Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности
PDF
HTML

Рубрика

Психология личности

УДК

159.922.62

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-24-44

Как цитировать

Гусейнов, А.Ш., Шиповская, В.В. (2023). Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 24-44. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44
Дата поступления 2 июня 2023
Дата принятия 1 июля 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Александр Шамильевич Гусейнов, Виктория Владимировна Шиповская

Аннотация

Какие феномены определяют гармоничность и аутентичность личностного бытия в условиях транзитивной реальности? Поиск ответа на этот ключевой вопрос психологии требует обращения к конструктам субъектоцентрического, интегративного характера. Одним из таких полисистемных и процессуальных феноменов является личностная зрелость, которая продолжает оставаться предметом дискуссий, связанных с ее содержанием. Данная проблема востребована в связи с отсутстием стабильных основ существования человека, а также в контексте связи с другими ключевыми понятиями, такими как преодоление, гармоничность, ценностно-­смысловая направленность, субъектная активность. Эта тема раскрывается в новом качестве в субъектно-­бытийном подходе, где подчеркнута созидательная роль личности как субъекта в организации бытийных пространств. На основании субъектно-­бытийной методологии сформулировано предположение о влиянии достигнутого уровня личностной зрелости на гармоничность личности, сформированность ее ценностно-­смысловой сферы и целостность образа Я. В эмпирическом исследовании (N = 150) использованы методики: «Психосоциальная зрелость личности» Б. К. Пашнева; «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева, «Тест cмысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «Интегральная гармоничность личности ИГЛ‑3» О. И. Моткова. Выявленные паттерны значимых путевых коэффициентов в моделях, особенности направленности влияния позволяют рассматривать личностную зрелость, интегральную гармоничность, смысложизненные ориентации в качестве важных компонентов субъектной активности личности. Доказано, что общий уровень личностной зрелости и общий индекс смысложизненных ценностей оказывают прямое позитивное влияние на интегральную гармоничность личности. Сформированные смысложизненные ориентации играют роль медиатора между зрелостью и интегральной гармоничностью. Выявлены два механизма формирования регуляторного опыта личности (ингибиция и фасилитация), которые могут протекать симультанно. Зрелость усиливает положительные характеристики саморегуляции, а также подавляет формирование негативного регуляторного опыта. Установлена роль зрелости, осмысленности, гармоничности в процессе формирования структур самоотношения. Соответственно личностная зрелость определяет субъектный потенциал, продуктивность и гармоничность субъектной активности и становится основой аутентичного бытия личности в условиях усложненной социокультурной реальности.

Ключевые слова

личностная зрелость вызовы транзитивности субъектная активность личности самоотношение смысложизненные ориентации гармоничность субъектный потенциал аутентичность личностного бытия

Библиографические ссылки

Adler, A. (2002). Praktika i teoriya individual’noy psikhologii [Practice and Theory of Individual Psychology]. M.: Institut psikhoterapii.

Allport, G. (2002). Stanovleniye lichnosti [The Formation of Personality]. M.: Smysl.

Bentler, P.M. (1990). Comparative Fit Indexes in Structural Models. Psychological Bulletin, 107, 238–246.

Bodalev, A.A. (1988). Psikhologiya o lichnosti [Personality Psychology]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta.

Bodalev, A.A. (1998). Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya [The Peak in the Development of an Adult: Characteristics and Conditions of Achievement]. M.: “Flinta”, “Nauka”.

Bodalev, A.A., Stolin V.V. (2002). Obshchaya psikhodiagnostika [General Psychodiagnostics]. SPb.: Rech’.

Fomenko, G.Yu. (2010). Modusy bytiya lichnosti v kontekste sub’’yektno-bytiynogo podkhoda [The Modes of Being of the Individual in the Context of the Subject-Being Approach]. In V.V. Znakov, Z.I. Ryabikina, Ye.A. Sergiyenko (Eds) Psikhologiya sub’’yekta i psikhologiya chelovecheskogo bytiya (ss. 158–174) [Psychology of the Subject and Psychology of Human Existence] Krasnodar: KubGU.

