Аннотация
Статья посвящена языковой политике Руанды, которая была разработана властями страны после геноцида 1994 г. — своеобразного водораздела в ее современной истории — с целью преодоления глубокой национальной травмы. В качестве основного метода был выбран кейс-стади, предполагающий системный сбор информации по предмету исследования для определения этапов и основных направлений реформирования языковой политики с указанного момента по сегодняшний день. Ответ на вопрос о том, чем был обусловлен такой шаг и в какой степени он соответствует поставленной руандийским руководством задаче конструирования национального проекта без этнического компонента, автор пытается найти с помощью концепции «треугольника насилия» Й. Галтунга и модели трансформации конфликта с ориентацией на «позитивный мир». В частности вплоть до геноцида в стране наблюдался феномен «лингвистического империализма», проявлявшийся в дискриминации граждан, не владеющих французским языком. После геноцида (и выхода страны из орбиты влияния Франции) началось формирование новой конфигурации языков, что было направлено на вытеснение французского на второстепенные позиции по сравнению с английским ради преодоления негативных этнических стереотипов. Национальная идея «нового руандийского человека» получила поддержку за счет усиления позиций автохтонного языка киньяруанда, статус которого был пересмотрен и в правовом, и в символическом аспектах. Новая языковая политика коснулась также еще одного африканского языка: в контексте обозначенного правительством курса на интеграцию в восточноафриканское пространство статус официального получил суахили. Реализуемая в настоящий период четырехъязычная модель оценена как достаточно успешная, поскольку соответствует вкладываемым в нее символическим смыслам и практическим задачам постконфликтного мирного строительства.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Борисова, Н. (2016). Политизация языка и языковая политика в этнических территориальных автономиях. Мировая экономика и международные отношения, 60(9), 67–75. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-9-67-75
Кудряшова, И.В., Харитонова, О.Г. (ред.) (2020) Метаморфозы разделенных обществ. Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет).
Кудряшова, И.В. (2016). Как обустроить разделенные общества. Политическая наука, 1, 15–33.
Сотиева, Л., Скофилд, Дж. (2021). Анализ 30+ лет работы с конфликтом в грузино-абхазско-южноосетинском контекстах. Independent Peace Associates. Режим доступа https://indiepeace.org/wp-content/uploads/2021/06/IndiePeace30-Years-Geo-Abkh-SO-contexts-RUS.pdf
A Discussion with Eric Ngangare, Poet, Singer, and Storyteller, Rwanda. (2016). Berkeley Center for Religion, Peace and World Affairs. Retrieved from https://berkleycenter.georgetown.edu/interviews/a-discussion-with-eric-ngangare-poet-singer-and-storyteller-rwanda
Abolou, C. (2009). L'Afrique, les langues et la société de la connaissance: Fractures dans la société de la connaissance. Hermès, 45(45), 165–172. DOI: 10.4267/2042/24047
Abbott, G. (1992). Development, Education and English Language Teaching. ELT Journal, 46(2), 172–179.
Banyanga, J., Björkqvist, K. & Österman, K. | Hackett J. (Ed.) (2017). Trauma Inflicted by Genocide: Experiences of the Rwandan Diaspora in Finland. Cogent Psychology, 4(1). DOI: 10.1080/23311908.2017.1333244
Brounéus, K. (2008). Analyzing Reconciliation: A Structured Method for Measuring National Reconciliation Initiatives. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 14(3), 291–313.
Chemouni, B. & Mugiraneza, A. (2019). Singing the Struggle: The Rwandan Patriotic Front’s Ideology Through its Songs of Liberation. Genocide Research Hub. Retrieved from https://www.genocideresearchhub.org.rw/document/singing-the-struggle-the-rwandan-patriotic-fronts-ideology-through-its-songs-of-liberation/
Donohue, W. (2012). The Identity Trap: The Language of Genocide. Journal of Language and Social Psychology, 31(1), 13–29. DOI: 10.1177/0261927X11425033
Galtung, J. (1969). Violence, Peace and Peace Research. Journal of Peace Research, 6(3), 167–191. DOI: 10.1177/002234336900600301
Hakorimana, G. (2020). Exploring Peace Journalism Practices for Conflict Prevention in Rwanda: The Case Study of Pax Press Initiative (Master’s Thesis). Available from the Digital Repository of the University of Rwanda Database.
