Аннотация
Цель статьи: представить результаты рестандартизации шкал «Профессиональная идентичность» и «Барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике Д. Холланда, Д. Дайжера, П. Пауэра «My Vocational Situation» (русскоязычное название — «Методика измерения карьерного самоопределения») для изучения карьер в широком социально-возрастном диапазоне. Рестандартизация осуществлялась на выборке 748 ч., из них 48,13% мужчин, 51,87% женщин, высшее образование имели 63,5%. В выборку были включены выпускники профессиональных учебных заведений (n = 327, стаж работы после окончания учебного заведения — 1–3 года, возраст от 20 до 26 лет) и зрелые работники (n = 421, возраст от 30 до 45 лет). Исследование включало несколько этапов: уточнение текста методики с удалением пунктов, которые повышали неопределённость ответов или были ориентированы в большей степени на выпускников; определение характера распределения данных (соответствие/несоответствие нормальному распределению); проверка внутренней и ретестовой надёжности шкал; проверка конструктной, эмпирической и критериальной валидности методики; стандартизация шкал. Подтверждены внутренняя и ретестовая надёжность шкал. Доказаны конструктная, эмпирическая, критериальная валидность шкалы «Профессиональная идентичность» и конструктная, эмпирическая валидность шкалы «Барьеры карьерного развития». Проведена нелинейная стандартизация шкал, позволяющая соотносить новые результаты с результатами, полученными с помощью предыдущей версии (в том числе на выборках студентов профессиональных учебных заведений). Сделан вывод о том, что последняя версия шкал открывает возможности для проведения обширных сравнительных исследований активности человека на современном рынке труда (по критериям возраста, социального статуса, в том числе статуса и вида занятости, материального положения, успешного/неуспешного развития карьеры и т. д.), а также для экспресс-диагностики при решении практических задач. Приводится текст методики и способ обработки данных.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Азбель, А.А. (2004). Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников (Автореферат кандидатской диссертации). Санкт-Петербург.
Белинская, Е.П., Бронин, И.Д. (2014). Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски. Психологические исследования, 7(34). DOI: 10.54359/ps.v7i34.630
Дёмин, А.Н. (2022). Индекс прекарности для психологического изучения российского рынка труда. Организационная психология, 12(4), 103–122. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-4-103-122
Дёмин, А.Н., Петрова, И.А. (2010). Психологические эффекты угрозы потери работы. Психологический журнал, 31(6), 38–49.
Дёмин А.Н., Пивкин Д.Ю. (2014). Разработка опросника «Психологическая структура занятости». Психология. Экономика. Право, 4, 18–29.
Дёмин, А.Н., Седых, А.Б., Седых. Б.Р. (2017). Стандартизация методики измерения карьерного самоопределения. Российский психологический журнал, 14(2), 151–170.
Шнейдер, Л.Б. (2007). Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: Изд-во МПСИ.
Benach, J., Vives, A., Amable, M., Vanroelen, C., Tarafa, G., Muntaner, C. (2014). Precarious Employment: Understanding an Emerging Social Determinant of Health. Annual Review of Public Health, 35, 229–253. DOI: 10.1146/annurev-publhealth‑032013-182500
Fugate, M., Kinicki, A.J., Ashford, B.E. (2004). Employability: A Psycho-Social Construct, its Dimensions, and Applications. Journal of Vocational Behavior, 65(1), 14–38. DOI: 10.1016/j.jvb.2003.10.005
Fugate, M., Kinicki, A.J. (2008). A Dispositional Approach to Employability: Development of a Measure and Test of Implications for Employee Reactions to Organizational Change. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 81(3), 503–527. DOI: 10.1348/096317907X241579
Gottfredson, G.D. (1999). John, L. Holland’s Contributions to Vocational Psychology: A Review and Evaluation. Journal of Vocational Behavior, 55(1), 15–40.
Giudici, F., Morselli, D. (2019). 20 Years in the World of Work: A Study of (Nonstandard) Occupational Trajectories and Health. Social Science and Medicine, 224, 138–148. DOI: 10.1016/j.socscimed.2019.02.002
Goldsmith, A.H., Sedo, S., Darity, W. Jr., Hamilton, D. (2004). The Labor Supply Consequences of Perceptions of Employer Discrimination During Search and on-the-job: Integrating Neoclassical Theory and Cognitive Dissonance. Journal of Economic Psychology, 25(1), 15–39.
Holland, J.L., Daiger, D.C., Power, P.G. (1980). My Vocational Situation. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
Holland, J.L., Johnston, J.A., Asama, N.F. (1993). The Vocational Identity Scale: A Diagnostic and Treatment Tool. Journal of Career Assessment, 1(1), 1–11.
Nauta, M.M. (2010). The Development, Evolution, and Status of Holland’s Theory of Vocational Personalities: Reflections and Future Directions for Counseling Psychology. Journal of Counseling Psychology, 15(1), 11–22.
Reardon, R.C., Lenz, J.G. (1999). Holland’s Theory and Career Assessment. Journal of Vocational Behavior, 55, 102–113.
Santos, P.J. (2003). Goal Instability, Self-Esteem, and Vocational Identity of High School Portuguese Students. Análise Psicológica, 2, 229–238.
Smitina, A. (2010). The Link between Vocational Identity, Study Choice Motivation and Satisfaction with Studies. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 5, 1140–1145.
Super, D.E. (1990). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. In D. Brown, L. Brooks (Eds.) Career Choice and Development (pp. 167–261). San Francisco: Jossey-Bass.
Tosado, L.A. (2012). An Exploratory Study of a Measure of Vocational Identity for Spanish-speaking Persons (Candidate Dissertation). Maryland.

