Образ вожатого в сознании студентов | Южно-российский журнал социальных наук
Образ вожатого в сознании студентов
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-71-84
https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-71-84

Как цитировать Array

Ситников В.Л., Комарова А.В. Образ вожатого в сознании студентов // Южно-российский журнал социальных наук. 2023. Т. 24, №3. С. 71-84. DOI: 10.31429/26190567-24-3-71-84
Дата поступления 2023-05-12
Дата принятия 2023-06-10
Дата публикации 2023-09-29

Copyright (c) 2024 Валерий Леонидович Ситников, Александра Владимировна Комарова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу отражения образа вожатого в сознании студентов, имеющих и не имеющих опыт работы вожатыми. В связи с задачей возрождения системы общественно-­государственного движения детей и молодежи вожатые являются ключевыми фигурами создания и успешной деятельности этой системы. Целью статьи является изучение представлений современных студентов о вожатых и выявление соотношения основных компонентов структуры образов вожатых с ведущим типом реагирования в конфликтных ситуациях. Во введении рассматривается вклад А. А. Бодалева и И. П. Иванова, имеющий ключевое значение для решения этой государственной задачи. В эмпирической части исследования применялись методики: «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В. Л. Ситников), методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликтных ситуациях (М. М. Кашапов, Т. Г. Шалаева), а также: критерий — угловое преобразование Фишера, U–критерий Манна-­Уитни, rs — ранговая корреляция Спирмена. Исследование показало, что образы вожатого у студентов зависят от опыта профессиональной деятельности и соотносятся с их Я-образами. Соотношение образов вожатого и Я-образов наиболее отличается у кандидатов в вожатые; у студентов, имеющих опыт такой деятельности достоверных различий между этими образами в два раза меньше. У студентов сформирован положительный образ вожатого. У вожатых, не имеющих опыта такой деятельности, он наиболее идеализирован, носит шаблонный, стереотипный характер. Основные характеристики вожатых — ответственность, педагогическая функция, лидерство, креативность. Тип реагирования в конфликтной ситуации связан с социальным интеллектом, деятельностным, конвенционалным, поведенческим, метафорическим компонентами, а также с положительной и нейтральной модальностью всех компонентов. Для формирования у студентов адекватного образа вожатого необходимо включать в программы подготовки изучение работ школы А. А. Бодалева и овладение системой коллективной творческой деятельности, разработанной И. П. Ивановым.

Ключевые слова

Бодалев, Иванов, коллектив, отношение, образ, деятельность, вожатый, тип реагирования

Библиографические ссылки

  1. Bodalev, A. A. (1988). Psikhologiya o lichnosti [Psychology about Personality] Moskva: Mosk. un-t.
  2. Bodalev, A. A. (1995). Lichnost’ i obshhenie [Personality and Communication]. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya
  3. A.A. Bodalevu – 70 let [A.A. Bodalev is 70 years old]. (1993). Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 3, 114.
  4. Ivanov, I.P. (2019). Tvorcheskoe sodruzhestvo pokoleniy kak uslovie vospitaniya yunykh obshhestvennikov [An Inter-generational Creative Community as a Precondition for Educating Young Social Activists]. In Pedagogika kollektivnoy tvorcheskoy deyatel’nosti. Trudy akademika I.P. Ivanova (k 95-letiyu byvshego dekana pedagogicheskogo fakul’teta) [The Pedagogy of Collective Creative Activity. Works by Academician I. P. Ivanov (on the 95th Anniversary of the Former Dean of the Pedagogical Faculty)]. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gertsena.
  5. Ivanov, I. P. (1954). Vospitatel’naya rabota komsomol’tsev s pionerami v sredney shkole [Educational work of Komsomol Members with Pioneers in Secondary School]. (Candidate’s thesis). Leningrad.
  6. Ivanova, L.A. (2019). Budushchee v nastoyashchem. ZHizn’ i tvorchestvo Igorya Petrovicha Ivanova [The Future Is in the Present. Life and Work of Igor Petrovich Ivanov]. In Pedagogika kollektivnoy tvorcheskoy deyatel’nosti. Trudy akademika I.P. Ivanova (k 95-letiyu byvshego dekana pedagogicheskogo fakul’teta [The Pedagogy of Collective Creative Activity. Works by Academician I. P. Ivanov (on the 95th Anniversary of the Former Dean of the Pedagogical Faculty)] (pp. 63–99). Sankt-Peterburg: RGPU im. A. I. Gertsena.
  7. Kashapov, M. M. (2023). Psikhologiya konflikta [Psychology of Conflict]. Moskva: Yurait.
  8. Kononova, O. B. (2010). Obraz cheloveka i smyslozhiznennye orientatsii starsheklassnikov, vklyuchennykh v kollektivnuyu tvorcheskuyu deyatel’nost’ [Human Image and Meaning-Life Orientations of High School Students Involved in Collective Creative Activity] (Candidate Dissertation). Sankt-Peterburg: RGPU im. A. I. Gertsena.
  9. Krapivina, L. A. (2022). Pionerskiy otryad “Karavella” kak voploshhyonnaya real’nost’ khudozhestvennykh obrazov geroev knig Vladislava Krapivina kratkii istoricheskiy ehkskurs) [The Pioneer Detachment “Caravella” as the Embodied Reality of the Artistic Images of the Heroes of Vladislav Krapivin’s Books (a Brief Historical Digression)]. Sotsial’naya pedagogika [Social Pedagogy], 3, 11–29.
  10. Makarenko, A. S. (1983). Zayavlenie v tsentral’nyy institut organizatorov narodnogo prosveshheniya [Application to the Central Institute of Organizers of Public Education]. Pedagogicheskie sochineniya v 8-mi tomakh. T.1 [Pedagogical Works in 8 volumes. Vol.1]. Moskva: Pedagogika.
  11. Makarenko, A.S. (1951) Sobranie sochinenii [Collected Works]. T.5. Moskva: Pravda.
  12. Sitnikov, V. L., Komarova, A. V., Slotina, T. V. (2022). Psikhologiya i pedagogika komandoobrazovaniya [Psychology and Pedagogy of Team Building]. Sankt-Peterburg: Lan’.
  13. Sitnikov, V. L., Strelenko, A. A., Kedich, S. I., Komarova, A.V. (2021). Sotsial’no-pertseptivnye obrazy kak regulyatory detsko-roditel’skikh otnoshenii v priemnykh sem’yakh [Socio-Perceptual Images as Regulators of Child-parental Relations in Foster Families]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 129–147.
  14. Shubin, A. V. (2000). Ot “zastoya” k reformam. SSSR v 1917–1985 gg. [From “Stagnation” to Reforms. The USSR in 1917–1985]. Moskva: Rossiiskaya politicheskaya ehntsiklopediya
  15. Shubin, A. V. (2017). Pedagogika i kommunalizm [Pedagogy and communalism]. Sotsial’naya pedagogika [Social Pedagogy], 1–2, 18–24.