Аннотация
Определяясь в ключевых психологических характеристиках настоящего времени, можно вполне обоснованно констатировать в качестве таковых неопределенность и растерянность. Растерянность наступает не тогда, когда будущее непонятно — оно непонятно почти всегда. Растерянность наступает, когда непонятно настоящее и его возможные последствия. Именно это обстоятельство и послужило основанием для вынесения в качестве ключевого понятия названия статьи понятия темпоральности в аспекте дезориентации в ней. Акцентируется внимание на состоянии неопределенности в развитии, определяемого необходимостью переосмысления классических представлений, обусловленных прогрессом в науке, технике и обществе. Сегодня человечество сталкивается с усложнением окружающей реальности, представленной не только природным и социальным окружением, но и возрастающим влиянием техногенной и киберреальности, приоретизации технологизации отношений и взаимодействия с окружающим природным и социальным миром в ущерб социальности. Артикулируется тупиковость детерминистского и индетерминистского направлений в развитии социально-гуманитарного знания. В качестве альтернативы предлагается направление социокультурно-диалогического интердетерминизма. Констатируется гетерогенный характер социальной феноменологии, представленной в виде трех четырехмерных континуумов разнокачественных природ, сфер психического и детерминант поведения. Обосновывается перспективность ее рассмотрения с позиций подхода нелинейных динамических систем, позволяющего учесть специфику гетерогенности и динамического характера социальной феноменологии с выделением точек бифуркации, характеризующих переход из одного качественного состояния в другое. Дается общая характеристика культурно-диалогической интердетерминистской метатеории интеграции социально-гуманитарного знания и демонстрируется ее эвристический потенциал. Демонстрируется взаимовлияющий и взаимоизменяющий характер взаимодействия человека с внутренним и внешним окружением, приводящий к нахождению качественного состояния сбалансированности, обеспечивающего оптимальное взаимодействие в определенной пространственно-временной локализации. Специфика интердетерминации проявляется в обретении нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей. Подчеркивается аспект взаимоадаптация человека и окружающей среды. Человек (и другие представители животного мира) не только адаптируется к внешним изменениям, но и приспосабливает внешнюю среду под себя. Подчеркивается, что непродуманное приспособление такого рода может приводить к разрушительным последствиям как для психического функционирования, так и для бытия человека в целом. В обсуждаемом контексте обосновывается, что психологическая феноменология должна анализироваться в контексте нахождения качественных состояний сбалансированности (разбалансированности) био-психо-социально-осознаваемо-бессознательно-экзистенциальной интердетерминант, взаимодействующих в конкретных средовых контекстах с учетом индивидуально-психологических особенностей личности, совершающей определенные активности, сочетание которых обеспечивает наличное качественное состояние. В качестве механизма достижения сбалансированности определяется диалог, также определяются условия его эффективности. Приводятся примеры прикладного применения культурно диалогического интердетерминизма.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Arievitch, I. (2017). Beyond the Brain. An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Boston: Sense Publisher.
Asmolov, A. (2017). Psikhologiia sovremennosti vyzovy neopredelennosti slozhnosti i raznoobraziia [Psychology of Modernity: Challenges of Uncertainty, Complexity and Diversity]. In B. D. Bogoiavlenskaia (Ed.) Ot istokov k sovremennosti 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu mat-ly iubileinoi konf. [From the Origins to the Present: 130 Years of the Moscow Psychological Society: Materials of the Anniversary Conference] (pp. 79–95). Moskva Kogito-Tsentr.
Asmolov, A. G. (2012). Krizisy psikhologii v setevom stoletii vystuplenie na V sieezde RPO [Psychology Crises in the Network Century (Speech at the RPS V Congress)]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal] 9(1), 7–11.
Balliet, D, Tybur, J. M., Lange, P. (2017). Functional Interdependence Theory: An Evolutionary Account of Social Situations. Personality and Social Psychology Review, 2(4), 361–368.
Bandura, A. (2006). Toward a Psychology of Human Agency. Perspectives on Psychology Science, 1(2), 164–180.
Basto, I., Stiles, W. B., Bento, T., Pinheiro, P., Mendes, I., Rijo, D., Salgado, J. (August 2018). Fluctuation in the Assimilation of Problematic Experiences: A Case Study of Dynamic Systems Analysis. Frontiers in Psychology, 9, 1–10.
