Аннотация
В статье рассматриваются научные походы к психологическому анализу развития личности: субъектный (С. Л. Рубинштейн), динамический (Л. И. Анцыферова), субъектно-бытийный (З. И. Рябикина с коллегами). Раскрывается содержание процессуального подхода к проблеме трудных жизненных ситуаций. Цель исследования состоит в обосновании положения о природе человеческой жизни, типично проявляющей себя в разнообразии одновременно и / или последовательно переживаемых личностью трудных жизненных ситуаций. Показано, что трудная ситуация представляет собой процесс, который состоит из нескольких, сопряженных между собой этапов, связан с прошлым опытом переживания жизненных трудностей, является маркером актуально решаемых субъектом задач, ориентирован на достижение новых целей в будущем. К отдельным составляющим ситуации относятся: противоречие между потребностями и внешними требованиями, причины, вызвавшие это противоречие, возможности и ресурсы личности, план разрешения ситуации, наличие / отсутствие прогноза ее последствий — негативных и позитивных. В стратегиях совладания с трудностями отражены реальные способы их преодоления и перспективные задачи развития личности. Приведены аргументы в пользу достоверности процессуального подхода и возможности его применения и к анализу повседневных, и к изучению экстремальных стрессоров; показано, что даже в случае появления регрессивных изменений в поведении человека, пережившего психотравмирующее событие, не происходит нарушения личностной динамики; выражается мнение относительно необходимости исследования специфики личностного развития в условиях влияния интенсивных стрессоров и тех возможностей и ресурсов, которые обеспечивают изменение темпов развития, приводят к улучшению самочувствия и реинтеграции субъекта в социум. В качестве познавательных процедур исследования применены методы анализа, синтеза и аналогии, которые позволили подтвердить правомерность рассмотрения трудной жизненной ситуации как онтологической основы психического развития личности. В заключении отмечено, что исследования коллег из Кубанского государственного университета (кафедра психологии личности и общей психологии) и сотрудников Института психологии РАН имеют общие методологические основания, при этом теоретико-эмпирические исследования отражают разные стороны многогранной проблематики психологии личности и психологии субъекта.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Abul’khanova, K. A. (1973). O sub’’yekte psikhicheskoy deyatel’nosti [About the Subject of Mental Activity]. Moskva: Nauka.
- Abul’khanova-Slavskaya, K.A. (1997). Problema lichnosti v psikhologii [The Problem of Personality in Psychology]. In K.A. Abul’khanova-Slavskaya, L.I. Antsyferova, A.V. Brushlinskiy (Eds) Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya: problemy teorii i istorii [Psychological Science in Russia of the XX Century: Problems of Theory and History] (pp. 270–374). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Anders, S.L., Frazier, P.A., Shallcross, S.L. (2014). Changes in Functioning Following Potentially Traumatic Life Events in College students. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 6, 99–106. DOI: 10.1037/a0033835
- Antsyferova, L.I. (1981). O dinamicheskom podkhode k psikhologicheskomu izucheniyu lichnosti [On the Dynamic Approach to the Psychological Study of Personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2(2), 8–18.
- Antsyferova, L.I. (1990). Lichnost’ s pozitsii dinamicheskogo podkhoda [Personality from the Perspective of a Dynamic Approach]. In B.F. Lomov, K.A. Abul’khanova-Slavskaya (Eds) Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve [Personality from the Perspective of a Dynamic Approach]. Lichnost’ i yeye zhiznennyy put’ [Psychology of Personality in Socialist Society. Personality and Her Life Path] (pp. 7–17). Moskva: Nauka.
- Antsyferova, L.I. (1993). Psikhologiya povsednevnosti: zhiznennyy mir lichnosti i “tekhniki” yeye bytiya [Psychology of Everyday Life: the Life World of the Individual and the “Technique” of its Existence]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 14(2), 3–17.
- Antsyferova, L.I. (1994). Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in Difficult life Conditions: Rethinking, Transformation of Situations and Psychological Defence]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal],15(1), 3–18.
- Antsyferova, L.I. (2004). Razvitiye lichnosti i problemy gerontopsikhologii [Personality Development and Problems of Gerontopsychology]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Asmus, V.F. (1969). Izbrannyye filosofskiye Trudy [Selected Philosophical Works]. Moskva: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta.
- Dubrovskiy, D.I. (2011). Yedinstvo gnoseologicheskogo i ontologicheskogo aspektov kategorii ideal’nogo [The Unity of Epistemological and Ontological Aspects of the Category of the Ideal]. NovaInfo, 6. Retrieved from https://novainfo.ru/article/2188.
