Контроль поведения как основа саморегуляции
PDF

Рубрика

Психология развития

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-130-146

Как цитировать

Сергиенко, Е.А. (2018). Контроль поведения как основа саморегуляции. Южно-российский журнал социальных наук, 19(4), 130-146. DOI: 10.31429/26190567-19-4-130-146
Дата поступления 8 октября 2018
Дата принятия 6 ноября 2018
Дата публикации 23 декабря 2018
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2018 Елена Алексеевна Сергиенко

Аннотация

Статья посвящена обоснованию конструкта «контроль поведения». Контроль поведения — новое понятие, которое расширяет представление о регуляции и саморегуляции с новых системно-субъектных позиций. Представление о контроле поведения как основе регуляции сформировалось в результате попытки обоснования интегративного конструкта субъектной регуляции. Контроль поведения — это психологический уровень регуляции поведения, реализующий индивидуальные ресурсы психической организации человека, обеспечивающий соотношение внутренних возможностей и внешних целей. Гипотеза контроля поведения релевантна представлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических процессов. Выделены три составляющие контроля поведения: когнитивный контроль (способности предвосхищать события, извлекать и упорядочивать ментальный опыт, ментально планировать решение и моделировать исполнение, способности к когнитивной гибкости, сравнению предполагаемого и реального результата, когнитивная гибкость), эмоциональная регуляция (интенсивность эмоций, эмоциональной лабильности, активность, способность к сопереживанию, пониманию эмоций своих и Другого) и произвольный/волевой контроль (способность к произвольной организации действий, волевых усилий). Проведено сравнение отечественных и зарубежных концепций и подходов к психической регуляции поведения и деятельности, показавшее, что понятие контроля поведения несводимо только к понятию саморегуляции, или регуляции психических состояний или деятельности. Контроль поведения как регулятивная функция субъекта актуализирует индивидуальные способности (ресурсы) человека в соответствии с целью и задачами (внешними и внутренними). Показано отличие контроля поведения от близкого понятия жизнеспособности, где акцент в большей степени ставится на высокоуровневых процессах самоорганизации, тогда как контроль поведения лежит в их основе и становится индивидуальным психологическим механизмом адаптивного поведения на всем протяжении развития субъекта. Представлена кратко верификация данного конструкта в исследованиях. Попытка обоснования интегративного понятия, вбирающего разные стороны психической организации, актуализируемые в индивидуальной регуляции, соответствует современным тенденциям  поиска обобщающих моделей психической регуляции как одной из ключевых проблем современной психологии.

Ключевые слова

контроль поведения психологические ресурсы субъектная регуляция субъект-личность развитие контроля поведения механизмы егуляция жизнедеятельности

Библиографические ссылки

Barkley, R. A. (2004). Attention-deficit/hyperactivity disorder and self-regulation: taking an evolutionary perspective on executive functioning. In R. F. Baumeister & K. D. Vohs (Eds.) Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications (pp. 301-323). New York: Guilford Press.

Bates, J. E. (1987). Temperament in infancy In J. F. Osofsky (Ed.) Handbook of Infant Development (pp.1104-1149). New York: Wiley.

Baumeister, R. F., Alghamdi, N. G. (2015). Role of self-control failure in immoral and unethical actions. Current Opinion in Psychology, 6, 66-69.

Baumeister, R. F., Schmeichel, B. J. & Vohs, K. D. (2013) Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent. In A. W. Kruglanski, E. T. Higgins (Eds). Social psychology: Handbook of basic principles (pp. 516–539) N.Y: Guilford Publications.

Bozhovich, L. (2008). Lichnost’ I jejo formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its Аormation in Сhildhood]. SPb.: Piter,

Brushlinskij, A. (2003). Psikhologija sub”ekta [Psychology of Subject]. SPb.: Aletejja.

Brushlinskij, A. (2006). Izbrannye psikhologicheskije trudy [Selected Psychological Works] M.: Izd-vo IP RAN.

Chistjakova, N., Savost’janov, K. & Sergienko, E. (2013). Jendogennye mehanizmy kognitivnogo kontrolja v reguljacii funkcional’noj sistemy “Mat’-Plod” [Endogenous Cognitive Control Mechanisms in the Regulation of the Functional System “Mother-Foetus”. Psikhologicheskije issledovanija [Psychological Research], 6. Retrieved from: http://psystudy.ru/index.php/eng/2013v6n28e/797-chistyakova28e.html

Dikaja, L. (2003). Psikhicheskaja samoreguljacija funkcional’nogo sostojanija cheloveka [Mental Self-regulation of the Functional State of a Person]. M.: Izd-vo IP RAN.

Forgas, J. P., Baumeister, R. & Tice, D. M. (Eds.) (2009). Psychology of self-regulation: cognitive, affective and motivational processe

Foucault, M. (2007). Germenevtika sub”ekta [Subject Hermeneutics]. SPb.: Nauka.