Bolton, D., Gillet, G. (2019). The Biopsychosocial Model of Health and Disease. New Philosophical and Scientific Developments. Palgrave Macmillan.
Crumley, C. (1994). Historical Ecology: Cultural Knowledge and Changing Landscapes. Santa Fe, N.M.: School of American Research Press.
Crumley, C. L., Kolen, J.C.A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017). Studying Long-Term Changes in Cultural Landscapes: Outlines of a Research Framework and Protocol. Landscape Research, 42(8), 880–890.
Gelo, O.C.G., Salvatore, S. (2016). A Dynamic Systems Approach to Psychotherapy: A Meta-Theoretical Framework for Explaining Psychotherapy Change Processes. Journal of Counseling Psychology, 63(4), 379–395.
Harari, Yu. (2019). 21 urok dlia XXI veka [21 Lessons for the 21st Century]. Moscow: Sindbad
Huxley, O. (2016). O divnyi novyi mir [Brave New World]. Moscow: AST Publishers.
Iraji, A, DeRamus, T.P., Lewis, N., at al. (2019). The Spatial Chronnectome Reveals a Dynamic Interplay Between Functional Segregation and Integration. Human Brain Mapping, 40(10), 3058–3077.
Junne, R., Zipfel, S. (2015). Research Prospects in BioPsychoSocial Medicine: New Year Reflections on the “Cross-Boarder Dialogue” Paradigm. Biopsychosocial Medicine, 9(10), 2–4.
Kastels, M. (2000). Informatsionnoe obshchestvo. Ekonomika, obshchestvo i kultura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow: GU VSHE.
Kievit, R. A., Hofman, A. D., Nation. K. (2019). Mutualistic Coupling Between Vocabulary and Reasoning in Young Children: A Replication and Extension of the Study by Kievit et al. (2017). Psychological Science, 30(8), 1245–1252.
Kirby, A. (2009). Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York: Continuum.
Kruglikov, V. (2010). Ostranenie [Distancing]. In V. S. Stepin, A. A. Guseinov, at al. (Eds.). Novaia filosofskaia entsiklopediia [The New Philosophical Encyclopedia] (p.171). Moskva Mysl.
Kurtsweil, R. (2015). Evoliutsiia razuma. Kak rasshirenie vozmozhnostei nashego razuma pozvolit reshit mnogie mirovye problem [How To Create a Mind: The Secret of Human Thought Revealed] Moskva: Eksmo.
Langemeyer, I. (2019). Psychology in Times of Smart Systems – Beyond Cyborgs and Intra-Action. In K. C. O’Doherty at al. (Eds.), Psychological Studies of Science and Technology, Palgrave Studies in the Theory and History of Psychology (pp. 299–324). Palgrave Macmillan.
Leontev, D. A. Mospan, A. N. (2017). Kartina mira mirovozzrenie i opredelenie neopredelennogo [World Picture. World-View, and the Definition of Uncertain]. Mir psikhologii [World of Psychology], 2, 12–19.
Linell, P. (2009). Rethinking Language, Mind, and World Dialogically. Charlotte, NC: Information Age Publishing.
Martinussen, M. (2019). Critical Social Psychology and Interdisciplinary Studies of Personal Life: Greater than the Sum of its Parts. Social and Personality Psychology Compass, 13(1), 1–13.
O’Reilly, T., Wang, Z., Sabatini, J. (2019). How Much Knowledge Is Too Little? When a Lack of Knowledge Becomes a Barrier to Comprehension. Psychological Science, 30(9), 1–8.
Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: The Guilford Press.
Salgado, J., Clegg, J. W. (2011). Dialogism and the Psyche: Bakhtin and Contemporary Psychology. Culture & Psychology, 17(4), 421–440
Sasaki, J. Y., Kim, H. S. (2017). Nature, Nurture, and Their Interplay: A Review of Cultural Neuriscience. Journal of Cross-Cultural Psychology, 45(1), 4–22.
Slaney, K., Tafreshi, D., Wu, C. A. (2019). Philosophical Reflexivity in Psychological Science: Do We Have It? Does It Matter? In K. O. O’Doherty (Ed.) Psychological Studies of Science and Technology (pp. 237–256). Palgrave McMillan.
Sørensen, E. (2019). A New Psychology for a New Society: How Psychology Can Profit from Science and Technology Studies. In K. O. O’Doherty (Ed.) Psychological Studies of Science and Technology, Palgrave Studies in the Theory and History of Psychology (pp. 191–212). Pagrave Macmillan.