- Dymova, Ye.N. (2022). Proyavleniye priznakov psikhotravmiruyushchego opyta v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh [Manifestation of Signs of Psychotraumatic Experience in Difficult Life Situations]. In N.Ye. Kharlamenkova, Ye.A. Sergiyenko, V.V. Znakov, N.N. Kazymova (Eds) Onto- i sub’’yektogenez psikhicheskogo razvitiya cheloveka [Onto- and Subjectogenesis of Human Mental Development] (pp. 278–291). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Dymova, Ye.N. (2023). Trudnyye zhiznennyye sobytiya v predstavlenii muzhchin i zhenshchin yunosheskogo vozrasta [Difficult Life Events as Perceived by Adolescent Men and Women]. In Z.I. Ryabikina, L.N. Ozhigova, A.Sh. Guseynov (Eds) Lichnost’ v izmenyayushcheysya sotsial’noy real’nosti: obshcheniye i so-bytiynost’ [Personality in a Changing Social Reality: Communication and Co-Existence] (pp. 141–145). Krasnodar: KubGU.
- Fritzson, E., Zhang, N., Wolchik, S.A., Sandler, I.N., Tein, J.-Y., Bellizzi, K.M. (2024). Developmental Pathways of the Family Bereavement Program to Promote growth 15 Years after Parental Death. Journal of Family Psychology, Advance. DOI: 10.1037/fam0001189
- Golovey, L. A., Strizhitskaya, O.Yu. (2016). Osobennosti struktury povsednevnykh stressorov i resursov lichnosti v raznyye periody vzroslosti [Features of the Structure of Everyday Stressors and Personal Resources in Different Periods of Adulthood]. In Ye.A. Sergiyenko, A.L. Zhuravlev, N.V. Tarabrina, N.Ye. Kharlamenkova (Eds) Psikhologiya povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviya i sovladaniye [Psychology of Everyday and Traumatic Stress: Threats, Consequences and Coping] (pp. 27–49). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Haehner, P., Kritzler, S., Fassbender, I., Luhmann, M. (2022). Stability and Change of Perceived Characteristics of Major Life Events. Journal of Personality and Social Psychology, 122(6), 1098–1116. DOI: 10.1037/pspp0000394
- Kharlamenkova, N.Ye. (2016). Perezhivaniye utraty v pozhilom vozraste [Experiencing Loss in Old Age]. In M.I. Volovikova, A.L. Zhuravlev, N.Ye. Kharlamenkova (Eds) Psikhologicheskiye issledovaniya lichnosti: istoriya, sovremennoye sostoyaniye, perspektivy [Psychological Studies of Personality: History, Current State, Prospects] (pp. 169–191). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Kharlamenkova, N.Ye. (2023). Dinamicheskiy podkhod k psikhologicheskomu issledovaniyu lichnosti L.I. Antsyferovoy: novyye grani problemy [Dynamic Approach to the Psychological Study of the Personality of L.I. Antsyferova: New Facets of the Problem]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds) Nauchnyye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (pp. 461–477). Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.
- Liao, H.-W., Bluck, S. (2023). Recalling Self-Disruptive Events and Maintaining Self-Continuity in Adulthood. Psychology and Aging, 38(1), 17–29. DOI: 10.1037/pag0000719
- Rozhders, K. (2002). Iskusstvo konsul’tirovaniya i terapii [The Art of Counseling and Therapy]. Moskva: Aprel’ Press, izd-vo Eksmo.
- Rubinshteyn, S.L. (1958). O myshlenii i putyakh yego issledovaniya [About Thinking and Ways of its Research]. Moskva: izd-vo ANSSSR.
- Ryabikina, Z.I. (2005). Kafedra – eto perepleteniye mnogikh sudeb, mnogikh lichnykh diskursov v nauke [The Department is an Interweaving of Many Destinies, Many Personal Discourses in Science]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 56–65.
- Ryabikina, Z.I. (2008). Sub’’yektno-bytiynyy podkhod k izucheniyu razvivayushchikh lichnost’ protivorechiy [Subjective-Existential Approach to the Study of Contradictions that Develop Personality]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 29(2), 78–87.
- Ryabikina, Z.I., Ozhigova, L.N., Fomenko, G.Yu. (2013). Razvitiye idey sub’’yektnogo podkhoda v issledovaniyakh psikhologov Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Development of Ideas of the Subject Approach in the Research of Psychologists at Kuban State University]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 34(2), 60–69.
- Schwaba, T., Denissen, J.J. A., Luhmann, M., Hopwood, C.J., Bleidorn W. (2023). Subjective Experiences of Life Events Match Individual Differences in Personality Development. Journal of Personality and Social Psychology, 125(5), 1136–1156. DOI: 10.1037/pspp0000483
- Strizhitskaya, O.Yu., Golovey, L. A. (2018). Differentsial’no-psikhologicheskiye aspekty vospriyatiya povsednevnykh stressorov [Differential Psychological Aspects of the Perception of Everyday Stressors]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 39(5), 15–25.
- Trubnikov, N.N. (1987). Vremya chelovecheskogo bytiya [The Time of Human Existence]. Moskva: Nauka.
- Zhang, N., Bai, B., Zhu, J. (2023). Stress Mindset, Proactive Coping Behavior, and Posttraumatic Growth among Health Care Professionals during the COVID‑19 Pandemic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 15(3), 515–523. DOI: 10.1037/tra0001377