Аннотация
Цель статьи — обосновать применимость субъектно-бытийного подхода в качестве методологической основы исследования представлений о будущем, эмпирически исследовать карьерные ориентации молодежи в контексте представлений о будущем. В качестве теоретико-методологической основы исследования мы рассматриваем субъектно-бытийный подход, являющийся продолжением и развитием субъектного подхода. Способность конструировать будущее в данном подходе является важным фактором бытийной устойчивости личности, проблема формирования карьерных ориентаций в контексте отношения к будущему рассматривается как расширение бытийности личности, образ будущего является тем бытийным пространством личности, в котором она продолжает свое бытие. Авторами эмпирически выявлены типы представлений молодежи о будущем, изучены особенности карьерных ориентаций молодежи в соответствии с типологией представлений о будущем, особенности карьерных ориентаций молодых инженеров, работающих по специальности, и студентов — будущих инженеров. В исследовании приняли участие 97 молодых инженеров и 92 студента инженерных специальностей. По итогам исследования авторами были выделены 4 типа отношения личности к будущему: «оптимистичное будущее», «консервативное будущее», «неопределенное будущее», «опасное будущее». В соответствии с данной типологией представлений о будущем выявлены особенности карьерных ориентаций молодежи. Исследование особенностей карьерных ориентаций молодых инженеров, работающих по специальности, и студентов — будущих инженеров выявило те же тенденции, что и в общей выборке, однако в группе инженеров основной тип отношения к будущему оптимистический, а в группе студентов — неопределенный. Соответственно, динамика профессионализации связана с тенденцией изменения образа будущего в сторону большей определенности и позитивности. Результаты исследования могут быть использованы для социального и экономического прогнозирования развития региона, поскольку для развития края необходимо знать, как представляет свое будущее молодежь, как их жизненные планы связаны с будущим страны и региона.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-413-235002 «Самопонимание профессиональной идентичности молодежи в контексте представлений о будущем (на примере профессии инженера)».
Библиографические ссылки
Abulhanova, K. A., Berezina, T. N. (2007). Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of Person and Time of Life] SPb.: Izd-vo “Altejya”.
Angelo, R. P., Chambel M. J. (2015). The Reciprocal Relationship between Work Characteristics and Employee Burnout and Engagement: A Longitudinal Study of Firefighters. Stress Health, 31, 106–114.
Apollonov, I. A., Tuchina, O. R. (2019). Regional'naya identichnost' kak faktor psikhologicheskoy bezopasnosti [Regional Identity as a Factor of Psychological Security]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education], 5, 166–179. DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10061
Arapova, P. I. (2015). Obraz budushchego i vybor zhiznennogo puti v yunosheskom vozraste. [Vision of the Future and Choice of Life in Adolescence]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [St. Tikhon’s University Review], 1(36), 122–129. DOI: 10.15382/sturIV201536.122-129
Beck, U. (2002). The Cosmopolitan Society and its Enemies. Theory, Culture and Society, 19 (1–2), 17–44.
Bocharova, E. E. (2014) Vremennaya perspektiva lichnosti studenta s raznym urovnem adaptatsionnoy gotovnosti [Temporal Perspective in Students with Different Levels of Adaptational Readiness]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 1, 57–63.
Boniwell, I., Osin, E., Sircova, A. (2014). Introducing Time Perspective Coaching: A New Approach to Improve Time Management and Enhance Well-Being. International Journal of Evidence Based Coaching & Mentoring, 12(2), 24–40.
Bühler, Ch. (1962). Genetic Aspects of the Self. In Fundamentals of Psychology of the Self. Annals of the New York Academy of Sciences, v. 96, art. 3.
Feather, N. T., Bond, M. J. (1994). Structure and Purpose in the Use of Time. In Psychology of Future Orientation (pp. 121–140). Lublin: Towarzystwo Naukowe KUL.
Ginzburg, M. R. (1988). Lichnostnoye samoopredeleniye kak psikhologicheskaya problema [Personal Self-Determination as a Psychological Problem]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 2, 19–26.
Golovakha, Ye. I. (2009). Zhiznennaya perspektiva i tsennostnyye oriyentatsii lichnosti [Life Perspective and Value Orientations of the Individual]. In L. V. Kulikov Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov: khrestomatiya [Personality Psychology in the Writings of Domestic Psychologists: Anthology]. SPb.: Izd-vo “Piter”.
Kanishcheva, M. A., Karnaukhov, V. A. (2016). Osobennosti organizovannosti obraza budushchego studentov s raznym urovnem sub'yektivnogo kontrolya [Features of the Organization of the Image of Future Students with Different Levels of Subjective Control]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Belgorod State University Scientific Bulletin], 14(235),131–135.
