Содержание личностной идентичности в разные возрастные периоды жизни | Южно-российский журнал социальных наук
Содержание личностной идентичности в разные возрастные периоды жизни
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-77-91
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-77-91

Как цитировать Array

Макаревская Ю.Э. Содержание личностной идентичности в разные возрастные периоды жизни // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 77-91. DOI: 10.31429/26190567-25-2-77-91
Дата поступления 2024-03-25
Дата принятия 2024-05-15
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Юлия Эдуардовна Макаревская

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В условиях транзитивного общества, характеризующимся повышенными рисками кризиса идентичности крайне мало системных исследований, позволяющих выявить закономерности формирования личностной идентичности у субъектов разных возрастных групп. Большая часть исследований идентичности традиционно проведена на выборках подросткового и юношеского возрастов, но в настоящее время кризисы идентичности проявляются и у взрослых, и у пожилых людей. Информация о специфике идентичности, ее развитии в зрелом возрасте фрагментарна, разрознена, базируется на различных методологических основаниях. Целью работы стало выявление особенностей содержания личностной идентичности респондентов разных возрастов. В исследовании использовалась методика диагностики личностной идентичности (Макаревская, Рябикина, 2023), которая позволяет наряду с общим индексом идентичности диагностировать уровень проявления (актуализации) её содержательных элементов и факторов. Описанные в статье взаимосвязи личностной идентичности с возрастом респондентов раскрывают закономерности проявления содержательных компонентов личностной идентичности от подросткового возраста до старости. Показано, что во все возрастные периоды присутствует согласованность структурных компонентов личностной идентичности, однако содержание идентичности носит динамический характер в части выраженности элементов. В результате исследования было установлено, что принадлежность респондентов в определенной возрастной группе является существенным фактором, определяющим особенности содержания их личностной идентичности. Показана стабильность структуры личностной идентичности респондентов во всех возрастных группах.

Ключевые слова

возраст, личность, личностная идентичность, структура личностной идентичности, содержание личностной идентичности

