Психологические особенности людей, практикующих различные виды туризма | Южно-российский журнал социальных наук
Психологические особенности людей, практикующих различные виды туризма
PDF

Как цитировать Array

Литвин А.В. Психологические особенности людей, практикующих различные виды туризма // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №2. С. 100-116.
Дата поступления 2018-02-17
Дата принятия 2018-03-25
Дата публикации 2018-06-07

Copyright (c) 2018 Антон Витальевич Литвин

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования психологического содержания туризма. В содержании туризма выделяется отношение личности к географическому пространству и сами личностные особенности людей, практикующих туризм. Отношения имеют трехчастную структуру: когнитивный, аффективно-мотивационный и поведенческий компоненты. Личностный компонент психологического содержания туризма включает: ценностные ориентации, особенности самоактуализации. Проверялась гипотеза о существовании различий в психологическом содержании туризма у людей, практикующих различные виды туризма. Были опрошены представители трех видов туризма: горного, культурно-исторического, пляжного (n = 190). В ходе сравнительного анализа были выявлены статистически значимые различия в содержании туризма у людей, практикующих различные его виды. Большинство этих различий выявлены в когнитивном, аффективно-мотивационном компонентах отношения к географическому пространству. Гипотеза подтверждается в когнитивном, аффективно-мотивационном компонентах отношения к географическому пространству и не подтверждается в поведенческом компоненте отношения к географическому пространству и в личностном компоненте содержания туризма. Приведена интерпретация. Составлены психологические портреты людей, практикующих горный, культурно-исторический или пляжный вид туризма. Портреты отражают психологическое содержание туризма: характеризуют ряд особенностей отношения к географическому пространству и личностных особенности туристов.

Ключевые слова

психологическое содержание туризма, отношение личности к географическому пространству, образ туристического места, психологические функции туризма, эмоции, субъективная витальность, поведенческие модели

