Аннотация
Статья посвящена анализу информационного потребления молодежи Красноярского края в онлайн-среде. Актуальность исследования определяется необходимостью своевременного сбора эмпирического материала о способах и источниках получения информации населением в интернете. Цель исследования — выявить наиболее актуальные виды практик информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края, а также факторы их выбора. Эмпирический объект исследования: молодежь Красноярского края. Теоретический объект исследования: информационное онлайн-потребление молодежи Красноярского края. Предмет исследования: практики информационного онлайн-потребления молодежи Красноярского края. Методы исследования. Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ. Эмпирический: анкетирование. Методы обработки данных: описательная статистика, расчет критерия Хи-квадрат Пирсона, расчет средних, непараметрический статистический критерий Манна–Уитни, корреляционный анализ. Новизна работы заключается в получении актуальных знаний об особенностях информационного потребления молодежи Красноярского края в интернете. На примере молодежи Красноярского края определены наиболее популярные среди молодежи источники получения информации в интернете, изучен уровень и факторы доверия молодежи блогерам; охарактеризованы различия репертуаров информационного потребления молодежи в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. Авторы выявили, что наиболее актуальными форматами потребления контента для молодежи Красноярского края являются прослушивание музыки, изучение новостей, наблюдение за жизнью людей, интернет-серфинг, чтение научно-популярных пабликов, просмотр видео-обзоров. Большинство используют соцсети ВКонтакте, WhatsApp*, YouTube, Instagram* и Telegram. Наибольшим доверием пользуются следующие тематики блогов: досуг и увлечения, мода и красота, питание и спорт, карьера и образование. В большей степени склонны доверять блогерам девушки, несовершеннолетние, учащиеся, жители сельских поселений. Наиболее значимыми факторами доверия молодежи блогерам являются: личность блогера, особенности подачи информации, репутация блогера. Полученную в ходе исследования информацию важно учитывать при трансляции актуальной повестки на молодежную аудиторию. Перспективы исследования состоят в определении уровня влияния контента соцсетей на сознание и поведение молодежи.
* Компания Meta и соцсети, которыми она владеет, признаны в России экстремистскими и запрещены.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Айсина, Р.М., Нестерова, А.А. (2019). Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски. Социальная психология и общество, 10(4), 42–57.
Богдановская, И.М., Королева, Н.Н., Углова, А.Б. (2021). Психологические факторы доверия к популярным видеоблогерам у современной молодежи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 3, 451–467.
Бойд, Д. (2020). Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики.
Брайант, Д. (2004). Основы воздействия СМИ. Москва: Издательский дом «Вильяме».
Васильченко, В.В. (2015). Формирование протестного политического сознания молодёжи посредством интернет-коммуникаций. Вестник Московского государственного областного университета, 3, 17.
Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. (2021). Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 1, 31–46. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-31-46
Голикова, И. (2021). Негативное влияние на молодежь цифровой антикультуры в период фейков, постправды на примере сети тик ток. В Сборник научных статей 2‑й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых «Школа молодых новаторов» (c. 361–367).
Дружба, О.В., Каирова, И.А., Кошман, М.В. (2020). Социальные сети как пространство интернет-социализации молодёжи. Kant, 1(34), 143–151.
Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. (2020). Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 3, 572–581.
Зеленина, Е.В., Порецкая, Т.Ю. (2018). Медиакультура молодежных интернет-сообществ. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2, 204–211.
Зуйкина, К.Л., Соколова, Д.В. (2021). Особенности идентификации фейковых новостей молодежной аудиторией. Вестник Томского государственного университета. Филология, 71, 310–326.
Зырянова, М.О. (2020). Способы противодействия распространению фейковой информации. Общество: социология, психология, педагогика, 6, 80–83.
Кузнецова, К.М. (2019). Причины популярности YOUTUBE с точки зрения знаний о поколениях. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 1(3), 434–446.
Касамара, В.А., Сорокина, А.А., Шилина, А.Н. (2021). YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников. Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки, 3, 7–21.
Максимова, О.А., Лаукарт-Горбачева, О.В. (2018). Информационно-сетевые ресурсы в повседневных практиках цифрового поколения: структура и особенности потребления. Вестник экономики, права и социологии, 2, 179–182.
Мамедова, Н.А.К., Петинова, Т.М. (2014). СМИ и молодежь: информация или манипуляция? Поколение будущего: Взгляд молодых ученых‑2014 (с. 309–312). Курск: Университетская книга.
Марокова, М.В., Бисинова, З.Е. (2012). Роль социальных сетей в социализации молодежи. Система ценностей современного общества, 22, 258–263.
Мороз, Н.А. (2020). Социальные сети как часть жизненного мира современного студенчества (на примере фокус-группового исследования). Общество: социология, психология, педагогика, 2, 64–70.
Рачипа, А.В., Брусенцева, Д.М., Фаткулина, Л.А. (2019). Интернет-технологии как средство управления процессом медиасоциализации молодежи. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2, 230–234.
Рязанов, Д.А. (2020). Интернет-сообщество как феномен современной сетевой культуры (на примере КВН-сообщества в социальной сети ВКонтакте). Коммуникология, 2, 146–154.
Салихов, А.М., Краснощеченко, И.П. (2020). Манипуляция сознанием: как снизить риски экстремистских влияний на молодежь? Прикладная юридическая психология, 2, 15–23.
Сафарова, Д.Б., Гернего, Л.В. (2016). Манипуляция сознанием молодежи с помощью СМИ. В V Забайкальские рождественские образовательные чтения» Традиция и новации: культура, общество, личность» (региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений) (с. 132–134).
Смеричевский, Э.Ф., Волошинская, Л.В., Коржова, Д.А. (2017). Особенности информационного потребления и мотивационных тенденций современной молодежи. Вестник Донецкого педагогического института, 3, 181–188.
Сорокова, М.Г. (2020). Математические методы в психолого-педагогических исследованиях. М.: Неолит.
Ушкин, С.Г. (2017). Кофейни, джентльменские клубы и социальные сети, или где сегодня формируется общественное мнение. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6(142), 52–62.
Фомичева, Н.А. (2019). Способы борьбы молодежи с дезинформацией. Физическое развитие студентов в современном мире, 271–273.
Шишкина, Е.К. (2019). Влияние коммуникативных эффектов новых медиа на современную молодежь. В МНСК‑2019. Социология (с. 43–44). Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.