Знаки и символы в понимании субъектом мира | Южно-российский журнал социальных наук
Знаки и символы в понимании субъектом мира
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-97-110
https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-97-110

Как цитировать

Знаков В.В. Знаки и символы в понимании субъектом мира // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, №2. С. 97-110. DOI: 10.31429/26190567-21-2-97-110
Дата поступления 2020-03-20
Дата принятия 2020-04-15
Дата публикации 2020-11-11

Copyright (c) 2020 Виктор Владимирович Знаков

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье показано, что знаки, когнитивные и экзистенциальные символы являются внутренними условиями психической деятельности понимающего мир субъекта. Психологическими основаниями понимания каждой реальности — эмпирической, социокультурной, экзистенциальной — служат соответственно знаки, когнитивные символы и экзистенциальные символы. Обосновано, что неоднородность понимания, его неодинаковость и кажущуюся разнонаправленность нельзя считать недостатком психологического анализа этого феномена. Наоборот, множественность понимания, его направленность на различные виды знаков и символов при порождении смыслов событий и ситуаций — это характеристика его полноты и вариативности. Неодинаковость понимания определяется многоуровневостью действительности мира человека, состоящей по меньшей мере из трех указанных реальностей. Утверждается, что с возникновением и развитием психологии возможного ученые все больше внимания уделяют неявным, скрытым, неочевидным и даже тайным сторонам мира человека. Их выявление и описание возможно только на основе научных представлений о множественном характере детерминации природного и социального миров. Продвигаясь в изучении понимания от эмпирической реальности к пониманию экзистенциальной, психологи вынуждены переходить от линейного лапласовского детерминизма к учету закономерной случайности и непредсказуемости многих событий и явлений природной и социальной действительности. При понимании эмпирической реальности знаки представлены в психике понимающего субъекта в виде «познавательного знания» (Фуко, 2007). Оно отражает, но не преобразует: ничего не изменяет в познающем реальность субъекте. Когнитивные символы дают субъекту возможность понять многоообразие вариантов понимаемой социокультурной реальности. Когнитивный символ может указывать на разные объекты, но у понимающего субъекта не сформировано личностное отношение к ним. В отличие от когнитивного, экзистенциальный символ выражает нечто субъективно значимое для человека. Экзистенциальный символ неисчерпаем и беспределен в своем значении, потому что обозначает ­что-то скрытое, тайное, нередко понимаемое людьми как только возможное, но не действительное. Такой символ указывает на существование иной, не воспринимаемой органами чувств действительности.

Ключевые слова

мир человека, действительность, реальность, знак, когнитивный символ, экзистенциальный символ

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00032 «Психология понимания: от когнитивных исследований к герменевтическому анализу и психологии человеческого бытия».

