Дезориентация в темпоральности и ее последствия для развития общества и человека: социокультурно-диалогическая интердетерминистская метаперспектива
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Социальная психология

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-136-152

Как цитировать

Янчук, В.А. (2019). Дезориентация в темпоральности и ее последствия для развития общества и человека: социокультурно-диалогическая интердетерминистская метаперспектива . Южно-российский журнал социальных наук, 20(3), 136-152. DOI: 10.31429/26190567-20-3-136-152
Дата поступления 2 августа 2019
Дата принятия 22 августа 2019
Дата публикации 27 сентября 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Владимир Александрович Янчук

Аннотация

Определяясь в ключевых психологических характеристиках настоящего времени, можно вполне обоснованно констатировать в качестве таковых неопределенность и растерянность. Растерянность наступает не тогда, когда будущее непонятно — оно непонятно почти всегда. Растерянность наступает, когда непонятно настоящее и его возможные последствия. Именно это обстоятельство и послужило основанием для вынесения в качестве ключевого понятия названия статьи понятия темпоральности в аспекте дезориентации в ней. Акцентируется внимание на состоянии неопределенности в развитии, определяемого необходимостью переосмысления классических представлений, обусловленных прогрессом в науке, технике и обществе. Сегодня человечество сталкивается с усложнением окружающей реальности, представленной не только природным и социальным окружением, но и возрастающим влиянием техногенной и киберреальности, приоретизации технологизации отношений и взаимодействия с окружающим природным и социальным миром в ущерб социальности. Артикулируется тупиковость детерминистского и индетерминистского направлений в развитии социально-­гуманитарного знания. В качестве альтернативы предлагается направление социокультурно-­диалогического интердетерминизма. Констатируется гетерогенный характер социальной феноменологии, представленной в виде трех четырехмерных континуумов разнокачественных природ, сфер психического и детерминант поведения. Обосновывается перспективность ее рассмотрения с позиций подхода нелинейных динамических систем, позволяющего учесть специфику гетерогенности и динамического характера социальной феноменологии с выделением точек бифуркации, характеризующих переход из одного качественного состояния в другое. Дается общая характеристика культурно-­диалогической интердетерминистской метатеории интеграции социально-­гуманитарного знания и демонстрируется ее эвристический потенциал. Демонстрируется взаимовлияющий и взаимоизменяющий характер взаимодействия человека с внутренним и внешним окружением, приводящий к нахождению качественного состояния сбалансированности, обеспечивающего оптимальное взаимодействие в определенной пространственно-­временной локализации. Специфика интердетерминации проявляется в обретении нового качества, не сводимого к простой сумме составляющих его частей. Подчеркивается аспект взаимоадаптация человека и окружающей среды. Человек (и другие представители животного мира) не только адаптируется к внешним изменениям, но и приспосабливает внешнюю среду под себя. Подчеркивается, что непродуманное приспособление такого рода может приводить к разрушительным последствиям как для психического функционирования, так и для бытия человека в целом. В обсуждаемом контексте обосновывается, что психологическая феноменология должна анализироваться в контексте нахождения качественных состояний сбалансированности (разбалансированности) био-­психо-­социально-­осознаваемо-­бессознательно-­экзистенциальной интердетерминант, взаимодействующих в конкретных средовых контекстах с учетом индивидуально-­психологических особенностей личности, совершающей определенные активности, сочетание которых обеспечивает наличное качественное состояние. В качестве механизма достижения сбалансированности определяется диалог, также определяются условия его эффективности. Приводятся примеры прикладного применения культурно диалогического интердетерминизма.

Ключевые слова

гетерогенность диалогизм культура социокультурно-­диалогический интердетерминизм нелинейная динамическая система неопределенность психологическая феноменология темпоральность

Библиографические ссылки

Асмолов, А. (2012). Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО. Российский психологический журнал, 9(1), 7–11.

Асмолов, А. (2017). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. В Б.Д. (ред.) От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: мат-лы юбилейной конф. (с. 79–95). Москва: Когито-Центр.

Кастельс, М. (2000). Информационное общество. Экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ.

Кругликов, В. (2010). Остранение. В В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов и др. (ред.). Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. (с. 171). Москва: Мысль.

Курцвейл, Р. (2015). Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы. Москва: Эксмо.

Леонтьев, Д.А., Моспан А.Н. (2017). Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного. Мир психологии, 2, 12–19.

Хаксли, О. (2016). О дивный новый мир. Москва: AST Publishers.

Харари, Ю. (2019). 21 урок для XXI века. Москва: “Синдбад”.

Янчук В.А., Сапего Е.И. (2017). Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов. Интеграция образования, 21(3), 459–476.

Янчук, В. (2016). Выготский и культурный переворот в психологии. В К.В. Богомаз С.Л., Психологический Vademecum: Витебщина Л.С. Выготского: сборник научных статей (с. 21–33). Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова.

Янчук, В. (2017). Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания. В Д.Б. Богоявленская (ред.) От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: материалы юбилейной конференции: том 6. (с. 297–331). Москва: Когито-Центр.

Янчук, В. (2018a). Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия. Методология и история психологии, 1, 124–154.

Янчук, В. (2018b). Культурно-диалогический интердетерминистский метаподход к анализу психологической феноменологии: теоретико-прикладные возможности. В В.О. Мєдінцев (сост.) Теоретичні дослідування у психологии. Том IV (стр. 21–82). Харьков: Монограф.

Янчук, В. (2018c). Эпистемологический потенциал конструкта “культурно-диалогический интердетерминизм”. В И.Т. Касавин, Т.Д. Соколова и др. (ред.), История и философия науки в эпоху перемен: сборник научных статей. В 6 томах. Т. 3. (с. 70–73). Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии наук».

