Аннотация
Статья посвящена исследованию характерных особенностей лиц с нарушенным речевым общением в форме заикания и его коррекции в процессе семейной групповой логопсихотерапии. Рассматривается соотношение феноменов «личность» и «общение» в трудах А. А. Бодалева, а также проблема заикания в трудах отечественных логопедов и психологов, представленная как затрудненное общение, приводящее к деструктивным изменениям поведения человека и прерыванию контактов с окружением, что требует комплексного подхода к его преодолению. Представлена 4‑этапная система семейной групповой логопсихотерапии и ряд исследований личностных особенностей заикающихся — участников группового процесса для выявления основных мишеней логопсихотерапии: 1) проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установки; 2) специфические особенности восприятия и поведения в критических ситуациях в норме и при логоневрозе; 3) особенности восприятия и понимания незнакомых людей заикающимися. Описаны исследования с использованием луриевских методов и метода проективного рисунка «Я и моя речь» динамики личностных изменений заикавшихся, отраженных в образе вербальной коммуникации, а также использование диагностического инструментария, разработанного в рамках системно-психологического подхода для анализа особенностей мотивационной сферы, влияющих на коррекцию речевого нарушения. Представлены результаты сравнительного исследования динамики речевых и личностных показателей участников группового процесса логопсихотерапии оф- и онлайн. Впервые система семейной групповой логопсихотерапии рассмотрена с позиции субъектно-бытийного подхода к личности и представлена как модель со-бытия, что позволяет расширить представление о многомерности межличностного и внутригруппового общения и по-новому рассмотреть феноменологию общения в бытийном поле диалогических отношений субъектов логопсихотерапии и шире — социореабилитации.
Ключевые слова
Библиографические ссылки
Bodalev, A.A. (1983). Lichnost’ i obshcheniye. Izbrannyye Trudy [Personality and Communication. Selected Works]. M.: Pedagogika [M.: Pedagogy].
Bodalev, A.A. (1996). Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: “Institut prakticheskoy psikhologii”, Voronezh: NPO “MODEK”
Bodalev, A.A. (2016). Put’ k psikhologii i zhizn’ v psikhologii. [The Path to Psychology and Life in Psychology]. Psikhologiya obshcheniya: Shkola akademika A. A. Bodaleva. Kollektivnaya monografiya [Psychology of communication: The School of academician A. A. Bodalev] (pp. 297–316). M.: Assotsiatsiya shkolnykh bibliotekarey russkogo mira (RSHBA).
Bodalev, A.A., Karpova, N.L. (2012). Rol’ obshcheniya v formirovanii i sotsioreabilitatsii lichnosti [The Role of Communication in the Formation and Social Rehabilitation of an Individual]. Vek psikhologii. K 100-letiyu Psikhologicheskogo instituta RAO [The Age of Psychology. On the 100th Anniversary of the Psychological Institute of the Russian Academy of Sciences] (pp. 722–733). SPb.: Nestor-Istoriya.
Bodalev, A.A., Karpova, N.L., Labunskaya, V.A. (2015). Obshchenie: ponyatiynyy analiz [Communication: Conceptual Analysis]. Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Psychology of Communication. The Encyclopedic Dictionary] (pp. 85–86). M.: Kogito-tsentr.
Glozman, Zh.M. (2017). Psikhologiya. Obshcheniye i zdorovye lichnosti [Psychology. Communication and Personal Health]. M.: Yurayt [M.: Yurait].
Glozman, Zh.M., Karpova, N.L., Cheburashkin-Antipov, D.N. (2018). Dinamika narusheniy lichnosti i plavnosti rechi v khode logopsikhoterapii zaikaniya [Dynamics of Personality Changes and Verbal Fluency of Persons Who Stutter After Logopsychotherapy]. Defektologiya Defectology], 5, 51–57.
Glozman, Zh.M., Nikolayeva, Ye.I., Karpova, N.L., Dobrin, A.V. (2022). Rol’ funktsionalnoy asimmetrii v razvitii i dinamike kognitivnykh i rechevykh rasstroystv [The Role of Functional Asymmetry in the Development and Dynamics of Cognitive and Speech Disorders]. M.: PI RAO.
Karpova, N.L. (1997). Osnovy lichnostno-napravlennoy logopsikhoterapii [Fundamentals of Person-Centered Logo-psychotherapy]. M.: MPSI-Flinta.
Karpova, N.L. (Ed.) (2011). Semeynaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovaniye zaikaniya [Family Group Speech Therapy: A Study of Stuttering]. SPb.: Nestor-Istoriya.
Karpova, N.L. Nikolayeva, Ye.I. (2020). Semeynyye faktory, povyshayushchiye veroyatnosti vozniknoveniya zaikaniya u rebenka (obzor zarubezhnykh issledovaniy) [Family Factors Increasing the Probability of Appearance of Stuttering in a Child (Review of Foreign Studies)]. Defektologiya [Defectology], 3, 41–50.
Karpova, N.L., Ryzhov, B.N. (2022). Dva effekta semeynoy gruppovoy logopsikhoterapii pri reabilitatsii lits s zaikaniyem [Two Effects of Family Group Speech Therapy in the Rehabilitation of Persons with Stuttering]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systems Psychology and Sociology], 4(44), 68–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.44.4.06
Kukosyan, A.G., Ryabikina, Z.I. (2015). Issledovanie obshcheniya v Kubanskom gosudarstvennom universitete [Kuban State University Communication Studies]. In Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Psychology of Communication. The Encyclopedic Dictionary]. M.: Kogito-tsentr.
Labunskaya, V.A. (2015). Sub’’ekt zatrudnennogo i nezatrudnennogo obshcheniya. Kontseptsiya V. A. Labunskoy [The Subject of Difficult and Uncomplicated Communication. The Concept of V. A. Labunskaya]. Psikhologiya obshcheniya. Entsiklopedicheskiy slovar’ [Psychology of Communication. The Encyclopedic Dictionary], 56–57. M.: Kogito-tsentr.
Leontyev, A.A. (1997). Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: Smysl.
Nekrasova, Yu.B. (1992). Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological Foundations of the Process of Social Rehabilitation of Stuttering]. Moskva.
Nekrasova, Yu.B. (2006). Lecheniye tvorchestvom [Creative Treatment]. M.: Smysl.
Ryabikina, Z.I., Tanasov, G.G. (2010). Sub’’ektno-bytiynyy podkhod k lichnosti i analizu yeye so-bytiya s drugimi (konstruktivnaya versiya postmodernistskikh “Nastroeniy”) [The Subject-Being Approach to Personality and the Analysis of its Co-Existence with Others (A Constructive Version of Postmodern “Moods”)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 2, 4–19.
Vygotskiy, L.S. (1983). Sobraniye sochineniy [Collected Works]. M.: Pedagogika.