Аннотация
Цель статьи — обосновать применимость субъектно-бытийного подхода в качестве методологической основы исследования представлений о будущем, эмпирически исследовать карьерные ориентации молодежи в контексте представлений о будущем. В качестве теоретико-методологической основы исследования мы рассматриваем субъектно-бытийный подход, являющийся продолжением и развитием субъектного подхода. Способность конструировать будущее в данном подходе является важным фактором бытийной устойчивости личности, проблема формирования карьерных ориентаций в контексте отношения к будущему рассматривается как расширение бытийности личности, образ будущего является тем бытийным пространством личности, в котором она продолжает свое бытие. Авторами эмпирически выявлены типы представлений молодежи о будущем, изучены особенности карьерных ориентаций молодежи в соответствии с типологией представлений о будущем, особенности карьерных ориентаций молодых инженеров, работающих по специальности, и студентов — будущих инженеров. В исследовании приняли участие 97 молодых инженеров и 92 студента инженерных специальностей. По итогам исследования авторами были выделены 4 типа отношения личности к будущему: «оптимистичное будущее», «консервативное будущее», «неопределенное будущее», «опасное будущее». В соответствии с данной типологией представлений о будущем выявлены особенности карьерных ориентаций молодежи. Исследование особенностей карьерных ориентаций молодых инженеров, работающих по специальности, и студентов — будущих инженеров выявило те же тенденции, что и в общей выборке, однако в группе инженеров основной тип отношения к будущему оптимистический, а в группе студентов — неопределенный. Соответственно, динамика профессионализации связана с тенденцией изменения образа будущего в сторону большей определенности и позитивности. Результаты исследования могут быть использованы для социального и экономического прогнозирования развития региона, поскольку для развития края необходимо знать, как представляет свое будущее молодежь, как их жизненные планы связаны с будущим страны и региона.
Ключевые слова
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект 19-413-235002 «Самопонимание профессиональной идентичности молодежи в контексте представлений о будущем (на примере профессии инженера)».Библиографические ссылки
- Abulhanova, K. A., Berezina, T. N. (2007). Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of Person and Time of Life] SPb.: Izd-vo “Altejya”.
- Angelo, R. P., Chambel M. J. (2015). The Reciprocal Relationship between Work Characteristics and Employee Burnout and Engagement: A Longitudinal Study of Firefighters. Stress Health, 31, 106–114.
- Apollonov, I. A., Tuchina, O. R. (2019). Regional'naya identichnost' kak faktor psikhologicheskoy bezopasnosti [Regional Identity as a Factor of Psychological Security]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of Education], 5, 166–179. DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10061
- Arapova, P. I. (2015). Obraz budushchego i vybor zhiznennogo puti v yunosheskom vozraste. [Vision of the Future and Choice of Life in Adolescence]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [St. Tikhon’s University Review], 1(36), 122–129. DOI: 10.15382/sturIV201536.122-129
- Beck, U. (2002). The Cosmopolitan Society and its Enemies. Theory, Culture and Society, 19 (1–2), 17–44.
- Bocharova, E. E. (2014) Vremennaya perspektiva lichnosti studenta s raznym urovnem adaptatsionnoy gotovnosti [Temporal Perspective in Students with Different Levels of Adaptational Readiness]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 1, 57–63.
- Boniwell, I., Osin, E., Sircova, A. (2014). Introducing Time Perspective Coaching: A New Approach to Improve Time Management and Enhance Well-Being. International Journal of Evidence Based Coaching & Mentoring, 12(2), 24–40.
- Bühler, Ch. (1962). Genetic Aspects of the Self. In Fundamentals of Psychology of the Self. Annals of the New York Academy of Sciences, v. 96, art. 3.
- Feather, N. T., Bond, M. J. (1994). Structure and Purpose in the Use of Time. In Psychology of Future Orientation (pp. 121–140). Lublin: Towarzystwo Naukowe KUL.
- Ginzburg, M. R. (1988). Lichnostnoye samoopredeleniye kak psikhologicheskaya problema [Personal Self-Determination as a Psychological Problem]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 2, 19–26.
- Golovakha, Ye. I. (2009). Zhiznennaya perspektiva i tsennostnyye oriyentatsii lichnosti [Life Perspective and Value Orientations of the Individual]. In L. V. Kulikov Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov: khrestomatiya [Personality Psychology in the Writings of Domestic Psychologists: Anthology]. SPb.: Izd-vo “Piter”.
- Kanishcheva, M. A., Karnaukhov, V. A. (2016). Osobennosti organizovannosti obraza budushchego studentov s raznym urovnem sub'yektivnogo kontrolya [Features of the Organization of the Image of Future Students with Different Levels of Subjective Control]. Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Belgorod State University Scientific Bulletin], 14(235),131–135.
