Abstract
In a society undergoing a period of transition, with heightened risks of identity crisis, there are few, if any, systematic studies that can reveal regularities in the formation of personal identity among actors of different age groups. Previous research on identity has predominantly focused on adolescent and young adult samples. However, identity crises are now also evident in adults and older adults. Information about the specifics of identity and its development in adulthood is fragmentary, scattered, and based on diverse methodological foundations. The objective of this study was to identify specific aspects of personal identity content in respondents of different age groups. The study used the method of personal identity diagnostics (Makarevskaya, Ryabikina, 2023), which allows to diagnose the level of manifestation (actualization) of its content elements and factors along with the general index of identity. The study sample consisted of 500 individuals, aged 13 to 90 years, divided into six age groups (adolescence to old age). The average age of the respondents was 32.91. The interrelation of personal identity with the age of respondents outlined in the paper reveals regularities in the manifestation of content components of personal identity from adolescence to old age. The evidence indicates that the structural components of personal identity remain consistent across all age groups. However, the content of identity is dynamic, with elements expressed in different ways at different stages of life. The findings of the study indicate that the respondents’ age group is a significant factor that shapes the characteristics of their personal identity. It demonstrated that the structure of respondents’ personal identity remains stable across all age groups.
Keywords
References
Аверина, Е.Н. (2023). Особенности эго-идентичности у мужчин и женщин в браке без детей и с детьми. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 12(8–1), 20–38. DOI: 10.34670/AR.2023.73.46.004
Агранович, В.Б. (2005). Транзитивный период развития общества и качество образовательных процессов. Инженерное образование, 3, 158–163.
Веретенников, О.Ю. (2000). МИСС‑2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции. Мурманск: «Дельта Я».
Дубовская, Е.М. (2014). Транзитивность общества как фактор социализации личности. Психологические исследования, 7(36), 7.
Задворная, Е.С. (2017). Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению. Ценности и смыслы, 1(47), 24–37.
Злоказов К.В. (2015). Вопросы развития идентичности в работах последователей Эриксона. Педагогическое образование в России, 9, 155–161.
Кимберг, А.Н. (2020). Изменяющийся феномен идентичности. В Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами (с. 183–186). Майкоп – Краснодар: Адыгейский государственный университет, Кубанский государственный университет.
Кимберг, А. Н (2018). Исследования идентичности: где темы для дискуссии? В В.В. Знаков, А.Л. Журавлев Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (с. 1672–1679). Москва: Институт психологии РАН.
Кимберг, А.Н. (2017). Личность: перспектива идентичности. В Идентичность: личность, общество, политика (с. 255–262). М.: Издательство «Весь Мир».
Кондрашова, М.В. (2022). Влияние разноуровневых свойств субъектности на достижение устойчивой личностной идентичности в период ранней взрослости. Человеческий капитал, 2(158), 134–143. DOI: 10.25629/HC.2022.02.14
Кочетова, Ю.А., Климакова, М.В., Хазова, З.Х. (2022). Личностная идентичность женщин среднего возраста, не реализовавших гендерную роль матери. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3). 1–11.
Лукьянов, О.В. (2008). Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: Изд-во Томского государственного университета.
Макаревская, Ю.Э. (2022). Специфика содержания личностной идентичности в условиях глобальных общественных изменений. Гуманизация образования, 4, 113–130. DOI: 10.24412/1029-3388-2022-4-113-130
Макаревская, Ю.Э., Рябикина, З.И. (2023). Операционализация параметров и методика диагностики личностной идентичности. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(16), 25–49. DOI: 10.11621/TEP‑23-18
Рябикина, З.И. (2003). Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире. Личность и бытие: теория и методология. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Рябикина, З.И., Тиводар А.Р. (2011). Личностная идентичность в супружеских отношениях. Человек. Сообщество. Управление, 4, 4–12.
Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. (2013). Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Изд-во ПСТГУ.
Солдатова, Е.Л., Шляпникова, И.А. (2015). Связь эго-идентичности и личностной зрелости. Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 8(1), 29–33.
Танасов, Г.Г. (2011). Субъектно-бытийный подход к пониманию активности личности в переговорах: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Тучина, О.Р. (2014). Идентичность и самопонимание личности. Научная мысль Кавказа, 2(78), 47–53.
Чиркова, М.М. (2023). Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте. Молодой ученый, 24(471), 210–212.
Чуканов, Е.В. (2023). История развития взглядов на проблему идентичности. Вестник Донецкого национального университета, 1, 122–131.
Фаустов, О.И. (2023). Подходы к определению личностной идентичности: исторический анализ и современность. Психология человека и общества, 11(62), 53–58.
Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. (1996). Интегральная периодизация общего психического развития. Вопросы психологии, 5, 39–50.

