Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края
PDF
HTML

Рубрика

Социологические интерпретации

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-23-4-70-99

Как цитировать

Васильева, О.В. (2023). Социологический анализ информационного потребления молодежи Красноярского края. Южно-российский журнал социальных наук, 23(4), 70-99. DOI: 10.31429/26190567-23-4-70-99
Дата поступления 4 августа 2022
Дата принятия 20 декабря 2022
Дата публикации 31 марта 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2023 Ольга Владимировна Васильева

Аннотация

Статья посвящена анализу информационного потребления молодежи Красноярского края в онлайн-­среде. Актуальность исследования определяется необходимостью своевременного сбора эмпирического материала о способах и источниках получения информации населением в интернете. Цель исследования — выявить наиболее актуальные виды практик информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края, а также факторы их выбора. Эмпирический объект исследования: молодежь Красноярского края. Теоретический объект исследования: информационное онлайн-потребление молодежи Красноярского края. Предмет исследования: практики информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края. Методы исследования. Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ. Эмпирический: анкетирование. Методы обработки данных: описательная статистика, расчет критерия Хи-квадрат Пирсона, расчет средних, непараметрический статистический критерий Манна–Уитни, корреляционный анализ. Новизна работы заключается в получении актуальных знаний об особенностях информационного потребления молодежи Красноярского края в интернете. На примере молодежи Красноярского края определены наиболее популярные среди молодежи источники получения информации в интернете, изучен уровень и факторы доверия молодежи блогерам; охарактеризованы различия репертуаров информационного потребления молодежи в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. Авторы выявили, что наиболее актуальными форматами потребления контента для молодежи Красноярского края являются прослушивание музыки, изучение новостей, наблюдение за жизнью людей, интернет-­серфинг, чтение научно-­популярных пабликов, просмотр видео-­обзоров. Большинство используют соцсети ВКонтакте, WhatsApp*, YouTube, Instagram* и Telegram. Наибольшим доверием пользуются следующие тематики блогов: досуг и увлечения, мода и красота, питание и спорт, карьера и образование. В большей степени склонны доверять блогерам девушки, несовершеннолетние, учащиеся, жители сельских поселений. Наиболее значимыми факторами доверия молодежи блогерам являются: личность блогера, особенности подачи информации, репутация блогера. Полученную в ходе исследования информацию важно учитывать при трансляции актуальной повестки на молодежную аудиторию. Перспективы исследования состоят в определении уровня влияния контента соцсетей на сознание и поведение молодежи.

* Компания Meta и соцсети, которыми она владеет, признаны в России экстремистскими и запрещены.

Ключевые слова

молодежь интернет информация источники информации факторы доверия блогеры социальные сети информационное потребление интернет-­потребление

Библиографические ссылки

Aysina, R. M., Nesterova, A. A. (2019). Kibersocializastiya molodezhi v informacionno-kommunikacionnom prostranstve sovremennogo mira: effekty i riski [Cyber Socialization of Youth in The Information and Communication Space of The Modern World: Effects and Risks]. Social’naya psihologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 10(4), 42–57. DOI: 10.17759/sps.2019100404

Bogdanovskaya, I. M., Koroleva, N. N., Uglova, A. B. (2021). Psihologicheskie faktory doveriya k populyarnym videoblogeram u sovremennoy molodezhi [Psychological Factors of Trust in Popular Video Bloggers among Modern Youth]. Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 18(3), 451–467.

Boyd, D. (2020). Vsyo slozhno. Zhizn’ podrostkov v sotsial’nykh setyakh [It’s Complicated. Teenagers’ Life in Social Networks]. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.

Bryant, D., Thompson S. (2004). Osnovy vozdeystviya SMI [Fundamentals of Media Impact]. Moscow: Publishing House “Williams”.