Библиографические ссылки

  1. Averina, Ye.N. (2023). Osobennosti ego-identichnosti u muzhchin i zhenshchin v brake bez detey i s det’mi. Psihologiya [Features of Ego-Identity in Men and Women Married without Children and with Children]. Istoriko-kriticheskiye obzory i sovremennyye issledovaniya [Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches], 12(8–1), 20–38. DOI: 10.34670/AR.2023.73.46.004
  2. Agranovich, V.B. (2005). Tranzitivnyy period razvitiya obshchestva i kachestvo obrazovatel’nyh protsessov [Transitional Period of Development of Society and Quality of Educational Processes]. Inzhenernoye obrazovaniye [Engineering Education], 3, 158–163.
  3. Veretennikov, O.Yu. (2000). MISS‑2000. Metodika issledovaniya struktury samosoznaniya. Primeneniye repertuarnogo testa rolevyh konstruktov dlya issledovaniya YA-kontseptsii [Methodology for Studying the Structure of Self-awareness. Application of the Repertory Test of Role Constructs for Studying the Self-concept]. Murmansk: “Del’ta YA”.
  4. Dubovskaya, Ye.M. (2014). Tranzitivnost’ obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Transitive Society as a Factor of Personality Socialization]. Psihologicheskiye issledovaniya [Psychological Studies], 7(36), 7.
  5. Zadvornaya, Ye.S. (2017). Fenomen identichnosti: istoriya formirovaniya ponyatiya i sovremennyye podhody k izucheniyu [The Phenomenon of Identity: The History and Modern Approaches to Research]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 1(47), 24–37.
  6. Zlokazov K.V. (2015). Voprosy razvitiya identichnosti v rabotah posledovateley Eriksona [Issues of The Identity Development in Studies of Erikson’s Followers]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 9, 155–161.
  7. Kimberg, A.N. (2020). Izmenyayushchiysya fenomen identichnosti [The Changing Phenomenon of Identity]. In Lichnost’ i vyzovy sovremennosti: interpretatsiya problem razlichnymi nauchnymi shkolami [Personality and the Challenges of Modernity: Interpretation of Problems by Different Scientific Schools] (pp. 183–186). Maykop – Krasnodar: Adygeyskiy gosudarstvennyy universitet, Kubanskiy gosudarstvennyy universitet.
  8. Kimberg, A.N (2018). Issledovaniya identichnosti: gde temy dlya diskussii? [Identity Studies: Where Are the Topics for Discussion?] In V.V. Znakov, A.L. Zhuravlev Psihologiya cheloveka kak sub”yekta poznaniya, obshcheniya i deyatel’nosti [Psychology of Man as a Subject of Cognition, Communication, and Activity] (pp. 1672–1679). Moskva: Institut psihologii RAN.
  9. Kimberg, A.N. (2017). Lichnost’: perspektiva identichnosti [Personality: The Perspective of Identity]. In Identichnost’: lichnost’, obshchestvo, politika [Identity: Personality, Society, Politics] (pp. 255–262). M.: Izdatel’stvo “Ves’ Mir”.
  10. Kondrashova, M.V. (2022). Vliyaniye raznourovnevyh svoystv sub”yektnosti na dostizheniye ustoychivoy lichnostnoy identichnosti v period ranney vzroslosti [Influence of Different-Level Properties of Subjectivity on Achieving Stable Personal Identity in The Period of Early Adult]. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2(158), 134–143. DOI: 10.25629/HC.2022.02.14
  11. Kochetova, Yu.A., Klimakova, M.V., Hazova, Z.H. (2022). Lichnostnaya identichnost’ zhenshchin srednego vozrasta, ne realizovavshih gendernuyu rol’ materi [Ego Identity of Middle-Aged Childless Women]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 10(3), 1–11.
  12. Luk’yanov, O.V. (2008). Problema stanovleniya identichnosti v epohu sotsial’nyh izmeneniy [The Problem of Formation of Identity in the Era of Social Change]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.
  13. Makarevskaya, Yu.E. (2022). Spetsifika soderzhaniya lichnostnoy identichnosti v usloviyah global’nyh obshchestvennyh izmeneniy [The Specifics of The Content of Personal Identity in The Context of Global Social Changes]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education], 4, 113–130. DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-113-130
  14. Makarevskaya, Yu.E., Ryabikina, Z.I. (2023). Operatsionalizatsiya parametrov i metodika diagnostiki lichnostnoy identichnosti [Operationalization of Parameters and Diagnostics of Personal Identity]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psihologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 3(16), 25–49. DOI: 10.11621/TEP‑23-18
  15. Ryabikina, Z.I. (2003). Lichnost’ i yeye bytiye v bystro menyayushchemsya mire. Lichnost’ i bytiye: teoriya i metodologiya [Personality and its Being in a Rapidly Changing World. Personality and Being: Theory and Methodology]. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t.
  16. Ryabikina, Z.I., Tivodar A.R. (2011). Lichnostnaya identichnost’ v supruzheskih otnosheniyah [Personal Identity in Marital Relationships]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 4–12.
  17. Slobodchikov, V.I., Isayev, Ye.I. (2013). Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitiye sub”yektivnoy real’nosti v ontogeneze [Psychology of Human Development: Development of Subjective Reality in Ontogenesis]. M.: Izd-vo PSTGU.
  18. Soldatova, Ye.L., Shlyapnikova, I.A. (2015). Svyaz’ ego-identichnosti i lichnostnoy zrelosti [Correlation Between Ego-Identity and Maturity of Personality]. Vestnik YUUrGU. Seriya “Psihologiya” [Bulletin of the South Ural State University. Series “Psychology”], 8(1), 29–33.
  19. Tanasov, G.G. (2011). Sub”yektno-bytiynyy podhod k ponimaniyu aktivnosti lichnosti v peregovorah [Subject-being Approach to Understanding the Activity of the Individual in Negotiations]. Krasnodar: Kubanskiy gos. un-t.
  20. Tuchina, O.R. (2014). Identichnost’ i samoponimaniye lichnosti [Identity and Self-understanding of the Personality]. Nauchnaya mysl’ Kavkaza [Scientific Thought of Caucasus], 2(78), 47–53.
  21. Chirkova, M.M. (2023). Svyaz’ tsennostnyh oriyentatsiy i statusa lichnostnoy identichnosti v podrostkovom vozraste [The relationship between Value Orientations and the Status of Personal Identity in Adolescence]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 24(471), 210–212.
  22. Chukanov, Ye.V. (2023). Istoriya razvitiya vzglyadov na problemu identichnosti [The History of The Development of Views on The Problem of Identity]. Vestnik Donetskogo natsional’nogo universiteta [Bulletin of Donetsk National University. Series D: Philology and Psychology], 1, 122–131.
  23. Faustov, O.I. (2023). Podhody k opredeleniyu lichnostnoy identichnosti: istoricheskiy analiz i sovremennost’ [Approaches to Defining Personal Identity: Historical Analysis and Modernity]. Psihologiya cheloveka i obshchestva [Psychology of Man and Society], 11(62), 53–58.
  24. Slobodchikov, V.I., Tsukerman, G.A. (1996). Integral’naya periodizatsiya obshchego psihicheskogo razvitiya [Integral Periodization of General Mental Development]. Voprosy psihologii [Voprosy psihologii], 5, 39–50.