Активизации эмоционально-ценностной и регуляторной сфер личности в условиях системного жизненного кризиса | Южно-российский журнал социальных наук
Активизации эмоционально-ценностной и регуляторной сфер личности в условиях системного жизненного кризиса
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-23-1-96-113
https://doi.org/10.31429/26190567-23-1-96-113

Как цитировать Array

Ясько Б.А., Омельченко Н.В., Бабичкова Е.С. Активизации эмоционально-ценностной и регуляторной сфер личности в условиях системного жизненного кризиса // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №1. С. 96-113. DOI: 10.31429/26190567-23-1-96-113
Дата поступления 2022-02-20
Дата принятия 2022-03-23
Дата публикации 2022-07-30

Copyright (c) 2022 Бэла Аслановна Ясько, Наталья Владимировна Омельченко, Екатерина Сергеевна Бабичкова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Рассматриваются психологические предикторы активизации регуляторной и эмоционально-­ценностной сфер личности в затрудненных условиях жизнедеятельности, детерминированных вызовами глобального системного кризиса, в котором непредсказуемо продолжительно ограничиваются возможности самореализации личности в основных аспектах бытия. Проведена диагностика психических состояний, совладающего поведения, ценностной сферы, жизнестойкости, процессов произвольной саморегуляции. Совокупную выборку (112 респондентов) составили субъекты двух видов деятельности: пилоты гражданской авиации, студенты старших курсов и магистранты. По данным диагностики состояний тревожности и депрессии выборка была разделена на две группы: «устойчивые» (85 чел.; 75,9%) и «неравновесные» (27 чел.; 24,1%). Детализация профессионально-­демографического состава первой группы показала, что в ней преобладают лица мужского пола (66,2%), а по ведущей деятельности — субъекты технономической профессии (62,4%). Сохранение психической устойчивости в затрудненных условиях жизнедеятельности обеспечивается активной ролью развитых ресурсов экзистенциально-­ценностной сферы и саморегуляции, что подтверждено выделенными нагрузками в пяти факторах: активации регуляторной, экзистенциально-­ресурсной сфер (1); активации ценностной, экзистенциально-­ресурсной сфер (2); экзистенциально-­когнитивного совладания (3); взаимовлияния ценностной сферы и равновесных психических состояний (4); положительной переоценки (5). Эмоционально-­ценностная и регуляторная сферы личности, подверженной неравновесным психическим состояниям, в равных пропорциях представлена лицами мужского и женского пола. Этим состояниям более подвержены субъекты учебно-­профессиональной деятельности — студенты и магистранты. В данных факторного анализа наиболее выраженная нагрузка установлена в трех факторах. Первый указывает на предикторную роль сниженных ресурсов жизнестойкости (фактор «эмоционально активизируемая сниженная жизнестойкость»). Второй фактор отражает дефицит конструктивных копинг-­стратегий принятия ответственности, планирования решения проблемы и пониженные ресурсы саморегуляции («фактор дефицита конструктивных копинг-­стратегий и регуляторных процессов»). Низкий уровень сформированности механизма программирования, регуляторной гибкости, связанных с эгоцентрическими ценностями личности («стимуляция», «гедонизм»), составляет основу фактора 3 — «фактор недостаточных навыков программирования действий, регуляторной гибкости». Таким образом, при неустойчивом психическом ответе личности на переживаемые кризисные явления роль триггера в противодействии трудностям выполняют преимущественно ресурсы эмоциональной сферы. Делается вывод о возможности рассматривать результаты проведенного анализа для определения маршрутов оказания психологической консультативной поддержки личности в затрудненных системным кризисом условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова

личность, глобальный кризис, затрудненные условия жизнедеятельности, психические состояния, копинг-­стратегии, нормативные ценности, жизнестойкость, саморегуляция

Библиографические ссылки

  1. Bityutskaya, Ye. V. (2020). Struktura i dinamika obraza trudnoy zhiznennoy situatsii [The Structure and Dynamics of The Image of a Difficult Life Situation]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 66(3), 116–131.
  2. Edwards, J. R. (1988). The Determinants and Consequences of Coping with Stress. In C. L. Cooper, R. Payne (Eds) Causes, Coping and Consequences of Stress at Work (p. 233–263). Chichester: Wiley.
  3. Karandashev, V. N. (2004). Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [Schwartz’s Methodology for Studying Personality Values: A Concept and Methodological Guide]. SPb.: Rech’.
  4. Karpinskiy, K. V. (2008). Oprosnik smyslozhiznennogo krizisa: monografiya [Questionnaire of Meaning-life Crisis: Monograph]. Grodno: GrGU.
  5. Kobasa, S. C. (2011). Stressful Life Events, Personality, and Health — Inquiry into Hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37(1), 1–11.
  6. Lazarus, R. S. Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer Publishing Cоmpany.
  7. Leont’yev, D. A., Rasskazova, Ye. I. (2006). Test zhiznestoykosti [The Test of Resilience]. Moskva: Smysl.
  8. Leont’yev, D. A. (2020). Virazhi i mirazhi pandemicheskogo soznaniya [Turns and Mirages of Pandemic Consciousness: Report]. Psikhologicheskaya gazeta [Psychological Newspaper]. Retrieved from https://psy.su/feed/8337/
  9. Maddi, S. R. (2004). The Role of Hardiness and Religiosity in Depress and Anger. International Journal of Existential Psychology & Psychotherapy, 1(1), 38–49.
  10. Maddi, S. R. (2006). Hardiness: The Courage to Grow from Stresses. The Journal of Positive Psychology, 1(3), 160–168
  11. Morosanova, V. I. (2004). Oprosnik “Stil’ samoregulyatsii povedeniya” (SSPM): Rukovodstvo [Self-Regulation Style Questionnaire (SMSS): Guide]. Moskva: Kogito-TSentr.
  12. Morosanova, V. I., Aronova, K. A. (2007). Samosoznaniye i samoregulyatsiya povedeniya [Self-awareness and Self-regulation of Behavior]. Moskva: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  13. Osukhova, N. G. (2012). Psikhologicheskaya pomoshch’ v trudnykh i ekstremal’nykh situatsiyakh [Psychological Assistance in Difficult and Extreme Situations]. Moskva: Izdatel’skiy tsentr “Akademiya”.
  14. Prokhorov, A. O. (2004). Praktikum po psikhologii sostoyaniy [Workshop on the Psychology of States]. SPb: Rech’.
  15. Prokhorov, A.O. (2009). Smyslovaya regulyatsiya psikhicheskikh sostoyaniy [The Semantic Regulation of Mental States]. Moskva: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.
  16. Vodop’yanova, N. Ye. (2009). Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of Stress]. SPb: Piter.