Аннотация
В статье рассматривается проблема моделирования понятий и инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков. Теоретическое моделирование основано на компетентностном подходе к профессиональной подготовке курсантов, концепции профессионально важных качеств в деятельности военных летчиков-инструкторов. Обоснованы выделение в модели летчика-инструктора структурных компонентов (коммуникативной, дидактической и летной компетенций). Обоснованно рассматривать «Пригодность курсанта к работе летчиком-инструктором» как модель обретенных курсантом свойств субъекта бытия, основными параметрами которой являются: «Теоретическая осведомленность»; «Коммуникативные компетенции»; «Дидактические компетенции»; «Летные компетенции». Моделирование системы отбора летчиков-инструкторов получило теоретическое и эмпирическое подтверждение, что позволило обозначить контуры модели пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором, содержащей параметры: знания курсанта необходимые для инструкторской деятельности; обретенные умения летчика-инструктора; готовность работать летчиком-инструктором. Создан оригинальный комплекс методик отбора будущих летчиков-инструкторов из курсантов, который проверен на валидность, надежность и стандартизирован. Проведенная стандартизация позволила составить модель измерителей и шкалу уровней «Пригодности курсантов к работе летчиком-инструктором». Содержательная валидность методик дополнила базовые элементы в модель профессионально важных качеств деятельности летчика-инструктора. Дискриминантная валидность методик явилась основанием для определения измерителей личностной внутренней готовности курсантов к работе летчиком-инструктором.Составлена совокупность формул для определения уровня пригодности курсанта к работе летчиком-инструктором. Моделирование инструментов психологического отбора летчиков-инструкторов из курсантов, обучающихся на военных летчиков позволило выявить базовые представления курсантов о положительных и отрицательных профессионально важных качествах деятельности летчика-инструктора. Эмпирически обоснована модель измерителей пригодности курсантов к инструкторской деятельности, которая содержит комплекс методик, названных: «ЗНАНИЯ»; «КОМПЕТЕНЦИИ»; «ГОТОВНОСТЬ». С помощью методики «ЗНАНИЯ» измеряются знания курсанта, необходимые для инструкторской деятельности. С помощью методики «КОМПЕТЕНЦИИ» измеряются обретенные курсантом способности летчика-инструктора С помощью методики «ГОТОВНОСТЬ» измеряются показатели готовности курсанта работать летчиком-инструктором.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Алексеенко, М.С. (2011). Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления (Автореферат канд. диссертации). Москва.
Бодров, В.А. (2007). Современное состояние психологических исследований профессиональной деятельности. Москва: ПЕР СЭ; Логос.
Бондарь В.В. (2008). Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения (Автореферат канд. диссертации). Ярославль.
Бондарь, Т.В., Мальчинский, Ф.В., Некрасов, С.Д. (2016). Концепция пригодности человека к военной службе. В С.Д. Некрасов Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы VII Всерос. науч-практ.конф., (с иностранным участием) (с. 5–13). Краснодар: Кубанский государственный университет.
Бучельников, О.Ю. (2010). Анализ деятельности летно-инструкторского состава вузов ВВС, подготовка к ней. Выявление факторов, оказывающих влияние на эти процессы. Монино: ВВА.
Бучельников, О.Ю. Гришков, А.А. Мальчинский, Ф.В., Медяникова, Л.М., Некрасов, С.Д. (2018) Разработка инструментов отбора курсантов пригодных к работе летчиком-инструктором: первый этап. В Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Специальный выпуск, посвященный III Всероссийской педагогической научной конференции «Проблемы и современные направления развития образования в области аэронавигации», 19 апреля, 2018 г. (с. 44–48). Сызрань.
Бучельников, О.Ю. Гришков, А.А. Мальчинский, Ф.В., Медяникова, Л.М., Некрасов, С.Д. (2018) Разработка инструментов отбора курсантов пригодных к работе летчиком-инструктором: второй этап. В С.Д. Некрасов Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы VII Всерос. науч-практ.конф., (с иностранным участием) (с. 53–65). Краснодар: Кубанский государственный университет.
Быков, В.П. (2011). Формирование базовых профессиональных умений курсантов вуза в период лётной практики (Автореферат канд. диссертации). Екатеринбург.
Ваулин, В.И. (2000). Педагогические основы подготовки летно-инструкторского состава к обучению курсантов ВУЗов: На опыте армейской авиации Сухопутных войск (Автореферат канд. диссертации). Москва.
Ворона, А.А., Гандер, Д. В, Пономаренко, В.А. (2003). Теория и практика психологического обеспечения летного труда. Москва: Воениздат.
Гандер, Д.В. (2007). Профессиональная психопедагогика. Москва: Воентехиниздат.
