Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-56-69

Как цитировать

Харитонова, Е.В., Хамдамова, А.Ю. (2023). Ценностные ориентации подростков, склонных к девиантному поведению. Южно-российский журнал социальных наук, 23(4), 56-69. DOI: 10.31429/26190567-23-4-56-69
Дата поступления 16 ноября 2022
Дата принятия 25 декабря 2022
Дата публикации 31 марта 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Евгения Владимировна Харитонова, Анастасия Юрьевна Хамдамова

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков, склонных к девиантному поведению. Показано, что проблема девиантного поведения изучается в различных научных областях и ей посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, однако на сегодняшний день она всё ещё относится к категории сложных и неоднозначных. Одним из неизменных ракурсов анализа девиантных подростков является взгляд на проблему формирования отклоняющегося поведения через систему ценностных ориентаций. При этом анализ литературных источников показывает, что несмотря на большое количество исследований по данной теме и необходимость изучения ценностных ориентаций девиантных подростков, ценностная сфера подростков, склонных к девиантному поведению, изучена крайне фрагментарно. Гипотеза проведенного исследования — предположение о наличии особенностей ценностных ориентаций подростков с разным уровнем склонности к девиантному поведению, учет которого позволит выстроить оптимальное психологическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению. В качестве методик исследования были применены: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орла, методика Шварца для изучения ценностей личности. В исследовании приняли участие 50 учеников 9–11‑х классов одной из средних общеобразовательных школ г. Черкесска. В процессе эмпирического исследования выборки получено три кластера. Респонденты 1‑го кластера имеют самые низкие показатели склонности к девиантному поведению, но высокие показатели по шкале Социальная желательность, а также Конформизм в качестве одной из ведущих ценностей — «Конформисты, стремящиеся сохранить безопасность». Респонденты 2‑го кластера наиболее склонны к девиантному поведению — «Девианты, стремящиеся к власти». Их ценностные ориентиры — Власть, Гедонизм и Самостоятельность. Показатели склонности к отклоняющемуся поведению респондентов 3‑го кластера находятся в пределах нормы, что позволяет назвать его эталонным. Ведущими ценностями данного кластера являются Гедонизм, Достижения и Самостоятельность — «Гедонисты, стремящиеся к достижениям и безопасности».

Ключевые слова

девиантное поведение подростки ценностные ориентации нормативные ценности ценности личностного профиля

Библиографические ссылки

Воробьева, К.А. (2021). Социально-психологические проблемы подростков «группы риска» и пути их разрешения в реальном и виртуальном пространстве. Актуальные проблемы психологического знания, 3(56), 69–78. DOI: 10.51944/2073–8544_2021_3_69

Громова, И.А., Олифирович, Н.И. (2018). Особенности родительской семьи у зависимых от психоактивных веществ. Южно-российский журнал социальных наук, 19(2), 132–141.

Дюркгейм, Э., Мертон, Р. (2013) Теория аномии. Москва: Просвещение.

Зиновьева, Л.В. (2019). Структура ролевых диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению (Кандидатская диссертация). Ярославль.

Змановская, Е.В. (2008). Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Москва: Академия.

Карандашев, В.Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь.

Клейберг, Ю.А. (2022). Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт.

Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. (1990). Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука.

Кошман, Н.В. (2017). Профилактика девиантного поведения подростков и молодежи в процессе организации социального воспитания в учреждении дополнительного образования. Вестник педагогических инноваций, 3(47), 32–39.

Мандрыгина, Е.А. (2020). Исследование особенностей смысложизненных ориентаций у подростков с девиантным поведением. Психология и педагогика служебной деятельности, 3, 109–111. DOI: 10.24411/2658-638Х‑2020-10085

Николаенко, Я.Н., Сабирзянова, А.Ф. (2014). Структура ценностных ориентаций подростков с девиантным и делинквентным поведением. Научное мнение, 9, 103–109.

Ощепков, А.А. (2012). Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению (Кандидатская диссертация). Казань.

Савин, А.А. (2020). К проблеме девиантного поведения несовершеннолетних преступников. Modern Science, 12(1). 336–339.

Савицкая, Н.В. (2019). Основные направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков. Социальные отношения, 2(29). 83–90.

Свинцицкая, Т.А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Молодой ученый, 11(91). 1224–1226.

Слюсарев, Ю.В. (1992). Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург.

Смирнова, Р.В., Палаткина, Г.В., Тарасова, И.В., Подлипалин, А.А. (2020). Сущностные характеристики девиантных субкультур подростков: социально-культурные, социально-экономические, социально-педагогические, социально-психологические. Мир науки. Педагогика и психология, 6. Режим доступа https://mir-nauki.com/PDF/120PDMN620.pdf

Федотова, В.А. (2017). Ценности россиян в контексте возрастных различий. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1. 78–86. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-78-86.

Фетисова, Т.А., Клепач, Ю.В. (2017). Формирование ценностных ориентаций у подростков «группы риска». В О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (с. 95–97). Красноярск: Инновационный центр развития образования и науки.

Харитонова, Е.В., Суслина, Е.В. (2020). Личностные особенности склонности подростков к деструктивным видам активности. Южно-российский журнал социальных наук, 21(3), 97–111. DOI: 10.31429/26190567-21-3-97-111

Шаломова, Е.В. (2019). Развитие духовно-нравственных ценностей подростков как фактор профилактики их аддиктивного поведения. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 38(57). 137–143.

Чепелева, Л.М., Дружинина, Э.Л. (2016). Влияние информационных технологий и кибермоббинга на суиицидальные тенденции в подростковой среде. Человек. Сообщество. Управление, 17(2), 55–69.

Garfield, E. (1987). The Anomie-Deviant Behavior Connection: The Theories of Durkheim, Merton, and Srole. Essays of an Information Scientist, 10(39), 272–281.

Schwartz, S.H. (1994). Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 50(4), 19–45. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x

Статистика скачивания

Нет статистики