Восприятие городского культурного пространства и особенности городской идентичности: межпоколенный анализ (на материале исследования респондентов Краснодара)
PDF

Рубрика

Социальная психология

УДК

316.334.56:008(470.62)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-119-134

Как цитировать

Тучина, О.Р., Аполлонов, И.А., Посметюха, Л.А. (2023). Восприятие городского культурного пространства и особенности городской идентичности: межпоколенный анализ (на материале исследования респондентов Краснодара). Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 119-134. DOI: 10.31429/26190567-24-3-119-134
Дата поступления 3 июня 2023
Дата принятия 1 июля 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Оксана Роальдовна Тучина, Иван Александрович Аполлонов, Любовь Александровна Посметюха

Аннотация

В статье рассматривается актуальная для современного общества проблема взаимодействия человека и города, а также влияния культурного пространства города на городскую идентичность. С позиций субъектного подхода категория «культурное пространство города» рассматривается как смысловая сфера, воплощенная в городском ландшафте. Цель статьи — теоретическое обоснование и эмпирическое исследование влияния культурного пространства города на локальную идентичность респондентов. Для исследования городской идентичности использован «Опросник идентичности с городом» (С. А. Литвина, О. И. Муравьева) в авторской модификации. Для исследования городского культурного пространства был разработан авторский опросник, выявляющий следующие факторы влияние городского культурного пространства: рекреационный эффект, эффект позитивной эмоциональной причастности, креативный эффект. Анкета для анализа основных тенденций и ценностных доминант художественного пространства г. Краснодара была составлена на основе материалов интервью с искусствоведами, культурологами, работниками культуры. Эмпирическая база исследования: 354 респондента, постоянно проживающие в г. Краснодаре. Изучение особенностей городской идентичности методом анализа среднего показало достаточно высокий уровень выраженности всех аспектов городской идентичности в исследуемых группах, значимых различий в двух возрастных группах не выявлено. Наиболее значимым фактором влияния на все аспекты городской идентичности в обеих группах является чувство гордости за свой город и своих земляков. Рекреационный эффект оказался значимым фактором влияния на городскую идентичность в старшей возрастной группе, в младшей он повлияет только на эмоциональную привязанность к городу и оценку личного вклада в его развитие. Влияние креативного эффекта в исследуемых группах оказалось незначимым. В качестве основных визуальных доминант городского пространства в исследуемых группах результаты исследования показали чувство гордости при виде городской скульптуры, а также рекреационный эффект от прогулки по центральной части города, паркам и зеленым зонам Краснодара. Установлены межпоколенные различия в эффекте влияния определенных объектов городского культурного пространства: для старшего поколения значимым фактором оказалось эмоциональное впечатление от креативной наружной рекламы, причудливых деревьев и оригинальных цветочных композиций, а также возможности принимать участие в городских культурных акциях; негативным фактором — впечатление от арт-объектов и современной городской скульптуры Краснодара. В результате анализа авторской анкеты определены две основные тенденции восприятия культурного пространства Краснодара, соответствующие возрастным группам: традиционная (стремление сохранить исторический облик Краснодара, его особенности, но сделать удобней для жителей) и инновационная (стремление изменить город в соответствии с последними урбанистскими тенденциями, сделав его современным и функциональным).

Ключевые слова

городское пространство культурное пространство города визуальный аспект городской среды субъектный подход городская идентичность

Информация о финансировании

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда и Кубанского научного фонда (проект №22-28-20292 «Произведения изобразительного искусства в городском пространстве культуры как фактор формирования локальной идентичности»).

Библиографические ссылки

Apollonov, I.A. (2017). Identichnost’ lichnosti: etnokul’turnye osnovaniya bytiya cheloveka v globaliziruyushchemsya mire [Personal Identity: Ethno-Cultural Bases of Human Existence in a Globalizing World.]. Krasnodar: KubGTU.

Belanche, D., Casaló, L.V., Flavián, C. (2017). Understanding the Cognitive, Affective and Evaluative Components of Social Urban Identity: Determinants, Measurement, and Practical Consequences. Journal of Environmental Psychology, 50, 138–153. DOI: 10.1016/j.jenvp.2017.02.004

Berman, M.G., Jonides, J., & Kaplan, S. (2008). The cognitive benefits of interacting with nature. Psychological Science, 19(12), 1207–1212. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2008.02225

Certeau, de M. (1998). Ghosts in the City. In The Practice of Everyday Life. Vol. 2. Living and cooking. Minneapolis: University of Minnesota Press, рp. 133–144.

Drobysheva, T.V., Emel’yanova T.P. (2020). Zhiznesposobnost’ gorozhan: soderzhanie ponyatiya, teoreticheskie i empiricheskie vozmozhnosti ego primeneniya. [Viability of Urban Residents: Content of The Concept, Theoretical and Empirical Possibilities of Its Application]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Izvestiya of Saratov University], 3(35), 232–240.

Drobysheva, T.V., Zhuravlev, A.L. (2017). K istorii stanovleniya otechestvennoy sotsial’noy psikhologii goroda: osnovnyye etapy i napravleniya issledovaniy [To the History of the Formation of Domestic Social Psychology of the City: the Main Stages and Directions of Research]. In Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya sovremennoy psikhologii. Rezul’taty i perspektivy razvitiya [Fundamental and Applied Research in Modern Psychology. Results and Development Prospects] (pp. 1934–1942). Moskva: Smysl.

Drobysheva, T.V., Zhuravlev, A.L. (Eds.) (2016). Sotsial’no-psikhologicheskie issledovaniya goroda [Socio-psychological studies of the city]. Moskva: Institut psikhologii, Rossiyskaya akademiya nauk.

