Рестандартизация шкал «профессиональная идентичность» и «барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике «My Vocational Situation» | Южно-российский журнал социальных наук
Рестандартизация шкал «профессиональная идентичность» и «барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике «My Vocational Situation»
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-147-159
https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-147-159

Как цитировать Array

Дёмин А.Н., Седых А.Б. Рестандартизация шкал «профессиональная идентичность» и «барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике «My Vocational Situation» // Южно-российский журнал социальных наук. 2024. Т. 25, №2. С. 147-159. DOI: 10.31429/26190567-25-2-147-159
Дата поступления 2024-04-01
Дата принятия 2024-05-25
Дата публикации 2024-06-28

Copyright (c) 2024 Андрей Николаевич Дёмин, Артём Борисович Седых

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Цель статьи: представить результаты рестандартизации шкал «Профессиональная идентичность» и «Барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике Д. Холланда, Д. Дайжера, П. Пауэра «My Vocational Situation» (русскоязычное название — «Методика измерения карьерного самоопределения») для изучения карьер в широком социально-­возрастном диапазоне. Рестандартизация осуществлялась на выборке 748 ч., из них 48,13% мужчин, 51,87% женщин, высшее образование имели 63,5%. В выборку были включены выпускники профессиональных учебных заведений (n = 327, стаж работы после окончания учебного заведения — 1–3 года, возраст от 20 до 26 лет) и зрелые работники (n = 421, возраст от 30 до 45 лет). Исследование включало несколько этапов: уточнение текста методики с удалением пунктов, которые повышали неопределённость ответов или были ориентированы в большей степени на выпускников; определение характера распределения данных (соответствие/несоответствие нормальному распределению); проверка внутренней и ретестовой надёжности шкал; проверка конструктной, эмпирической и критериальной валидности методики; стандартизация шкал. Подтверждены внутренняя и ретестовая надёжность шкал. Доказаны конструктная, эмпирическая, критериальная валидность шкалы «Профессиональная идентичность» и конструктная, эмпирическая валидность шкалы «Барьеры карьерного развития». Проведена нелинейная стандартизация шкал, позволяющая соотносить новые результаты с результатами, полученными с помощью предыдущей версии (в том числе на выборках студентов профессиональных учебных заведений). Сделан вывод о том, что последняя версия шкал открывает возможности для проведения обширных сравнительных исследований активности человека на современном рынке труда (по критериям возраста, социального статуса, в том числе статуса и вида занятости, материального положения, успешного/неуспешного развития карьеры и т. д.), а также для экспресс-­диагностики при решении практических задач. Приводится текст методики и способ обработки данных.

Ключевые слова

профессиональная идентичность, барьеры карьерного развития, Д. Холланд, «My Vocational Situation», «Методика измерения карьерного самоопределения», стандартизация шкал

Библиографические ссылки

  1. Azbel’, A.A. (2004). Osobennosti formirovaniya statusov professional’noy identichnosti starsheklassnikov [Features of the Formation of Professional Identity Statuses in Senior Pupils] (Candidate Dissertation). Sankt-Peterburg.
  2. Benach, J., Vives, A., Amable, M., Vanroelen, C., Tarafa, G., Muntaner, C. (2014). Precarious Employment: Understanding an Emerging Social Determinant of Health. Annual Review of Public Health, 35, 229–253. DOI: 10.1146/annurev-publhealth‑032013-182500
  3. Belinskaya, Ye.P., Bronin, I.D. (2014). Adaptatsiya russkoyazychnoy versii oprosnika stiley identichnosti M. Berzonski [Аdaptation of the Russian Version of M. Berzonsky’s Identity Style Inventory]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Research], 7(34). DOI: 10.54359/ps.v7i34.630
  4. Diomin, A.N. (2022). Indeks prekarnosti dlya psikhologicheskogo izucheniya rossiyskogo rynka truda [Precarity Index for Psychological Studies of the Russian Labour Market]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology], 12(4), 103–122. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-4-103-122
  5. Diomin, A.N., Petrova, I.A. (2010). Psikhologicheskiye effekty ugrozy poteri raboty [Psychological Effects of Job Loss Threat]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 31(6), 38–49.
  6. Diomin, A.N., Pivkin D.Yu. (2014). Razrabotka oprosnika “Psikhologicheskaya struktura zanyatosti” [Development of “Psychological Structure of Employment” Questionnaire]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Right], 4, 18–29.
  7. Diomin, A.N., Sedykh, A.B., Sedykh. B.R. (2017). Standartizatsiya metodiki izmereniya kar’yernogo samoopredeleniya [Standartization of the Technique for Measuring Career Self-Determination]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 14(2), 151–170.
  8. Fugate, M., Kinicki, A.J., Ashford, B.E. (2004). Employability: A Psycho-Social Construct, its Dimensions, and Applications. Journal of Vocational Behavior, 65(1), 14–38. DOI: 10.1016/j.jvb.2003.10.005
  9. Fugate, M., Kinicki, A.J. (2008). A Dispositional Approach to Employability: Development of a Measure and Test of Implications for Employee Reactions to Organizational Change. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 81(3), 503–527. DOI: 10.1348/096317907X241579
  10. Gottfredson, G.D. (1999). John, L. Holland’s Contributions to Vocational Psychology: A Review and Evaluation. Journal of Vocational Behavior, 55(1), 15–40.
  11. Giudici, F., Morselli, D. (2019). 20 Years in the World of Work: A Study of (Nonstandard) Occupational Trajectories and Health. Social Science and Medicine, 224, 138–148. DOI: 10.1016/j.socscimed.2019.02.002
  12. Goldsmith, A.H., Sedo, S., Darity, W.Jr., Hamilton, D. (2004). The Labor Supply Consequences of Perceptions of Employer Discrimination During Search and on-the-job: Integrating Neoclassical Theory and Cognitive Dissonance. Journal of Economic Psychology, 25(1), 15–39.
  13. Holland, J.L., Daiger, D.C., & Power, P.G. (1980). My Vocational Situation. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
  14. Holland, J.L., Johnston, J.A., Asama, N.F. (1993). The Vocational Identity Scale: A Diagnostic and Treatment Tool. Journal of Career Assessment, 1(1), 1–11.
  15. Nauta, M.M. (2010). The Development, Evolution, and Status of Holland’s Theory of Vocational Personalities: Reflections and Future Directions for Counseling Psychology. Journal of Counseling Psychology, 15(1), 11–22.
  16. Reardon, R.C., Lenz, J.G. (1999). Holland’s Theory and Career Assessment. Journal of Vocational Behavior, 55, 102–113.
  17. Santos, P.J. (2003). Goal Instability, Self-Esteem, and Vocational Identity of High School Portuguese Students. Análise Psicológica, 2, 229–238.
  18. Shneyder, L.B. (2007). Lichnostnaya, gendernaya i professional’naya identichnost’: teoriya i metody diagnostiki [Personal, Gender and Professional Identity: Theory and Methods of Diagnostics]. Moskva: Izd-vo MPSI.
  19. Smitina, A. (2010). The Link between Vocational Identity, Study Choice Motivation and Satisfaction with Studies. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 5, 1140–1145.
  20. Super, D.E. (1990). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. In D. Brown, L. Brooks (Eds) Career Choice and Development (pp. 167–261). San Francisco: Jossey-Bass.
  21. Tosado, L.A. (2012). An Exploratory Study of a Measure of Vocational Identity for Spanish-speaking Persons (Candidate Dissertation). Maryland.