Аннотация
Статья отражает результаты одного из этапов проводимого исследования «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России». Рассматриваются репрезентация феноменов материнства и детства в современном российском публичном интернет-дискурсе. Основные задачи изыскания — анализ современных социальных представлений о феноменах материнства и детства в аксиологической системе координат, экспликация связей материнства с другими ценностями, определение степени сопряжения социально-политических экспектаций в данной сфере с государственной политикой. Авторы осуществили комплексный анализ основных теоретических направлений изучения материнства в отечественной и зарубежной науке, определили эвристические возможности сетевого анализа для выявления динамики социальных представлений россиян о ценности материнства в наиболее динамичном сегменте публичного дискурса — онлайн-сообществах. Эмпирическая компонента исследования включала предварительный экспертный отбор ценностных дескрипторов, в наиболее рельефной форме отражающих семейные ценности, определение репрезентативных сообществ во «ВКонтакте» на основе данных дескрипторов, анализ контента пяти сообществ с последующим построением графов, что позволило выявить и визуализировать основные ценности и установки участников семейных онлайн-сообществ. В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что феномен материнства описывается в российском публичном интернет-дискурсе как социальная ценность высшего порядка, роль матери превалирует над остальными. При этом материнство в большей степени для россиян самодостаточно и незначительно привязано к другим публичным сферам. Сравнение онлайн-дискурса условно «светских» и «конфессиональных» сообществ позволило авторам отметить значительное ценностное смещение представлений о материнстве и семье в различных социальных группах.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России» выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (FEMS-2024-0006).
Библиографические ссылки
Айвазова, С.Г. (2011). Контракт «работающей матери»: нарушения или расторжение? (К вопросу об особенностях гендерной политики в современной России). Женщина в российском обществе, 3, 13–21.
Богуславская, В.В., Кувычко, А.А. (2021). Лингвокультурологическое осмысление материнства в российском медиадискурсе: антиномия «долг женщины-матери — право женщины на самоопределение». Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2, 71–74.
Бочкарева, К.С. (2014). Основные тенденции изменений в социальном институте материнства. Система ценностей современного общества, 35, 139–143.
Гнедаш, А.А. (2020). Политическая культура и идеологический дискурс российских сетевых сообществ: гендерный и сетевой анализ вк-сообществ «мама» и «реальный футбол». В Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы (с. 148–149). М.: Изд. МПГУ.
Козлова, Н.Н., Овчарова, О.Г., Рассадин, С.В. (2020). Социально-философский анализ государственной семейной политики в современной России: основные подходы. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, 2(52), 117–123.
Кувычко, А.А., Чафонова, А.Г., Богуславская, В.В. (2018). Концептосфера медиадискурса материнства в российских и датских печатных СМИ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание, 17(4), 135–145. DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.4.12
Микляева, А.В., Румянцева, П.В. (2018). «#Онажемать»: имплицитные социальные представления о материнстве в современном российском интернет-дискурсе. Женщина в российском обществе, 1(86), 67–77. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.6
Нартова, Н.А. (2016). Материнство в современной западной социологической дискуссии. Женщина в российском обществе, 3(80), 39–53. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.4
Павлова, Е.Г. (2019). Феномен современного материнства как нравственная ценность: социологический аспект. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 80–85.
Пушкарёва, Н.Л. (2014). Материнство как социобиологическое явление: психология, философия, история. «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник, 7, 103–118.
Шамарина, Е.В. (2008). Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли (кандидатская диссертация). Барнаул.
Швецова, А.В. (2024). Современные исследования материнства: о чем (не)говорят тренды? Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 3, 103–113. DOI: 10.28995/2073-6401-2024-3-103-113
Шпаковская, Л.Л. (2014). Дискурсивное производство социального неравенства материнства. Женщина в российском обществе, 2(71), 77–85.
Almond, B. (2010). The Monster Within: The Hidden Side of Motherhood. Berkeley: University of California Press.
Archer, C., Kao, K.-T. (2018). Mother, baby and Facebook Makes Three: Does Social Mediaprovide Social Support for New Mothers? Media International Australia, 168(1), 122–139.
Bueskens, P. (2018). Modern Motherhood and Women’s Dual Identities: Rewriting the Sexual Contract. Routledge.
Douglas, S.J., Michaels, M.W. (2004). The Mommy Myth: the Idealization of Motherhood and How it Has Undermined All Women. New York: Free Press.
Haslam, D.M., Tee, A., & Baker, S. (2017). The Use of Social Media as a Mechanism of Social Support in Parents. Journal of Child and Family Studies, 26(7), 2026–2037.
Hays, S. (1996). Hays The Cultural Contradiction of Motherhood. New Haven; London: Yale University Press.
Jaworska, S. (2018). ‘Bad’mums tell the ‘untellable’: Narrative Practices and Agency in Online Stories about Postnatal Depression on Mumsnet. Discourse, Context & Media, 25, 25–33.
Kinser, A. ed. (2008). Mothering in the Third Wave. Toronto: Demeter Press.
Locatelli, E. (2017). Images of Breastfeeding on Instagram: Self-Representation, Publicness, and Privacy Management. Social Media + Society, 3(2), 1–14.
Lopez, L.K. (2009). The Radical Act of ‘Mommy Blogging’: Redefining Motherhood through the Blogosphere. New Media & Society, 11(5), 729–747.
Lupton, D. (2016). The Use and Value of Digital Media for Information about Pregnancy Andearly Motherhood: A Focus Group Study. BMC Pregnancy and Childbirth, 16(1), 1–10.
Mackenzie, J. (2019). Language, Gender and Parenthood Online: Negotiating motherhood in Mumsnet Talk. Routledge.
Mackenzie, J., Zhao, S. (2021). Motherhood Online: Issues and Opportunities for Discourse Analysis February. Discourse Context & Media, 40(1) DOI: 10.1016/j.dcm.2021.100472
O’Reilly, A. (2008). Feminist mothering. Bristol: State University of New York Press.
Orton-Johnson, K. (2017). Mummy blogs and representations of Motherhood: "Bad Mummies" and Their Readers. Social Media + Society, 3(2), 1–10. DOI: 10.1177/2056305117707186
Pugh, A.J. (2005). Selling Compromise: Toys, Motherhood, and the Cultural Deal. Gender and Society, 19(6), 729–749.
Rich, A. (1976). Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. New-York: Norton.
Woodward, K. (1997). Motherhood: Identities, Meanings and Myths. In K. Woodward (Ed.) Identity and Difference. London: Sage.