Sternberg, R. (2017). Mountain Climbing in the Dark: Introduction to the Special Symposium on the Future Direction of Psychological Science. Perspectives on Psychological Science, 12(4), 649–651.
Toomela, A. (2007). Culture of Science: Strange History of the Methodological Thinking in Psychology. IPBS: Integrative Psychological & Behavioral Science, 41(1), 6–20.
van Geert, P. (1997). Que Sera, Sera: Determinism and Nonlinear Dunemic Model Building in Development. In Fogel A. (Eds.) Dynamics and Indeterminism in Developmental and Social Processes (pp. 13–38). Psychology Press.
Wallis, S. (2010). Toward a Science of Metatheory. Integral Review. A Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis, 6(3), 73–115.
West, A. L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J. Y. (2017). More Than the Sum of Its Parts: A Transformative Theory of Biculturalism. Journal of Cross-Cultural Psychology, 48(7), 963–990.
Witherington, D. (2007). The Dynamic Systems Approach as Metatheory for Developmental Psychology. Human Development, 50, 127–153.
Yanchuk, V. (2016). Vygotskii i kulturnyi perevorot v psikhologii [L. S. Vygotsky and Cultural Turnover in Psychology]. In K. V. Bogomaz S. L. Karaterzi (Eds.). Psikhologicheskii Vademecum Vitebshchina L S Vygotskogo sbornik nauchnykh statei [Psychological Vademecum: Collected Research Articles] (pp. 21–33). Vitebsk VGU im P. M. Masherova.
Yanchuk, V. (2017). Sotsiokulturno-interdeterministskaia dialogicheskaia metateoriia integratsii psikhologicheskogo znaniia [Sociocultural-Interdeterminist Dialogical Metatheory of Psychological Knowledge Integration]. In D. B. Bogoiavlenskaia (Ed.) Ot istokov k sovremennosti: 130 let Moskovskomu psikhologicheskomu obshchestvu materialy iubileinoi konferentsii: tom 6 [From the Origins to the Present: 130 Years of the Moscow Psychological Society: Proceedings of the Anniversary Conference: Vol. 6] (pp. 297–331). Moskva: Kogito-Tsentr.
Yanchuk, V. (2018). The Theoretical and Empirical Foundations of the Sociocultural-Interdeterminist Dialogical Metatheory of the Integration of Psychological Knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, 55(2–3), 241–286.
Yanchuk, V. (2018a). Kulturno-dialogicheskaia metaperspektiva integratsii psikhologii v usloviiakh neopredelennosti i konstruktivistskogo mnogoobraziia [Cultural-Dialogical Metaperspective of Psychology Knowledge Integration in Conditions of Incertainity and Constructivist Diversity]. Metodologiia i istoriia psikhologii [Methodology and History of Psychology], 1, 124–154.
Yanchuk, V. (2018b). Kul’turno-dialogicheskii interdeterministskii metapodkhod k analizu psikhologicheskoi fenomenologii: teoretiko-prikladnye vozmozhnosti [Cultural Interdeterminist Meta-Dialogue Approach to the Analysis of Psychological Phenomenology. Theoretical and Applied Potentials]. In V. O. Medintsev (Comp.) Теоретичні дослідування у психологии [Theoretical Research in Psychology] (21–82). Kharkov Monograf.
Yanchuk, V. (2018c). Epistemologicheskii potentsial konstrukta kulturno-dialogicheskii interdeterminizm [Epistemological Potential of the Construct “Cultural-Dialogical Interdeterminism”]. In I. T. Kasavin, T. D. Sokolova at al. (Eds.). Istoriia i filosofiia nauki v epokhu peremen sbornik nauchnykh statei V 6 tomakh T. 3 [The History and Philosophy of Science in an Era of Change: a Collection of Scientific Articles. In 6 Volumes. Vol. 3] (pp. 70–73). Moskva: Izd-vo Russkoe obshchestvo istorii i filosofii nauk
Yanchuk, V. A. Sapego, E. I. (2017). Dialogicheskaya interdeterminatsiia v psikhologicheskoi fenomenologii primer professionalnoi deformatsii pedagogov [Dialogical Interdetermination in Psychological Phenomenology of Education: An Example of Teachers’ Professional Deformation]. Integratsiia obrazovaniia [Psychology of Education], 21(3), 459–476.