Гандер, Д.В., Ворона, А.А., Пономаренко, В.А., Алексеенко, М.С. (2016). Методологические и теоретические предпосылки психологических исследований летного труда на современном этапе развития авиации. Психология и психотехника, 11, 906–912.
Забоева, М.В. (2014). Ответственность как профессионально важное качество личности летчиков инструкторов различных родов авиации. В мире научных открытий, 11.6, 2190–2205.
Ильин, Е.П. (2008). Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер.
Кадочников, А.И. (2009). Формирование навигаторской компетентности курсантов в процессе тренажной подготовки (Автореферат канд. диссертации). Челябинск.
Корчемный, П.А. (1986). Психология лётного обучения. Москва: Воеиздат.
Крачко, Э.А. (2013). Психофизиологические критерии распределения курсантов военного авиационного образовательного учреждения по родам авиации (Автореферат канд. диссертации). Санкт-Петербург.
Мальчинский, Ф.В., Некрасов, С.Д. (2012). Внутренняя позиция личности курсанта военного авиационного училища: монография. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т.
Михневич, А.В. (2003). Физиологическая оценка, прогнозирование и оптимизация адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности (Автореферат канд. диссертации). Саратов.
Младенов, А. (2014, Май). О системе подготовки летчиков ВВС России. Военное обозрение. Режим доступа https://topwar.ru/47064-aleksandr-mladenov-o-sisteme-podgotovki-letchikov-vvs-rossii.html
Некрасов, С.Д., Мальчинский, Ф.В. (2014). Самолет. Офицер. Семья: комплекс методик для измерения ориентиров внутренней позиции курсанта. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА».
Некрасов, С.Д. (2014). Математические методы в психологии (MS Excel). Краснодар.
Новосельский А.В. (2008) Развитие организационно-управленческих умений будущих военных летчиков (Автореферат канд. диссертации). Саратов.
Платонов, К.К. (1960). Психология лётного труда. Москва: Воениздат.
Пономаренко, В.А. (2001). Авиация. Человек. Дух. Москва: Магистр. Пресс.
Пономаренко, В.А. (1995). Страна Авиация — чёрное и белое. Москва: Наука.
Пономаренко, В.А. (2004). Психология духовности профессионала. Москва: ПЕР СЭ.
Прошкин, С.А. (2009). Летчик-инструктор — летчик, педагог, психолог. Вестник международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, 2 (31), 13–22.
Руководство по организации и проведению летного обучения в высших учебных заведениях ВВС, введено в действие приказом Главнокомандующего ВВС (2008). Москва: Воениздат.
Смирнов, А.Ю., Шиш В.И. (2017). Анализ психолого-педагогической деятельности, летно-инструкторского состава вертолетного вуза в период первоначального летного обучения. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, Т. 10, 11 (11), 87–90.
Сочнев, В.Н. (2005). Психофизиологические детерминанты успешности профессиональной деятельности летчиков-инструкторов (Автореферат канд. диссертации). Санкт-Петербург.
Braakter, F. (1974). High workload tasks of aircrew in the tactical strike and reconnaissance roles. In Simulation and study of high workload operations. Oslo, 24–25 April, P. 17.
Brookings, J.B., Wilson, G.F., Swain, C.R. (1996). Psychophysiological responses to changes in workload during simulated air traffic control. Biological Psychology, 42, (3), 361–677.
Grandjean, A.B. (1968). Fatigue: its physiological and psychological significance. Ergonomics, 2, 427–438.
Lager, C. (1974). Fatigue in civil aviation. Definitions and problems. In Pilot Reliability (50–54). Stockholm.
Martinussen, M., Hunter, D.R. (2017). Aviation Psychology and Human Factors — Second Edition pdf CRC Press. Boca Raton, FL.
Mouden Homer, L. (1984). Human factors errors in judgement. Int. J. Aviat. Safety, 1 (4), 471–474.
Reyes, R.J. (1979). Stree measurement in A‑10 aircrew following short repeated light. Washington.
Sells, S.A. (1953). Research programme to develop psychiatric selection of flying personnel. J. Aviat. Med., 24 (1), 29–47.
Sloan, S.L. (1985). The impact of life events on pilots: An extension of Alkov’ approach. Aviat., Space and Environ. Med., 56 (10), 1000–1003.
Terelak, J.F. (1991). Current research and trends in aviation psychology in Poland. Aviat. Space Environ. Med., 62 (9), 903–906.
Tsang, P.S., Vidulich, M.A. (Eds.) (2003). Principles and Practice of Aviation Psychology. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
Wise, J., Hopkin, D., Garland, D. (2010). Handbook of Aviation Human Factors. CRC Press.