- Lennings, C. J. (1996). Self-Efficacy and Temporal Orientation as Predictors of Treatment Outcome in Severely Dependent Alcoholics. Alcoholism Treatment Quarterl, 14, 71–79.
- Leont'yev, D. A., Shelobanova, Ye. V. (2001). Professional'noye samoopredeleniye kak postroyeniye obrazov vozmozhnogo budushchego [Vocational Choice as Anticipation of Images of Possible Future]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1, 57–65.
- Levin, K. (2010). Resolving Social Conflicts and Field Theory in Social Science. Washington: American Psychological Association.
- McKenna, F. P. (1993). It Won’t Happen to Me: Unrealistic Optimism or Illusion of Control? Brit. J. Psychol., 84, 39–50.
- Nestik, T. A., Shapovalova, O. S., Pluzhnik, S. A. (2019). Sotsial'naya identichnost' i vremennaya perspektiva lichnosti kak predposylki otnosheniya k kollektivnomu proshlomu, nastoyashchemu i budushchemu [Person's Social Identity and Time Perspective as Predictors of Attitudes Toward Common Past, Present, and Future]. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Social and Economic Psychology], 4(16), 102–126.
- Nyutten, Zh. (2004). Motivatsiya, deystviye, perspektiva budushchego [Motivation, Action, Perspective]. Moscow: “Smysl”.
- Prusova, E. V. (2006). Problema vzaimosvyazi obraza budushchego lichnosti s udovletvorennost'yu professional'nym vyborom v yunosheskom vozraste [The Problem of the Relationship between the Image of the Future and the Satisfaction of Professional Choices of Young People] (Candidate Dissertation). Krasnodar.
- Sapogova, E. E. (2014). Zhiznennyy i ekzistentsial'nyy opyt v avtobiograficheskikh narrativakh lichnosti [Existential and Life Experience in Autobiographical Narratives]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1, 68–79.
- Slobodchikov, V. I. (2017). Problemy razvitiya i vospitaniya lichnosti v studencheskom vozraste [Problems of Personality Development and Upbringing at Student's Age]. Sotsial'noye vospitaniye [Social Education], 2, 4–10.
- Tonna, B., Hemrick, A., Conrad, F. (2006). Cognitive Representations of the Future: Survey Results. Futures, 38, 810–829.
- Tsaritsentseva, O. P. (2010). Kar'yernyye oriyentatsii sovremennoy molodezhi [Career Orientations of Modern Youth]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 6, 73–74.
- Vasilenko, T. D. (Ed.) (2011). Zhiznennyy put' lichnosti: vremya i smysl chelovecheskogo bytiya v norme i pri somaticheskoy patologii [Personal Life Path: Time and Meaning of Human Existence in Normal Health Conditions and under Conditions of Somatic Pathology]. Kursk: Izd-vo Kurskogo gos. med. un-ta.
- Vorob'yeva, K. I. (2012). Vremennaya transpektiva kak modelirovaniye zhiznennogo puti [Time Transspective as Modeling of The Way of Life]. Sotsial'nyye i gumanitarnyye nauki na Dal'nem Vostoke [The Humanities and Social Studies in the Far East], 2(34), 23–25.
- Wakslak, Ch. J., Nussbaum, Sh., Liberman, N., Trope, Y. (2008). Representations of the Self in the Near and Distant Future. J. Person. and Soc. Psychol., 95(4), 757–773.
- You, X., Huang, J., Wang, Y., Bao, X. (2015). Relationships between Individual-Level Factors and Burnout: A Meta-Analysis of Chinese Participants. Personality and Individual Differences, 74, 139–145.
- Yudkowsky, E. (2008). Cognitive Biases Potentially Affecting Judgment of Global Risks. In N. Bostrom, M. M. Ćirković (Eds). Global Catastrophic Risks (pp. 91–119). N.Y.: Oxford Univ. Press.
- Zaleski, Z. (1994). Towards a Psychology of the Personal Future. In Psychology of Future Orientation (pp. 10–20). Lublin: Towarzystwo Naukowe KUL.
- Zhang, J. W., Howell, R. T., Stolarski, M. (2013). Comparing Three Methods to Measure a Balanced Time Perspective: The Relationship between a Balanced Time Perspective and Subjective Well-Being. Journal of Happiness Studies, 14(1), 169–184.
- Zimbardo, Ph., Boyd, J. (2008). The Time Paradox: The New Psychology of Time That will Change Your Life. N.Y.: Free Press.
- Znakov, V. V., Ryabikina, Z. I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [The Psychology of Human Existence]. Moscow: “Smysl”.