Hintjens, H., Ubaldo, R., Elias, A. (Ed.) (2019). Music, Violence, and Peace-Building. Peace Review: A Journal of Social Justice, 31(3), 279–288. DOI: 10.1080/10402659.2020.1735163
Inauguration du Centre Culturel Francophone du Rwanda (2021, May 27). Elysée. Retrieved from https://www.elysee.fr/
Jefremovas, V. (1997). Contested Identities: Power and the Fictions of Ethnicity, Ethnography and History in Rwanda. Anthropologica, 1/2, 91–104. DOI: 10.2307/25605855
Kagame Reiterates Need to Use English as Education Medium (2008, October 15). The New Times. Retrieved from https://www.newtimes.co.rw/article/12272/national/kagame-reiterates-need-to-use-english-as-education-medium
Kereni, I. (2004). Developing Academic Writing at the National University of Rwanda: A Case Study of First Year Economics and Management (Master’s Thesis). Available from the database of the University of the Western Cape, South Africa.
Kral, T. (2022). ‘Eventually We’ll all Become Anglophones’: A Narrative Inquiry into Language-in-education Policy in Rwanda. Globalisation, Societies and Education, 1–15. DOI: 10.1080/14767724.2022.2033613
Leclerc, J. (2022). L'aménagement linguistique dans le monde: Rwanda [Blog of Jacque Leclerc, Collaborator at CEFAN, Universite Laval]. Retrieved from https://www.axl.cefan.ulaval.ca/afrique/rwanda.htm
Lederach, J. (2014). The Little Book of Conflict Transformation. Good Books, United States of America. Retrieved from https://professorbellreadings.files.wordpress.com/2017/10/the-little-books-of-justice-peacebuilding-john-lederach-the-little-book-of-conflict-transformation-good-books‑2014-1.pdf
Rwanda: le français retrouvé? (2021, May 26). Le Figaro, AFP agence. Retrieved from https://www.lefigaro.fr/langue-francaise/francophonie/rwanda-le-francais-retrouve‑20210526
Makalela, L., Wei, L., Lin, A. (Ed.) (2019). Uncovering the Universals of Ubuntu translanguaging in Classroom Discourses. Classroom Discourse, 10(3–4), 237–251. DOI: 10.1080/19463014.2019.1631198
Ministry of Education (MINEDUC) of the Republic of Rwanda, Rwanda Education Board. (2015). Competence-based curriculum. Retrieved from https://mudarwan.files.wordpress.com/2015/08/curriculum_framework_final_printed-compressed.pdf
Musingafi, M., Mafumbate, R., Khumalo, T. (2019). Traditional Conflict Management Initiatives in Africa: Wellness Models for Southern Africa and the Zimbabwean Crisis. Journal of Culture, Society and Development, 47, 60–67. DOI: 10.7176/JCSD/47–07
Newbury, D. (1998). Understanding Genocide. African Studies Review, 41(1), 73–97. DOI: 10.2307/524682
Nkubito, J. & Uwababyeyi, A. (2017). Peacebuilding through Language Mentorship in Rwanda’s Primary Education: Challenges facing key stakeholders. Rwanda Journal of Arts and Humanities, 2(2), 44–58. DOI: 10.4314/rj.v2i2.5A
Ntakirutimana, E. (2014). La dynamique des langues dans l’enseignement supérieur au Rwanda: De nouveaux enjeux, une nouvelle dynamique. Synergies Afrique des Grands Lacs, 3, 155–163. Retrieved from https://gerflint.fr/Base/Afrique_GrandsLacs3/Evariste_Ntakirutimana.pdf
Nzahabwanayo, S. (2018). Identification and Critique of the Values Education Notion: Informing the Itorero Training Program for High School Leavers in Post-genocide Rwanda. Interchange, 49(4), 111–132. DOI: 10.1007/s10780-017-9312-3
Office of the President of the Republic [of Rwanda]. (1999). The Unity of Rwandans before the Colonial Period and under the Colonial Rule under the first Republic. Retrieved from https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/4918/2379.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Pearson, P. (2016). Language Policy in Rwanda: Shifting Linguistic and Educational Landscape (Doctoral Dissertation). Available from Scholar Works at Georgia State University database. DOI: 10.57709/9434634
Purdeková, A. & Mwambari, D. (2022). Post-genocide Identity Politics and Colonial Durabilities in Rwanda. Critical African Studies, 14(1), 19–37. DOI: 10.1080/21681392.2021.1938404
Phillipson, R. (1992). Linguistic Imperialism. Oxford & New York: Oxford University Press.