Druzhba, O. V., Kairova, I. A., Koshman, M. V. (2020). Sotsial’nyye seti kak prostranstvo internet-sotsializatsii molodezhi [Social Networks as a Space of Internet Socialization of Youth]. Kant [Kant], 1(34), 143–151.

Efimova, G. Z., & Semenov, M. Yu. (2020). Tsifrovoy detoks molodezhi (na primere ispol’zovaniya sotsial’nykh setey) [Digital Detox of The Youth (on The Example of Social Networks)]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Sociology], 20(3), 572–581. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581

Fomicheva, N. A. (2019). Sposoby bor’by molodezhi s dezinformatsiyey [Ways in which Young People Can Combat Disinformation]. In Fizicheskoye razvitiye studentov v sovremennom mire [Physical Development of Students in the Modern World: Materials of the International Scientific and Practical Conference] (pp. 271–273). SPb.: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet promyshlennyh tekhnologiy i dizajna.

Golikova, I. (2021). Negativnoye vliyaniye na molodezh’ tsifrovoy antikul’tury v period feykov, postpravdy na primere seti tik tok [Negative Influence of Digital Anti-culture on the Young People in the Age of Fakes and Post-truths as Exemplified by the Tic-Tok Network]. In Shkola molodyh novatorov [School of Young Innovators] (pp. 361–367). Kursk: Yugo-zapadnyy universitet.

Kasamara, V. A., Sorokina, A. A., Shilina, A. N. (2021). YouTube-blogery kak agenty politicheskoy sotsializatsii rossiyskikh shkol’nikov [Youtube Bloggers as Agents of Political Socialization of Russian Pupils]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow University. Series 12: Political Sciences], 3, 7–21.

Kuznecova, K. M. (2019). Prichiny populyarnosti YOUTUBE s tochki zreniya znaniy o pokoleniyakh [Reasons for Youtube Popularity from A General Knowledge Point]. Social’nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika [Social and Humanitarian Sciences: Theory and Practice], 1(3), 434–446.

Maksimova, O. A., Laukart-Gorbacheva, O. V. (2018). Informatsionno-setevyye resursy v povsednevnykh praktikakh tsifrovogo pokoleniya: struktura i osobennosti potrebleniya [Information and Network Resources in Everyday Practice of Digital Generation: Structure and Consumption Features]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology], 2, 179–182.

Mamedova, N. A. K., Petinova, T. M. (2014). SMI i molodezh’: informaciya ili manipulyaciya? [Media and Youth: Information or Manipulation?]. Pokolenie budushchego: Vzglyad molodyh uchenyh-2014 [The Generation of the Future: The View of Young Scientists-2014] (309–312). Kursk: ZAO “Universitetskaya kniga”.

Marokova, M. V., Bisinova, Z. E. (2012). Rol’ sotsial’nykh setey v sotsializatsii molodezhi [The Role of Social Networks in the Socialization of Youth]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva [The Value System of Modern Society], 22, 258–263.

Moroz, N. A. (2020). Sotsial’nyye seti kak chast’ zhiznennogo mira sovremennogo studenchestva (na primere fokus-gruppovogo issledovaniya) [Social Media as a Part of The Lifeworld of Today’s Students (Based on The Focus Group Interview)]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 2, 64–70.

Rachipa, A. V., Brusenceva, D. M., Fatkulina, L. A. (2019). Internet-tekhnologii kak sredstvo upravleniya protsessom mediasotsializatsii molodezhi [Internet Technologies as a Means of Managing The Media Socialization Process of Young People]. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and Municipal Administration. Scientific Notes], 2, 230–234. DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-230-234

Ryazanov, D. A. (2020). Internet-soobshchestvo kak fenomen sovremennoy setevoy kul’tury (na primere KVN-soobshchestva v sotsial’noy seti VKontakte) [Internet Community as a Phenomenon of Modern Network Culture (on the Example of KVN Community in the Social Network VKontakte)]. Kommunikologiya [Communicology], 8(2), 146–154. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-146-155

