Аннотация
В последнее время современное виртуальное пространство оказывает непосредственное влияние практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Религиозная идентичность на постсоветском пространстве России опять становится важной частью этнической идентичности и проявляется в том числе и в виртуальном пространстве. Российское религиозное виртуальное пространство обладает целым рядом особенностей. Это пространство ограничено в использовании наличием русского контента, что объясняется преобладанием русскоязычных пользователей. Оно используется преимущественно молодежной аудиторией, что связано как с недостаточным владением российским старшим поколением новыми технологиями, так и со спецификой традиций православия, где в отличие от маркетингово-ориентированного виртуального пространства доминируют идеи нестяжательства, искупления и покаяния. В российском виртуальном пространстве отсутствует регламентация и не определенны масштабы его использования для самих священнослужителей. Тем не менее российская молодежь более, чем старшее поколение вовлечена в виртуальный мир. Основная цель исследования — выявить факторы влияния виртуального пространства на религиозную идентичность в российской студенческой среде. Основные методы исследования: контент-анализ религиозного виртуального пространства и комплексное социологическое исследование: социологический опрос, фокус групповые и экспертные интервью, которые позволили проанализировать опыт участия респондентов в сетевых религиозных проектах, изучить ценностные ориентации людей, использующих эти ресурсы, а также оценить степень влияния этих ориентаций на формирование религиозной идентичности. Исследование представляет собой оригинальный комплексный контент, в котором, исходя из типологии К. Хелланда, было структурировано российское религиозное пространство, обозначены преимущественные формы сетевого общения в этом пространстве и показано его влияние на формирование религиозной идентичности.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».
Библиографические ссылки
Балич, Н.Л. (2015). Религиозная идентичность в культуре современного общества. Социологический альманах, 6, 234–243. Режим доступа http://socio.bas-net.by/sotsiologicheskij-almanah/
Головчин, М.А., Мкоян, Г.С. (2018). Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 11 (3), 215–229. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.14
Горбунова, Е.С. (2017). Влияние СМИ на межэтническую толерантность и национальную идентичность. В М.С. Ткачева (ред.) XXV Страховские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ (с. 55–59). Режим доступа https://www.sgu.ru/research/nauchnye-izdaniya-sgu/prodolzhayushchiesya-izdaniya/strahovs kie -chteniya/arhiv/strahovskie-chteniya-materialy-xxv-vserossiyskoy
Ересько, М.Н. (2006). Взаимодействие светских и религиозных идентичностей как социологическая проблема. Вестник Тюменского государственного университета, 1, 110–117.
Забияко, А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. (2006). Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект.
Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (2017). Под ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир.
Итигэлов Хамбо Лама (2019, Март 10). Социальная сеть Facebook. Режим доступа https://www.facebook.com/Itigelov/
Клинецкая, Н.В. (2004). Религиозность молодежи в современном мире. Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 6: философия, политология, социология, психология, право, международные отношения, 4, 75–86.
Крылов, А.Н. (2014). Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Издательство ИКАР.
Кудряшова, Е.В., Дрягалов, В.С., Черничкин, Д.А., Рогов, А.В. (2019). Социокультурный анализ виртуальной религиозной активности студентов Астраханского государственного университета. В Астраханские Петровские чтения: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Устойчивое развитие Каспийского региона: экологические, экономические, социальные аспекты (к 100-летию образования первого университета в Астрахани) (с. 48–50), Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет».
Ляушева, С.А., Нагой, А.А. (2009). Религиозная идентичность в современной культуре. Вестник Адыгейского государственного университета, серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 1, 195–198.
Мчедлов, М.П. (2008). Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах). В М.П. Мчедлов (ред.) Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа (с. 13–33), Москва: Институт социологии РАН.
Мчедлова, М.М. (2017). Религиозная и конфессиональная идентичность. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (с. 334–339). М.: Весь Мир.
Овчаров, Д.А. (2012). Групповая религиозная идентичность и практики повседневности: социологическое измерение конфликта. Знание, понимание, умение, 1, 115–119.
Патырбаева, К.В. (2012). Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т.
Петров, И. К, Абдувалиев, А.Х. (2018). Этническая идентичность и этнические группы в социальных сетях. Современные научные исследования, 5 (22), 460–463.
Русская пиратская церковь (2019, Март 27). Режим доступа http://pirate-church.org/news-article-faq.html
Benjamin, D.J., Choi, J.J., Fisher, G. (2010). Religious Identity and Economic Behavior. Review of Economics and Statistics, 98 (4), 617–637. DOI: 10.1162/REST_a_00586
Bilalia, R., Iqbala, Y. & Çelikb, A.B. (2018). The Role of National Identity, Religious Identity, and Intergroup Contact on Social Distance Across Multiple Social Divides in Turkey. International Journal of Intercultural Relations, 65, 73–85. DOI: 10.1016/j.ijintrel. 2018.04.007
Helland, C. (2002). Surfing for Salvation. Religion, 32 (4), 293–303. DOI: 10.1006/reli.2002.0406
Jackson, II, R.L., Hogg, M.A. (2010). Religious Identity. In Encyclopedia of Identity, 2. Thousand Oaks, Calif., SAGE Publications. DOI: 10.4135/9781412979306.n203
Jones, R.P., Cox, D. (2017). America`s Changings Religious Identity. Findings from the 2016 American Values Atlas. Washington D.C., Public Religion Research Institute (PRRI). Retrieved from https://www.prri.org/research/american-religious-landscape-christian-religiously-unaffiliated/
Kim, Y., Bradford Wilcox, W. (2014). Religious Identity, Religious Attendance, and Parental Control. Review of Religious Research, 56 (4), 555–580. DOI: 10.1007/s13644–014–0167–0
Morin, E. (1977). La Méthode t.1. «La nature de la nature». Paris: Éditions du Seuil.
Różycka-Tran, J. (2017). Love thy neighbor? The Effects of Religious In/Out-Group Identity on Social Behavior. Personality and Individual Differences, 115, 7–12. DOI: 10.1016/j.paid.2016.11.009
Som, S.M. (2019). Common Identity as a Step to Civilization Longevity. Future, 106, 37–43. DOI: 10.1016/j.futures.2018.08.002
Thumma, S. (1991). Negotiating a Religious Identity: The Case of the Gay Evangelical. Sociology of Religion, 52 (4), 333–347. DOI: 10.2307/3710850
Topchiev, M.S., Chernichkin, D.A. & Dryagalov, V.S. (2018). Religious Networks Consumerization in Russian Virtual Space. Social Sciences and Arts SGEM. Section: Cultural Studies, 5, 387–395. Sofia, Bulgaria, Alexander Malinov. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/6.2/S26.048
Topchiev, M.S., Dryagalov, V.S. & Yakushenkova, O.S. (2016). The Problem of the Youth’s Religious Identity Formation in the Frontier Territories of the Northern Caspian Sea Region: Contemporary Aspect. Man In India, 96 (12), 5481–5502.

