Контроль поведения как основа саморегуляции
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология развития

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-130-146

Как цитировать

Сергиенко, Е.А. (2018). Контроль поведения как основа саморегуляции. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 130-146. DOI: 10.31429/26190567-19-4-130-146
Дата поступления 8 октября 2018
Дата принятия 6 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Елена Алексеевна Сергиенко

Аннотация

Статья посвящена обоснованию конструкта «контроль поведения». Контроль поведения — новое понятие, которое расширяет представление о регуляции и саморегуляции с новых системно-субъектных позиций. Представление о контроле поведения как основе регуляции сформировалось в результате попытки обоснования интегративного конструкта субъектной регуляции. Контроль поведения — это психологический уровень регуляции поведения, реализующий индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивающий соотношение внутренних возможностей и внешних целей. Гипотеза контроля поведения релевантна представлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических процессов. Выделены три составляющие контроля поведения: когнитивный контроль (способности предвосхищать события, извлекать и упорядочивать ментальный опыт, ментально планировать решение и моделировать исполнение, способности к когнитивной гибкости, сравнению предполагаемого и реального результата, когнитивная гибкость), эмоциональная регуляция (интенсивность эмоций, эмоциональной лабильности, активность, способность к сопереживанию, пониманию эмоций своих и Другого) и произвольный/волевой контроль (способность к произвольной организации действий, волевых усилий). Проведено сравнение отечественных и зарубежных концепций и подходов к психической регуляции поведения и деятельности, показавшее, что понятие контроля поведения несводимо только к понятию саморегуляции, или регуляции психических состояний или деятельности. Контроль поведения как регулятивная функция субъекта актуализирует индивидуальные способности (ресурсы) человека в соответствии с целью и задачами (внешними и внутренними). Показано отличие контроля поведения от близкого понятия жизнеспособности, где акцент в большей степени ставится на высокоуровневых процессах самоорганизации, тогда как контроль поведения лежит в их основе и становится индивидуальным психологическим механизмом адаптивного поведения на всем протяжении развития субъекта. Представлена кратко верификация данного конструкта в исследованиях. Попытка обоснования интегративного понятия, вбирающего разные стороны психической организации, актуализируемые в индивидуальной регуляции, соответствует современным тенденциям  поиска обобщающих моделей психической регуляции как одной из ключевых проблем современной психологии.

Ключевые слова

контроль поведения психологические ресурсы субъектная регуляция субъект-личность развитие контроля поведения механизмы егуляция жизнедеятельности

Библиографические ссылки

Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер.

Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. СПб.: Алетейя.

Брушлинский, А.В. (2006). Избранные психологические труды. М.: Изд-во ИП РАН.

Вантеева, Е.В. (2013). Контроль поведения у детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. Психологические исследования, 6 (27), Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/781-vanteeva27.html

Веккер, Л.М. (1998). Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл.

Виленская, Г.А., Сергиенко Е.А. (2001) Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте. Психологический журнал, 22 (3), 68–85.

Выготский Л.С. (1983). Проблемы развития психики. В А.М. Матюшкин (ред.). Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика.

Дикая, Л.Г. (2003). Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во ИП РАН.

Иванников, В.А. (2006). Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер.

Климова, М.О. (2018). Особенности регуляции поведения у подростков с личностной беспомощностью (Канд. диссертация). Челябинск.

Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии, 1, 5–12.

Корнилова, Т.В. (2007). Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений В В.И. Моросанова (ред.). Субъект и личность в психологии саморегуляции (с. 181–194). М.-Ставрополь: ПИ РАО, СевКавГТУ.

Лактионова, А.И. (2013). Структурно-уровневая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход В Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев (ред.) Личность профессионала в современном мире (с. 109–126). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Леонтьев, Д.А., Овчинникова, У.Ю., Рассказова, Е.И., Фам, А.Х. (2015). Психология выбора. М.: Смысл.

Леонтьев, Д.А. (ред.) (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл.

Либина, А.В. (2008). Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо.

Махнач, А.В. (2016). Жизнеспособность человека и семьи. М.: Изд-во «Института психологии РАН».

Моросанова, В.И. (2010). Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука.

Павлова, Н.С., Сергиенко, Е.А. (2016). Субъективная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека. Психологический журнал, 36 (2), 43–56.

Петровский, В.А. (2007). Саморегуляция в структуре индивидуальности: кто субъект, кто объект, кто посредник? В В.И. Моросанова (ред.) Субъект и личность в психологии саморегуляции (151–171). Москва, Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ.

Прохоров, А.О. (2005). Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы и закономерности. М.: Пер Сэ.