Fomenko, G.Yu. (2017). Samoopredeleniye lichnosti: sub’’yektno-bytiynaya interpretatsiya [Personal Self-Determination: Subjective Existentialinterpretation]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 18(2), 101–119.

Fomenko, G.Yu., Ryabikina Z.I. (2018). Psikhologiya bezopasnosti lichnosti: sub’’yektno-bytiynyy podkhod [Psychology of Personal Security: A Subjective-Existential Approach]. Krasnodar: KubGU.

Freud, Z. (1991). Psikhoanaliz. Religiya. Kul’tura [Psychoanalysis. Religion. Culture]. M.: Renessans.

Freud, Z. (1996). Psikhoanaliticheskiye trudy [Psychoanalytic Studies]. Minsk: OOO “Popurri”.

Fromm, E. (1992). Dusha cheloveka [The Human Soul].M.: Respublika.

Golovey, L.A. (Ed.). (2014). Psikhologicheskaya zrelost’lichnosti [Psychological Maturity of Personality]. SPb.: Skifiya-print.

Grishina, N.V. (2018). “Samoizmeneniya” lichnosti: vozmozhnoye i neobkhodimoye [“Self-Changes” of Person: Possible and Necessary]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University], 8(2), 126–138. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2018.202

Guseynov, A. Sh. (2015). Proyavleniya sub’’yektnosti v formakh protestnoy aktivnosti lichnosti [Manifestations of Subjectivity in the Form of Protest Activity of Personality]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 5, 148–151.

Guseynov, A. Sh. (2017). Psikhologiya protestnoy aktivnosti lichnosti [Psychology of Protest Activity of Personality]. Krasnodar: KGUFKST.

Guseynov, A. Sh., Shipovskaya V.V. (2021). Perspektivy issledovaniya lichnostnoy zrelosti v rusle sub’’yektno-bytiynogo podkhoda [Prospects for the Study of Personal Maturity in the Context of the Subject-Being Approach]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education], 3, 89–100. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10172

Horney, K. (2019). Nevroz i lichnostnyy rost. Bor’ba za samorealizatsiyu [Neurosis and Personal Growth. The Struggle for Self-Realization]. SPb.: Piter.

Jaspers, K. (2007). Velikiye filosofy. Budda, Konfutsiy, Lao-tszy, Nagardzhuna [Great Philosophers. Buddha, Confucius, Lao Tzu, Nagarjuna]. M.: IFRAN.

Leont’yev, D.A. (2000). Test cmyslozhiznennykh oriyentatsiy [The Test of Life Orientations]. M.: Smysl.

Leont’yev, D.A. (2003). Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real’nosti [Psychology of Meaning: The Nature, Structure and Dynamics of Semantic Reality]. M.: Smysl.

Leont’yev, D.A. (2010). Lichnost’ v nepredskazuyemom mire [Personality in an Unpredictable World]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 5(3), 120–140.

Leont’yev, D.A. (2011). Novyye oriyentiry v psikhologii: ot neobkhodimogo k vozmozhnomu [New Guidelines for Understanding Personality in Psychology: From Necessary to Possible]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1, 3–43.

Leont’yev, D.A. (2022). K psikhologii vozmozhnogo: antropologicheskiy, deterministskiy, aksiologicheskiy i ekzistentsial’nyy konteksty [Towards the Psychology of the Possible: The Anthropological, the Deterministic, the Axiological and the Existential Context]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya [Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology], 12(2), 111–121. DOI: 10.21638/spbu16.2022.201

Mamardashvili, M.K. (1966). Kategoriya sotsial’nogo bytiya i metod yego analiza v ekzistentsializme Sartra [The Category of Social Being and the Method of its Analysis in Sartre’s Existentialism]. In T.I. Oyzerman (Ed.) Sovremennyy ekzistentsializm. Kriticheskiye ocherki [Modern Existentialism. Critical Essays] (pp. 149–204). M.: Mysl’.

Mamardashvili, M.K. (1995). Lektsii o Pruste. Psikhologicheskaya topologiya puti [Lectures on Proust. Psychological Topology of the Path]. M.: Ad Marginem.