Ivannikov, V. (2006). Psikhologicheskije mehanizmy volevoj reguljacii [Psychological Mechanisms of Volitional Regulation]. SPb.: Piter.

Kholodnaja, M. (2002). Kognitivnyje stili: O prirode individual’nogo uma. Uchebnoe posobie [Cognitive Styles: On the Nature of the Individual Mind]. M.: Per Sje.

Klimova, M. (2018). Osobennosti reguljacii povedenija u podrostkov s lichnostnoj bespomoshchnost’ju [Features of Behavior Regulation in Adolescents with Personal Helplessness]. (Cand. Dissertation). Cheljabinsk.

Konopkin, O. A. (1995). Psikhicheskaja samoreguljacija proizvol’noj aktivnosti cheloveka (strukturno-funkcional’nyj aspekt) [Mental Self-regulation of Man’s Arbitrary Activity (Structural and Functional Aspects)]. Voprosy psikhologii [Psychology Issues], 1, 5–12.

Kornilova, T. (2007). Samoreguljacija i lichnostno-motivacionnaja reguljacija prinjatija reshenij [Self-Regulation and Personal-Motivational Regulation of Decision-Making]. In I. Morosanova (Ed.). Subject and personality in psychology of self-regulation (pp. 181–194). M.-Stavropol: PI RAO, NCSTU.

Laktionova, A. (2013). Strukturno-urovnevaja organizacija zhiznesposobnosti cheloveka: metasistemnyj podhod [Structural-level Organization of Human Vitality: a Metasystem Approach. In L. Dikaya, A. Zhuravlev (Eds.). Lichnost’ professionala v sovremennom mire [Personality of a Professional in the Modern World] (pp. 109-126). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Larsen, R. J., Prizmic, Z. (2004). Affect regulation. In R. F. Baumeister, K. D. Vohs (Eds.) Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 40–61). New York, London: The Guilford Press.

Lazarus, R. (1999) Stress and emotion: A new synthesis. London: Free association book.

Leont’ev, D. (Ed.) (2011). Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure and Diagnosis]. M.: Smysl.

Leont’ev, D., Ovchinnikova, U., Rasskazova, E., Fam, A. (2015). Psikhologija vybora [Psychology of Choice]. M.: Smysl.

Libina, A. (2008). Sovladajushchij intellekt: chelovek v slozhnoj zhiznennoj situacii [Coping Intelligence: a Person in a Difficult Life Situation]. M.: Jeksmo.

Makhnach, A. (2016). Zhiznesposobnost’ cheloveka i sem’i [Resilience of Man and Family]. M.: Izd-vo “Instituta psihologii RAN”.

Mandler, G. (1975). Mind and emotions. N.Y.: John Wiley.

Morosanova, V. (2010). Samoreguljacija i individual’nost’ cheloveka [Self-regulation and Individuality of a Person]. M.: “Nauka”.

Pavlova, N., Sergienko, E. (2016). Sub”ektivnaja i lichnostnaja reguljacija povedenija kak projavlenije individual’nosti cheloveka [Subjective and Personal Regulation of Behavior as a Manifestation of Human Individuality]. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Magazine], 36 (2), 43-56.

Petrovskij, V. (2007). Samoreguljacija v strukture individual’nosti: kto sub”ekt, kto ob”ekt, kto posrednik? [Self-Regulation in the Structure of Individuality: Who is the Subject, Who is the Object, Who is the Intermediary?] In V. Morosanova (Ed.) Sub”ekt i lichnost’ v psikhologii samoreguljacii [Subject and Personality in the Psychology of Self-Regulation] (pp. 151-171). M.-Stavropol’: Izd-vo PI RAO, SevKavGTU.

Plutchik, R. (1980). A general psychoevolutionary theory of emotion. In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.) Emotion: Theory, research, and experience. Vol. 1. (pp.3-33). N.Y.: Academic Press.

Prohorov, A. (2005). Samoreguljacija psikhicheskikh sostojanij: fenomenologija, mehanizmy i zakonomernosti [Self-Regulation of Mental States: Phenomenology, Mechanisms and Patterns]. M.: Per Sje.

Prokhorov, A. (2009) Smyslovaja reguljacija psikhicheskikh sostojanij [Semantic Regulation of Mental States]. M.: Izd-vo IP RAN.

Pulkkinen, L. (1992). Self-Control and Continuity from Childhood to Late Adolescence. Life-Span Development and Behaviour, 4, 84–105.

Pullkinen, L. (2009). Life success of male on nonoffender, adolescence-limited, persistent and adult-onset antisocial pathways: follow-up from age 8 to 42. Aggressive behavior, 35, 1–19.

