Аннотация
Представленная работа является частью серии исследований, проводимых с целью профессиографического описания требований к новому виду трудовой занятости — профессиональное приемное родительство. В настоящем исследовании приняло участие 144 приемных родителя с разным количеством приемных детей. В исследовательских целях выделены группы приемных родителей: 1) воспитывающие одного или двух приемных детей; 2) принявшие на воспитание от трех до пяти приемных детей; 3) воспитывающие более шести приемных детей. Эмпирически исследуются индивидуально-типические особенности личности, свидетельствующие о социально-психологической зрелости приемных родителей: иерархия ценностей и особенности социальной идентификации. Показано, что с увеличением количества воспитанников в семье наблюдается все большее несоответствие социальной идентичности и ценностных ориентаций приемных родителей критериям благополучия семьи и детей. Установлено, что чем больше приемная семья, тем: 1) менее структурированной и целостной является социальная идентичность приемных родителей; 2) снижается направленность на ценности и идентификацию с группами ближнего круга социального взаимодействия (семья, друзья, соседи) и возрастает ориентация на социальные общности (горожане, люди Вашей религии, человечество); 3) усиливается ориентация на ценности профессиональной и личностной самореализации и личной жизни. С увеличением числа приемных детей в семье наблюдается тенденция к нарастанию признаков социального маргинализма — снижение структурированности и целостности социальной идентичности приемных родителей, появление трудностей при выделении референтных социальных групп.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования России, тема No 0159-2019-0001 «Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций.Библиографические ссылки
- Abrams, D., & Hogg, M. A. (2001). Collective Identity: Group Membership and Self-Conception. In M. A. Hogg & R. S. Tindale (Eds), Blackwell Handbook of Social Psychology: Group Processes (pp. 425–460). Oxford, UK: Blackwell.
- Adams, J. M., & Jones, W. H. (1997). The Conceptualisation of marital Commitment: An Integrative Analysis. Journal of Social and Personal Relationships, 11, 1177–1196.
- Ainswort, M. D. (1962). The Effects of Maternal Deprivation a Revive of Finding and Controversy in the Context of Research Strategy. In Deprivation of Maternal Care: a Reassessment of its Effects (pp. 87–195) WHO. Geneva. Aldasheva, A. A., Zelenova, M. E. (2017). Professional’nyj mentalitet priemnyh roditelej kak faktor uspeshnosti zameshhajushhej sem’i [Professional Mentality as a Regulator of Socialeducators’ Activities]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija [Herald of the University of Russian Academy of Education], 5, 23–29.
- Aldasheva, A. A., Zelenova, M. E., Ponamareva, E. A., Runets, O. V. (2017). Tsennostno-smyslovye orientatsii u sotsial’nykh vospitatelei [Value-Semantic Orientations of Social Educators]. In A. L. Zhuravlev, V. A. Koltsova (Eds.) Fundamental’nye i prikladnye issledovaniia sovremennoi psikhologii: rezul’taty i perspektivy razvitiia [Fundamental and Applied Research in Modern Psychology: results and development perspectives] (pp. 2164–2173). M.: Publishing House “Institute of Psychology RAS.
- Bornevasser, M. (1993). Sotsial’naia struktura, identifikatsiia i sotsial’nyi kontakt [Social Structure, Identification and Social Contact]. Inostrannaja psihologija [Foreign Psychology], 1 (1), 68–72.
- Bowldy, J. (1988). Defensive Processes in Response to Stressful Situation in Early Life. In E. J. Anthony, C. Chiland (Eds.) The Child and his Family: Periling Development: Child Raising and Identity Formation under stress. New York: Wiley.
- Daudrich, N. I. (2000). Social’naja identichnost’: metodicheskij aspekt [Social Identity: Methodological Aspect]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies], 13, 77–95.
- Edwards, R., McCarthy, J. R. (2011). Key Concepts of Family Studies. SAGE Publications of London, Thousand Oaks.
- Edwards, R., Ribbens, McCarthy, J., Gillies, V. (1999). Biolojical parents and social families: Legal discourses and everyday understandings of the position of stepparants. International Journal of Law, Policy and the Famamily, 13, 78–105.
- Ermolaeva, E. P. (2015). Identifikacionnye aspekty professional’noj priemnoj sem’i. [The Identifying Aspects of Professional Foster Family]. Internet-zhurnal “Mir nauki” [Internet Journal “World of Science”], 4. Retrieved from http://mir-nauki.com/PDF/18PSMN415.pdf
- Fantalova, E. B. (1996). Metodika “Uroven’ sootnosheniia “tsennosti’ i “dostupnosti’ v razlichnykh zhiznennykh sferakh’ [The Level of“Value and “Accessibility” Technique in Various Life Spheres]. Zhurnal prakticheskogo psihologa [Journal of the Practical Psychologist], 2, 32–37.
