Аннотация
Представленная работа является частью серии исследований, проводимых с целью профессиографического описания требований к новому виду трудовой занятости — профессиональное приемное родительство. В настоящем исследовании приняло участие 144 приемных родителя с разным количеством приемных детей. В исследовательских целях выделены группы приемных родителей: 1) воспитывающие одного или двух приемных детей; 2) принявшие на воспитание от трех до пяти приемных детей; 3) воспитывающие более шести приемных детей. Эмпирически исследуются индивидуально-типические особенности личности, свидетельствующие о социально-психологической зрелости приемных родителей: иерархия ценностей и особенности социальной идентификации. Показано, что с увеличением количества воспитанников в семье наблюдается все большее несоответствие социальной идентичности и ценностных ориентаций приемных родителей критериям благополучия семьи и детей. Установлено, что чем больше приемная семья, тем: 1) менее структурированной и целостной является социальная идентичность приемных родителей; 2) снижается направленность на ценности и идентификацию с группами ближнего круга социального взаимодействия (семья, друзья, соседи) и возрастает ориентация на социальные общности (горожане, люди Вашей религии, человечество); 3) усиливается ориентация на ценности профессиональной и личностной самореализации и личной жизни. С увеличением числа приемных детей в семье наблюдается тенденция к нарастанию признаков социального маргинализма — снижение структурированности и целостности социальной идентичности приемных родителей, появление трудностей при выделении референтных социальных групп.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования России, тема No 0159-2019-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций.
Библиографические ссылки
Алдашева, А.А., Зеленова, М.Е., Понамарева, Е.А., Рунец, О.В. (2017). Ценностно-смысловые ориентации у социальных воспитателей. В А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития (c. 2164–2173) М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
Алдашева, А.А., Зеленова, М.Е. (2017). Профессиональный менталитет приемных родителей как фактор успешности замещающей семьи. Вестник Университета Российской академии образования, 5, 23–29.
Борневассер, М. (1993). Социальная структура, идентификация и социальный контакт. Иностранная психология, 1(1), 68–72.
Горева, О.М., Осипова, Л.Б., Сербина, Е.А. (2015). Проблемы социального сиротства в современной России. Современные проблемы науки и образования, 1–1. Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18234.
Даудрих, Н.И. (2000). Социальная идентичность: методический аспект. Социологические исследования, 13, 77–95.
Ермолаева, Е.П. (2015). Идентификационные аспекты профессиональной приемной семьи. Интернет-журнал «Мир науки», 4. Режим доступа http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf
Иванова, Н.Л. (2006). Проблема психологического анализа социальной идентичности. Журнал Высшей школы экономики. Психология, 3(4), 14–38.
Карпов, А.В. (2015). Психология деятельности. В 5 т.Т. V: Качественная гетерогения организации. М.: РАО.
Мисник, Л. (2018). Родителей выбирают небрежно: систему опеки ждут реформы. Газета.ru. Режим доступа https:// www.gazeta.ru/social/2018/08/16/11898325.shtml.
Нартова-Бочавер, С.К., Бочавер, К.А., Бочавер, С.Ю. (2011). Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. М.: Генезис.
Ожигова, Л.Н. (2006). Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Розум, С.И. (2007). Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь.
Рябикина, З.И. (2007). Личность как субъект бытия и со-бытия. В П.Н. Ермакова, В.А. Лабунская (ред.) Психология личности: учебное пособие (с. 132–166). М.: Эксмо.
Фанталова, Е.Б. (1996). Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Журнал практического психолога, 2, 32–37.
Шеффер, Б., Шледер, Б. (2008). Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения. В Л.Д. Шнейдер (сост.) Идентичность: Хрестоматия (c. 170–195). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК».
Шнейдер, Л.Б. (2007). Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики. Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ.
Ядов, В.А. (1995). Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. Мир России, 3–4, 158–181.
Abrams, D., & Hogg, M.A. (2001). Collective Identity: Group Membership and Self-Conception. In M.A. Hogg & R.S. Tindale (Eds), Blackwell Handbook of Social Psychology: Group Processes (pp. 425–460). Oxford, UK: Blackwell.
Adams, J.M., & Jones, W.H. (1997). The Conceptualisation of marital Commitment: An Integrative Analysis. Journal of Social and Personal Relationships, 11, 1177–1196.
Ainswort, M.D. (1962). The Effects of Maternal Deprivation a Revive of Finding and Controversy in the Context of Research Strategy. In Deprivation of Maternal Care: a Reassessment of its Effects (pp. 87–195) WHO. Geneva.
Bowldy, J. (1988). Defensive Processes in Response to Stressful Situation in Early Life. In E.J. Anthony, C. Chiland (Eds.) The Child and his Family: Periling Development: Child Raising and Identity Formation under stress. New York: Wiley.
Edwards, R., McCarthy, J.R. (2011). Key Concepts of Family Studies. SAGE Publications of London, Thousand Oaks.
Edwards, R., Ribbens, McCarthy, J., Gillies, V. (1999). Biolojical parents and social families: Legal discourses and everyday understandings of the position of stepparants. International Journal of Law, Policy and the Famamily, 13, 78–105.
Gergen K. (2001). Social Construction in Context. London: Sage.
Hogg, M.A. (1992). The Social Psychology of Group Cohesiveness: From Attraction to Social Identity. London: Harvester Wheatsheaf.
Hogg, M.A. (2000). Social Identity and Social Comparison. In J. Suls & L. Wheeler (eds), Handbook of Social Comparison: Theory and Research (pp. 401–421). New York: Kluwer/Plenum.
Kelley H.H., Thibaut J.W. (1959). The Social Psychology of Groups. N.Y.: John Wiley & Sons.
Schäfer, B. & Schlöder, B. (1990). National-bewußtsein als Aspekt sozialer Identität. In P. Leidinger & D. Metzler (Hrsg.), Geschichte und Geschichtsbewußtsein. Festschrift Karl-Ernst Jeismann zum 65. Geburtstag (pp. 309–348). Münster: Institutfür Didaktik der Geschichte.
Schäfer, B. & Schlöder, B. (1994). Identitätund Fremdheit. Sozialpsychologische Aspekte der Eingliederung und Ausgliede-rung des Fremden. Jahrbuch für Christliche Sozialwissenschaft, 35, 69–87.
Tajfel H. (1981). Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press.
Tajfel H. (1968). Social and Cultural Factors in Perception. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading.
Turner J.C., Hogg M.A., Oakes P.J. et al. (1987). Rediscovering the Social Group. A Selfcategorization Theory. Oxford & New York: Blackwell.
Turner, J. (1986). The Structure of Sociological Theory, 4th ed. Homewood. IL: Dorsey
Turner, J.H. and J.E. Stets. (2005). The Sociology of Emotions. New York: Cambridge University Press.
Verkuyten M. (2005). The Social Psychology of Ethnic Identity. Hove, NY.

