Построение карьеры выпускниками бакалавриата (опыт качественного исследования)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Психология труда

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-22-1-124-136

Как цитировать

Дёмин, А.Н., Педанова, Е.Ю. (2021). Построение карьеры выпускниками бакалавриата (опыт качественного исследования). Южно-российский журнал социальных наук, 22(1), 124-136. DOI: 10.31429/26190567-22-1-124-136
Дата поступления 15 февраля 2021
Дата принятия 11 марта 2021
Дата публикации 9 августа 2021
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2021 Андрей Николаевич Дёмин, Екатерина Юрьевна Педанова

Аннотация

В статье определены основные категории жизненного мира бакалавров, связанные с карьерой, а также описаны и систематизированы механизмы решения карьерных задач и преодоления трудностей, раскрыты способы конструирования карьеры в целом. Исследование проводилось в логике качественной методологии с опорой на феноменологическую традицию и понятие жизненного мира А. Шюца. Были взяты полуструктурированные интервью у 43 человек в возрасте от 23 до 25 лет, проживающих в Краснодаре, окончивших бакалавриат за 1–2 года до интервью. Выборка формировалась таким образом, чтобы в неё вошли представители основных вариантов развития карьеры после окончания бакалавриата. В выборке были представлены мужчины и женщины, представители естественно-­научных и социально-­гуманитарных специальностей. При формировании выборки, анализе данных использовались понятия и техники обоснованной теории (grounded theory). По результатам эмпирического исследования выделены категории жизненного мира выпускников, раскрывающие их отношение к специальности и заработку, обучению в магистратуре, варианты внутренней позиции (увлеченность профессией, рыночный прагматизм, ожидание, личностное развитие), механизмы решения карьерных задач (опора на опыт проектной активности во время учёбы; междисциплинарная компетентность, умение открывать в своих увлечениях, интересах, желаниях такие стороны, которые сочетаются с новыми жизненными обстоятельствами; мобилизация внутренних и внешних ресурсов; синергийное целеполагание; преемственность и расширение планов; ориентация на масштабные цели), способы темпоральной организации карьеры (эволюция, «снежный ком», проектирование). Отчётливость / размытость в сознании и различные комбинации выделенных категорий определяют индивидуальное своеобразие карьеры. Перспективы дальнейших исследований: оценка статусной и субъективной результативности карьеры выпускника в зависимости от содержания выделенных психологических компонентов; разработка профориентационных программ.

Ключевые слова

карьера выпускник бакалавриата внутренняя позиция выпускника решение карьерных задач темпоральная организация карьеры качественная методология обоснованная теория

Библиографические ссылки

Бек, У. (2000). Общество риска. На пути к другому модерну. Москва: Прогресс-Традиция.

Дёмин, А.Н., Попова И.П. (2000). Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации. Социологические исследования, 5, 35–46.

Дёмин, А.Н., Седых, А.Б. (2014). Психологические характеристики карьер молодёжи в первый год после окончания бакалавриата. Человек. Сообщество. Управление, 4, 118–131.

Ермолаева, М.В., Лубовский, Д.В. (2015). Особенности внутренней позиции студентов-психологов. Вопросы психологии, 3, 58–65.

Страусс, А., Корбин, Дж. (2001). Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. Москва: Эдиториал УРСС.

Стэндинг, Г. (2014). Прекариат: новый опасный класс. Москва: Ад Маргинем Пресс.

Тихомиров О.К. (1984). Психология мышления. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Толочек, В.А. (2017). Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

Улановский, А.М. (2006). Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии. Вопросы психологии, 3, 27–37.

Хорошилов, Д.А., Мельникова, О.Т. (2018). Качественный анализ в психологии — наука или искусство? Вопросы психологии, 2, 1–10.

Шюц, А. (2004). Избранное: Мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ. Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН).

Эриксон, Э. (1996). Идентичность: юность и кризис. Москва: Изд. группа «Прогресс».

Эфендиев, А.Г., Балабанова, Е.С. (2010). Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента. Социологические исследования, 2, 100–110.

Akkermans, J., Kubasch, S. (2017). #Trending Topics in Careers: A Review and Future Research Agenda. Career Development International, 22(6), 586–627. DOI: 10.1108/CDI‑08-2017-0143

Holland, J.L., Johnston, J.A., Asama, N.F. (1993). The Vocational Identity Scale: A Diagnostic and Treatment Tool. Journal of Career Assessment, 1(1), 1–11.

Marcia, J.E. (1996). The Importance of Conflict for Adolescent and Lifespan Development. In Leni Verhofstadt-Deneve et al. (Eds) Conflict and development in adolescence (pp. 13–19). Leiden University: DSWO Press.

Osipow, S.H. (1989). Career Issues through the Life Span. In M.S. Pallak, R. Perloff (Eds) Psychology and work: Productivity, Change, and Employment (pp. 141–168). Washington: APA.

Smale, A., Bagdadli, S., Cotton, R., Dello Russo, S. et al. (2019). Proactive Career Behaviors and Subjective Career Success: The moderating role of national culture. Journal of Organizational Behavior, 40(1), 105–122. DOI: 10.1002/job.2316

Super, D.E. (1990). A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development. In D. Brown, L. Brooks (Eds) Career Choice and Development (pp. 167–261). San Francisco: Jossey-Bass.

Tomlinson, M. (2012). Graduate Employability: A Review of Conceptual and Empirical Themes. Higher Education Policy, 25, 407–431. DOI: 10.1057/hep.2011.26

Webley, P., Nyhus, E.K. (2008). Inter-Temporal Choice and Self-Control: Saving and borrowing. In A. Lewis (Ed.) The Cambridge Handbook of Psychology and Economic Behavior. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Статистика скачивания

Нет статистики