Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов | Южно-российский журнал социальных наук
Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-46-62
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-46-62

Как цитировать Array

Сергиенко Е.А. Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 46-62. DOI: 10.31429/26190567-25-2-46-62
Дата поступления 2024-02-03
Дата принятия 2024-04-20
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Елена Алексеевна Сергиенко

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Целью статья стало сопоставление субъектно-­бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию. Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-­бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич). Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-­бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями — субъект, бытие, методологическими принципами — личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, — интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика). Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-­бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-­деятельностным, субъектно-­аналитическим, системно-­субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-­бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой — понимания субъекта как личностной реализации. Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-­социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования. Представляется, что субъектно-­бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.

Ключевые слова

методология психологии, субъектно-­бытийный подход, координаты сравнения подходов, субъект, личность, бытие

Финансирование

Работа выполнена по Госзаданию № 0138-2024-0009 по теме «Системное развитие субъекта в нормальных, субэкстремальных и экстремальных условиях жизнедеятельности».

Библиографические ссылки

  1. Barabanshchikov, V.A. (2007). Sistemnyy podkhod v strukture psikhologicheskogo poznaniya [Systematic Approach in the Structure of Psychological Cognition]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 2(1), 86–99.
  2. Fomenko, G.Yu., Ryabikina, Z.I. (2018). Psikhologiya bezopasnosti lichnosti: sub’’yektno-bytiynyy podkhod [Psychology of Personal Security: Subject-being Approach]. Krasnodar: KubGU.
  3. Gusel’tseva, M.S. (2016). Princtsip razvitiya v psikhologii: vyzovy poliparadigmal’nosti i transdisciplinarnosti [The Principle of Development in Psychology: Challenges of Polyparadigm and Transdisciplinarity]. In Zhuravlev A.L., Sergiyenko Ye. A. (Eds). Printsip razvitiya v sovremennoy psikhologii [The Principle of Development in Modern Psychology] (p. 31–61). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  4. Gusel’tseva, M.S. (2018). Perspektivy razvitiya psikhologicheskogo znaniya: blesk i nishcheta prognozov [Perspectives on the Progress of Psychological Knowledge: The Brilliance and Poverty of Predictions]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znaniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Psychological knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 628–670). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  5. Gusel’tseva, M.S., Izotova, Ye.I. (2016). Pozitivnaya socializaciya detey i podrostkov: metodologiya i empirika [Positive socialization of children and adolescents: methodology and empirics]. M.: Smysl.
  6. Guseynov, A.Sh., Shipovskaya, V.V. (2023). Lichnostnaya zrelost’ kak osnova garmonichnogo i autentichnogo bytiya v usloviyakh tranzitivnosti [Personal Maturity as The Basis of Harmonious and Authentic Being in Conditions of Transitivity]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 24(3), 24–26. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44
  7. Mazilov, V.A. (2007). Integratsiya nauchnogo znaniya v psikhologii [The Integration of Scientific Knowledge in Psychology]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Teoriya i Metodologiya psikhologii: Postneklassicheskaya perspektiva [Theory and Methodology of Psychology: Post-Neoclassical Perspective] (p. 427–458) M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  8. Mazilov, V.A. (2020). Psikhologicheskaya nauka v “stroitel’nykh lesakh” [Psychological Science in “Scaffolding”]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 77, 23–43. DOI: 10.17223/17267080/77/2
  9. Panov, V.I. (2023). Eko-psikhologicheskiy podkhod k razvitiyu psikhiki: predposylki, konstrukty, paradigms [Ecopsychological Approach to Mental Development: Prerequisites, Constructs, Paradigms]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (pp. 409–439). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  10. Petrovskiy, A.V., Yaroshevskiy M.G. (1998). Osnovy teoreticheskoy psikhologii [Fundamentals of Theoretical Psychology]. M.: Infra-M.
  11. Ryabikina, Z.I. (2003). Lichnost’ i yeye bytiye v bystro menyayushchemsya mire [Personality and Its Being in a Rapidly Changing World]. In Lichnost’ i bytie: teoriya i metodologiya [Personality and Being: Theory and Methodology] (p. 5–26). Krasnodar: Izd-vo Kubanskogo gos. un-ta.
  12. Sergiyenko, Ye.A. (2011). Sistemno-sub’’yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Prospects]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 32(1), 120–132.
  13. Sergiyenko, Ye.A. (2016). Mezhparadigmal’nyye mosty [Cross-Paradigmatic Bridges]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Research], 9(48), 4.
  14. Sergiyenko, Ye.A. (2018). Ot differenciatsii k integratsii podkhodov i kategoriy v sovremennom psikhologicheskom znanii [From Differentiation to Integration of Approaches and Categories in Modern Psychological Knowledge]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znaniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Psychological Knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 308–331). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  15. Sergiyenko, Ye.A. (2021). Psikhicheskoye razvitiye s poziciy sistemno-sub’’yektnogo podkhoda [Mental Development from the Standpoint of the System-subject Approach]. M.: izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  16. Sergiyenko, Ye.A. (2023). Vnutrenniy mir cheloveka: yedin li predmet psikhologii? (priglasheniye k diskussii) [The Inner World of Man: is There a Single Subject of Psychology? (Invitation to Discussion)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 44(6), 124–134. DOI: 10.31857/S020595920029080-4
  17. Yanchuk, V.A. (2006). Postmodernistskiy, sotsiokul’turnyy interdeterministskiy dialogizm kak perspektiva pozitsionirovaniya v predmete psikhologii [Postmodern, Sociocultural Interdeterminist Dialogism as a Perspective of Positioning in the Subject of Psychology]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 1(1), 193–206.
  18. Yanchuk, V.A. (2018). Kul’turno-dialogicheskaya metaperspektiva integracii psikhologii v usloviyakh neopredelennosti i konstruktivistskogo mnogoobraziya [Cultural-dialogical Metaperspective of Psychology Knowledge Integration in Conditions of Incertainity and Constructivist Diversity]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 7(1), 124–154.
  19. Yurevich, A.V. (2018). Struktura psikhologicheskikh teoriy [Structure of Psychological Theories]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znanie: Sovremennoye sostoyanie i perspektivy razvitiya [Psychological Knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 141–159). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  20. Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A., Vilenskaya, G.A. (2023). Sovremennye podkhody v otechestvennoy psikhologii: yedinstvo v raznoobrazii [Modern Approaches in Russian Psychology: Unity in Diversity]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (p. 7–98). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  21. Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A., Vilenskaya, G.A. (Eds). (2023). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  22. Znakov, V.V., Ryabikina Z.I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. M.: Smysl.