Lennings, C. J. (1996). Self-Efficacy and Temporal Orientation as Predictors of Treatment Outcome in Severely Dependent Alcoholics. Alcoholism Treatment Quarterl, 14, 71–79.
Leont'yev, D. A., Shelobanova, Ye. V. (2001). Professional'noye samoopredeleniye kak postroyeniye obrazov vozmozhnogo budushchego [Vocational Choice as Anticipation of Images of Possible Future]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1, 57–65.
Levin, K. (2010). Resolving Social Conflicts and Field Theory in Social Science. Washington: American Psychological Association.
McKenna, F. P. (1993). It Won’t Happen to Me: Unrealistic Optimism or Illusion of Control? Brit. J. Psychol., 84, 39–50.
Nestik, T. A., Shapovalova, O. S., Pluzhnik, S. A. (2019). Sotsial'naya identichnost' i vremennaya perspektiva lichnosti kak predposylki otnosheniya k kollektivnomu proshlomu, nastoyashchemu i budushchemu [Person's Social Identity and Time Perspective as Predictors of Attitudes Toward Common Past, Present, and Future]. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Social and Economic Psychology], 4(16), 102–126.
Nyutten, Zh. (2004). Motivatsiya, deystviye, perspektiva budushchego [Motivation, Action, Perspective]. Moscow: “Smysl”.
Prusova, E. V. (2006). Problema vzaimosvyazi obraza budushchego lichnosti s udovletvorennost'yu professional'nym vyborom v yunosheskom vozraste [The Problem of the Relationship between the Image of the Future and the Satisfaction of Professional Choices of Young People] (Candidate Dissertation). Krasnodar.
Sapogova, E. E. (2014). Zhiznennyy i ekzistentsial'nyy opyt v avtobiograficheskikh narrativakh lichnosti [Existential and Life Experience in Autobiographical Narratives]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1, 68–79.
Slobodchikov, V. I. (2017). Problemy razvitiya i vospitaniya lichnosti v studencheskom vozraste [Problems of Personality Development and Upbringing at Student's Age]. Sotsial'noye vospitaniye [Social Education], 2, 4–10.
Tonna, B., Hemrick, A., Conrad, F. (2006). Cognitive Representations of the Future: Survey Results. Futures, 38, 810–829.
Tsaritsentseva, O. P. (2010). Kar'yernyye oriyentatsii sovremennoy molodezhi [Career Orientations of Modern Youth]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 6, 73–74.
Vasilenko, T. D. (Ed.) (2011). Zhiznennyy put' lichnosti: vremya i smysl chelovecheskogo bytiya v norme i pri somaticheskoy patologii [Personal Life Path: Time and Meaning of Human Existence in Normal Health Conditions and under Conditions of Somatic Pathology]. Kursk: Izd-vo Kurskogo gos. med. un-ta.
Vorob'yeva, K. I. (2012). Vremennaya transpektiva kak modelirovaniye zhiznennogo puti [Time Transspective as Modeling of The Way of Life]. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki na Dal'nem Vostoke [The Humanities and Social Studies in the Far East], 2(34), 23–25.
Wakslak, Ch. J., Nussbaum, Sh., Liberman, N., Trope, Y. (2008). Representations of the Self in the Near and Distant Future. J. Person. and Soc. Psychol., 95(4), 757–773.
You, X., Huang, J., Wang, Y., Bao, X. (2015). Relationships between Individual-Level Factors and Burnout: A Meta-Analysis of Chinese Participants. Personality and Individual Differences, 74, 139–145.
Yudkowsky, E. (2008). Cognitive Biases Potentially Affecting Judgment of Global Risks. In N. Bostrom, M. M. Ćirković (Eds). Global Catastrophic Risks (pp. 91–119). N.Y.: Oxford Univ. Press.
Zaleski, Z. (1994). Towards a Psychology of the Personal Future. In Psychology of Future Orientation (pp. 10–20). Lublin: Towarzystwo Naukowe KUL.
Zhang, J. W., Howell, R. T., Stolarski, M. (2013). Comparing Three Methods to Measure a Balanced Time Perspective: The Relationship between a Balanced Time Perspective and Subjective Well-Being. Journal of Happiness Studies, 14(1), 169–184.
Zimbardo, Ph., Boyd, J. (2008). The Time Paradox: The New Psychology of Time That will Change Your Life. N.Y.: Free Press.
Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [The Psychology of Human Existence]. Moscow: “Smysl”.