Galindo, M.P.& Hidalgo, M.C. (2005). Aesthetic Preferences and the Attribution of Meaning: Environmental Categorization Processes in the Evaluation of Urban Scenes. International Journal of Psychology, 40(1), 19–27. DOI: 10.1080/00207590444000104

Heath, S.C., Rabinovich, A., & Barreto, (2017). Putting Identity into the Community: Exploring the Social Dynamics of Urban Regeneration. European Journal of Social Psychology, 47(7), 855–866. DOI: 10.1002/ejsp.2296

Hidalgo, M.C., Berto, R., Galindo, M.P., & Getrevi, A. (2006). Identifying Attractive and Unattractive Urban Places: Categories, Restorativeness and Aesthetic Attributes. Medio Ambiente y Comportamiento Humano, 7(2), 115–133.

Jones, C., Svejenova, S. (2017). The architecture of city identities: A multimodal study of Barcelona and Boston. Multimodality, Meaning, and Institutions, 54B, 203–234, DOI: 10.1108/S0733-558X2017000054B007

Lalli, M. (1992). Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings. Journal of Environmental Psychology, 4, 285–303. DOI: 10.1016/S0272-4944(05)80078-7

Lindal, P.J. & Hartig, T. (2013). Architectural variation, Building Height, and the Restorative Quality of Urban Residential Streetscapes. Journal of Environmental Psychology, 33, 26–36. DOI: 10.1016/j.jenvp.2012.09.003

Lindberg, M., Johansson, K., Karlberg, H. & Balogh, J. (2019). Place innovative synergies for city center attractiveness: A matter of experiencing retail and retailing experiences. Urban Planning, 4(01), 91–105. DOI: 10.17645/up.v4i1.1640

Murav’yeva, O. I., Litvina, S. A., Kruzhkova, O. V., Bogomaz S. A. (2017). Osobennosti struktury identichnostis gorodom molodezhi rossiyskih gorodov [Russian Young City-Dwellers: Structural Features of Urban Identity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin], 1, 63–80.

Ozerina, A. A., Timofeyeva, T. S. (2019). Obzor sovremennyh zarubezhnyh issledovaniy fenomena “Gorodskaya identichnost’” [Review of Modern Foreign Studies of the Phenomenon “Urban Identity”]. LogosetPraxis [LogosetPraxis], 4, 142–152. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.4.17

Pokatilovskaya, Ye. N., Shibayeva, L. V. (2019, Fevral’). Obraz goroda prozhivaniya v predstavleniyah zhiteley s raznoy gorodskoy identichnost’yu [Image of a City of Accommodation in Representations of Residents with Different City Identity]. Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psihologiya [Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology], 2(14), 192–209.

Rouquette, M.L., Sautkina, E., Castro, P., Félonneau, M.-L., & Guillou-Michel, E. (2005). Social Representations: Theory and Environmental Studies. Designing Social Innovation: Planning, Building, Evaluating, 1, 107–115.

Shmelina, O.S., Tsygankova, O.Ye. (2016). Obrazy “goroda-mechty” i real’nogo goroda v predstavlenii zhiteley krupnogo i malogo gorodov [Images of a “Dream City” and a Real City in the Minds of Residents of Large and Small Cities]. In T.V. Drobysheva, A.L. Zhuravlev (Eds) Sotsial’no-psihologicheskiye issledovaniya goroda [Socio-psychological Studies of the City] (pp. 27–49). Moskva: Institut psihologii, Rossiyskaya akademiya nauk.

Tuchina, O.R., Apollonov, I.A. (2021). Istoricheskiy opyt i kommemorativnyye praktiki v kontekste natsional’noy i lokal’noy identichnosti: krossregional’nyy analiz [Historical Experience and Commemorative Practices in the Context of National and Local Identity: cross-regional analysis]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education], 5, 45–59.

Tuchina, O.R., Apollonov, I.A., Posmetyuha, L.A. (2022). Gorodskoye kul’turnoye prostranstvo kak faktor formirovaniya lokal’noy identichnosti (na materiale issledovaniya molodezhi Krasnodara) [Urban Cultural Space as a Factor in The Formation of Local Identity: The Case of The Youth of Krasnodar]. Gertsenovskiye chteniya: psihologicheskiye issledovaniya v obrazovanii [The Herzen University Studies: Psychology in Education], 5, 439–444. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-56

Ujang, N., & Zakariya, K. (2015). The Notion of Place, Place Meaning and Identity in Urban Regeneration. Procedia-social and Behavioral Sciences, 170, 709–717. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.073

White, M., Smith, A., Humphryes, K., Pahl, S., Snelling, D., & Depledge, M. (2010). Blue Space: The Importance of Water for Preference, Affect, and Restorativeness Ratings of Natural and built Scenes. Journal of Environmental Psychology, 30(4), 482–493. DOI: 10.1016/J.JENVP.2010.04.004

Yang, Z., & Ziqiang, X. (2016). Community Identity Increases Urban Residents’ Ingroup Emergency Helping Intention. Journal of Community & Applied Social Psychology, 26(6), 467–480. DOI: 10.1002/casp.2274

Zachesova, I.A. (2019, May). Povsednevnyy gorodskoy diskurs: intentsional’nyy aspect [Everyday Urban Discourse: Intentional Aspect]. Yevraziyskoye nauchnoye ob’’yedineniye [Eurasian Scientific Association], 5–7(51), 459–462.

Znakov, V.V., Ryabikina, Z.I. (2017). Psihologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. Moskva: Smysl.

Статистика скачивания

Нет статистики