Характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменениям в социальном статусе
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-21-2-111-125

Как цитировать

Лаврова, О.А. (2020). Характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменениям в социальном статусе. Южно-российский журнал социальных наук, 21(2), 111-125. DOI: 10.31429/26190567-21-2-111-125
Дата поступления 24 мая 2020
Дата принятия 20 июня 2020
Дата публикации 11 ноября 2020
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2020 Ольга Анатольевна Лаврова

Аннотация

В статье в контексте субъектной парадигмы анализируются результаты эмпирического исследования характеристик эмоциональной сферы в их взаимосвязи с уровнем самоактуализации у военных и гражданских пенсионеров. Самоактуализация человека в пенсионном возрасте выступает как субъектная характеристика и в контексте данного исследования рассматривается как показатель его адаптационной готовности к существенным изменениям социального статуса. Эмоциональный интеллект как комплексная характеристика эмоциональной сферы военного пенсионера исследуется в качестве одной из личностно-­психологических детерминант его адаптационной готовности в данный период жизни. Показано, что между военными и гражданскими пенсионерами существуют значимые различия по уровню интегративного эмоционального интеллекта, а также по отдельным его характеристикам. Высказано предположение, что в целом более низкие показатели по шкалам эмоционального интеллекта у военных пенсионеров обусловлены спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта, исключающего возможности для эффективного формирования и развития отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере. Независимо от пенсионного статуса респондентов (военные и гражданские пенсионеры) зафиксированы значимые корреляционные взаимосвязи уровня их самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта. Показано, что для пенсионера как субъекта самоактуализации характерна сформированность ряда характеристик эмоциональной сферы. Умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций выступают в качестве детерминант, формирующих адаптационную готовность человека к решению простых и сложных жизненных задач, возникающих в критический период его выхода на пенсию.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект самоактуализация личности военные пенсионеры гражданские пенсионеры адаптационная готовность к изменениям в социальном статусе детерминанты адаптационной готовности

Библиографические ссылки

Ананьев, Б.Г. (1969). Человек как предмет познания. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.

Андреева, И.Н. (2015). О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 5, 83–95.

Анохин, П. К (1984). Эмоции. В В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.) Психология эмоций. Тексты (170–194). Москва: Просвещение.

Барабанщиков, В.А. (2006). Психологическая наука на изломе времен. История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Москва: Ин-т психологии РАН.

Белова, А.Ю. (2004). Психологическое сопровождение социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей (Автореферат кандидатской диссертации). Тверь.

Бреслав, Г.М. (2004). Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Москва: Смысл; Издательский центр «Академия».

Буянов, В.И. (1996). Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе. Москва.

Величко, С.В. (2004). Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни (Автореферат кандидатской диссертации). Таганрог.

Вилюнас, В.К. (1984). Основные проблемы психологической теории эмоций. В В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты (3–28). Москва: Просвещение.

Гоулман, Д. (2013). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Григорьева, М.В. (2014). Понятийный аппарат психологии адаптации личности. Известия Саратовского ун-та. Новая серия Серия Акмеология образования. Психология развития, 3, 259–262.

Дегтярёв, А.В., Дегтярёва, Д.И. (2018). Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте. Психология и право, 8(1), 44–62.

Ершова, Р.В. (2016). Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования. В Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы (34–37). Коломна: КГПИ.

Закарян, К.А. (2018). Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта. Актуальные научные исследования в современном мире, 6–4, 124–127.

Изард, К.Э. (1999). Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер.

Киреева, Т.И. (2017). Психологические признаки старения. Клинические и фундаментальные аспекты геронтологии. Сборник научных статей. Режим доступа http://gerontolog.info/docpdf/may17/samara2017.pdf

Крайторов, А.Н. (2017). Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта. Научный альманах, 4–2(30), 212–215.

Кудрявцев, Ю.М., Уткин, В.Е. (2018). Реализация психолого-педагогических условий военно-профессиональной адаптации курсантов. Молодежь. Образование. Наука, 1–1(1), 171–176.

Леонтьев, А.Н. (1984). Потребности, мотивы, эмоции. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты (162–171). Москва: Просвещение.

Липунова, О.В. (2014). Эмоции, поведение и личность как психологическая проблема. Современные проблемы науки и образования, 6. Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15507

Носенко, Е.Л., Коврига, Н.В. (2003). Емоцiйний iнтелект: концептуалиiзацiя феномену, основнi функцii. Київ: Вища школа.

Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петребург.

Сенокосов, Ж.Г. (1989). Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Сидоренко, Е.В. (2001). Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь».

Страданченков, А.С. (1994). Социальная адаптация молодых солдат к воинской службе (Кандидатская диссертация). Барнаул.

Фейдимен, Дж. Фрейгер, Р. (1994). Личность и личностный рост. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. Москва: Российский открытый Университет.

Фетискин, Н.П., Козлова, В.В., Мануйлов, Г.М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии.

Хлевная, Е.Л. Южанинова, Л.А. (2013). Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1998). Теории личности. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».

Чайка, В.Г. (2014). Социально-психологическая адаптация офицеров в трудовой деятельности (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Шабанов, С. Алёшина, А. (2014). Эмоциональный интеллект. Российская практика. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Шамионов, Р.М. (2015). Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия. Известия Саратовского университета. Новая Серия. Философия. Психология. Педагогика, 15(4), 106–112

Яблонко, В.Я. (1982). Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения (Кандидатская диссертация). Москва.

Bar-On, R. (2000). Emotional and Social Intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. In R. Bar-On, J.D.A. Parker, (Eds.). Handbook of emotional intelligence (pp. 363–388). San Francisco San Francisco: Jossey-Bass.

Boyatzis, R.E., Goleman, D., Rhee, K. (2000). Clustering Competence in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory. In R. Bar-On, J.D.A. Parker, (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 343–362). San Francisco: Jossey-Bass.

Cherniss, C. (2001). Emotional Intelligence and Organizational Effectiveness. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 3–12). San Francisco: Jossey-Bass.

Ciarrochi, J.V., Dean, F.P., Anderson, S. (2002). Emotional Intelligence Moderates the Relationship between Stress and Mental Health. Personality and Individual Differences, 32, 197–209.

Clore, G.L., Ortony, A. (2000). Cognition in Emotion: Sometimes, always, or Never? In R.D. Lane, L. Nadel (Eds.) Cognitive neuroscience of emotion. New York: Oxford University Press.

Dulewicz, V., Higgs, M. (2000). Emotional Intelligence: A Review and Evaluation Study. Journal of Managerial Psychology, 15, 341–372.

Goleman, D. (2001). An EI-based Theory of Performance. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 27–43). San Francisco: Jossey-Bass.

Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.

Jones, A., Crandall, R. (1986). Validation of a Short Index of Self-Actualization. Personality and Social Psychology Bulletin, 12, 63–73.

MacCann, C., Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R.D. (2003). Psychological Assessment of Emotional Intelligence: A Review of Self-Report and Performance-Based Testing. International Journal of Organizational Assessment, 11, 247–274.

Matthews, G., Zeidner, M. (2000). Emotional Intelligence, Adaptation to Stressful Encounters, and Health Outcomes. In R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 459–489). New York: Jossey-Bass.

Shamionov, R.M. (2014). Adaptational Potential and Subjective Well-Being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 131, 51–56.

Zeidner, M., Matthews, G., Roberts, R.D. (2004). Emotional Intelligence in the Workplace: A Critical Review. Applied Psychology: An International Review, 5, 371–399.

Статистика скачивания

Нет статистики