Абстрактность и конкретность протестных повесток в социальных сетях: особенности транслирования тематик и мобилизации участников
PDF

Рубрика

Публичная политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-4-44-59

Как цитировать

Фролов, А.А., Миронова, С.В., Беляков, А.А., Симонова, С.В. (2021). Абстрактность и конкретность протестных повесток в социальных сетях: особенности транслирования тематик и мобилизации участников. Южно-российский журнал социальных наук, 21(4), 44-59. DOI: 10.31429/26190567-21-4-44-59
Дата поступления 24 октября 2020
Дата принятия 27 ноября 2020
Дата публикации 22 июня 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Александр Альбертович Фролов, Светлана Владимировна Миронова, Алексей Александрович Беляков, Снежана Владимировна Симонова

Аннотация

В статье раскрываются характеристики и особенности транслирования протестных повесток в социальных сетях, приводится теоретическое обоснование значимости социальных сетей в жизни современного общества, реализации гражданской, протестной активности. Для определения характеристик трансформации повесток протеста как одного из механизмов демобилизации движений было проведено исследование с использованием политологического инструментария, в частности, методов: event-­анализ, контент-­анализ, case-study, сравнительного анализа. Авторами выбрано 7 наиболее крупных и известных кейсов протестов, реализованных на территории России в период с 2017 по 2021 г., и ряд протестных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграмм» по соответствующим кейсам. В ходе сбора и анализа данных в сообществах были произведены количественные подсчеты основных характеристик в социальных сетях: общее количество постов в рассматриваемой группе, количество постов по основной и каждой дополнительной повестке, а также количество информационных, мобилизационных и отчетных постов. В статье представлена уникальная классификация способов формулирования протестных повесток. Выделены два основных типа повесток: абстрактные и конкретные. На основе подсчетов и экспертного опроса создан коэффициент абстрактности, отражающий динамику размещения постов и трансформацию конкретных публикаций в абстрактные. По итогу были сформулированы основные тезисы и закономерности, применимые для последующего исследования протестных сообществ.

Ключевые слова

социальная сеть протестное движение протестная повестка абстрактная повестка конкретная повестка коэффициент абстрактности

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31346 «Специфика формирования и динамика трансформации повесток сетевых протестных сообществах в современной России».

Библиографические ссылки

Abramov, R. N. (2006). Mobil’nyy kommunikatsionnyye tekhnologii i povsednevnost’ Reygol’d G. Umnaya tolpa: novaya sotsial’naya revolyutsiya. M.: Fair-press, 2006–416 s. [Mobile Communicative Technology and Everyday Life: Howard Jieingold’s “Smart Mobs”]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 9(4), 185–192.

Artamonova, Yu. D., Demchuk, A. L. (2020). Konnektivnaya identichnost’ v sovremennom mire [“Connective Identity” In the Contemporary World]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 4, 69–79.

Dawson A., Innes, M. (2019). How Russia’s Internet Research Agency Built its Disinformation Campaign. The Political Quarterly, 90(2), 245–256.

Harrison, T., Dumas, C., DePaula, N. et al. (2017). E-petitioning and Online Media: The Case of #BringBackOurGirls. In Proceedings of the 18th International Conference of the Digital Government Society (pp. 11–20). NY: Staten Island.

Heiss, R., Schmuck, D. & Matthes, J. (2019). What Drives Interaction in Political Actors’ Facebook Posts? Profile and Content Predictors of User Engagement and Political Actors’ Reactions. Information, Communication & Society, 22(10), 1497–1513.

Kastel’s, M. (2016). Vlast’ kommunikatsii [Communication Power]. Moskva: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Keane, Dzh. (2015). Demokratiya i dekadans media [Democracy and Media Decadence]. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Korshunov, I. L. (2019). Regulirovaniye v Internete: zashchita lichnosti ili ogranicheniye svobody [Regulation on The Internet: Protection of The Personality or Limitation of Freedom]. Izvestiya SPbGU [Izvestiya SPbGU], 4(118), 119–125.

Laklau, E. O. (2009). O populizme [On Populist Reason]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12. Politicheskiye nauki [Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science], 3, 54–68.

Maykl, B., Hartvell, K., Nureyev, B. “Myagkaya sila” — palka o dvuh kontsah? [Is Soft Power a Double-Edged Sword?]. Retrieved from https://bricsmagazine.com/ru/articles/myagkaya-sila-palka-o-dvuh-kontsah/.

Savenkov, R. V., Shcheglova, D. V. (2018). Teorii kollektivnogo povedeniya i mobilizatsii resursov: razvitiye kontseptsiy analiza politicheskogo protesta [Theories of Collective Behavior and Resource Mobilization: Elaboration on the Concept of Political Protest]. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya [RUDN Journal of Political Science], 4, 555–563.

Sokolov, A. V., Palagicheva, A. V. (2020). Mobilizatsiya i demobilizatsiya v setevom politicheskom proteste [Mobilization and Demobilization in a Network Political Protest]. Politicheskaya nauka [Political Science], 3, 266–297.

Volodenkov, S. V., Romashkina A. B. (2020). Tekhnologii Internet-kommunikatsii kak instrument vliyaniya na funktsionirovaniye sovremennyh institutov vlasti: aktual’nyye vyzovy [Internet Communication Technologies as a Tool of Affecting Modern Governmental Institutions: Current Challenges]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki [Bulletin of The Msru. Series: History and Political Sciences], 1, 33–40.

Статистика скачивания

Нет статистики