Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края | Южно-российский журнал социальных наук
Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-70-99
https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-70-99

Как цитировать Array

Васильева О.В. Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №4. С. 70-99. DOI: 10.31429/26190567-23-4-70-99
Дата поступления 2022-08-04
Дата принятия 2022-12-20
Дата публикации 2023-03-31

Copyright (c) 2023 Ольга Владимировна Васильева

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Статья посвящена анализу информационного потребления молодежи Красноярского края в онлайн-­среде. Актуальность исследования определяется необходимостью своевременного сбора эмпирического материала о способах и источниках получения информации населением в интернете. Цель исследования — выявить наиболее актуальные виды практик информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края, а также факторы их выбора. Эмпирический объект исследования: молодежь Красноярского края. Теоретический объект исследования: информационное онлайн-потребление молодежи Красноярского края. Предмет исследования: практики информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края. Методы исследования. Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ. Эмпирический: анкетирование. Методы обработки данных: описательная статистика, расчет критерия Хи-квадрат Пирсона, расчет средних, непараметрический статистический критерий Манна–Уитни, корреляционный анализ. Новизна работы заключается в получении актуальных знаний об особенностях информационного потребления молодежи Красноярского края в интернете. На примере молодежи Красноярского края определены наиболее популярные среди молодежи источники получения информации в интернете, изучен уровень и факторы доверия молодежи блогерам; охарактеризованы различия репертуаров информационного потребления молодежи в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. Авторы выявили, что наиболее актуальными форматами потребления контента для молодежи Красноярского края являются прослушивание музыки, изучение новостей, наблюдение за жизнью людей, интернет-­серфинг, чтение научно-­популярных пабликов, просмотр видео-­обзоров. Большинство используют соцсети ВКонтакте, WhatsApp*, YouTube, Instagram* и Telegram. Наибольшим доверием пользуются следующие тематики блогов: досуг и увлечения, мода и красота, питание и спорт, карьера и образование. В большей степени склонны доверять блогерам девушки, несовершеннолетние, учащиеся, жители сельских поселений. Наиболее значимыми факторами доверия молодежи блогерам являются: личность блогера, особенности подачи информации, репутация блогера. Полученную в ходе исследования информацию важно учитывать при трансляции актуальной повестки на молодежную аудиторию. Перспективы исследования состоят в определении уровня влияния контента соцсетей на сознание и поведение молодежи.

* Компания Meta и соцсети, которыми она владеет, признаны в России экстремистскими и запрещены.

Ключевые слова

молодежь, интернет, информация, источники информации, факторы доверия, блогеры, социальные сети, информационное потребление, интернет-­потребление

