 2022-12-25
Дата публикации 2023-03-31

Copyright (c) 2023 Евгения Владимировна Харитонова, Анастасия Юрьевна Хамдамова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению. Показано, что проблема девиантного поведения изучается в различных научных областях и ей посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, однако на сегодняшний день она всё ещё относится к категории сложных и неоднозначных. Одним из неизменных ракурсов анализа девиантных подростков является взгляд на проблему формирования отклоняющегося поведения через систему ценностных ориентаций. При этом анализ литературных источников показывает, что несмотря на большое количество исследований по данной теме и необходимость изучения ценностных ориентаций девиантных подростков, ценностная сфера подростков, склонных к девиантному поведению, изучена крайне фрагментарно. Гипотеза проведенного исследования — предположение о наличии особенностей ценностных ориентаций подростков с разным уровнем склонности к девиантному поведению, учет которого позволит выстроить оптимальное психологическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению. В качестве методик исследования были применены: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла, методика Шварца для изучения ценностей личности. В исследовании приняли участие 50 учеников 9–11‑х классов одной из средних общеобразовательных школ г. Черкесска. В процессе эмпирического исследования выборки получено три кластера. Респонденты 1‑го кластера имеют самые низкие показатели склонности к девиантному поведению, но высокие показатели по шкале Социальная желательность, а также Конформизм в качестве одной из ведущих ценностей — «Конформисты, стремящиеся сохранить безопасность». Респонденты 2‑го кластера наиболее склонны к девиантному поведению — «Девианты, стремящиеся к власти». Их ценностные ориентиры — Власть, Гедонизм и Самостоятельность. Показатели склонности к отклоняющемуся поведению респондентов 3‑го кластера находятся в пределах нормы, что позволяет назвать его эталонным. Ведущими ценностями данного кластера являются Гедонизм, Достижения и Самостоятельность — «Гедонисты, стремящиеся к достижениям и безопасности».

Ключевые слова

девиантное поведение, подростки, ценностные ориентации, нормативные ценности, ценности личностного профиля

