Аннотация
Цель статьи: представить результаты рестандартизации шкал «Профессиональная идентичность» и «Барьеры карьерного развития» в адаптированной на русский язык методике Д. Холланда, Д. Дайжера, П. Пауэра «My Vocational Situation» (русскоязычное название — «Методика измерения карьерного самоопределения») для изучения карьер в широком социально-возрастном диапазоне. Рестандартизация осуществлялась на выборке 748 ч., из них 48,13% мужчин, 51,87% женщин, высшее образование имели 63,5%. В выборку были включены выпускники профессиональных учебных заведений (n = 327, стаж работы после окончания учебного заведения — 1–3 года, возраст от 20 до 26 лет) и зрелые работники (n = 421, возраст от 30 до 45 лет). Исследование включало несколько этапов: уточнение текста методики с удалением пунктов, которые повышали неопределённость ответов или были ориентированы в большей степени на выпускников; определение характера распределения данных (соответствие/несоответствие нормальному распределению); проверка внутренней и ретестовой надёжности шкал; проверка конструктной, эмпирической и критериальной валидности методики; стандартизация шкал. Подтверждены внутренняя и ретестовая надёжность шкал. Доказаны конструктная, эмпирическая, критериальная валидность шкалы «Профессиональная идентичность» и конструктная, эмпирическая валидность шкалы «Барьеры карьерного развития». Проведена нелинейная стандартизация шкал, позволяющая соотносить новые результаты с результатами, полученными с помощью предыдущей версии (в том числе на выборках студентов профессиональных учебных заведений). Сделан вывод о том, что последняя версия шкал открывает возможности для проведения обширных сравнительных исследований активности человека на современном рынке труда (по критериям возраста, социального статуса, в том числе статуса и вида занятости, материального положения, успешного/неуспешного развития карьеры и т. д.), а также для экспресс-диагностики при решении практических задач. Приводится текст методики и способ обработки данных.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
- Azbel’, A.A. (2004). Osobennosti formirovaniya statusov professional’noy identichnosti starsheklassnikov [Features of the Formation of Professional Identity Statuses in Senior Pupils] (Candidate Dissertation). Sankt-Peterburg.
- Benach, J., Vives, A., Amable, M., Vanroelen, C., Tarafa, G., Muntaner, C. (2014). Precarious Employment: Understanding an Emerging Social Determinant of Health. Annual Review of Public Health, 35, 229–253. DOI: 10.1146/annurev-publhealth‑032013-182500
- Belinskaya, Ye.P., Bronin, I.D. (2014). Adaptatsiya russkoyazychnoy versii oprosnika stiley identichnosti M. Berzonski [Аdaptation of the Russian Version of M. Berzonsky’s Identity Style Inventory]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Research], 7(34). DOI: 10.54359/ps.v7i34.630
- Diomin, A.N. (2022). Indeks prekarnosti dlya psikhologicheskogo izucheniya rossiyskogo rynka truda [Precarity Index for Psychological Studies of the Russian Labour Market]. Organizatsionnaya psikhologiya [Organizational Psychology], 12(4), 103–122. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-4-103-122
- Diomin, A.N., Petrova, I.A. (2010). Psikhologicheskiye effekty ugrozy poteri raboty [Psychological Effects of Job Loss Threat]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 31(6), 38–49.
- Diomin, A.N., Pivkin D.Yu. (2014). Razrabotka oprosnika “Psikhologicheskaya struktura zanyatosti” [Development of “Psychological Structure of Employment” Questionnaire]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Right], 4, 18–29.
- Diomin, A.N., Sedykh, A.B., Sedykh. B.R. (2017). Standartizatsiya metodiki izmereniya kar’yernogo samoopredeleniya [Standartization of the Technique for Measuring Career Self-Determination]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 14(2), 151–170.
- Fugate, M., Kinicki, A.J., Ashford, B.E. (2004). Employability: A Psycho-Social Construct, its Dimensions, and Applications. Journal of Vocational Behavior, 65(1), 14–38. DOI: 10.1016/j.jvb.2003.10.005
- Fugate, M., Kinicki, A.J. (2008). A Dispositional Approach to Employability: Development of a Measure and Test of Implications for Employee Reactions to Organizational Change. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 81(3), 503–527. DOI: 10.1348/096317907X241579
- Gottfredson, G.D. (1999). John, L. Holland’s Contributions to Vocational Psychology: A Review and Evaluation. Journal of Vocational Behavior, 55(1), 15–40.
- Giudici, F., Morselli, D. (2019). 20 Years in the World of Work: A Study of (Nonstandard) Occupational Trajectories and Health. Social Science and Medicine, 224, 138–148. DOI: 10.1016/j.socscimed.2019.02.002
- Goldsmith, A.H., Sedo, S., Darity, W.Jr., Hamilton, D. (2004). The Labor Supply Consequences of Perceptions of Employer Discrimination During Search and on-the-job: Integrating Neoclassical Theory and Cognitive Dissonance. Journal of Economic Psychology, 25(1), 15–39.
- Holland, J.L., Daiger, D.C., & Power, P.G. (1980). My Vocational Situation. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
- Holland, J.L., Johnston, J.A., Asama, N.F. (1993). The Vocational Identity Scale: A Diagnostic and Treatment Tool. Journal of Career Assessment, 1(1), 1–11.
- Nauta, M.M. (2010). The Development, Evolution, and Status of Holland’s Theory of Vocational Personalities: Reflections and Future Directions for Counseling Psychology. Journal of Counseling Psychology, 15(1), 11–22.
- Reardon, R.C., Lenz, J.G. (1999). Holland’s Theory and Career Assessment. Journal of Vocational Behavior, 55, 102–113.
- Santos, P.J. (2003). Goal Instability, Self-Esteem, and Vocational Identity of High School Portuguese Students. Análise Psicológica, 2, 229–238.
- Shneyder, L.B. (2007). Lichnostnaya, gendernaya i professional’naya identichnost’: teoriya i metody diagnostiki [Personal, Gender and Professional Identity: Theory and Methods of Diagnostics]. Moskva: Izd-vo MPSI.
- Smitina, A. (2010). The Link between Vocational Identity, Study Choice Motivation and Satisfaction with Studies. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 5, 1140–1145.
- Super, D.E. (1990). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. In D. Brown, L. Brooks (Eds) Career Choice and Development (pp. 167–261). San Francisco: Jossey-Bass.
- Tosado, L.A. (2012). An Exploratory Study of a Measure of Vocational Identity for Spanish-speaking Persons (Candidate Dissertation). Maryland.