«Страсти по перестройке» в памяти и судьбах выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. (на материалах интервью)
PDF
HTML

Рубрика

Юг России: люди, общество, политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-123-136

Как цитировать

Тажидинова, И.Г. (2019). «Страсти по перестройке» в памяти и судьбах выпускников исторического факультета Кубанского госуниверситета 1992 и 1993 гг. (на материалах интервью). Южно-российский журнал социальных наук, 20(1), 123-136. DOI: 10.31429/26190567-20-1-123-136
Дата поступления 5 ноября 2018
Дата принятия 19 декабря 2018
Дата публикации 23 марта 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Ирина Геннадьевна Тажидинова

Аннотация

Перестройка как поворотный момент в развитии общества, стремительный конец советской эпохи и вступление в период «постсоциализма» — вехи недавнего прошлого, требующие научного осмысления. Особенно актуально рассмотрение человеческого измерения переходного периода, т. е. социокультурных, социально-­психологических процессов рубежа 1980–1990-х гг. С учетом состояния документальной базы по периоду перестройки важным источником о ней являются устные свидетельства очевидцев. В настоящей статье представлены результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования, направленного на выявление отношения к перестройке тех, кто в позднесоветский период принадлежал к студенческой молодежи, и того, каким образом перестроечные перемены отразились на их ценностях, жизненных планах, быте. Проанализированы материалы 22 глубинных интервью, проведенных нами среди выпускников дневного отделения исторического факультета Кубанского государственного университета 1992 и 1993 гг. Перестроечные перемены имели для многих из них особое значение, поскольку вносили коррективы в профессиональные планы (как минимум, исчезала перспектива карьерного роста по партийной линии). Результаты интервью позволяют заключить, что восприятие общественных перемен студенческой молодежью имело свою динамику, но сводилось преимущественно к позиции наблюдателей. Первоначально перестройка была маркирована положительно, но позднее возникающие в ходе ее социальные проблемы породили скептические настроения. При этом, имели место демократические веяния на самом историческом факультете, расширились возможности научно-­исследовательской работы. Самым тяжелым последствием перестройки называется распад СССР, тем не менее, личные воспоминания информантов о повседневности конца 1980 — начала 1990-х гг. окрашены позитивно, что объясняется оптимизмом молодости, интересной студенческой жизнью на истфаке.

Ключевые слова

перестройка конец 1980 - начало 1990-х гг. исторический факультет КубГУ студенты преподаватели декан повседневность профессиональное самоопределение общественные настроения

Информация о финансировании

Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в рамках проекта «Социальная история России (1990-е годы)».

Библиографические ссылки

Gudkov, L. D., Dubin, B. V. (1991). Uzhe ustali? Sociologicheskie zametki o literature i obshchestve. [Already tired? Sociological Notes on Literature and Society]. Literaturnoe obozrenie [Russian Studies in Literature], 10, 97–99.

Il’inskij, I. M. (2001). Molodezh’ i molodezhnaya politika [Youth and Youth Policy]. M.: Golos.

Koehn, S. (2007). “Vopros voprosov”: pochemu ne stalo Sovetskogo Soyuza? [The Cardinal point: Why has the Soviet Union Collapsed?] M.: AIRO-HKHI.

Koposov, N. E. (2001). Kak dumayut istoriki [In the Historians’ View]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

Kotkin, S. (2001). Armageddon Averted: The Soviet Collapse, 1970–2000. Oxford.

Kovalevskaya, Yu. N. (2014). Perestrojka v obydennom soznanii dal’nevostochnikov: tridcat’ let spustya. [Perestroika as the Everyday Experience (According to the Memorials in the Far East of Russia)]. Rossiya i ATR. [Russia and the Pacific], 1, 66–79.

Levinson, A. G. (2011). 1990-e i 1990-j: sociologicheskie materialy. [1990 and 1990s: Sociological Materials]. In 1990-j: opyt izucheniya nedavnej istorii: Sbornik statej i materialov [1990: the Experience of Studying Recent History: A Collection of Articles and Materials] (489–503). M.: Novoe literaturnoe obozrenie.

Muhamedzhanov, M. M. (2008). Komsomol: poslednie desyat’ let (1981–1991) [Komsomol: the Last Ten Years (1981–1991)]. Retrieved from http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Mukhamedzhanov_Komsomol

Piretto, G.-P. (1998). 1961: il sessantotto a Mosca. Bergamo: Moretti & Vitali.

Pok de Feliu, R. (2005). Ehpoha peremen: Rossiya glazami ispanskogo zhurnalista [The Era of Change: Russia through the Eyes of a Spanish Journalist]. M.: Vremya.

Portelli, A. (1991). The Death of Luigi Trastulli and Other Stories: Form and Meaningin Oral History. Albany, NY.

Poslednee sovetskoe pokolenie v zhizneopisaniyah ego predstavitelej. YUrij Beschastnyj (2011). [The Last Soviet Generation in the Biographies of its Representatives. Yury Beschastny]. Krasnodar: Kuban’kino.

Prohorova, I. D. (2007). Nedavnee proshloe kak vyzov istoriku [The Recent Past as a Challenge to a Historian]. Novoe literaturnoe obozrenie [Russian Studies in Literature], 83, 7–10.

Raviot, J.-R. (2016). La civilisation soviétique, de l’URSS à la Russie, de 1917 à nos jours. Paris: Editeur: Ellipses Marketing.

Sbornik vospominanij, sostavlennyj A. Yu. Klimenko na osnove interv’yu, vzyatyh eyu u vypusknikov i prepodavatelej Istoriko-Arhivnogo instituta. (2018). [A Collection of Memoirs Compiled by A. Yu. Klimenko on the Basis of Her Interviews of the Graduates and Lecturers of the Institute of History and Archives.]. Retrieved from https://www.rsuh.ru/iai/about/genius/memories-of-institute-of-history-and-archives/

Sokoloff, G. (2003). Metamorphose de la Russie, 1984–2004. Paris: Editeur: Fayard.

Tazhidinova, I. G. (2016). Kar’era ili prizvanie: zachem komsomol’skie aktivisty vtoroj poloviny 1980-h gg. postupali na istfak? [Career or Vocation: Why did Komsomol Activists Enter the Department of History]. In Lichnost’. Obshchestvo. Gosudarstvo. Problemy razvitiya i vzaimodejstviya. Sbornik statej 34 Adlerskih chtenij [Personality. Society. State. Problems of Development and Interaction. Collection of Articles 34 Adler Readings]. (214–225). Krasnodar: Tradiciya.

Tazhidinova, I. G., Ufimceva, Yu. A. (2012). Problemy professional’nogo samoopredeleniia vuzovskogo prepodavatelia (na materialakh interv’iu s prepodavateliami FISMO) [Problems of Professional Self-determination of a University Teacher (Based on Interviews with FISMO Teachers)]. Golos minuvshego [The Voice of the Past], 1, 58–70.

Veber, A. B. (2005). Proryv k svobode: o perestrojke dvadcat’ let spustya (kriticheskij analiz): Sbornik statej [Breakthrough to Freedom: on Perestroika Twenty Years after (A Review): Collected Papers]. M.: Al’pina Biznes Buks.

Yurchak, A. (2006). Everything Was Forever, Until It Was No More: the Last Soviet Generation. Princeton, N.J.

Статистика скачивания

Нет статистики