Аннотация
Процессы формирования и трансформации коллективной памяти сложны и многоплановы. Исследования этого феномена идут как в разных областях научного знания, так и в разных плоскостях — от эпистемологических процедур до отдельных феноменов, таких как ностальгия. Данная статья посвящена выявлению места и роли ностальгических процессов в коллективной памяти цифрового поколения российского студенчества. Данный тип ностальгии можно обозначить как чужую ностальгию, ностальгию по непрожитому и т. д. и он, в силу некоторой парадоксальности, требует особого изучения. В методологическом плане исследование построено на сочетании аналитических и качественных социологических методов (глубинное интервью). Результаты исследования показали, что ностальгия по советскому прошлому — реальный феномен сегодняшней коллективной памяти российского общества, затрагивающий все его социальные слои и возрастные группы. Причина столь массового распространения этого феномена коренится в общих нестабильных социальных условиях существования человека постсоветского мира, в утрате доверия к общей идее прогрессивного хода истории и к прогрессистско-освободительной риторике в отсутствии реальных общественно-политических проектов. У цифрового поколения российских студентов ностальгия по советскому принимает форму ностальгии без памяти, представляя собой способ психологической защиты от настоящего с помощью реконструкции памяти о великом прошлом. Пространство данной памяти представляет собой еще одну деформацию ностальгического феномена, поскольку формируется не на основе личного эмоционального опыта, включающего тоску по детству и прожитой жизни, а подпитывается памятью предыдущих поколений и средствами массовой информации.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 19-18-00371) «Проблема коллективной памяти в эпистемологическом и политико-культурном измерениях».
Библиографические ссылки
Abramov, R. (2011). “Sovetskiy cherdak” rossiyskoy blogosfery: analiz nostal’gicheskih virtual’nyh soobshchestv [“Soviet Attic” of the Russian Blogosphere: An Analysis of Nostalgic Virtual Communities]. INTER [INTER], 6, 88–102.
Abramov, R. N. (2012). Vremya i prostranstvo nostal’gii [Time and Space of Nostalgia]. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal], 4, 5–23.
Appadurai, A. (1996). Modernity At Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Batcho, K. I. (2013). Nostalgia: Retreat or Support in Difficult Times? The American Journal of Psychology, 126(3), 355–367.
Bauman, Z. (2019). Retrotopiya [Retrotopia]. Moskva: VTSIOM.
Boym, S. (2001). The Future of Nostalgia. NY: Basic Books.
Boym, S. (2013). Budushcheye nostal’gii [The Future of Nostalgia]. Neprikosnovennyy zapas [Neprikosnovennyy zapas], 3. Retrieved from https://magazines.gorky.media/nz/2013/3/budushhee-nostalgii.html
Dann, G. (1998). “There’s no Business like Old Business”. Tourism, the Nostalgia Industry of the Future. In W. F. Theobald (Ed.) Global Tourism. Oxford: Butterworth Heinmann.
Dautova, R. V. (2016). Fenomen nostal’gii na rossiyskom televidenii [The Phenomenon of Nostalgia on Russian Television]. In Gumanizatsiya informatsionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul’tur: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo dekana fakul’teta zhurnalistiki Kazanskogo universiteta F. Agzamova [Humanization of the Information Space in the Context of the Dialogue of Cultures: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 80th Anniversary of the Birth of the First Dean of the Faculty of Journalism of Kazan University F. Agzamov] (pp. 327–335). Kazan’: Kazanskiy un-t.
Davis, F. (1979). Yearning for Yesterday. A Sociology of Nostalgia. NY: Free Press.
Fedorova, M. M. (2020). Memorial’nyy fenomen i krizis istoricheskogo soznaniya moderna [Memorial Phenomenon and Crisis of Historical Consciousness of Modernity]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 6, 38–42.
Graburn, N. (1995). Tourism, Modernity and Nostalgia. In S. Akbar, S. Chris (Eds) The Future of Anthropology. Its Relevance to the Contemporary World. Londres/Atlantic Highlands: Athlone.
Herzfeld, M. (1991). A Place in History. Social and Monumental Time in a Cretan Town. Princeton: Princeton University Press.
Herzfeld, M. (2007). L’Intimité culturelle. Poétique sociale dans l’État-nation. Québec: Presses universitaires de Laval.
Howe, N., Strauss, W. (2007). The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve. Harvard Business Review, 85(7–8), 47–52.