Safarova, D. B., & Gernego, L. V. (2016). Manipulyatsiya soznaniyem molodezhi s pomoshch’yu SMI [Manipulation with the Consciousness of Young People through Media]. In V Zabaykal’skiye rozhdestvenskiye obrazovatel’nyye chteniya “Traditsiya i novatsii: kul’tura, obshchestvo, lichnost’” (regional’nyy etap Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel’nykh chteniy) [Trans-Baikal Christmas Educational Readings “Tradition and Innovation: Culture, Society, Person” (Regional Stage of the International Christmas Educational Readings)] (pp. 132–134). Chita: Zabajkal’skiy gosudarstvennyy universitet.

Salihov, A. M., Krasnoshchechenko, I. P. (2020). Manipulyaciya soznaniem: kak snizit’ riski ekstremistskih vliyanij na molodezh’? [Manipulation of Consciousness: How to Reduce the Risks of Extremist Influences on Young People?]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology], 2, 15–23. DOI: 10.33463/2072-8336.2020.2(51).015-023

Shishkina, E. K. (2019). Vliyaniye kommunikativnykh effektov novykh media na sovremennuyu molodezh’ [The Impact of the Communicative Effects of New Media on Today’s Youth]. MNSK-2019. Sociologiya: Materialy 57-y Mezhdunarodnoy studencheskoy konferentsii [Proceedings of the 57th International Students’ Scientific Conference. Sociology] (pp. 43–44). Novosibirsk: Novosibirskiy natsional’nyy issledovatel’skiy gosudarstvennyy universitet.

Smerichevskiy, E. F., Voloshinskaya, L. V., Korzhova, D. A. (2017). Osobennosti informatsionnogo potrebleniya i motivatsionnykh tendentsiy sovremennoy molodezhi [Features of Information Consumption and Motivational Trends of Modern Youth]. Vestnik Doneckogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute], 3, 181–188.

Sorokova, M. G. (2020). Matematicheskiye metody v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Mathematical Methods in Psychological and Pedagogical Research]. Moskva: Neolit.

Ushkin, S. G. (2017). Kofeyni, dzhentl’menskiye kluby i sotsial’nyye seti, ili gde segodnya formiruyetsya obshchestvennoye mneniye [Coffee Shops, Gentlemen’s Clubs and Social Networks, or Where Public Opinion Is Shaped Today]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes], 6(142), 52–62. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.03

Vasil’chenko, V. V. (2015). Formirovanie protestnogo politicheskogo soznaniya molodyozhi posredstvom internet-kommunikacij [The Formation of Young People’s Protest Political Consciousness Through Internet Communications]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow Region State University], 3, 17. DOI: 10.18384/2224-0209-2015-3-979

Volodenkov, S. V., Belokonev, S. Yu., & Suslova, A. A. (2021). Osobennosti struktury informacionnogo potrebleniya sovremennoy rossiyskoy molodezhi: na materialah issledovaniya sredi studentov-politologov Finansovogo universiteta [How Russian Youth Consume Information: Case Study of The Political Science Students of The Financial University]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Political Science], 23(1), 31–46. DOI: 10.22363/ 2313-1438-2021-23-1-31-46

Zelenina, E. V., Poreckaya, T. Yu. (2018). Mediakul’tura molodezhnyh internet-soobshchestv [Media Culture of Youth Internet Communities]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University], 2(2), 204–211.

Zuykina, K. L., Sokolova, D. V. (2021). Osobennosti identifikatsii feykovykh novostey molodezhnoy auditoriyey [Features of Identification of Fake News by the Youth Audience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of Tomsk State University. Philology], 71, 310–326. DOI: 10.17223/19986645/71/19

Zyryanova, M. O. (2020). Sposoby protivodejstviya rasprostraneniyu fejkovoj informacii [Ways to Combat the Spread of “Fake Information”]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 6, 80–83.

Статистика скачивания

Нет статистики