Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета) | Южно-российский журнал социальных наук
Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-28-45
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-28-45

Как цитировать Array

Харламенкова Н.Е. Полвека на пути к новым достижениям (к юбилею кафедры психологии Кубанского государственного университета) // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 28-45. DOI: 10.31429/26190567-25-2-28-45
Дата поступления 2024-03-25
Дата принятия 2024-05-25
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Наталья Евгеньевна Харламенкова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

 В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-­бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций. Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций. Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем. К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий — негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности. Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум. В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности. В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-­эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.

Ключевые слова

субъектный подход, субъектно-­бытийный подход, динамический подход, процессуальный подход, субъект, противоречие, трудная ситуация, экстремальная ситуация

Библиографические ссылки

  1. Abul’khanova, K. A. (1973). O sub’’yekte psikhicheskoy deyatel’nosti [About the Subject of Mental Activity]. Moskva: Nauka.
  2. Abul’khanova-Slavskaya, K.A. (1997). Problema lichnosti v psikhologii [The Problem of Personality in Psychology]. In K.A. Abul’khanova-Slavskaya, L.I. Antsyferova, A.V. Brushlinskiy (Eds) Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya: problemy teorii i istorii [Psychological Science in Russia of the XX Century: Problems of Theory and History] (pp. 270–374). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  3. Anders, S.L., Frazier, P.A., Shallcross, S.L. (2014). Changes in Functioning Following Potentially Traumatic Life Events in College students. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 6, 99–106. DOI: 10.1037/a0033835
  4. Antsyferova, L.I. (1981). O dinamicheskom podkhode k psikhologicheskomu izucheniyu lichnosti [On the Dynamic Approach to the Psychological Study of Personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2(2), 8–18.
  5. Antsyferova, L.I. (1990). Lichnost’ s pozitsii dinamicheskogo podkhoda [Personality from the Perspective of a Dynamic Approach]. In B.F. Lomov, K.A. Abul’khanova-Slavskaya (Eds) Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve [Personality from the Perspective of a Dynamic Approach]. Lichnost’ i yeye zhiznennyy put’ [Psychology of Personality in Socialist Society. Personality and Her Life Path] (pp. 7–17). Moskva: Nauka.
  6. Antsyferova, L.I. (1993). Psikhologiya povsednevnosti: zhiznennyy mir lichnosti i “tekhniki” yeye bytiya [Psychology of Everyday Life: the Life World of the Individual and the “Technique” of its Existence]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 14(2), 3–17.
  7. Antsyferova, L.I. (1994). Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in Difficult life Conditions: Rethinking, Transformation of Situations and Psychological Defence]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal],15(1), 3–18.
  8. Antsyferova, L.I. (2004). Razvitiye lichnosti i problemy gerontopsikhologii [Personality Development and Problems of Gerontopsychology]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  9. Asmus, V.F. (1969). Izbrannyye filosofskiye Trudy [Selected Philosophical Works]. Moskva: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta.
  10. Dubrovskiy, D.I. (2011). Yedinstvo gnoseologicheskogo i ontologicheskogo aspektov kategorii ideal’nogo [The Unity of Epistemological and Ontological Aspects of the Category of the Ideal]. NovaInfo, 6. Retrieved from https://novainfo.ru/article/2188.
  11. Dymova, Ye.N. (2022). Proyavleniye priznakov psikhotravmiruyushchego opyta v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh [Manifestation of Signs of Psychotraumatic Experience in Difficult Life Situations]. In N.Ye. Kharlamenkova, Ye.A. Sergiyenko, V.V. Znakov, N.N. Kazymova (Eds) Onto- i sub’’yektogenez psikhicheskogo razvitiya cheloveka [Onto- and Subjectogenesis of Human Mental Development] (pp. 278–291). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  12. Dymova, Ye.N. (2023). Trudnyye zhiznennyye sobytiya v predstavlenii muzhchin i zhenshchin yunosheskogo vozrasta [Difficult Life Events as Perceived by Adolescent Men and Women]. In Z.I. Ryabikina, L.N. Ozhigova, A.Sh. Guseynov (Eds) Lichnost’ v izmenyayushcheysya sotsial’noy real’nosti: obshcheniye i so-bytiynost’ [Personality in a Changing Social Reality: Communication and Co-Existence] (pp. 141–145). Krasnodar: KubGU.