Mamardashvili, M.K. (2012). Ocherk sovremennoy yevropeyskoy filosofii [An Essay on Modern European Philosophy]. SPb.: Azbuka, Azbuka-Atikus.

Maslow, A. (1997). Psikhologiya bytiya [Psychology of Being]. M.: Refl-buk.

Maslow, A. (1999). Dal’niye predely chelovecheskoy psikhiki [The Far Reaches of the Human Psyche]. SPb.: Yevraziya.

Motkov, O.I. (2020). Issledovaniye garmonichnosti lichnosti [The Study of the Harmony of Personality]. M.: RUSAYNS.

Pantileyev, S.R. (1993). Metodika issledovaniya samootnosheniya [Methodology of Self-Attitude Research]. M.: Smysl.

Raykov, T., Marcoulides G.A. (2006). A First Course in Structural Equation Modeling. (2nd ed.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

Rodzhers, K. (2002). Iskusstvo konsul’tirovaniya i terapii [The Art of Counseling and Therapy]. M.: Aprel’ Press, Eksmo.

Ryabikina, Z.I. (2005). Lichnost’ kak sub’’yekt formirovaniya bytiynykh prostranstv [Personality as a Subject of the Formation of Existential Spaces]. In V.V. Znakov, Z.I. Ryabikina (Eds) Sub’’yekt, lichnost’ i psikhologiya chelovecheskogo bytiya (pp. 45–57) [Subject, Personality and Psychology of Human Existence]. M.: IPRAN.

Ryabikina, Z.I. (2011). Psikhologiya samoregulyatsii s pozitsii sub’’yektno-bytiynogo podkhoda [Psychology of Self-Regulation from the Perspective of the Subject-Being Approach]. In V.I. Morosanova (Ed.) Psikhologiya samoregulyatsii v XXI veke (pp. 126–141) [Psychology of Self-Regulation in the XXI Century]. SPb., M.: Nestor-Istoriya.

Sergiyenko Ye.A. (2007). Zrelost’: molyarnyy ili modulyarnyy podkhod? [Maturity: Molar or Modular Approach?] In. Zhuravlev A.L., Sergiyenko Ye.A. (Eds) Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii (pp. 13–28) [The Phenomenon and Category of Maturity in Psychology]. M.: “Institut psikhologii RAN”.

Shamionov, R.M. (2012). Etnopsikhologicheskiye determinanty sotsial’noy aktivnosti i sub’’yektivnogo blagopoluchiya lichnosti [Ethnopsychological Determinants of Social Activity and Subjective Well-Being of Personality]. Izvestiya saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 1, 3–7.

Shipovskaya V.V., Guseynov, A.Sh. (2019). Psikhosotsial’naya zrelost’ v kontekste preodoleniya trudnykh situatsiy i preduprezhdeniya lichnostnykh destruktsiy [Psychosocial Maturity in the Context of Overcoming Difficult Situations and Prevention of Personal Destructions]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 3, 171–177.

Shipovskaya, V.V., Guseynov, A.Sh. (2022). Fluktuatsii sub’’yektnosti v kontekste fenomenov bespomoshchnosti i preodoleniya [Fluctuations of Personality Subjectivity in the Context of Helplessness and Overcoming]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 23(1), 114–132. DOI: 10.31429/26190567-23-1-114-132

Soldatova, Ye.L., Shlyapnikova I.A. (2015). Svyaz’ ego-identichnosti i lichnostnoy zrelosti [Correlation Between Ego-Identity and Maturity of Personality]. Vestnik YUUrGU. Seriya “Psikhologiya” [Bulletin of the South Ural State University. Series “Psychology”], 8(1), 29–33.

Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A. (Eds) (2007). Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [The Phenomenon and Category of Marity in Psychology]. M.: Kogito-Tsentr.

Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A. (Eds) (2018). Razrabotka ponyatiy sovremennoy psikhologii [Development of Concepts of Modern Psychology]. M.: “Institut psikhologii RAN”.

Znakov, V.V. (2020). Psikhologiya vozmozhnogo [Psychology of the Possible]. M.: Kogito-Tsentr.

Znakov, V.V., Ryabikina Z.I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. M.: Smysl.

Статистика скачивания

Нет статистики