Аннотация
Актуальность изучения индивидуально-психологических типов реагирования на стресс субъекта как члена команды берет свое начало в вопросах о механизмах совладающего поведения группы и личности в ней как субъекта групповой работы, которые назрели достаточно давно. Способы и ресурсы преодоления напряженных факторов личностью могут отличаться в рамках индивидуальной работы и совместной деятельности команды. Новизна исследования прослеживается в том, что впервые поднимается вопрос группового копинга на примере исследования профессиональных групп, которыми выступили спортивные команды. В более ранней научной литературе изучение совладающего поведения личности как части группы было представлено преимущественно в рамках семейного копинга. Новизной обладают данные о том, что индивидуальные и групповые копинг-ресурсы могут по-разному включаться в процесс преодоления стрессовой ситуации. Одни виды ресурсов снижают неконструктивные способы реагирования на стресс, другие укрепляют конструктивные способы, а третьи являются ресурсными как по снижению неадаптивных копингов, так и по укреплению адаптивных (их мы и называем наиболее эффективными и энергоемкими). Целью данного исследования было выявление индивидуально-психологических типов реагирования на стрессовые факторы субъектов, включенных в групповую деятельность, на примере спортсменов командных видов спорта. Методология исследования опирается на концепцию личности как субъекта групповой деятельности, на ресурсный подход к описанию личности и концепцию совладающего поведения. Основные результаты исследования отражают факт существования четырех типов реагирования на стресс субъектов, включенных в групповую работу. Субъекты, являющиеся представителями разных типов, отличаются выраженностью копинг-стратегий, уровнем вовлеченности копинг-ресурсов в процесс преодоления тревожной ситуации, дифференцированностью применяемых ресурсов. Полученные данные дают представления о вероятных рычагах успешного преодоления стрессовых ситуаций личностью с точки зрения различных видов копинга. Знание типов реагирования на стресс позволит грамотно организовать процесс командной деятельности, выявить представителей того или иного типа реагирования на стресс, структурировать работу команды таким образом, чтобы она была максимально комфортной и успешной.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Agazade, N. (2012). Koping-strategii vo vremya krizisa [Coping Strategies in Times of Crisis]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii [Medical Psychology in Russia], 1. Retrieved from http:// medpsy.ru
Ananyev, B. G. (2001). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an Object of Knowledge]. St. Petersburg: Peter.
Andreyev, V. V., Andreyev, V. V. (2019). Sovladayushcheye povedeniye kak sredstvo preodoleniya kriticheskikh situatsiy v sporte [Coping Behavior as a Means of Overcoming Critical Situations in Sports]. In K. A. Bochaver, L. M. Dovzhik (Ed.) Psikhologiya sporta: nauka, iskusstvo, professiya [Psychology of Sports: Science, Art, Profession] (pp. 9–16). Moskva: Negosudarstvennoye obrazovatel’noye chastnoye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya “Moskovskiy institut psikhoanaliza”.
Antsyferova, L. I. (1994). Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in Difficult Life Conditions: Rethinking, Transforming Situations and Psychological Protection]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1(1), 3–18.
Balk, Y. A., De Jonge, J., Oerlemans, W. G. M., Geurts, S. A. E., Fletcher, D., Dormann, Ch. (2018). Balancing Demands and Resources in Sport: Adaptation and Validation of the Demand-Induced Strain Compensation Questionnaire for Use in Sport. Journal of Sports Science and Medicine, 17(2), 237–244.
Beckford, T. S., Poudevigne, M., Irving, R. R., Golden, K. D. (2016). Mental Toughness and Coping Skills in Male Sprinters. Journal of Human Sport & Exercise, 11, 338–347.
Berilova, E. I. (2018). Lichnostnyye faktory preodoleniya sindroma vygoraniya u devushek-futbolistok [Personal Factors of Overcoming the Burnout Syndrome in Female Football Players]. Fizicheskaya kul’tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport-Science and Practice], 4, 109–114.
Berilova, Ye. I. (2020). Osobennosti vzaimosvyazi emotsional’nogo intellekta, koping-strategiy i urovnya razvitiya gruppy u sportsmenov, zanimayushchikhsya komandnymi vidami sporta [Features of the Relationship between Emotional Intelligence, Coping Strategies and the Level of Group Development in Athletes Engaged in Team Sports]. In Materialy nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel’skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma [Materials of the Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism] (pp. 215–216), 1. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma.
Bochaver, K. A., Dovzhik, L. M., Savinkina, A. O. (2020). K voprosu o trevoge i komandnoy splochennosti v sporte [Towards the Issue of Anxiety and Team Cohesion in Sport]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psikhologicheskie Issledovaniya], 13(70), 6.
Carver, Ch. S., Connor-Smith, J. (2010). Personality and Coping. Annual Review of Psychology, 61, 679–704.
Gorskaya, G. B (2012). Organizatsionnyy stress v sporte: istochniki, spetsifika proyavleniy, napravleniya issledovaniy [Organizational Stress in Sport: Origins, Manifestation Specificity, Investigation Trends]. Fizicheskaya kul’tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport-Science and Practice], 4, 74–76.
