Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу отражения образа вожатого в сознании студентов, имеющих и не имеющих опыт работы вожатыми. В связи с задачей возрождения системы общественно-государственного движения детей и молодежи вожатые являются ключевыми фигурами создания и успешной деятельности этой системы. Целью статьи является изучение представлений современных студентов о вожатых и выявление соотношения основных компонентов структуры образов вожатых с ведущим типом реагирования в конфликтных ситуациях. Во введении рассматривается вклад А. А. Бодалева и И. П. Иванова, имеющий ключевое значение для решения этой государственной задачи. В эмпирической части исследования применялись методики: «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В. Л. Ситников), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликтных ситуациях (М. М. Кашапов, Т. Г. Шалаева), а также: критерий — угловое преобразование Фишера, U–критерий Манна-Уитни, rs — ранговая корреляция Спирмена. Исследование показало, что образы вожатого у студентов зависят от опыта профессиональной деятельности и соотносятся с их Я-образами. Соотношение образов вожатого и Я-образов наиболее отличается у кандидатов в вожатые; у студентов, имеющих опыт такой деятельности достоверных различий между этими образами в два раза меньше. У студентов сформирован положительный образ вожатого. У вожатых, не имеющих опыта такой деятельности, он наиболее идеализирован, носит шаблонный, стереотипный характер. Основные характеристики вожатых — ответственность, педагогическая функция, лидерство, креативность. Тип реагирования в конфликтной ситуации связан с социальным интеллектом, деятельностным, конвенционалным, поведенческим, метафорическим компонентами, а также с положительной и нейтральной модальностью всех компонентов. Для формирования у студентов адекватного образа вожатого необходимо включать в программы подготовки изучение работ школы А. А. Бодалева и овладение системой коллективной творческой деятельности, разработанной И. П. Ивановым.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
А.А. Бодалеву — 70 лет (1993). Вопросы психологии, 3, 114.
Бодалев, А.А. (1988). Психология о личности. Москва: Моск. ун-т.
Бодалев, А.А. (1995). Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия
Иванов, И.П. (1954). Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе (Кандидатская диссертация). Ленинград.
Иванов, И.П. (2019). Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников. В Педагогика коллективной творческой деятельности. В Труды академика И.П. Иванова (к 95‑летию бывшего декана педагогического факультета) (с. 63–99). Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена.
Кашапов, М.М. (2023). Психология конфликта. Москва: Юрайт.
Кононова, О.Б. (2010) Образ человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в коллективную творческую деятельность (Кандидатская диссертация). Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена.
Крапивина, Л.А. (2022). Пионерский отряд «Каравелла» как воплощённая реальность художественных образов героев книг Владислава Крапивина. Краткий исторический экскурс. Социальная педагогика, 3, 11–29.
Макаренко, А.С. (1951) Собрание сочинений. Т. 5. Москва: Правда.
Макаренко, А.С. (1983) Заявление в центральный институт организаторов народного просвещения. Педагогические сочинения в 8‑ми томах. Т. 1. Москва: Педагогика.
Ситников, В.Л., Комарова, А.В., Слотина, Т.В. (2021). Психология и педагогика командообразования. СПб.: Лань.
Ситников, В.Л., Стреленко, А.А., Кедич, С.И., Комарова, А.В. (2021). Социально-перцептивные образы как регуляторы детско-родительских отношений в приемных семьях. Социальная психология и общество, 12(2), 129–147.
Шубин, А.В. (2000). От «застоя» к реформам. СССР в 1977–1985 гг. Москва: Российская политическая энциклопедия.
Шубин, А.В. (2017). Педагогика и коммунализм. Социальная педагогика, 1–2, 18–24.