Karpova, N. V. (2020). “Back in the USSR”, ili o prichinah nostal’gii rossiyskogo obshchestva o “zolotom veke” [“Back in The USSR” or the Reasons for the Nostalgia of the Russian Society about the “Golden Age”]. Vestnik VGU. Seriya Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya [Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political Science. Sociology], 1, 41–46.
Klyuvayev, K. V. Medvedev, D. A. (2019). Ispol’zovaniye fenomena “Chuzhoy” nostal’gii v marktingovyh kompaniyah [Use of the Phenomenon of “Somebody Else’s” Nostalgia in Marketing Companies]. In Vserossiyskaya konferentsiya molodyh issledovateley s mezhdunarodnym uchastiyem “Sotsial’no-gumanitarnyye problemy obrazovaniya i professional’noy samorealizatsii” (Sotsial’nyy inzhener-2019): sbornik materialov [All-Russian Conference of Young Researchers with International Participation “Socio-humanitarian problems of Education and Occupational self-fulfilment”]. Moskva: FGBOU VO “RGU im. A. N. Kosygina”.
Nostal’giya po SSSR [Nostalgia for the USSR] (2018, December). Press-vypusk [Press release]. Levada-tsentr [Levada Center]. Retrieved from http://www.levada.ru/2018/12/19/nostalgiya-po-sssr-2/
Pickering, M., Keightley, E. (2006). The Modalities of Nostalgia. Current Sociology, 54(6), 919–941.
Pickering, M., Keightley, E. (2014). Retrotyping and the Marketing of Nostalgia. In K. Niemeyer (Ed.) Media and Nostalgia. Yearning for the Past, Present and Future (pp. 83–94). London Palgrave Macmillan.
Romanova, A. P. (2020). Kollektivnaya pamyat’ i pokolencheskiy razryv [Collective Memory and Generation Gap]. Voprosy filosofii [Voprosy Filosofii], 6, 33–37.
Romanova, A. P. Fedorova, M. M. (2020). Pokolencheskiy razryv i istoricheskaya pamyat’ pokoleniya tsifrovoy epohi [The Generational Gap and the Historical Memory of the Digital Generation]. ENOZH Istoriya [The Journal of Education and Science “History”], 9, 23. DOI 10.18254/S207987840012223-4.
Routledge, C., Wildschut, T., Sedikides, C. et al (2012). The Power of the Past: Nostalgia as a Meaning-Making Resource. Memory, 20(5), 452–460.
Sapogova, Ye. Ye. (2019). Ekzistentsial’no-psihologicheskiye aspekty perezhivaniya “nostal’gii bez pamyati” [Existential-Psychological Aspects of “Nostalgia Without Memory” Experience]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2, 28–45.
Shlegel’, Ye. V. (2019). Nostal’giya po neprozhitomu: privlekatel’nost’ mifa o sovetskom proshlom dlya pokoleniya Z [Nostalgia for The Unlived: The Attractiveness of The Myth of The Soviet Past for Generation Z]. Vestnik Gumanitarnogo universiteta [Vestnik Gumanitarnogo Universiteta], 3(26), 87–93.
Smolina, N. S. (2014). “Sovetskoye” v postsovetskom prostranstve: analiz nostal’gicheskih soobshchestv [The “Soviet” in The Post-Soviet Space: Analysis of Nostalgic Communities]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, Filosofiya. Sotsiologiya. Kul’turologiya [Bulletin of Chelyabinsk State University], 17(346), 133–136.
Starobinski, J. (1963). La Nostalgie: théоries médicales et expression littéraire. In Studies on Voltaire and the XVIII century (pp. 1505–1518). Geneve: Institut et musée Voltaire.
Starovoytenko, A. D. (2019). Mezhdu nostal’giyey i retrotopiyey [Between Nostalgia and Retrotopia]. Interaktsiya. Interv’yu. Interpretatsiya [INTERaction. INTERview. INTERpretation], 11(18), 125–135.
Taratuta, Ye. Ye. (2018). “Fleshmob 90-ye” i nostal’giya: reprezentatsiya postsovetskogo kul’turnogo opyta v sotsial’nyh setyah [“Flashmob the 90-ies” and Nostalgia: Representation of Post-Soviet Cultural Experience in Social Networks]. In Vzglyad v sebya: k ontologii natsional’nogo samosoznaniya Rossii. Sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [A Look into Oneself: Towards the Ontology of Russia’s National Identity. Collected papers of the International Scientific Conference] (pp. 50–53). Sankt-Peterburg: “Knizhnyy dom”.
Vess, M., Arndt, J., Routledge, C. et al (2012). Nostalgia as a Resource for the Self. Self and Identity, 11(3), 273–284.