Прохоров, А.О. (2009) Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во ИП РАН.

Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер.

Сергиенко, Е.А. (2009). Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции. Психологические исследования, 5 (7). Режим доступа http://psystudy.ru/num/2009n5–7/223-#e3

Сергиенко, Е.А. (2011). Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал, 32 (1), 120–132.

Сергиенко, Е.А. (2016) Современные идеи развития в психологии. В А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко (ред.). Принцип развития в современной психологии (84–116). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А. (2016). Контроль поведения как индивидуальный ресурс жизнеспособности человека. В А.В. Махнач, Л.Г. Дикая (ред). Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты (169–181). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А., Ковалева, Ю.В. (2010). Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. (2011). Соотношение контроля поведения, совладания и психологических защит. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред.). Стресс, выгорание, совладание в современном контексте (275–296). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Сергиенко, Е.А., Микова, Т.С. (2011). Психологическая адаптация женщин с травматическим опытом искусственного прерывания беременности. Психологический журнал, 32 (4), 70–83.

Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (2018). Контроль поведения — интегративное понятие психической регуляции. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред). Разработка понятий современной психологии (343–378). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Фуко, М. (2007). Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981–1982 уч. году. СПб.: Наука.

Холодная, М.А. (2002). Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: Пер Сэ.

Чистякова, Н.В., Савостьянов, К.В., Сергиенко, Е.А. (2013). Эндогенные механизмы когнитивного контроля в регуляции функциональной системы «Мать-Плод». Психологические исследования, 6 (28). Режим доступа http://psystudy.ru/num/2013v6n28/806-chistyakova28

Шапкин, Е.А. (1997). Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл.

Baumeister, R.F., Schmeichel, B.J. & Vohs, K.D. (2013) Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent. In A.W. Kruglanski, E.T. Higgins (Eds.) Social psychology: Handbook of basic principles (pp. 516–539) N.Y: Guilford Publications.

Baumeister, R.F., Alghamdi, N.G. (2015). Role of self-control failure in immoral and unethical actions. Current Opinion in Psychology, 6, 66–69.

Bates, J.E. (1987). Temperament in infancy In J.F. Osofsky (Ed.) Handbook of Infant Development (pp.1104–1149). New York: Wiley.

Barkley, R.A. (2004). Attention-deficit/hyperactivity disorder and self-regulation: taking an evolutionary perspective on executive functioning. In R.F. Baumeister & K.D. Vohs (Eds.) Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications (pp. 301–323). New York: Guilford Press.

Forgas, J.P., Baumeister, R. & Tice, D.M. (Eds.) (2009). Psychology of self-regulation: cognitive, affective and motivational processes. N.Y.: Psychology Press.

Larsen, R.J., Prizmic, Z. (2004). Affect regulation. In R.F. Baumeister, K.D. Vohs (Eds.) Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 40–61). New York, London: The Guilford Press.

Lazarus, R. (1999) Stress and emotion: A new synthesis. London: Free association book.

Mandler, G. (1975). Mind and emotions. N.Y.: John Wiley.

Plutchik, R. (1980). A general psychoevolutionary theory of emotion. In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) Emotion: Theory, research, and experience. Vol. 1 (pp.3–33). N.Y.: Academic Press.

Pulkkinen, L. (1992). Self-Control and Continuity from Childhood to Late Adolescence. Life-Span Development and Behaviour, 4, 84–105.

Pullkinen, L. (2009). Life success of male on nonoffender, adolescence-limited, persistent and adult-onset antisocial pathways: follow-up from age 8 to 42. Aggressive behavior, 35, 1–19.

Rothbart, M.K., Ellis, L., K. & Posner, M.I. (2004). Temperament and self-regulation In R.F. Baumeister, K.D. Vohs (Eds). Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 357–370.) New York: The Guilford Press.

Strelau, J., Eliasz, A. (1994). Temperament risk factors for type a behaviour pattern in adolescents In W.B. Carey and S.C. McDevitt (Eds). Prevention and early intervention. individual differences as risk factors for the mental health of children (pp. 42–49). NY: Brunner/Mazel.

Zelazo, P.D., Frye, D. (1997). Cognitive complexity and control: A theory of the development of deliberate reasoning and intentional action. In M. Stamenov (Ed). Language structure, discourse and the access to consciousness (pp. 113–153). Amsterdam: John Benjamins.

Zelazo, P.D., Carlson, S.M. (2012). Hot and cool executive function in childhood and adolescence: development and plasticity. Child Development Perspectives, 6, 354–360.

Статистика скачивания

Нет статистики