«Страсти по перестройке» в памяти и судьбах выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. (на материалах интервью) | Южно-российский журнал социальных наук
«Страсти по перестройке» в памяти и судьбах выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. (на материалах интервью)
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-123-136
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-123-136

Как цитировать Array

Тажидинова И.Г. «Страсти по перестройке» в памяти и судьбах выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. (на материалах интервью) // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №1. С. 123-136. DOI: 10.31429/26190567-20-1-123-136
Дата поступления 2018-11-05
Дата принятия 2018-12-19
Дата публикации 2019-03-23

Copyright (c) 2019 Ирина Геннадьевна Тажидинова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Перестройка как поворотный момент в развитии общества, стремительный конец советской эпохи и вступление в период «постсоциализма» — вехи недавнего прошлого, требующие научного осмысления. Особенно актуально рассмотрение человеческого измерения переходного периода, т. е. социокультурных, социально-­психологических процессов рубежа 1980–1990-х гг. С учетом состояния документальной базы по периоду перестройки важным источником о ней являются устные свидетельства очевидцев. В настоящей статье представлены результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования, направленного на выявление отношения к перестройке тех, кто в позднесоветский период принадлежал к студенческой молодежи, и того, каким образом перестроечные перемены отразились на их ценностях, жизненных планах, быте. Проанализированы материалы 22 глубинных интервью, проведенных нами среди выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского государственного университета 1992 и 1993 гг. Перестроечные перемены имели для многих из них особое значение, поскольку вносили коррективы в профессиональные планы (как минимум, исчезала перспектива карьерного роста по партийной линии). Результаты интервью позволяют заключить, что восприятие общественных перемен студенческой молодежью имело свою динамику, но сводилось преимущественно к позиции наблюдателей. Первоначально перестройка была маркирована положительно, но позднее возникающие в ходе ее социальные проблемы породили скептические настроения. При этом, имели место демократические веяния на самом историческом факультете, расширились возможности научно-­исследовательской работы. Самым тяжелым последствием перестройки называется распад СССР, тем не менее, личные воспоминания информантов о повседневности конца 1980 — начала 1990-х гг. окрашены позитивно, что объясняется оптимизмом молодости, интересной студенческой жизнью на истфаке.

Ключевые слова

перестройка, конец 1980 - начало 1990-х гг., исторический факультет КубГУ, студенты, преподаватели, декан, повседневность, профессиональное самоопределение, общественные настроения

Финансирование

Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в рамках проекта «Социальная история России (1990-е годы)».

Библиографические ссылки

  1. Gudkov, L. D., Dubin, B. V. (1991). Uzhe ustali? Sociologicheskie zametki o literature i obshchestve. [Already tired? Sociological Notes on Literature and Society]. Literaturnoe obozrenie [Russian Studies in Literature], 10, 97–99.
  2. Il’inskij, I. M. (2001). Molodezh’ i molodezhnaya politika [Youth and Youth Policy]. M.: Golos.
  3. Koehn, S. (2007). “Vopros voprosov”: pochemu ne stalo Sovetskogo Soyuza? [The Cardinal point: Why has the Soviet Union Collapsed?] M.: AIRO-HKHI.
  4. Koposov, N. E. (2001). Kak dumayut istoriki [In the Historians’ View]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
  5. Kotkin, S. (2001). Armageddon Averted: The Soviet Collapse, 1970–2000. Oxford.
  6. Kovalevskaya, Yu. N. (2014). Perestrojka v obydennom soznanii dal’nevostochnikov: tridcat’ let spustya. [Perestroika as the Everyday Experience (According to the Memorials in the Far East of Russia)]. Rossiya i ATR. [Russia and the Pacific], 1, 66–79.
  7. Levinson, A. G. (2011). 1990-e i 1990-j: sociologicheskie materialy. [1990 and 1990s: Sociological Materials]. In 1990-j: opyt izucheniya nedavnej istorii: Sbornik statej i materialov [1990: the Experience of Studying Recent History: A Collection of Articles and Materials] (489–503). M.: Novoe literaturnoe obozrenie.
  8. Muhamedzhanov, M. M. (2008). Komsomol: poslednie desyat’ let (1981–1991) [Komsomol: the Last Ten Years (1981–1991)]. Retrieved from http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Mukhamedzhanov_Komsomol
  9. Piretto, G.-P. (1998). 1961: il sessantotto a Mosca. Bergamo: Moretti & Vitali.
  10. Pok de Feliu, R. (2005). Ehpoha peremen: Rossiya glazami ispanskogo zhurnalista [The Era of Change: Russia through the Eyes of a Spanish Journalist]. M.: Vremya.
  11. Portelli, A. (1991). The Death of Luigi Trastulli and Other Stories: Form and Meaningin Oral History. Albany, NY.
  12. Poslednee sovetskoe pokolenie v zhizneopisaniyah ego predstavitelej. YUrij Beschastnyj (2011). [The Last Soviet Generation in the Biographies of its Representatives. Yury Beschastny]. Krasnodar: Kuban’kino.
  13. Prohorova, I. D. (2007). Nedavnee proshloe kak vyzov istoriku [The Recent Past as a Challenge to a Historian]. Novoe literaturnoe obozrenie [Russian Studies in Literature], 83, 7–10.
  14. Raviot, J.-R. (2016). La civilisation soviétique, de l’URSS à la Russie, de 1917 à nos jours. Paris: Editeur: Ellipses Marketing.
  15. Sbornik vospominanij, sostavlennyj A. Yu. Klimenko na osnove interv’yu, vzyatyh eyu u vypusknikov i prepodavatelej Istoriko-Arhivnogo instituta. (2018). [A Collection of Memoirs Compiled by A. Yu. Klimenko on the Basis of Her Interviews of the Graduates and Lecturers of the Institute of History and Archives.]. Retrieved from https://www.rsuh.ru/iai/about/genius/memories-of-institute-of-history-and-archives/
  16. Sokoloff, G. (2003). Metamorphose de la Russie, 1984–2004. Paris: Editeur: Fayard.
  17. Tazhidinova, I. G. (2016). Kar’era ili prizvanie: zachem komsomol’skie aktivisty vtoroj poloviny 1980-h gg. postupali na istfak? [Career or Vocation: Why did Komsomol Activists Enter the Department of History]. In Lichnost’. Obshchestvo. Gosudarstvo. Problemy razvitiya i vzaimodejstviya. Sbornik statej 34 Adlerskih chtenij [Personality. Society. State. Problems of Development and Interaction. Collection of Articles 34 Adler Readings]. (214–225). Krasnodar: Tradiciya.
  18. Tazhidinova, I. G., Ufimceva, Yu. A. (2012). Problemy professional’nogo samoopredeleniia vuzovskogo prepodavatelia (na materialakh interv’iu s prepodavateliami FISMO) [Problems of Professional Self-determination of a University Teacher (Based on Interviews with FISMO Teachers)]. Golos minuvshego [The Voice of the Past], 1, 58–70.
  19. Veber, A. B. (2005). Proryv k svobode: o perestrojke dvadcat’ let spustya (kriticheskij analiz): Sbornik statej [Breakthrough to Freedom: on Perestroika Twenty Years after (A Review): Collected Papers]. M.: Al’pina Biznes Buks.
  20. Yurchak, A. (2006). Everything Was Forever, Until It Was No More: the Last Soviet Generation. Princeton, N.J.