- Gergen K. (2001). Social Construction in Context. London: Sage.
- Goreva, O. M., Osipova, L. B, Serbin, E. A (2015). Problemy sotsial’nogo sirotstva v sovremennoi Rossii [Problems of Social Orphanhood in Modern Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of Science and Education], 1(1). Retrieved from http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18234
- Hogg, M. A. (1992). The Social Psychology of Group Cohesiveness: From Attraction to Social Identity. London: Harvester Wheatsheaf.
- Hogg, M. A. (2000). Social Identity and Social Comparison. In J. Suls & L. Wheeler (eds), Handbook of Social Comparison: Theory and Research (pp. 401–421). New York: Kluwer/Plenum.
- Ivanova, N. L. (2006). Problema psihologicheskogo analiza social’noi identichnosti. [The Problem of Psychological Analysis of Social Identity]. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Psihologiia [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 3(4) 14–38.
- Karpov, A. V. (2015). Psikhologiia deiatel’nosti. V 5 t. [Psychology of Activity. In 5 vol.]. T. In Kachestvennaia geterogeniia organizatsii [Qualitative Heterogeneity of an Organization]. M.: RAO.
- Kelley, H. H., Thibaut, J. W. (1959). The Social Psychology of Groups. N. Y.: John Wiley & Sons.
- Misnik, L. (2018). Roditelei vybiraiut nebrezhno: sistemu opeki zhdut reformy. [Foster Parents are Selected Carelessly: a Reform is in Store for Custody System]. Gazeta.ru [Gazeta.ru] Retrieved from https:// www.gazeta.ru/social/2018/08/16/11898325.shtml.
- Nartova-Bochaver, S. K., Bochaver, K. A., Bochaver, S. Yu. (2011). Zhiznennoe prostranstvo sem’i: ob”edinenie i razdelenie [Family Living Space: Unification and Separation]. M.: Genezis.
- Ozhigova, L. N. (2006). Psihologija gendernoj identichnosti lichnosti [Psychology of Gender Identity]. Krasnodar: Kuban state. un-t.
- Rozum, S. I. (2007). Psihologija socializacii i social’noj adaptacii cheloveka [Psychology of Socialization and Social Adaptation]. SPb.: Speech.
- Ryabikina, Z. I. (2007). Lichnost’ kak sub”ekt bytiia i so-bytiia [Personality as the Subject of Being and Co-being]. In P. N. Ermakova, V. A. Labunskaya (Eds.) Psihologija lichnosti: uchebnoe posobie [Psychology of Personality: Teaching Aid] (pp. 132–166). M.: Eksmo.
- Schaeffer, B., Schleder, B. (2008). Sotsial’naia identichnost’ i gruppovoe soznanie kak mediatory mezhgruppovogo povedeniia [Social Identity and Group Consciousness as Mediators of Intergroup Behavior]. In L. D. Schneider (Comp.) Identichnost’: Hrestomatiya [Identity: Reader] (pp. 170–195). M.: Publishing House of the Moscow Institute of Public Relations; Voronezh: NPO MODEK.
- Schäfer, B. & Schlöder, B. (1990). National-bewußtsein als Aspekt sozialer Identität. In P. Leidinger & D. Metzler (Hrsg.), Geschichte und Geschichtsbewußtsein. Festschrift Karl-Ernst Jeismann zum 65. Geburtstag (pp. 309–348). Münster: Institutfür Didaktik der Geschichte.
- Schäfer, B. & Schlöder, B. (1994). Identitätund Fremdheit. Sozialpsychologische Aspekte der Eingliederung und Ausgliede-rung des Fremden. Jahrbuch für Christliche Sozialwissenschaft, 35, 69–87.
- Schneider, L. B. (2007). Lichnostnaia, gendernaia i professional’naia identichnost’. Teoriia i metody diagnostiki [Personal, Gender and Professional Identity. Theory and Diagnostic Techniques]. M.: MPSI.
- Tajfel H. (1968). Social and Cultural Factors in Perception. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading.
- Tajfel H. (1981). Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press.
- Turner J. C., Hogg M. A., Oakes P. J. et al. (1987). Rediscovering the Social Group. A Selfcategorization Theory. Oxford & New York: Blackwell.
- Turner, J. (1986). The Structure of Sociological Theory, 4th ed. Homewood. IL: Dorsey
- Turner, J. H. and J. E. Stets. (2005). The Sociology of Emotions. New York: Cambridge University Press.
- Verkuyten M. (2005). The Social Psychology of Ethnic Identity. Hove, NY.
- Yadov, V. A. (1995). Sotsial’nye i sotsial’no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniia sotsial’noi identichnosti lichnosti [Social and Socio-Psychological Mechanisms of the Formation of Social Identity]. Mir Rossii [Universe of Russia], 3–4, 158–181.