Reyntjens, F. (2004). Rwanda, Ten Years on: From Genocide to Dictatorship. African Affairs, 103(411), 177–210. DOI: 10.1093/afraf/adh045
Reyntjens, F. (2013). Engineering a New Society. In Political Governance in Post-Genocide Rwanda. Cambridge University Press. DOI: 10.1017/CBO9781107338647.007
Rosendal, T. & Ngabonziza, J.D. (2022). Amid Signs of Change: Language Policy, Ideology and Power in the Linguistic Landscape of Urban Rwanda. Language Policy, 2022, 1–22. DOI: 10.1007/s10993-022-09624-5
Scherrer, C. (2002). Genocide and Crisis in Central Africa: Conflict Roots, Mass Violence, and Regional War. USA: Praeger.
Roozen, B. & Schulman, H. (2014). Tuning in to the RTLM: Tracking the Evolution of Language Alongside the Rwandan Genocide Using Social Identity Theory. Journal of Language and Social Psychology, 33(2), 165–18. DOI: 10.1177/0261927X13513765
Rurangirwa, S. (2013). Les Droits et les Marchés Linguistiques au Rwanda. Journal of African Studies: Conflicts and Peace Studies, 2 (1), 38–53. DOI: 10.5038/2325-484X.2.1.5
Rutazibwa, O. (2014). Studying Agaciro: Moving Beyond Wilsonian Interventionist Knowledge Production of Rwanda. Journal of Intervention and Statebuilding, 8(4), 291–302. DOI: 10.1080/17502977.2014.964454
Rwanda new 2,000- and 5,000‑franc Notes Confirmed. (2015, January 6). [Web blog post] BanknoteNews.com. Retrieved from https://banknotenews.com/?p=8067
Rwanda Playbook. (2022). Rwanda Government Website. Retrieved from http://hgs.rgb.rw/girinka
Samuelson, B. & Freedman, S. (2010). Language policy, multilingual education, and power in Rwanda. Language Policy, 9, 191–215. DOI: 10.1007/s10993-010-9170-7
Stanton, G. (2004). Could the Rwandan Genocide have been Prevented? Journal of Genocide Research, 6(2), 211–228. DOI: 10.1080/1462352042000225958
Storey, A. (2001). Structural Adjustment, State Power & Genocide: The World Bank & Rwanda. Review of African Political Economy, 28(89), 365–385. DOI: 10.1080/03056240108704546
Spowage, K. (2018). English and Marx's 'general intellect': The Construction of an English-speaking élite in Rwanda. Language Sciences, 70, 167–178. DOI: 10.1016/j.langsci.2018.04.003
Office of the President of the Republic (1999). The Unity of Rwandans — before the Colonial Period and under the Colonial Rule — under the First Republic. Retrieved from https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/4918/2379.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Transcript: Rwanda President Paul Kagame. (2017, August 27). [Interview] Financial Times. Retrieved from https://www.ft.com/content/0ec9dc4e‑8976-11e7-8bb1-5ba57d47eff7
Uvin, P. (1999). Development Aid and Structural Violence: The case of Rwanda. Development, 42, 49–56. DOI: 10.1057/palgrave.development.1110060
Uwimbabazi, P. (2012). An analysis of Umuganda: the Policy and Practice of Community Work in Rwanda (Doctoral dissertation). Available from Research Space, the University of Kwazulu-Natal database.
Vignon, M. (2021). Politique linguistique rwandaise: Avenir du français dans le trilinguisme officiel kinyarwanda-français-anglais. (Preprint). DOI: 10.6084/m9.figshare.16689343
Wolfenden, K. (2011). Ending Ethnic Conflict and Creating Positive Peace in Rwanda and Sierra Leone. International Affairs, 3(01), 1/1. Retrieved from: http://www.inquiriesjournal.com/articles/352/ending-ethnic-conflict-and-creating-positive-peace-in-rwanda-and-sierra-leone
Yanagizawa-Drott, D. (2014). Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide. The Quarterly Journal of Economics, 129(4), 1947–1994. DOI: 10.1093/qje/qju020
Zadi, A. (2021). The Hamite Must Die! The Legacy of Colonial Ideology in Rwanda (Master’s thesis). Available from CUNY Academic Works, City University of New York database.