Библиографические ссылки

  1. Anderson, J. R. (2005). Human Symbol Manipulation Within an Integrated Cognitive Architecture. Cognitive Science, 29 (2), 313–341.
  2. Barsalou, L. W. (1999). Perceptual Symbol Systems. Behavioral and Brain Sciences, 4, 577–660.
  3. Cantlon, J. F., Libertus, M. E., Pinel, P. et al. (2009). The Neural Development of an Abstract Concept of Number. Journal of Cognitive Neuroscience, 21(11), 2217–2229.
  4. Chen, Q, Li, J. (2014). Association between Individual Differences in Non-Symbolic Number Acuity and Math Performance: A Meta-Analysis. Acta Psychologica, 148, 163–172.
  5. Fedorov, N. A. (2012). Psihologicheskie potencialy simvola [A Symbol Psychological Potentials]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya “Psihologiya” [Herald of Omsk University. Series: Psychology], 1, 24–30.
  6. Foucault, M. (2007). Germenevtika sub''yekta: Kurs lektsiy, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981–1982 uchebnom godu [Hermeneutics of the Subject: Lectures at the Collège de France, 1981–1982]. SPb.: Nauka.
  7. Ivanov, V. I. (1994). Rodnoe i vselenskoe [The Native and Universal]. M.: Respublika.
  8. Josephs, I. E. (1998). Constructing One's Self in the City of the Silent: Dialogue, Symbols, and the Role of 'As-If ' in Self-Development. Human Development, 41(3), 180–195.
  9. Kulagina, N. V. (2006). Simvol i simvolicheskoe soznanie [Symbol and Symbolic Consciousness]. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology], 1, 3–10.
  10. Leibovich, T, Ansari, D. (2016). The Symbol-Grounding Problem in Numerical Cognition: A Review of Theory, Evidence, and Outstanding Questions. Canadian Journal of Experimental Psychology, 70(1), 12–23.
  11. Leont'ev, A. A. (2001). Znachenie i smysl [Meaning and Purpose]. Mir psihologii [World of Psychology]. 2 (26), 13–20.
  12. Leont'ev, A. N. (1983). Nekotorye problemy psikhologii iskusstva. Izbrannye psikhologicheskye proizvedeniya: V 2 t. [Some Problems of the Psychology of Art. Selected Psychological Works: In 2 Vol.]. M.: Pedagogika.
  13. Lobanova, N. I. (2019). Veshch' mezhdu znakom i simvolom (o semioticheskoy deyatel'nosti veshchi) [Thing Between Sign and Symbol (on Semiotic Function of Thing)]. Manuskript [Manuscript], 10, 202–208.
  14. Losev, A. F. (2014). Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo [The Problem of Symbol and Realistic Art]. M.: Russkiy Mir.
  15. Malevich, K. S. (2016). Mir kak bespredmetnost' [The World as Pointlessness]. M.: Eksmo.
  16. Nikonenko, S. V. (2016). K voprosu o sootnoshenii simvola i znaka [The Difference Between Symbols and Signs]. Vestnik SPbGU. Ser. 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religiovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 17. Philosophy. Conflict Studies. Culture Studies. Religious Studies], 3, 47–53.
  17. Osorina, M. V., Celyaeva, S. I. (2014). Ispol'zovaniye informatsionnykh znakov dlya izucheniya protsessov ponimaniya sotsial'nykh situatsiy [Using Public Information Signs to Study the Processes of Understanding Social Situations]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 16. Psihologiya. Pedagogika [Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Pedagogy], 1, 6–20.
  18. Petrosyan, Yu. S. (2018). Simvol: sushchnost' i prednaznachenie [Symbol: Its Essence and Purport]. Vestnik Omskogo universiteta [Herald of Omsk University], 4, 103–114.
  19. Reynvoet, B., Sasanguie, D. (2016). The Symbol Grounding Problem Revisited: A Thorough Evaluation of the ANS Mapping Account and the Proposal of an Alternative Account Based on Symbol–Symbol Associations. Frontiers in Psychology, 7. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01581
  20. Rikoeur, P. (1995). Konflikt interpretaciy. Ocherki o germenevtike [The Conflict of Interpretations: Essays in Hermeneutics]. M.: Medium.
  21. Shalina, O. S. (2010). Simvolicheskoe oposredstvovanie perezhivaniy lichnosti v kriticheskikh situatsiyakh [Symbolic Mediation of Personality Experiences in Critical Situations] (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.
  22. Spirova, E. M. (2011). Simvol kak ponyatiye filosofskoy antropologii [Symbol as a Concept of Philosophical Anthropology]. (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.
  23. Subbotskiy, E. V. (2007). Stroyashcheesya soznanie [Consciousness under Construction]. M.: Smysl.
  24. Sukhachev, V. Yu. (1997). Istoriya bez sub''yekta. Metafizicheskye issledovaniya [History without a Subject. Metaphysical Research.]. In Vypusk 3. Istoriya. Al'manakh Laboratorii Metafizicheskikh Issledovaniy pri filosofskom fakul'tete Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Issue 3. History. Almanac of the Laboratory for Metaphysical Research at the Faculty of Philosophy of St. Petersburg State University] (pp. 28–42). SPb.: Aleteyya.
  25. Tsareva, N. A. (2017). Osobennosti germenevticheskogo podhoda k tekstu v russkom simvolizme [Peculiarities of The Hermeneutical Approach to The Text in Russian Symbolism]. Libri Magistri [Libri Magistri], 3, 29–38.
  26. Tsybulya, V. I. (2012). Funktsii simvola v psikhoterapii [Functions of Symbol in Psychotherapy]. Konsul'tativnaya psikhologiya I psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2, 158–173.
  27. Tsybulya, V. I. (2014). K probleme psikhologicheskogo ponimaniya i issledovaniya simvola v psikhoterapii [On the Problem of Psychological Interpretation and Exploration Of Symbol In Psychotherapy]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 3, 114–122.
  28. Veraksa A. N. (2016). Simvol i znak: dialektika simvolicheskogo poznaniya [Symbol and Sign: Dialectics of Symbolic Cognition]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 1, 51–58.
  29. Vygotskiy, L. S. (1984). Sobranie sochineniy: V 6-ti t. T. 6. [Collected works: In 6 Volumes. Vol. 6.] Moskva: Pedagogika.
  30. Znakov, V. V. (2019). Ponimanie kak psihologiya vozmozhnogo [Understanding as Psychology of Possible]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 72, 6–20.