Аннотация
В статье в контексте субъектной парадигмы анализируются результаты эмпирического исследования характеристик эмоциональной сферы в их взаимосвязи с уровнем самоактуализации у военных и гражданских пенсионеров. Самоактуализация человека в пенсионном возрасте выступает как субъектная характеристика и в контексте данного исследования рассматривается как показатель его адаптационной готовности к существенным изменениям социального статуса. Эмоциональный интеллект как комплексная характеристика эмоциональной сферы военного пенсионера исследуется в качестве одной из личностно-психологических детерминант его адаптационной готовности в данный период жизни. Показано, что между военными и гражданскими пенсионерами существуют значимые различия по уровню интегративного эмоционального интеллекта, а также по отдельным его характеристикам. Высказано предположение, что в целом более низкие показатели по шкалам эмоционального интеллекта у военных пенсионеров обусловлены спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта, исключающего возможности для эффективного формирования и развития отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере. Независимо от пенсионного статуса респондентов (военные и гражданские пенсионеры) зафиксированы значимые корреляционные взаимосвязи уровня их самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта. Показано, что для пенсионера как субъекта самоактуализации характерна сформированность ряда характеристик эмоциональной сферы. Умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций выступают в качестве детерминант, формирующих адаптационную готовность человека к решению простых и сложных жизненных задач, возникающих в критический период его выхода на пенсию.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Ананьев, Б.Г. (1969). Человек как предмет познания. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.
Андреева, И.Н. (2015). О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 5, 83–95.
Анохин, П. К (1984). Эмоции. В В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.) Психология эмоций. Тексты (170–194). Москва: Просвещение.
Барабанщиков, В.А. (2006). Психологическая наука на изломе времен. История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Москва: Ин-т психологии РАН.
Белова, А.Ю. (2004). Психологическое сопровождение социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей (Автореферат кандидатской диссертации). Тверь.
Бреслав, Г.М. (2004). Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Москва: Смысл; Издательский центр «Академия».
Буянов, В.И. (1996). Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе. Москва.
Величко, С.В. (2004). Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни (Автореферат кандидатской диссертации). Таганрог.
Вилюнас, В.К. (1984). Основные проблемы психологической теории эмоций. В В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты (3–28). Москва: Просвещение.
Гоулман, Д. (2013). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер.
Григорьева, М.В. (2014). Понятийный аппарат психологии адаптации личности. Известия Саратовского ун-та. Новая серия Серия Акмеология образования. Психология развития, 3, 259–262.
Дегтярёв, А.В., Дегтярёва, Д.И. (2018). Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте. Психология и право, 8(1), 44–62.
Ершова, Р.В. (2016). Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования. В Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы (34–37). Коломна: КГПИ.
Закарян, К.А. (2018). Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта. Актуальные научные исследования в современном мире, 6–4, 124–127.
Изард, К.Э. (1999). Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер.
Киреева, Т.И. (2017). Психологические признаки старения. Клинические и фундаментальные аспекты геронтологии. Сборник научных статей. Режим доступа http://gerontolog.info/docpdf/may17/samara2017.pdf
Крайторов, А.Н. (2017). Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта. Научный альманах, 4–2(30), 212–215.
Кудрявцев, Ю.М., Уткин, В.Е. (2018). Реализация психолого-педагогических условий военно-профессиональной адаптации курсантов. Молодежь. Образование. Наука, 1–1(1), 171–176.
Леонтьев, А.Н. (1984). Потребности, мотивы, эмоции. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты (162–171). Москва: Просвещение.
Липунова, О.В. (2014). Эмоции, поведение и личность как психологическая проблема. Современные проблемы науки и образования, 6. Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15507
Носенко, Е.Л., Коврига, Н.В. (2003). Емоцiйний iнтелект: концептуалиiзацiя феномену, основнi функцii. Київ: Вища школа.
Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петребург.
Сенокосов, Ж.Г. (1989). Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Сидоренко, Е.В. (2001). Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь».
Страданченков, А.С. (1994). Социальная адаптация молодых солдат к воинской службе (Кандидатская диссертация). Барнаул.
Фейдимен, Дж. Фрейгер, Р. (1994). Личность и личностный рост. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. Москва: Российский открытый Университет.
Фетискин, Н.П., Козлова, В.В., Мануйлов, Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии.
Хлевная, Е.Л. Южанинова, Л.А. (2013). Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1998). Теории личности. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».
Чайка, В.Г. (2014). Социально-психологическая адаптация офицеров в трудовой деятельности (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.
Шабанов, С. Алёшина, А. (2014). Эмоциональный интеллект. Российская практика. Москва: Манн, Иванов и Фербер.
Шамионов, Р.М. (2015). Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия. Известия Саратовского университета. Новая Серия. Философия. Психология. Педагогика, 15(4), 106–112
Яблонко, В.Я. (1982). Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения (Кандидатская диссертация). Москва.
Bar-On, R. (2000). Emotional and Social Intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. In R. Bar-On, J.D.A. Parker, (Eds.). Handbook of emotional intelligence (pp. 363–388). San Francisco San Francisco: Jossey-Bass.
Boyatzis, R.E., Goleman, D., Rhee, K. (2000). Clustering Competence in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory. In R. Bar-On, J.D.A. Parker, (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 343–362). San Francisco: Jossey-Bass.
Cherniss, C. (2001). Emotional Intelligence and Organizational Effectiveness. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 3–12). San Francisco: Jossey-Bass.
Ciarrochi, J.V., Dean, F.P., Anderson, S. (2002). Emotional Intelligence Moderates the Relationship between Stress and Mental Health. Personality and Individual Differences, 32, 197–209.
Clore, G.L., Ortony, A. (2000). Cognition in Emotion: Sometimes, always, or Never? In R.D. Lane, L. Nadel (Eds.) Cognitive neuroscience of emotion. New York: Oxford University Press.
Dulewicz, V., Higgs, M. (2000). Emotional Intelligence: A Review and Evaluation Study. Journal of Managerial Psychology, 15, 341–372.
Goleman, D. (2001). An EI-based Theory of Performance. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 27–43). San Francisco: Jossey-Bass.
Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.
Jones, A., Crandall, R. (1986). Validation of a Short Index of Self-Actualization. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 63–73.
MacCann, C., Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R.D. (2003). Psychological Assessment of Emotional Intelligence: A Review of Self-Report and Performance-Based Testing. International Journal of Organizational Assessment, 11, 247–274.
Matthews, G., Zeidner, M. (2000). Emotional Intelligence, Adaptation to Stressful Encounters, and Health Outcomes. In R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 459–489). New York: Jossey-Bass.
Shamionov, R.M. (2014). Adaptational Potential and Subjective Well-Being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 131, 51–56.
Zeidner, M., Matthews, G., Roberts, R.D. (2004). Emotional Intelligence in the Workplace: A Critical Review. Applied Psychology: An International Review, 5, 371–399.