Arievitch, I. (2017). Beyond the Brain. An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Boston: Sense Publisher.

Balliet, D, Tybur, J.M., Lange, P. (2017). Functional Interdependence Theory: An Evolutionary Account of Social Situations. Personality and Social Psychology Review, 2(4), 361–368.

Bandura, A. (2006). Toward a Psychology of Human Agency. Perspectives on Psychology Science, 1(2), 164–180.

Basto, I., Stiles, W.B., Bento, T., Pinheiro, P., Mendes, I., Rijo, D., Salgado, J. (August 2018). Fluctuation in the Assimilation of Problematic Experiences: A Case Study of Dynamic Systems Analysis. Frontiers in Psychology, 9, 1–10.

Bolton, D., Gillet, G. (2019). The Biopsychosocial Model of Health and Disease. New Philosophical and Scientific Developments. Palgrave Macmillan.

Crumley, C. (1994). Historical Ecology: Cultural Knowledge and Changing Landscapes. Santa Fe, N.M.: School of American Research Press.

Crumley, C.L., Kolen, J.C.A., de Kleijn, M., van Manen, N. (2017). Studying Long-Term Changes in Cultural Landscapes: Outlines of a Research Framework and Protocol. Landscape Research, 42(8), 880–890.

Gelo, O.C.G., Salvatore, S. (2016). A Dynamic Systems Approach to Psychotherapy: A Meta-Theoretical Framework for Explaining Psychotherapy Change Processes. Journal of Counseling Psychology, 63(4), 379–395.

Iraji, A, DeRamus, T.P., Lewis, N., at al. (2019). The Spatial Chronnectome Reveals a Dynamic Interplay Between Functional Segregation and Integration. Human Brain Mapping, 40(10), 3058–3077.

Junne, R., Zipfel, S. (2015). Research Prospects in BioPsychoSocial Medicine: New Year Reflections on the “Cross-Boarder Dialogue” Paradigm. Biopsychosocial Medicine, 9(10), 2–4.

Kievit, R.A., Hofman, A.D., Nation. K. (2019). Mutualistic Coupling Between Vocabulary and Reasoning in Young Children: A Replication and Extension of the Study by Kievit et al. (2017). Psychological Science, 30(8), 1245–1252.

Kirby, A. (2009). Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. New York: Continuum.

Langemeyer, I. (2019). Psychology in Times of Smart Systems – Beyond Cyborgs and Intra-Action. In K.C. O’Doherty at al. (Eds.), Psychological Studies of Science and Technology, Palgrave Studies in the Theory and History of Psychology (pp. 299–324). Palgrave Macmillan.

Linell, P. (2009). Rethinking Language, Mind, and World Dialogically. Charlotte, NC: Information Age Publishing.

Martinussen, M. (2019). Critical Social Psychology and Interdisciplinary Studies of Personal Life: Greater than the Sum of its Parts. Social and Personality Psychology Compass, 13(1), 1–13.

O’Reilly, T., Wang, Z., Sabatini, J. (2019). How Much Knowledge Is Too Little? When a Lack of Knowledge Becomes a Barrier to Comprehension. Psychological Science, 30(9), 1–8.

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-Determination Theory. Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: The Guilford Press.

Salgado, J., Clegg, J.W. (2011). Dialogism and the Psyche: Bakhtin and Contemporary Psychology. Culture & Psychology, 17(4), 421–440.

Sasaki, J.Y., Kim, H.S. (2017). Nature, Nurture, and Their Interplay: A Review of Cultural Neuriscience. Journal of Cross-Cultural Psychology, 45(1), 4–22.

Slaney, K., Tafreshi, D., Wu, C.A. (2019). Philosophical Reflexivity in Psychological Science: Do We Have It? Does It Matter? In K.O. O’Doherty (Ed.) Psychological Studies of Science and Technology (pp. 237–256). Palgrave McMillan.

Sørensen, E. (2019). A New Psychology for a New Society: How Psychology Can Profit from Science and Technology Studies. In K.O. O’Doherty (Ed.) Psychological Studies of Science and Technology, Palgrave Studies in the Theory and History of Psychology (pp. 191–212). Pagrave Macmillan.

Sternberg, R. (2017). Mountain Climbing in the Dark: Introduction to the Special Symposium on the Future Direction of Psychological Science. Perspectives on Psychological Science, 12(4), 649–651.

Toomela, A. (2007). Culture of Science: Strange History of the Methodological Thinking in Psychology. IPBS: Integrative Psychological & Behavioral Science, 41(1), 6–20.

van Geert, P. (1997). Que Sera, Sera: Determinism and Nonlinear Dunemic Model Building in Development. In Fogel A. (Eds.) Dynamics and Indeterminism in Developmental and Social Processes (pp. 13–38). Psychology Press.

Wallis, S. (2010). Toward a Science of Metatheory. Integral Review. A Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis, 6(3), 73–115.

West, A.L., Zhang, R., Yampolsky, M., Sasaki, J.Y. (2017). More Than the Sum of Its Parts: A Transformative Theory of Biculturalism. Journal of Cross-Cultural Psychology, 48(7), 963–990.

Witherington, D. (2007). The Dynamic Systems Approach as Metatheory for Developmental Psychology. Human Development, 50, 127–153.

Yanchuk, V. (2018). The Theoretical and Empirical Foundations of the Sociocultural-Interdeterminist Dialogical Metatheory of the Integration of Psychological Knowledge. Journal of Russian & East European Psychology, 55(2–3), 241–286.

Статистика скачивания

Нет статистики