Kerdijk, C., van der Kamp J., Polman, R. C. J. (2016). The Influence of the Social Environment Context in Stress and Coping in Sport. Frontiers in Psychology, 7, 875.
Khazova, S. A. (2013). Koping-resursy sub’’yekta: osnovnyye napravleniya i perspektivy issledovaniya [Coping Resources of the Subject: the Main Directions and Prospects of Research]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov], 19(5), 188–191.
Kiselev, V. Yu. (2002). O problemakh komplektovaniya sbornykh ekipazhey v greble na lodkakh tipa «Drakon» [On the Problems of Recruiting Combined Crews in Rowing on Boats of the “Dragon” Type]. In Materialy nauchnoy konferentsii “Problemy fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma” [Materials of the Scientific Conference “Problems of Physical Culture, Sports and Tourism”] (pp. 15–17). Khabarovsk.
Kryukova, T. L., Saporovskaya, M. V. (2016). Stressy semeynykh otnosheniy: tendentsii i effekty sovladaniya [Family Relationships` Stresses: Coping Tendences and Effects]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology], 1(1), 174–195.
Lazarus, R. S., Folkman, S. (1991). The Concept of Coping. In Monat, A., Lazarus, R. S., (Eds) Stress and Coping (pp. 189–206). New York: Columbia University Press.
MacCrae, R., Costa P. (1986). Personality, Coping and Coping Effectiveness in an Adult Sample. Journal of Personality, 54(2), 385–405.
Maslou, M. (2003). Motivatsiya i lichnost’. 3-ye izd. Seriya “Mastera Psikhologii” [Motivation and Personality. 3rd ed. Series “Masters of Psychology”]. SPb.: Piter.
Morgan, P. B. C., Fletcher, D., Sarkar, V. (2015). Understanding Team Resilience in the World’s Best Athletes: A Case Study of Rugby Union World Cup Winning Ream. Psychology of Sport and Exercise, 16, 91–100.
Nicholls, A.R., Polman, R. C. J. (2007). Coping in Sport: A Systematic Review. Journal of Sports Sciences, 25(1), 11–31.
Rogaleva, L. N., Briurosh, L. G., Bogdanova, M. V., Vichuzhanin, R. A. (2020). Koping-strategii i psikhicheskaya nadezhnost’ sportsmenov raznogo urovnya sportivnogo masterstva [Coping Strategies and Mental Reliability of Athletes of Different Levels of Sports Skills]. Zhivaya psikhologiya [Live Psychology], 7(2), 36–43.
Rogozyan, A. B. (2012). Psikhologicheskiye resursy individual’nogo stilya preodoleniya stressa (na primere lichnosti meditsinskogo rabotnika (Avtoreferat kandidatskoy dissertatsii) [Psychological Resources of the Individual Style of Overcoming Stress (on the Example of the Personality of a Medical Worker)] (Abstract of Candidate Dissertation). Krasnodar.
Salmela, M., Nagatsu, M. (2016). Collective Emotions and Joint Action: Beyond Received and Minimalist Approaches. Journal of Social Ontology, 2(1), 33–57.
Sovmiz, Z. R. (2016). Vzaimosvyaz’ individual’nykh i komandnykh koping-strategiy s lichnostnymi i sotsial’no-psikhologicheskimi kharakteristikami sub’’yektov gruppovoy deyatel’nosti. [The Relationship of Individual and Team Coping Strategies with Personal and Social Psychological Characteristics of Subjects of Group Activities]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Pedagogika i psikhologiya” [The Bulletin of Adyghe State University], 3(183), 142–146.
Sovmiz, Z. R. (2017). Tipy reagirovaniya na stress sportsmenov, spetsializiruyushchikhsya v komandnykh vidakh sporta: individual’nyy i komandnyy koping [Types of Stress Response of Athletes Specializing in Team Sports: Individual and Team Coping]. In Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psikhologov fizicheskoy kul’tury i sporta “Rudikovskiye chteniya - 2017” (pp. 239–244) [Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports “Rudikov Readings — 2017”]. Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul’tury, sporta, molodezhi i turizma.
Tamminen, K. A., Gaudreau, P., McEwen, C. E., Crocker, P. R. E. (2016). Interpersonal Emotion Regulation Among Adolescent Athletes: A Bayesian Multilevel Model Predicting Sport Enjoyment and Commitment. Journal of Sport & Exercise Psychology, 38, 541–555.
Yeatts, P. E., Lochbaum, M. (2013). Coping in Sport: A Test of Elliot’s Hierarchical Model of Approach and Avoidance Motivation. Kinesiology, 45, 186–193.
Zumeta, L. N., Oriol, X., Telletxea, S., Amutio, A., Basabe, N. (2015). Collective Efficacy in Sports and Physical Activities: Perceived Emotional Synchrony and Shared Flow. Frontiers in Psychology, 6, 1–12.