Аннотация
Статья посвящена обоснованию конструкта «контроль поведения». Контроль поведения — новое понятие, которое расширяет представление о регуляции и саморегуляции с новых системно-субъектных позиций. Представление о контроле поведения как основе регуляции сформировалось в результате попытки обоснования интегративного конструкта субъектной регуляции. Контроль поведения — это психологический уровень регуляции поведения, реализующий индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивающий соотношение внутренних возможностей и внешних целей. Гипотеза контроля поведения релевантна представлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических процессов. Выделены три составляющие контроля поведения: когнитивный контроль (способности предвосхищать события, извлекать и упорядочивать ментальный опыт, ментально планировать решение и моделировать исполнение, способности к когнитивной гибкости, сравнению предполагаемого и реального результата, когнитивная гибкость), эмоциональная регуляция (интенсивность эмоций, эмоциональной лабильности, активность, способность к сопереживанию, пониманию эмоций своих и Другого) и произвольный/волевой контроль (способность к произвольной организации действий, волевых усилий). Проведено сравнение отечественных и зарубежных концепций и подходов к психической регуляции поведения и деятельности, показавшее, что понятие контроля поведения несводимо только к понятию саморегуляции, или регуляции психических состояний или деятельности. Контроль поведения как регулятивная функция субъекта актуализирует индивидуальные способности (ресурсы) человека в соответствии с целью и задачами (внешними и внутренними). Показано отличие контроля поведения от близкого понятия жизнеспособности, где акцент в большей степени ставится на высокоуровневых процессах самоорганизации, тогда как контроль поведения лежит в их основе и становится индивидуальным психологическим механизмом адаптивного поведения на всем протяжении развития субъекта. Представлена кратко верификация данного конструкта в исследованиях. Попытка обоснования интегративного понятия, вбирающего разные стороны психической организации, актуализируемые в индивидуальной регуляции, соответствует современным тенденциям поиска обобщающих моделей психической регуляции как одной из ключевых проблем современной психологии.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер.
Брушлинский, А.В. (2003). Психология субъекта. СПб.: Алетейя.
Брушлинский, А.В. (2006). Избранные психологические труды. М.: Изд-во ИП РАН.
Вантеева, Е.В. (2013). Контроль поведения у детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. Психологические исследования, 6 (27), Режим доступа http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/781-vanteeva27.html
Веккер, Л.М. (1998). Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл.
Виленская, Г.А., Сергиенко Е.А. (2001) Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте. Психологический журнал, 22 (3), 68–85.
Выготский Л.С. (1983). Проблемы развития психики. В А.М. Матюшкин (ред.). Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика.
Дикая, Л.Г. (2003). Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во ИП РАН.
Иванников, В.А. (2006). Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер.
Климова, М.О. (2018). Особенности регуляции поведения у подростков с личностной беспомощностью (Канд. диссертация). Челябинск.
Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии, 1, 5–12.
Корнилова, Т.В. (2007). Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений В В.И. Моросанова (ред.). Субъект и личность в психологии саморегуляции (с. 181–194). М.-Ставрополь: ПИ РАО, СевКавГТУ.
Лактионова, А.И. (2013). Структурно-уровневая организация жизнеспособности человека: метасистемный подход В Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев (ред.) Личность профессионала в современном мире (с. 109–126). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Леонтьев, Д.А., Овчинникова, У.Ю., Рассказова, Е.И., Фам, А.Х. (2015). Психология выбора. М.: Смысл.
Леонтьев, Д.А. (ред.) (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл.
Либина, А.В. (2008). Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо.
Махнач, А.В. (2016). Жизнеспособность человека и семьи. М.: Изд-во «Института психологии РАН».
Моросанова, В.И. (2010). Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука.
Павлова, Н.С., Сергиенко, Е.А. (2016). Субъективная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека. Психологический журнал, 36 (2), 43–56.
Петровский, В.А. (2007). Саморегуляция в структуре индивидуальности: кто субъект, кто объект, кто посредник? В В.И. Моросанова (ред.) Субъект и личность в психологии саморегуляции (151–171). Москва, Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ.
Прохоров, А.О. (2005). Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы и закономерности. М.: Пер Сэ.
Прохоров, А.О. (2009) Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во ИП РАН.
Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер.
