Аннотация
В статье показано, что знаки, когнитивные и экзистенциальные символы являются внутренними условиями психической деятельности понимающего мир субъекта. Психологическими основаниями понимания каждой реальности — эмпирической, социокультурной, экзистенциальной — служат соответственно знаки, когнитивные символы и экзистенциальные символы. Обосновано, что неоднородность понимания, его неодинаковость и кажущуюся разнонаправленность нельзя считать недостатком психологического анализа этого феномена. Наоборот, множественность понимания, его направленность на различные виды знаков и символов при порождении смыслов событий и ситуаций — это характеристика его полноты и вариативности. Неодинаковость понимания определяется многоуровневостью действительности мира человека, состоящей по меньшей мере из трех указанных реальностей. Утверждается, что с возникновением и развитием психологии возможного ученые все больше внимания уделяют неявным, скрытым, неочевидным и даже тайным сторонам мира человека. Их выявление и описание возможно только на основе научных представлений о множественном характере детерминации природного и социального миров. Продвигаясь в изучении понимания от эмпирической реальности к пониманию экзистенциальной, психологи вынуждены переходить от линейного лапласовского детерминизма к учету закономерной случайности и непредсказуемости многих событий и явлений природной и социальной действительности. При понимании эмпирической реальности знаки представлены в психике понимающего субъекта в виде «познавательного знания» (Фуко, 2007). Оно отражает, но не преобразует: ничего не изменяет в познающем реальность субъекте. Когнитивные символы дают субъекту возможность понять многоообразие вариантов понимаемой социокультурной реальности. Когнитивный символ может указывать на разные объекты, но у понимающего субъекта не сформировано личностное отношение к ним. В отличие от когнитивного, экзистенциальный символ выражает нечто субъективно значимое для человека. Экзистенциальный символ неисчерпаем и беспределен в своем значении, потому что обозначает что-то скрытое, тайное, нередко понимаемое людьми как только возможное, но не действительное. Такой символ указывает на существование иной, не воспринимаемой органами чувств действительности.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00032 «Психология понимания: от когнитивных исследований к герменевтическому анализу и психологии человеческого бытия».Библиографические ссылки
- Anderson, J. R. (2005). Human Symbol Manipulation Within an Integrated Cognitive Architecture. Cognitive Science, 29 (2), 313–341.
- Barsalou, L. W. (1999). Perceptual Symbol Systems. Behavioral and Brain Sciences, 4, 577–660.
- Cantlon, J. F., Libertus, M. E., Pinel, P. et al. (2009). The Neural Development of an Abstract Concept of Number. Journal of Cognitive Neuroscience, 21(11), 2217–2229.
- Chen, Q, Li, J. (2014). Association between Individual Differences in Non-Symbolic Number Acuity and Math Performance: A Meta-Analysis. Acta Psychologica, 148, 163–172.
- Fedorov, N. A. (2012). Psihologicheskie potencialy simvola [A Symbol Psychological Potentials]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psihologiya” [Herald of Omsk University. Series: Psychology], 1, 24–30.
- Foucault, M. (2007). Germenevtika sub''yekta: Kurs lektsiy, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981–1982 uchebnom godu [Hermeneutics of the Subject: Lectures at the Collège de France, 1981–1982]. SPb.: Nauka.
- Ivanov, V. I. (1994). Rodnoe i vselenskoe [The Native and Universal]. M.: Respublika.
- Josephs, I. E. (1998). Constructing One's Self in the City of the Silent: Dialogue, Symbols, and the Role of 'As-If ' in Self-Development. Human Development, 41(3), 180–195.
- Kulagina, N. V. (2006). Simvol i simvolicheskoe soznanie [Symbol and Symbolic Consciousness]. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology], 1, 3–10.
- Leibovich, T, Ansari, D. (2016). The Symbol-Grounding Problem in Numerical Cognition: A Review of Theory, Evidence, and Outstanding Questions. Canadian Journal of Experimental Psychology, 70(1), 12–23.
- Leont'ev, A. A. (2001). Znachenie i smysl [Meaning and Purpose]. Mir psihologii [World of Psychology]. 2 (26), 13–20.