  13. Fritzson, E., Zhang, N., Wolchik, S.A., Sandler, I.N., Tein, J.-Y., Bellizzi, K.M. (2024). Developmental Pathways of the Family Bereavement Program to Promote growth 15 Years after Parental Death. Journal of Family Psychology, Advance. DOI: 10.1037/fam0001189
  14. Golovey, L. A., Strizhitskaya, O.Yu. (2016). Osobennosti struktury povsednevnykh stressorov i resursov lichnosti v raznyye periody vzroslosti [Features of the Structure of Everyday Stressors and Personal Resources in Different Periods of Adulthood]. In Ye.A. Sergiyenko, A.L. Zhuravlev, N.V. Tarabrina, N.Ye. Kharlamenkova (Eds) Psikhologiya povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviya i sovladaniye [Psychology of Everyday and Traumatic Stress: Threats, Consequences and Coping] (pp. 27–49). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  15. Haehner, P., Kritzler, S., Fassbender, I., Luhmann, M. (2022). Stability and Change of Perceived Characteristics of Major Life Events. Journal of Personality and Social Psychology, 122(6), 1098–1116. DOI: 10.1037/pspp0000394
  16. Kharlamenkova, N.Ye. (2016). Perezhivaniye utraty v pozhilom vozraste [Experiencing Loss in Old Age]. In M.I. Volovikova, A.L. Zhuravlev, N.Ye. Kharlamenkova (Eds) Psikhologicheskiye issledovaniya lichnosti: istoriya, sovremennoye sostoyaniye, perspektivy [Psychological Studies of Personality: History, Current State, Prospects] (pp. 169–191). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  17. Kharlamenkova, N.Ye. (2023). Dinamicheskiy podkhod k psikhologicheskomu issledovaniyu lichnosti L.I. Antsyferovoy: novyye grani problemy [Dynamic Approach to the Psychological Study of the Personality of L.I. Antsyferova: New Facets of the Problem]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds) Nauchnyye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (pp. 461–477). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
  18. Liao, H.-W., Bluck, S. (2023). Recalling Self-Disruptive Events and Maintaining Self-Continuity in Adulthood. Psychology and Aging, 38(1), 17–29. DOI: 10.1037/pag0000719
  19. Rozhders, K. (2002). Iskusstvo konsul’tirovaniya i terapii [The Art of Counseling and Therapy]. Moskva: Aprel’ Press, izd-vo Eksmo.
  20. Rubinshteyn, S.L. (1958). O myshlenii i putyakh yego issledovaniya [About Thinking and Ways of its Research]. Moskva: izd-vo ANSSSR.
  21. Ryabikina, Z.I. (2005). Kafedra – eto perepleteniye mnogikh sudeb, mnogikh lichnykh diskursov v nauke [The Department is an Interweaving of Many Destinies, Many Personal Discourses in Science]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 56–65.
  22. Ryabikina, Z.I. (2008). Sub’’yektno-bytiynyy podkhod k izucheniyu razvivayushchikh lichnost’ protivorechiy [Subjective-Existential Approach to the Study of Contradictions that Develop Personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 29(2), 78–87.
  23. Ryabikina, Z.I., Ozhigova, L.N., Fomenko, G.Yu. (2013). Razvitiye idey sub’’yektnogo podkhoda v issledovaniyakh psikhologov Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Development of Ideas of the Subject Approach in the Research of Psychologists at Kuban State University]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 34(2), 60–69.
  24. Schwaba, T., Denissen, J.J. A., Luhmann, M., Hopwood, C.J., Bleidorn W. (2023). Subjective Experiences of Life Events Match Individual Differences in Personality Development. Journal of Personality and Social Psychology, 125(5), 1136–1156. DOI: 10.1037/pspp0000483
  25. Strizhitskaya, O.Yu., Golovey, L. A. (2018). Differentsial’no-psikhologicheskiye aspekty vospriyatiya povsednevnykh stressorov [Differential Psychological Aspects of the Perception of Everyday Stressors]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 39(5), 15–25.
  26. Trubnikov, N.N. (1987). Vremya chelovecheskogo bytiya [The Time of Human Existence]. Moskva: Nauka.
  27. Zhang, N., Bai, B., Zhu, J. (2023). Stress Mindset, Proactive Coping Behavior, and Posttraumatic Growth among Health Care Professionals during the COVID‑19 Pandemic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 15(3), 515–523. DOI: 10.1037/tra0001377