Библиографические ссылки

  1. Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019). Kibersocializastiya molodezhi v informacionno-kommunikacionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber Socialization of Youth in The Information and Communication Space of The Modern World: Effects and Risks]. Social’naya psihologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 10(4), 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404
  2. Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N., Uglova, A. B. (2021). Psihologicheskie faktory doveriya k populyarnym videoblogeram u sovremennoy molodezhi [Psychological Factors of Trust in Popular Video Bloggers among Modern Youth]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 18(3), 451–467.
  3. Boyd, D. (2020). Vsyo slozhno. Zhizn’ podrostkov v sotsial’nykh setyakh [It’s Complicated. Teenagers’ Life in Social Networks]. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.
  4. Bryant, D., Thompson S. (2004). Osnovy vozdeystviya SMI [Fundamentals of Media Impact]. Moscow: Publishing House “Williams”.
  5. Druzhba, O. V., Kairova, I. A., Koshman, M. V. (2020). Sotsial’nyye seti kak prostranstvo internet-sotsializatsii molodezhi [Social Networks as a Space of Internet Socialization of Youth]. Kant [Kant], 1(34), 143–151.
  6. Efimova, G. Z., & Semenov, M. Yu. (2020). Tsifrovoy detoks molodezhi (na primere ispol’zovaniya sotsial’nykh setey) [Digital Detox of The Youth (on The Example of Social Networks)]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Sociology], 20(3), 572–581. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581
  7. Fomicheva, N. A. (2019). Sposoby bor’by molodezhi s dezinformatsiyey [Ways in which Young People Can Combat Disinformation]. In Fizicheskoye razvitiye studentov v sovremennom mire [Physical Development of Students in the Modern World: Materials of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 271–273). SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet promyshlennyh tekhnologiy i dizajna.
  8. Golikova, I. (2021). Negativnoye vliyaniye na molodezh’ tsifrovoy antikul’tury v period feykov, postpravdy na primere seti tik tok [Negative Influence of Digital Anti-culture on the Young People in the Age of Fakes and Post-truths as Exemplified by the Tic-Tok Network]. In Shkola molodyh novatorov [School of Young Innovators] (pp. 361–367). Kursk: Yugo-zapadnyy universitet.
  9. Kasamara, V. A., Sorokina, A. A., Shilina, A. N. (2021). YouTube-blogery kak agenty politicheskoy sotsializatsii rossiyskikh shkol’nikov [Youtube Bloggers as Agents of Political Socialization of Russian Pupils]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow University. Series 12: Political Sciences], 3, 7–21.
  10. Kuznecova, K. M. (2019). Prichiny populyarnosti YOUTUBE s tochki zreniya znaniy o pokoleniyakh [Reasons for Youtube Popularity from A General Knowledge Point]. Social’nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika [Social and Humanitarian Sciences: Theory and Practice], 1(3), 434–446.
  11. Maksimova, O. A., Laukart-Gorbacheva, O. V. (2018). Informatsionno-setevyye resursy v povsednevnykh praktikakh tsifrovogo pokoleniya: struktura i osobennosti potrebleniya [Information and Network Resources in Everyday Practice of Digital Generation: Structure and Consumption Features]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology], 2, 179–182.
  12. Mamedova, N. A. K., Petinova, T. M. (2014). SMI i molodezh’: informaciya ili manipulyaciya? [Media and Youth: Information or Manipulation?]. Pokolenie budushchego: Vzglyad molodyh uchenyh-2014 [The Generation of the Future: The View of Young Scientists-2014] (309–312). Kursk: ZAO “Universitetskaya kniga”.
  13. Marokova, M. V., Bisinova, Z. E. (2012). Rol’ sotsial’nykh setey v sotsializatsii molodezhi [The Role of Social Networks in the Socialization of Youth]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva [The Value System of Modern Society], 22, 258–263.
  14. Moroz, N. A. (2020). Sotsial’nyye seti kak chast’ zhiznennogo mira sovremennogo studenchestva (na primere fokus-gruppovogo issledovaniya) [Social Media as a Part of The Lifeworld of Today’s Students (Based on The Focus Group Interview)]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 2, 64–70.
  15. Rachipa, A. V., Brusenceva, D. M., Fatkulina, L. A. (2019). Internet-tekhnologii kak sredstvo upravleniya protsessom mediasotsializatsii molodezhi [Internet Technologies as a Means of Managing The Media Socialization Process of Young People]. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Administration. Scientific Notes], 2, 230–234. DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-230-234
  16. Ryazanov, D. A. (2020). Internet-soobshchestvo kak fenomen sovremennoy setevoy kul’tury (na primere KVN-soobshchestva v sotsial’noy seti VKontakte) [Internet Community as a Phenomenon of Modern Network Culture (on the Example of KVN Community in the Social Network VKontakte)]. Kommunikologiya [Communicology], 8(2), 146–154. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-146-155
  17. Safarova, D. B., & Gernego, L. V. (2016). Manipulyatsiya soznaniyem molodezhi s pomoshch’yu SMI [Manipulation with the Consciousness of Young People through Media]. In V Zabaykal’skiye rozhdestvenskiye obrazovatel’nyye chteniya “Traditsiya i novatsii: kul’tura, obshchestvo, lichnost’” (regional’nyy etap Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel’nykh chteniy) [Trans-Baikal Christmas Educational Readings “Tradition and Innovation: Culture, Society, Person” (Regional Stage of the International Christmas Educational Readings)] (pp. 132–134). Chita: Zabajkal’skiy gosudarstvennyy universitet.
  18. Salihov, A. M., Krasnoshchechenko, I. P. (2020). Manipulyaciya soznaniem: kak snizit’ riski ekstremistskih vliyanij na molodezh’? [Manipulation of Consciousness: How to Reduce the Risks of Extremist Influences on Young People?]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology], 2, 15–23. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.2(51).015-023
  19. Shishkina, E. K. (2019). Vliyaniye kommunikativnykh effektov novykh media na sovremennuyu molodezh’ [The Impact of the Communicative Effects of New Media on Today’s Youth]. MNSK-2019. Sociologiya: Materialy 57-y Mezhdunarodnoy studencheskoy konferentsii [Proceedings of the 57th International Students’ Scientific Conference. Sociology] (pp. 43–44). Novosibirsk: Novosibirskiy natsional’nyy issledovatel’skiy gosudarstvennyy universitet.
  20. Smerichevskiy, E. F., Voloshinskaya, L. V., Korzhova, D. A. (2017). Osobennosti informatsionnogo potrebleniya i motivatsionnykh tendentsiy sovremennoy molodezhi [Features of Information Consumption and Motivational Trends of Modern Youth]. Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute], 3, 181–188.
  21. Sorokova, M. G. (2020). Matematicheskiye metody v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Mathematical Methods in Psychological and Pedagogical Research]. Moskva: Neolit.
  22. Ushkin, S. G. (2017). Kofeyni, dzhentl’menskiye kluby i sotsial’nyye seti, ili gde segodnya formiruyetsya obshchestvennoye mneniye [Coffee Shops, Gentlemen’s Clubs and Social Networks, or Where Public Opinion Is Shaped Today]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes], 6(142), 52–62. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.03
  23. Vasil’chenko, V. V. (2015). Formirovanie protestnogo politicheskogo soznaniya molodyozhi posredstvom internet-kommunikacij [The Formation of Young People’s Protest Political Consciousness Through Internet Communications]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow Region State University], 3, 17. DOI: 10.18384/2224-0209-2015-3-979
  24. Volodenkov, S. V., Belokonev, S. Yu., & Suslova, A. A. (2021). Osobennosti struktury informacionnogo potrebleniya sovremennoy rossiyskoy molodezhi: na materialah issledovaniya sredi studentov-politologov Finansovogo universiteta [How Russian Youth Consume Information: Case Study of The Political Science Students of The Financial University]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science], 23(1), 31–46. DOI: 10.22363/ 2313-1438-2021-23-1-31-46
  25. Zelenina, E. V., Poreckaya, T. Yu. (2018). Mediakul’tura molodezhnyh internet-soobshchestv [Media Culture of Youth Internet Communities]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University], 2(2), 204–211.
  26. Zuykina, K. L., Sokolova, D. V. (2021). Osobennosti identifikatsii feykovykh novostey molodezhnoy auditoriyey [Features of Identification of Fake News by the Youth Audience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philology], 71, 310–326. DOI: 10.17223/19986645/71/19
  27. Zyryanova, M. O. (2020). Sposoby protivodejstviya rasprostraneniyu fejkovoj informacii [Ways to Combat the Spread of “Fake Information”]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 6, 80–83.