- Leont'ev, A. N. (1983). Nekotorye problemy psikhologii iskusstva. Izbrannye psikhologicheskye proizvedeniya: V 2 t. [Some Problems of the Psychology of Art. Selected Psychological Works: In 2 Vol.]. M.: Pedagogika.
- Lobanova, N. I. (2019). Veshch' mezhdu znakom i simvolom (o semioticheskoy deyatel'nosti veshchi) [Thing Between Sign and Symbol (on Semiotic Function of Thing)]. Manuskript [Manuscript], 10, 202–208.
- Losev, A. F. (2014). Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo [The Problem of Symbol and Realistic Art]. M.: Russkiy Mir.
- Malevich, K. S. (2016). Mir kak bespredmetnost' [The World as Pointlessness]. M.: Eksmo.
- Nikonenko, S. V. (2016). K voprosu o sootnoshenii simvola i znaka [The Difference Between Symbols and Signs]. Vestnik SPbGU. Ser. 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 17. Philosophy. Conflict Studies. Culture Studies. Religious Studies], 3, 47–53.
- Osorina, M. V., Celyaeva, S. I. (2014). Ispol'zovaniye informatsionnykh znakov dlya izucheniya protsessov ponimaniya sotsial'nykh situatsiy [Using Public Information Signs to Study the Processes of Understanding Social Situations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 16. Psihologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Pedagogy], 1, 6–20.
- Petrosyan, Yu. S. (2018). Simvol: sushchnost' i prednaznachenie [Symbol: Its Essence and Purport]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 4, 103–114.
- Reynvoet, B., Sasanguie, D. (2016). The Symbol Grounding Problem Revisited: A Thorough Evaluation of the ANS Mapping Account and the Proposal of an Alternative Account Based on Symbol–Symbol Associations. Frontiers in Psychology, 7. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01581
- Rikoeur, P. (1995). Konflikt interpretaciy. Ocherki o germenevtike [The Conflict of Interpretations: Essays in Hermeneutics]. M.: Medium.
- Shalina, O. S. (2010). Simvolicheskoe oposredstvovanie perezhivaniy lichnosti v kriticheskikh situatsiyakh [Symbolic Mediation of Personality Experiences in Critical Situations] (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.
- Spirova, E. M. (2011). Simvol kak ponyatiye filosofskoy antropologii [Symbol as a Concept of Philosophical Anthropology]. (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.
- Subbotskiy, E. V. (2007). Stroyashcheesya soznanie [Consciousness under Construction]. M.: Smysl.
- Sukhachev, V. Yu. (1997). Istoriya bez sub''yekta. Metafizicheskye issledovaniya [History without a Subject. Metaphysical Research.]. In Vypusk 3. Istoriya. Al'manakh Laboratorii Metafizicheskikh Issledovaniy pri filosofskom fakul'tete Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Issue 3. History. Almanac of the Laboratory for Metaphysical Research at the Faculty of Philosophy of St. Petersburg State University] (pp. 28–42). SPb.: Aleteyya.
- Tsareva, N. A. (2017). Osobennosti germenevticheskogo podhoda k tekstu v russkom simvolizme [Peculiarities of The Hermeneutical Approach to The Text in Russian Symbolism]. Libri Magistri [Libri Magistri], 3, 29–38.
- Tsybulya, V. I. (2012). Funktsii simvola v psikhoterapii [Functions of Symbol in Psychotherapy]. Konsul'tativnaya psikhologiya I psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2, 158–173.
- Tsybulya, V. I. (2014). K probleme psikhologicheskogo ponimaniya i issledovaniya simvola v psikhoterapii [On the Problem of Psychological Interpretation and Exploration Of Symbol In Psychotherapy]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 3, 114–122.
- Veraksa A. N. (2016). Simvol i znak: dialektika simvolicheskogo poznaniya [Symbol and Sign: Dialectics of Symbolic Cognition]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 1, 51–58.
- Vygotskiy, L. S. (1984). Sobranie sochineniy: V 6-ti t. T. 6. [Collected works: In 6 Volumes. Vol. 6.] Moskva: Pedagogika.
- Znakov, V. V. (2019). Ponimanie kak psihologiya vozmozhnogo [Understanding as Psychology of Possible]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 72, 6–20.