Материнство и детство в современном российском интернет-дискурсе: аксиологическое измерение
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Публичная политика

УДК

81’42:314.3:004.738.5

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-20-38

Как цитировать

Козлова, Н.Н., Рассадин, С.В. (2024). Материнство и детство в современном российском интернет-дискурсе: аксиологическое измерение. Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 20-38. DOI: 10.31429/26190567-25-4-20-38
Дата поступления 21 сентября 2024
Дата принятия 29 октября 2024
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Козлова Н.Н., Рассадин С.В.

Аннотация

Статья отражает результаты одного из этапов проводимого исследования «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России». Рассматриваются репрезентация феноменов материнства и детства в современном российском публичном интернет-­дискурсе. Основные задачи изыскания — анализ современных социальных представлений о феноменах материнства и детства в аксиологической системе координат, экспликация связей материнства с другими ценностями, определение степени сопряжения социально-­политических экспектаций в данной сфере с государственной политикой. Авторы осуществили комплексный анализ основных теоретических направлений изучения материнства в отечественной и зарубежной науке, определили эвристические возможности сетевого анализа для выявления динамики социальных представлений россиян о ценности материнства в наиболее динамичном сегменте публичного дискурса — онлайн-­сообществах. Эмпирическая компонента исследования включала предварительный экспертный отбор ценностных дескрипторов, в наиболее рельефной форме отражающих семейные ценности, определение репрезентативных сообществ во «ВКонтакте» на основе данных дескрипторов, анализ контента пяти сообществ с последующим построением графов, что позволило выявить и визуализировать основные ценности и установки участников семейных онлайн-­сообществ. В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что феномен материнства описывается в российском публичном интернет-­дискурсе как социальная ценность высшего порядка, роль матери превалирует над остальными. При этом материнство в большей степени для россиян самодостаточно и незначительно привязано к другим публичным сферам. Сравнение онлайн-­дискурса условно «светских» и «конфессиональных» сообществ позволило авторам отметить значительное ценностное смещение представлений о материнстве и семье в различных социальных группах.

Ключевые слова

материнство детство семейная политика семейные ценности публичный интернет-­дискурс онлайн-­сообщества

Информация о финансировании

Исследование «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России» выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ (FEMS-2024-0006).

Библиографические ссылки

Айвазова, С.Г. (2011). Контракт «работающей матери»: нарушения или расторжение? (К вопросу об особенностях гендерной политики в современной России). Женщина в российском обществе, 3, 13–21.

Богуславская, В.В., Кувычко, А.А. (2021). Лингвокультурологическое осмысление материнства в российском медиадискурсе: антиномия «долг женщины-матери — право женщины на самоопределение». Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика, 2, 71–74.

Бочкарева, К.С. (2014). Основные тенденции изменений в социальном институте материнства. Система ценностей современного общества, 35, 139–143.

Гнедаш, А.А. (2020). Политическая культура и идеологический дискурс российских сетевых сообществ: гендерный и сетевой анализ вк-сообществ «мама» и «реальный футбол». В Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы (с. 148–149). М.: Изд. МПГУ.

Козлова, Н.Н., Овчарова, О.Г., Рассадин, С.В. (2020). Социально-философский анализ государственной семейной политики в современной России: основные подходы. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, 2(52), 117–123.

Кувычко, А.А., Чафонова, А.Г., Богуславская, В.В. (2018). Концептосфера медиадискурса материнства в российских и датских печатных СМИ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание, 17(4), 135–145. DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.4.12

Микляева, А.В., Румянцева, П.В. (2018). «#Онажемать»: имплицитные социальные представления о материнстве в современном российском интернет-дискурсе. Женщина в российском обществе, 1(86), 67–77. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.6

Нартова, Н.А. (2016). Материнство в современной западной социологической дискуссии. Женщина в российском обществе, 3(80), 39–53. DOI: 10.21064/WinRS.2016.3.4

Павлова, Е.Г. (2019). Феномен современного материнства как нравственная ценность: социологический аспект. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 80–85.

Пушкарёва, Н.Л. (2014). Материнство как социобиологическое явление: психология, философия, история. «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник, 7, 103–118.

Шамарина, Е.В. (2008). Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли (кандидатская диссертация). Барнаул.

Швецова, А.В. (2024). Современные исследования материнства: о чем (не)говорят тренды? Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 3, 103–113. DOI: 10.28995/2073-6401-2024-3-103-113

Шпаковская, Л.Л. (2014). Дискурсивное производство социального неравенства материнства. Женщина в российском обществе, 2(71), 77–85.

Almond, B. (2010). The Monster Within: The Hidden Side of Motherhood. Berkeley: University of California Press.

Archer, C., Kao, K.-T. (2018). Mother, baby and Facebook Makes Three: Does Social Mediaprovide Social Support for New Mothers? Media International Australia, 168(1), 122–139.

Bueskens, P. (2018). Modern Motherhood and Women’s Dual Identities: Rewriting the Sexual Contract. Routledge.

Douglas, S.J., Michaels, M.W. (2004). The Mommy Myth: the Idealization of Motherhood and How it Has Undermined All Women. New York: Free Press.

Haslam, D.M., Tee, A., & Baker, S. (2017). The Use of Social Media as a Mechanism of Social Support in Parents. Journal of Child and Family Studies, 26(7), 2026–2037.

Hays, S. (1996). Hays The Cultural Contradiction of Motherhood. New Haven; London: Yale University Press.

Jaworska, S. (2018). ‘Bad’mums tell the ‘untellable’: Narrative Practices and Agency in Online Stories about Postnatal Depression on Mumsnet. Discourse, Context & Media, 25, 25–33.

Kinser, A. ed. (2008). Mothering in the Third Wave. Toronto: Demeter Press.

Locatelli, E. (2017). Images of Breastfeeding on Instagram: Self-Representation, Publicness, and Privacy Management. Social Media + Society, 3(2), 1–14.

Lopez, L.K. (2009). The Radical Act of ‘Mommy Blogging’: Redefining Motherhood through the Blogosphere. New Media & Society, 11(5), 729–747.

Lupton, D. (2016). The Use and Value of Digital Media for Information about Pregnancy Andearly Motherhood: A Focus Group Study. BMC Pregnancy and Childbirth, 16(1), 1–10.

Mackenzie, J. (2019). Language, Gender and Parenthood Online: Negotiating motherhood in Mumsnet Talk. Routledge.

Mackenzie, J., Zhao, S. (2021). Motherhood Online: Issues and Opportunities for Discourse Analysis February. Discourse Context & Media, 40(1) DOI: 10.1016/j.dcm.2021.100472

O’Reilly, A. (2008). Feminist mothering. Bristol: State University of New York Press.

Orton-Johnson, K. (2017). Mummy blogs and representations of Motherhood: "Bad Mummies" and Their Readers. Social Media + Society, 3(2), 1–10. DOI: 10.1177/2056305117707186

Pugh, A.J. (2005). Selling Compromise: Toys, Motherhood, and the Cultural Deal. Gender and Society, 19(6), 729–749.

Rich, A. (1976). Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. New-York: Norton.

Woodward, K. (1997). Motherhood: Identities, Meanings and Myths. In K. Woodward (Ed.) Identity and Difference. London: Sage.

Статистика скачивания

Нет статистики