Динамика личностных характеристик заикающихся в процессе со-бытия логопсихотерапии
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология личности

УДК

159.923.2-056.264

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-24-3-45-58

Как цитировать

Карпова, Н.Л. (2023). Динамика личностных характеристик заикающихся в процессе со-бытия логопсихотерапии. Южно-российский журнал социальных наук, 24(3), 45-58. DOI: 10.31429/26190567-24-3-45-58
Дата поступления 15 июня 2023
Дата принятия 10 июля 2023
Дата публикации 29 сентября 2023
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Наталия Львовна Карпова

Аннотация

Статья посвящена исследованию характерных особенностей лиц с нарушенным речевым общением в форме заикания и его коррекции в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Рассматривается соотношение феноменов «личность» и «общение» в трудах А. А. Бодалева, а также проблема заикания в трудах отечественных логопедов и психологов, представленная как затрудненное общение, приводящее к деструктивным изменениям поведения человека и прерыванию контактов с окружением, что требует комплексного подхода к его преодолению. Представлена 4‑этапная система семейной групповой логопсихотерапии и ряд исследований личностных особенностей заикающихся — участников группового процесса для выявления основных мишеней логопсихотерапии: 1) проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установки; 2) специфические особенности восприятия и поведения в критических ситуациях в норме и при логоневрозе; 3) особенности восприятия и понимания незнакомых людей заикающимися. Описаны исследования с использованием луриевских методов и метода проективного рисунка «Я и моя речь» динамики личностных изменений заикавшихся, отраженных в образе вербальной коммуникации, а также использование диагностического инструментария, разработанного в рамках системно-­психологического подхода для анализа особенностей мотивационной сферы, влияющих на коррекцию речевого нарушения. Представлены результаты сравнительного исследования динамики речевых и личностных показателей участников группового процесса логопсихотерапии оф- и онлайн. Впервые система семейной групповой логопсихотерапии рассмотрена с позиции субъектно-­бытийного подхода к личности и представлена как модель со-бытия, что позволяет расширить представление о многомерности межличностного и внутригруппового общения и по-новому рассмотреть феноменологию общения в бытийном поле диалогических отношений субъектов логопсихотерапии и шире — социореабилитации.

Ключевые слова

общение личность диалог речь заикание семейная групповая логопсихотерапия со-бытие самоактуализация социореабилитация

Библиографические ссылки

Бодалев, А.А. (1983). Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика.

Бодалев, А.А. (1996). Психология общения. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».

Бодалев, А.А. (2016). Путь к психологии и жизнь в психологии. Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография, 297–316. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА).

Бодалев, А.А., Карпова, Н.Л. (2012). Роль общения в формировании и социореабилитации личности. Век психологии. К 100‑летию Психологического института РАО, 722–733. СПб.: Нестор-История.

Бодалев, А.А., Карпова, Н.Л., Лабунская, В.А. (2015). Общение: понятийный анализ. Психология общения. Энциклопедический словарь, 85–86. М.: Когито-центр.

Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика.

Глозман, Ж.М., Карпова, Н.Л., Чебурашкин-Антипов, Д.Н. (2018). Динамика нарушений личности и плавности речи в ходе логопсихотерапии заикания. Дефектология, 5, 51–57.

Глозман, Ж.М., Николаева, Е.И., Карпова, Н.Л., Добрин, А.В. (2022). Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств (Коллективная монография). М.: ПИ РАО.

Глозман, Ж.М. (2017). Психология. Общение и здоровье личности. М.: Юрайт.

Карпова, Н.Л. (1997). Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: МПСИ-Флинта,.

Карпова, Н.Л. (ред.) (2011). Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История.

Карпова, Н.Л. Николаева, Е.И. (2020). Семейные факторы, повышающие вероятность возникновения заикания у ребенка (обзор зарубежных исследований). Дефектология, 3, 41–50.

Карпова, Н.Л., Рыжов, Б.Н. (2022). Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием. Системная психология и социология, 4(44), 68–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06

Кукосян, А.Г., Рябикина, З.И. (2015). Исследование общения в Кубанском государственном университете. В Психология общения. Энциклопедический словарь, 14. М.: Когито-центр.

Лабунская, В.А. (2015). Субъект затрудненного и незатрудненного общения. Концепция В.А. Лабунской. В Психология общения. Энциклопедический словарь, 56–57. М.: Когито-центр.

Леонтьев, А.А. (1997). Психология общения. М.: Смысл.

Некрасова, Ю.Б. (1992). Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся (Докторская диссертация). Москва.

Некрасова, Ю.Б. (2006). Лечение творчеством. М.: Смысл.

Рябикина, З.И., Танасов, Г.Г. (2010). Субъектно-бытийный подход к личности и анализу её со-бытия с другими (конструктивная версия постмодернистских «Настроений»). Человек. Сообщество. Управление, 2, 4–19.

Статистика скачивания

Нет статистики