Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Теория и методология психологии

УДК

159.9.072.5

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-46-62

Как цитировать

Сергиенко, Е.А. (2024). Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов. Южно-российский журнал социальных наук, 25(2), 46-62. DOI: 10.31429/26190567-25-2-46-62
Дата поступления 3 февраля 2024
Дата принятия 20 апреля 2024
Дата публикации 28 июня 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Елена Алексеевна Сергиенко

Аннотация

Целью статья стало сопоставление субъектно-­бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию. Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-­бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич). Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-­бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями — субъект, бытие, методологическими принципами — личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, — интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика). Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-­бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-­деятельностным, субъектно-­аналитическим, системно-­субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-­бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой — понимания субъекта как личностной реализации. Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-­социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования. Представляется, что субъектно-­бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.

Ключевые слова

методология психологии субъектно-­бытийный подход координаты сравнения подходов субъект личность бытие

Информация о финансировании

Работа выполнена по Госзаданию № 0138-2024-0009 по теме «Системное развитие субъекта в нормальных, субэкстремальных и экстремальных условиях жизнедеятельности».

Библиографические ссылки

Барабанщиков, В.А. (2007). Системный подход в структуре психологического познания. Методология и история психологии, 2(1), 86–99.

Гусейнов, А.Ш., Шиповская, В.В. (2023). Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 24–26. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44

Гусельцева, М.С. (2016). Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (отв. ред.). Принцип развития в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 31–61.

Гусельцева, М.С. (2018). Перспективы развития психологического знания: блеск и нищета прогнозов. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.) Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 628–670). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Гусельцева, М.С., Изотова, Е.И. (2016). Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл.

Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (2023). Вводная глава. Современные подходы в отечественной психологии: единство в разнообразии. В Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. (отв. ред.). Научные подходы в современной отечественной психологии (c. 7–98). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Знаков, В.В., Рябикина З.И. (2017). Психология человеческого бытия. М.: Смысл.

Мазилов, В.А. (2007). Интеграция научного знания в психологии. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.). Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» (c. 427–458).

Мазилов, В.А. (2020). Психологическая наука в «строительных лесах». Сибирский психологический журнал, 77, 23–43. DOI: 10.17223/17267080/77/2

Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (ред.). (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Панов, В.И. (2023). Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы. В Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. (отв. ред.). Научные подходы в современной отечественной психологии (с. 409–439). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. (1998). Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М.

Рябикина, З.И. (2003). Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире. В Личность и бытие: теория и методология. Мат-лы Всероссийской науч.-практич. конф. (с. 5–26). Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та.

Сергиенко, Е.А. (2011). Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал, 32(1), 120–132.

Сергиенко, Е.А. (2016). Межпарадигмальные мосты. Психологические исследования, 9(48), 4.

Сергиенко, Е.А. (2018). От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.). Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 308–331). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А. (2021). Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А. (2023). Внутренний мир человека: един ли предмет психологии? (приглашение к дискуссии). Психологический журнал, 44(6), 124–134. DOI: 10.31857/S020595920029080-4

Фоменко, Г.Ю., Рябикина, З.И. (2018). Психология безопасности личности: субъектно-бытийный подход. Краснодар: КубГУ.

Юревич, А.В. (2018). Структура психологических теорий В Журавлев А.Л., Юревич А.В. (ред.). Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 141–159). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Янчук, В.А. (2006). Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии. Методология и история психологии, 1(1), 193–206.

Янчук, В.А. (2018). Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия. Методология и история психологии, 7(1), 124–154.

Статистика скачивания

Нет статистики