Сергиенко, Е.А. (2009). Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции. Психологические исследования, 5 (7). Режим доступа http://psystudy.ru/num/2009n5–7/223-#e3
Сергиенко, Е.А. (2011). Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал, 32 (1), 120–132.
Сергиенко, Е.А. (2016) Современные идеи развития в психологии. В А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко (ред.). Принцип развития в современной психологии (84–116). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А. (2016). Контроль поведения как индивидуальный ресурс жизнеспособности человека. В А.В. Махнач, Л.Г. Дикая (ред). Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты (169–181). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А., Ковалева, Ю.В. (2010). Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. (2011). Соотношение контроля поведения, совладания и психологических защит. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред.). Стресс, выгорание, совладание в современном контексте (275–296). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Сергиенко, Е.А., Микова, Т.С. (2011). Психологическая адаптация женщин с травматическим опытом искусственного прерывания беременности. Психологический журнал, 32 (4), 70–83.
Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (2018). Контроль поведения — интегративное понятие психической регуляции. В А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (ред). Разработка понятий современной психологии (343–378). М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Фуко, М. (2007). Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981–1982 уч. году. СПб.: Наука.
Холодная, М.А. (2002). Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М.: Пер Сэ.
Чистякова, Н.В., Савостьянов, К.В., Сергиенко, Е.А. (2013). Эндогенные механизмы когнитивного контроля в регуляции функциональной системы «Мать-Плод». Психологические исследования, 6 (28). Режим доступа http://psystudy.ru/num/2013v6n28/806-chistyakova28
Шапкин, Е.А. (1997). Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл.
Baumeister, R.F., Schmeichel, B.J. & Vohs, K.D. (2013) Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent. In A.W. Kruglanski, E.T. Higgins (Eds.) Social psychology: Handbook of basic principles (pp. 516–539) N.Y: Guilford Publications.
Baumeister, R.F., Alghamdi, N.G. (2015). Role of self-control failure in immoral and unethical actions. Current Opinion in Psychology, 6, 66–69.
Bates, J.E. (1987). Temperament in infancy In J.F. Osofsky (Ed.) Handbook of Infant Development (pp.1104–1149). New York: Wiley.
Barkley, R.A. (2004). Attention-deficit/hyperactivity disorder and self-regulation: taking an evolutionary perspective on executive functioning. In R.F. Baumeister & K.D. Vohs (Eds.) Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications (pp. 301–323). New York: Guilford Press.
Forgas, J.P., Baumeister, R. & Tice, D.M. (Eds.) (2009). Psychology of self-regulation: cognitive, affective and motivational processes. N.Y.: Psychology Press.
Larsen, R.J., Prizmic, Z. (2004). Affect regulation. In R.F. Baumeister, K.D. Vohs (Eds.) Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 40–61). New York, London: The Guilford Press.
Lazarus, R. (1999) Stress and emotion: A new synthesis. London: Free association book.
Mandler, G. (1975). Mind and emotions. N.Y.: John Wiley.
Plutchik, R. (1980). A general psychoevolutionary theory of emotion. In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) Emotion: Theory, research, and experience. Vol. 1 (pp.3–33). N.Y.: Academic Press.
Pulkkinen, L. (1992). Self-Control and Continuity from Childhood to Late Adolescence. Life-Span Development and Behaviour, 4, 84–105.
Pullkinen, L. (2009). Life success of male on nonoffender, adolescence-limited, persistent and adult-onset antisocial pathways: follow-up from age 8 to 42. Aggressive behavior, 35, 1–19.
Rothbart, M.K., Ellis, L., K. & Posner, M.I. (2004). Temperament and self-regulation In R.F. Baumeister, K.D. Vohs (Eds). Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 357–370.) New York: The Guilford Press.
Strelau, J., Eliasz, A. (1994). Temperament risk factors for type a behaviour pattern in adolescents In W.B. Carey and S.C. McDevitt (Eds). Prevention and early intervention. individual differences as risk factors for the mental health of children (pp. 42–49). NY: Brunner/Mazel.
Zelazo, P.D., Frye, D. (1997). Cognitive complexity and control: A theory of the development of deliberate reasoning and intentional action. In M. Stamenov (Ed). Language structure, discourse and the access to consciousness (pp. 113–153). Amsterdam: John Benjamins.
Zelazo, P.D., Carlson, S.M. (2012). Hot and cool executive function in childhood and adolescence: development and plasticity. Child Development Perspectives, 6, 354–360.