Аннотация
Целью статья стало сопоставление субъектно-бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию. Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич). Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями — субъект, бытие, методологическими принципами — личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, — интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика). Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-деятельностным, субъектно-аналитическим, системно-субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой — понимания субъекта как личностной реализации. Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования. Представляется, что субъектно-бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Работа выполнена по Госзаданию № 0138-2024-0009 по теме «Системное развитие субъекта в нормальных, субэкстремальных и экстремальных условиях жизнедеятельности».
Библиографические ссылки
Барабанщиков, В.А. (2007). Системный подход в структуре психологического познания. Методология и история психологии, 2(1), 86–99.
Гусейнов, А.Ш., Шиповская, В.В. (2023). Личностная зрелость как основа гармоничного и аутентичного бытия в условиях транзитивности. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 24–26. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44
Гусельцева, М.С. (2016). Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (отв. ред.). Принцип развития в современной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 31–61.
Гусельцева, М.С. (2018). Перспективы развития психологического знания: блеск и нищета прогнозов. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.) Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 628–670). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Гусельцева, М.С., Изотова, Е.И. (2016). Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл.
Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (2023). Вводная глава. Современные подходы в отечественной психологии: единство в разнообразии. В Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. (отв. ред.). Научные подходы в современной отечественной психологии (c. 7–98). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Знаков, В.В., Рябикина З.И. (2017). Психология человеческого бытия. М.: Смысл.
Мазилов, В.А. (2007). Интеграция научного знания в психологии. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.). Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» (c. 427–458).
Мазилов, В.А. (2020). Психологическая наука в «строительных лесах». Сибирский психологический журнал, 77, 23–43. DOI: 10.17223/17267080/77/2
Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (ред.). (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Панов, В.И. (2023). Экопсихологический подход к развитию психики: предпосылки, конструкты, парадигмы. В Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. (отв. ред.). Научные подходы в современной отечественной психологии (с. 409–439). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. (1998). Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М.
Рябикина, З.И. (2003). Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире. В Личность и бытие: теория и методология. Мат-лы Всероссийской науч.-практич. конф. (с. 5–26). Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та.
Сергиенко, Е.А. (2011). Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал, 32(1), 120–132.
Сергиенко, Е.А. (2016). Межпарадигмальные мосты. Психологические исследования, 9(48), 4.
Сергиенко, Е.А. (2018). От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании. В А.Л. Журавлев, А.В. Юревич (ред.). Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 308–331). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А. (2021). Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А. (2023). Внутренний мир человека: един ли предмет психологии? (приглашение к дискуссии). Психологический журнал, 44(6), 124–134. DOI: 10.31857/S020595920029080-4
Фоменко, Г.Ю., Рябикина, З.И. (2018). Психология безопасности личности: субъектно-бытийный подход. Краснодар: КубГУ.
Юревич, А.В. (2018). Структура психологических теорий В Журавлев А.Л., Юревич А.В. (ред.). Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития (с. 141–159). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Янчук, В.А. (2006). Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии. Методология и история психологии, 1(1), 193–206.
Янчук, В.А. (2018). Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия. Методология и история психологии, 7(1), 124–154.