Библиографические ссылки

  1. Aleksandrova, L. A. (2014). Sub”yektivnaya vital’nost’ kak predmet issledovaniya [Subjective Vitality as a Research Object]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 1, 133–163.
  2. Angyal, A. (1941). Foundations for a Science of Personality. New York: The Commonwealth Fund.
  3. Berezina, T. N. (2012). Mnogomernaya psikhika. Vnutrenniy mir lichnosti [Multidimensional psyche. The Inner World of the Individual]. Moskva: PER SE.
  4. Bianchi, C. (2015). Solo Holiday Travellers: Motivators and Drivers of Satisfaction and Dissatisfaction. International Journal of Tourism Research, 4, 17–32. doi: 10.1002/jtr.2049
  5. Chuandong, H. (2013). Tourism: An Explanation of Evolutionary Psychology. Tourism Tribune, 28 (9): 102–108.
  6. Dodonov, B. I. (1978). Emotsiya kak tsennost’ [Emotion as a value]. Moskva: Politizdat.
  7. Dyomin, A. N., Pivkin, D. Yu. (2014). Razrabotka oprosnika “Psikhologicheskaya struktura zanyatosti” [Development of the questionnaire “Psychological structure of employment”]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Law], 4, 18–29.
  8. El’konin, B. D. (1994). Vvedeniye v psikhologiyu razvitiya (v traditsii kul’turno-istoricheskoy teorii L. S. Vygotskogo) [Introduction into Psychology of Development (in the Tradition of Cultural and Historic Theory of L. S. Vygotsky)]. Moskva: Trivola.
  9. Fernkhem, A., Kheyven P. (2001). Lichnost’ i sotsial’noye povedeniye [Personality and Social Behaviour] Sankt-Peterburg: Piter.
  10. Filep, S. (2012). Positive Psychology and Tourism. Handbook of Tourism and Quality-of-Life Research, 2, 31–50. DOI: 10.1007/978–94–007–2288–0_3
  11. Gold, Dzh. (1990). Psikhologiya i geografiya: osnovy povedencheskoy geografii [An introduction to behavioural geography]. Moskva: Progress.
  12. Gozman, L. Ya., Kroz, M. V. & Latinskaya M. V. (1995). Samoaktualizatsionnyy test [Self-actualization Test]. Moskva: Ros. ped. agentstvo.
  13. Holden, A. (2005). Tourism Studies and the Social Sciences. London: Routledge.
  14. Kai, L. (2013). Happiness and Tourism. International Journal of Business and Social Science, 4 (15), 67–70.
  15. Karelin, A. (2007). Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov [The Great Encyclopedia of psychological tests]. Moskva: Eksmo.
  16. Kuskov, A. S., Golubeva, V. L. & Odintsova, T. N. (2005). Rekreatsionnaia geografiya: uchebno-metodicheskii kompleks [Recreational geography. Tutorial]. Moskva: MPSI, Flinta.
  17. Leont’yev, A. N. Obraz mira. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija [Image of the World. Selected Psychological Works]. Moskva: Pedagogika
  18. Litvin, A. V. (2013). Osobennosti mental’noy geograficheskoy karty v podrostkovom vozraste [Features mental map during adolescence]. Psikhologiya. Ekonomika. Pravo [Psychology. Economy. Law]. 1. 54–59.
  19. Litvin, A.V. (2016). Protivopostavleniye i yedinstvo cheloveka i geograficheskogo prostranstva [Opposition and Unity of Man and Geographical Space]. Psikholog [Psychologist], 2, 1–8. doi: 10.7256/2409–8701.2016.2.18955
  20. Lowenthal, D. & Riel, M. (1972). Milieu and Observer Differences in Environmental Associations. Publications on Environmental Perception, 7, 37–86.
  21. Myasishchev, V. N. (1995). Psikhologiya otnosheniy [Psychology of Relations]. Moskva-Voronezh.
  22. Pearce, P. L. & Packer J. (2013). Minds on the move: New links from psychology to tourism. Annals of Tourism Research, 40, 386–411.
  23. Pearce, P. L. (2005). Tourist Behaviour. Themes and conceptual schemes. Clevedon: Channel View Publications.
  24. Pearce, P. L. (2009). The relationship between positive psychology and tourist behavior studies. Tourism Analysis, 14, 37–48.
  25. Petukhov, V. V. (1984). Obraz mira i psikhologicheskoye izucheniye myshleniya [The Image of the World and the Psychological Study of Thinking]. Vestnik Moskovskogo Universiteta [Bulletin of Moscow University], 4, 13–20.
  26. Ryabikina, Z. I. & Ozhigova L. N. (1999). Obshchestvo i chelovek: ob”yektivnoye v sub”yektivnom prostranstve lichnosti [Society and the Person: Objective in Subjective Space of the Person]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 4, 5–27.
  27. Šimková, E. (2014). Psychology and its application in tourism. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 114, 317–321.
  28. Skavronskaya, L., Scott, N., Moyle, B., Le, D., Hadinejad, A., Zhang, R., Gardiner, S., Coghlan, A. & Shakeela, A. (2017). Cognitive psychology and tourism research: state of the art. Tourism Review, 2, 221–237. doi: 10.1108/TR-03–2017–0041
  29. Tony, S. M. Tse. (2014). Does Tourism Change Our Lives? Journal Asia Pacific Journal of Tourism Research, 9, 989–1008.
  30. Yekintsev, V. I., Cherdantseva A. V. (2011). Turisticheskaya deyatel’nost’ kak proyavleniye samorazvitiya cheloveka [Tourist Activity as a Manifestation of a Person’s Self-development]. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii [Psychology in Economics and Management], 1, 70–74.
  31. Zamyatin, D. N. (2014). Prostranstvo i dvizheniye [Space and Movement]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 4, 20–29.
  32. Zinchenko, V. P. & Mamardashvili M. K. (2004). Problema ob”yektivnogo metoda v psikhologii [The Problem of the Objective Method in Psychology]. Postneklassicheskaya psikhologiya [Post-nonclassical psychology], 1, 45–70.