Библиографические ссылки

  1. Chepeleva, L. M., Druzhinina, E. L. (2016). Vliyaniye informatsionnykh tekhnologiy i kibermobbinga na suiitsidal’nyye tendentsii v podrostkovoy srede [Impact of Information Technologies and Kibermobbing on The Suicidal Tendencies in The Teenagers’ Social Group]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 17(2), 55–69.
  2. Durkheim, E., Merton, R. (2013). Teoriya anomii [Theory of anomie]. Moskva: Prosveshcheniye.
  3. Fedotova, V. A. (2017). Values of Russians in The Context of Intergenerational Relations [Tsennosti rossiyan v kontekste vozrastnykh razlichiy]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 1, 78–86. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-78-86
  4. Fetisova, T. A., Klepach, Yu. V. (2017). Formirovanie tsennostnykh orienratsiy u podrostkov “gruppy riska” [Formation of Value Orientations in Teenagers from a “Risk Group”]. In O nekotorykh voprosakh i problemakh psikhologii i pedagogiki: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [On Some Issues and Problems of Psychology and Pedagogy: a Collection of Scientific Papers on the Results of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 95–97). Krasnoyarsk: Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki.
  5. Garfield, E. (1987). The Anomie-Deviant Behavior Connection: The Theories of Durkheim, Merton, and Srole. Essays of an Information Scientist, 10(39), 272–281.
  6. Gromova, I. A., Olifirovich, N. I. (2018). Osobennosti roditel’skoy sem’i u zavisimykh ot psikhoaktivnykh veshchestv [Peculiarities of the Drug Addicts’s Parental Family]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social’nyh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], 19(2), 132–141.
  7. Karandashev, V. N. (2004). Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [The Schwartz Method for the Study of Personality Values: Concept and Methodological Guide]. Sankt-Peterburg: Rech’.
  8. Kharitonova, Ye. V., Suslina, Ye. V. (2020). Lichnostnyye osobennosti sklonnosti podrostkov k destruktivnym vidam aktivnosti [Characteristics of Teenagers ‘ Propensity to Destructive Types of Activity]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 21(3), 97–111. DOI: 10.31429/26190567-21-3-97-111
  9. Kleiberg, Yu. A. (2022). Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of Deviant Behavior]. Moskva: Izdatel’stvo Yurayt.
  10. Korolenko, Ts. P., Donskikh, T. A. (1990). Sem’ putey k katastrofe: destruktivnoe povedenie v sovremennom mire [Seven Pathways to a Disaster: Destructive Behavior in the Modern World]. Novosibirsk: Nauka.
  11. Koshman, N. V. (2017). Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov i molodezhi v protsesse organizatsii sotsial’nogo vospitaniya v uchrezhdenii dopolnitel’nogo obrazovaniya [Deviant Behavior Prevention of Adolescents and Youth in The Process of Social Education Within the Framework of Supplementary Education Institutions]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy [Journal of Pedagogical Innovations], 3(47), 32–39.
  12. Mandrygina, E. A. (2020). Issledovaniye osobennostey smyslozhiznennykh oriyentatsiy u podrostkov s deviantnym povedeniyem [Study of The Features of Life-Meaning Orientations in Adolescents with Deviant Behavior]. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel’nosti [Psychology and Pedagogics in Official Activity], 3, 109–111. DOI 10.24411/2658-638X-2020-10085
  13. Nikolaenko, Ya. N., Sabirzyanova, A. F. (2014). Struktura tsennostnykh oriyentatsiy podrostkov s deviantnym i delinkventnym povedeniyem [The Structure of Value Orientations of Adolescents with Deviant and Delinquent Behaviour]. Nauchnoye mneniye [Scientific Opinion], 9, 103–109.
  14. Oshchepkov, A. A. (2012). Osobennosti tsennostnykh orientatsiy i sotsial’nykh ustanovok podrostkov, sklonnykh k deviantnomu povedeniyu [Features of Value Orientations and Social Attitudes of Adolescents Prone to Deviant Behavior] (Candidate Dissertation). Kazan.
  15. Savin, A. A. (2020). K probleme deviantnogo povedeniya nesovershennoletnih prestupnikov [Traits of Value Orientations and Social Attitudes of Teenagers with a Propensity for Deviant Behavior]. Modern Science [Modern Science], 12(1), 336–339.
  16. Savitskaya, N. V. (2019). Osnovnyye napravleniya sotsial’no-pedagogicheskoy profilaktiki deviantnogo povedeniya detey i podrostkov [The Main Directions of Socio-Pedagogical Prevention of Deviant Behavior of Children and Adolescents]. Social’nye otnosheniya [Social Relations], 2(29), 83–90.
  17. Schwartz, S. H. (1994). Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 50(4), 19–45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x
  18. Shalomova, Ye. V. (2019). Razvitiye dukhovno-nravstvennykh tsennostey podrostkov kak faktor profilaktiki ikh addiktivnogo povedeniya [Development of Spiritual and Moral Values of Adolescents as a Factor of Prevention of Their Addictive Behavior]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Vladimir State University], 38(57). 137–143.
  19. Slyusarev, Yu. V. (1992). Psikhologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizatsii samorazvitiya lichnosti [Psychological Support as a Factor in Enhancing Personal Self-development]. (Candidate Dissertation). Saint-Petersburg.
  20. Smirnova, R. V., Palatkina, G. V., Tarasova, I. V., Podlipalin, A. A. (2020). Sushchnostnyye kharakteristiki deviantnykh subkul’tur podrostkov: sotsial’no-kul’turnyye, sotsial’no-ekonomicheskiye, sotsial’no-pedagogicheskiye, sotsial’no-psikhologicheskiye [The Essential Characteristics of The Deviant Subcultures of Adolescents: Socio-Cultural, Socio-Economic, Socio-Pedagogical, Socio-Psychological]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology], 6. Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/120PDMN620.pdf
  21. Svintsitskaya, T. A. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov v sotsial’noy rabote [Prevention of Deviant Behavior of Adolescents in Social Work]. Molodoy uchenyy [A Young Scientist], 11(91), 1224–1226.
  22. Vorobyova, K. A. (2021). Social’no-psihologicheskie problemy podrostkov “gruppy riska” i puti ih razresheniya v real’nom i virtual’nom prostranstve [Socio-Psychological Problems of Adolescents of the “Risk Group” and Ways to Resolve Them in real and Virtual Space]. Aktual’nye problemy psihologicheskogo znaniya [Actual Problems of Psychological Knowledge], 3(56), 69–78. DOI: 10.51944/2073-8544_2021_3_69
  23. Zinovieva, L.V. (2019). Struktura rolevykh dispozitsiy podrostkov, sklonnykh k deviantnomu povedeniyu [The Structure of the Role Dispositions of Adolescents Prone to Deviant Behavior] (Candidate Dissertation). Yaroslavl.
  24. Zmanovskaya, E. V. (2008). Deviantologiya (Psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology (Psychology of Deviant Behavior)]. Moskva: Academia.