Rothbart, M. K., Ellis, L., K. & Posner, M. I. (2004). Temperament and self-regulation In R. F. Baumeister, K. D. Vohs (Eds). Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application (pp. 357–370.) New York: The Guilford Press.

Rubinshtejn, S. (2003). Bytie i soznanije. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and the World]. SPb.: Piter.

Sergienko, E. (2009). Kontrol’ povedenija: individual’nye resursy sub”ektnoj reguljacii [Control of Behavior: Individual Resources of Subject Regulation.]. Psikhologicheskije issledovanija [Psychological research], 5 (7). Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/eng/2009n5–7e/238-sergienko7e.html

Sergienko, E. (2011). Sistemno-sub”ektnyj podkhod: obosnovanije i perspektiva [System-Subject Approach: Rationale and Perspective]. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Magazine], 32 (1), 120-132.

Sergienko, E. (2016). Kontrol’ povedenija kak individual’nyj resurs zhiznesposobnosti cheloveka. [Behavior Control as an Individual Resource of Human Resilence]. In A. Makhnach, L. Dikaja (Eds) Zhiznesposobnost’ cheloveka: individual’nyje, professional’nyje i social’nyje aspekty [Human Resilence: Individual, Professional and Social Aspects] (pp. 169–181). M.: RAN Institute of Psychology.

Sergienko, E. (2016). Sovremennyje idei razvitija v psikhologii.[Modern Ideas of Development in Psychology.] In A. Zhuravleva, E. Sergienko (Eds.) Princip razvitija v sovremennoj psikhologii [The Principle of Development in Modern Psychology] (84-116). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Sergienko, E., Mikova, T. (2011). Psikhologicheskaja adaptacija zhenshchin s travmaticheskim opytom iskusstvennogo preryvanija beremennosti. [Psychological Adaptation of Women with Traumatic Experience of Abortion]. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Magazine], 32 (4), 70-83.

Sergienko, E., Vetrova, I. (2011). Sootnoshenije kontrolja povedenija, sovladanija i psikhologicheskikh zashchit [The Ratio of Control Behavior, Coping and Psychological Defenses] In A. Zhuravlev, E. Sergienko (Eds.) Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste [Stress, Burnout, Coping in a Modern Context] (pp. 275-296). M.: Izd-vo “Institut psihologii RAN”.

Sergienko, E., Vilenskaja, G. (2018). Kontrol’ povedenija — integrativnoje ponjatije psikhicheskoj reguljacii. [Behavior Control is an Integrative Concept of Mental Regulation]. In A. Zhuravlev, E. Sergienko (Eds.) Razrabotka ponjatij sovremennoj psikhologii [Development of the Concepts of Modern Psychology] (343-378). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Sergienko, E., Vilenskaja, G. & Kovaleva, Ju. (2010). Kontrol’ povedenija kak sub”ektnaja reguljacija [Control of Behavior as Subject Regulation]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Shapkin E. (1997). Eksperimental’noje izuchenije volevykh processov [Experimental Study of Volitional Processes]. M.: Smysl.

Strelau, J., Eliasz, A. (1994). Temperament risk factors for type a behaviour pattern in adolescents In W. B. Carey and S. C. McDevitt (Eds.) Prevention and early intervention. individual differences as risk factors for the mental health of children (pp.42-49). NY: Brunner/Mazel.

Vanteeva, E. (2013). Kontrol’ povedenija u detej doshkol’nogo vozrasta v period adaptacii k detskomu sadu [Behavior Control in Preschool Children During the Period of Adaptation to Kindergarten]. Psikhologicheskije issledovanija [Psychological Researches], 6 (27), Retrieved from: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/781-vanteeva27.html

Vekker, L. (1998). Psikhika i real’nost’. Jedinaja teorija psikhicheskikh processov [Mind and Reality. Unified Theory of Mental Processes]. M.: Smysl.

Vilenskaja, G., Sergienko, E. (2001). Rol’ temperamenta v razvitii reguljacii povedenija v rannem vozraste [The Role of Temperament in the Development of Behavior Regulation at an Early Age]. Psikhologicheskij zhurnal [Psychological Magazine], 22 (3), 68–85.

Vygotskij, L. (1983). Problemy razvitija psikhiki [The Problem of the Mental Development]. In A. Matjushkin (Ed.). Vygotskiy L. S. Sobranie sochineniy. V 6 t. [Vygotskij L. S. Collected Works] M.: Pedagogika.

Zelazo, P. D., Carlson, S. M. (2012). Hot and cool executive function in childhood and adolescence: development and plasticity. Child Development Perspectives, 6, 354-360.

Zelazo, P. D., Frye, D. (1997). Cognitive complexity and control: A theory of the development of deliberate reasoning and intentional action. In M. Stamenov (Ed.) Language structure, discourse and the access to consciousness (pp. 113–153). Amsterdam: John Benjamins.

Статистика скачивания

Нет статистики