Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России)
PDF
HTML
PDF
HTML
JATS XML

Рубрика

Юг России: люди, общество, политика

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-2-99-120

Как цитировать

Романова, А.П., Топчиев, М.С., Черничкин, Д.А., Дрягалов, В.С., Рогов, А.В. (2019). Влияние виртуального пространства на формирование религиозной идентичности студенческой молодежи (на примере Юга России). Южно-российский журнал социальных наук, 20(2), 99-120. DOI: 10.31429/26190567-20-2-99-120
Дата поступления 12 апреля 2019
Дата принятия 15 мая 2019
Дата публикации 24 июня 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Анна Петровна Романова, Михаил Сергеевич Топчиев, Дмитрий Алексееич Черничкин, Вячеслав Сергеевич Дрягалов, Александр Владимирович Рогов

Аннотация

В последнее время современное виртуальное пространство оказывает непосредственное влияние практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Религиозная идентичность на постсоветском пространстве России опять становится важной частью этнической идентичности и проявляется в том числе и в виртуальном пространстве. Российское религиозное виртуальное пространство обладает целым рядом особенностей. Это пространство ограничено в использовании наличием русского контента, что объясняется преобладанием русскоязычных пользователей. Оно используется преимущественно молодежной аудиторией, что связано как с недостаточным владением российским старшим поколением новыми технологиями, так и со спецификой традиций православия, где в отличие от маркетингово-­ориентированного виртуального пространства доминируют идеи нестяжательства, искупления и покаяния. В российском виртуальном пространстве отсутствует регламентация и не определенны масштабы его использования для самих священнослужителей. Тем не менее российская молодежь более, чем старшее поколение вовлечена в виртуальный мир. Основная цель исследования — выявить факторы влияния виртуального пространства на религиозную идентичность в российской студенческой среде. Основные методы исследования: контент-­анализ религиозного виртуального пространства и комплексное социологическое исследование: социологический опрос, фокус групповые и экспертные интервью, которые позволили проанализировать опыт участия респондентов в сетевых религиозных проектах, изучить ценностные ориентации людей, использующих эти ресурсы, а также оценить степень влияния этих ориентаций на формирование религиозной идентичности. Исследование представляет собой оригинальный комплексный контент, в котором, исходя из типологии К. Хелланда, было структурировано российское религиозное пространство, обозначены преимущественные формы сетевого общения в этом пространстве и показано его влияние на формирование религиозной идентичности.

Ключевые слова

виртуальное пространство религиозная идентичность онлайн религия религия онлайн студенческая молодежь Юг России

Информация о финансировании

Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10064) «Трансформация механизмов формирования пострансгрессионной модели религиозной идентичности в современном информационном пространстве».

Библиографические ссылки

Балич, Н.Л. (2015). Религиозная идентичность в культуре современного общества. Социологический альманах, 6, 234–243. Режим доступа http://socio.bas-net.by/sotsiologicheskij-almanah/

Головчин, М.А., Мкоян, Г.С. (2018). Молодежь на постсоветском пространстве в условиях ценностной трансформации общества (на примере России и Армении). Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 11 (3), 215–229. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.14

Горбунова, Е.С. (2017). Влияние СМИ на межэтническую толерантность и национальную идентичность. В М.С. Ткачева (ред.) XXV Страховские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ (с. 55–59). Режим доступа https://www.sgu.ru/research/nauchnye-izdaniya-sgu/prodolzhayushchiesya-izdaniya/strahovs kie -chteniya/arhiv/strahovskie-chteniya-materialy-xxv-vserossiyskoy

Ересько, М.Н. (2006). Взаимодействие светских и религиозных идентичностей как социологическая проблема. Вестник Тюменского государственного университета, 1, 110–117.

Забияко, А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. (2006). Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект.

Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (2017). Под ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир.

Итигэлов Хамбо Лама (2019, Март 10). Социальная сеть Facebook. Режим доступа https://www.facebook.com/Itigelov/

Клинецкая, Н.В. (2004). Религиозность молодежи в современном мире. Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 6: философия, политология, социология, психология, право, международные отношения, 4, 75–86.

Крылов, А.Н. (2014). Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Издательство ИКАР.

Кудряшова, Е.В., Дрягалов, В.С., Черничкин, Д.А., Рогов, А.В. (2019). Социокультурный анализ виртуальной религиозной активности студентов Астраханского государственного университета. В Астраханские Петровские чтения: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Устойчивое развитие Каспийского региона: экологические, экономические, социальные аспекты (к 100-летию образования первого университета в Астрахани) (с. 48–50), Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет».

Ляушева, С.А., Нагой, А.А. (2009). Религиозная идентичность в современной культуре. Вестник Адыгейского государственного университета, серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 1, 195–198.

Мчедлов, М.П. (2008). Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах). В М.П. Мчедлов (ред.) Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия ее объективного анализа (с. 13–33), Москва: Институт социологии РАН.

Мчедлова, М.М. (2017). Религиозная и конфессиональная идентичность. В И.С. Семененко (ред.) Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (с. 334–339). М.: Весь Мир.

Овчаров, Д.А. (2012). Групповая религиозная идентичность и практики повседневности: социологическое измерение конфликта. Знание, понимание, умение, 1, 115–119.

Патырбаева, К.В. (2012). Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т.

Петров, И. К, Абдувалиев, А.Х. (2018). Этническая идентичность и этнические группы в социальных сетях. Современные научные исследования, 5 (22), 460–463.

Русская пиратская церковь (2019, Март 27). Режим доступа http://pirate-church.org/news-article-faq.html

Benjamin, D.J., Choi, J.J., Fisher, G. (2010). Religious Identity and Economic Behavior. Review of Economics and Statistics, 98 (4), 617–637. DOI: 10.1162/REST_a_00586

Bilalia, R., Iqbala, Y. & Çelikb, A.B. (2018). The Role of National Identity, Religious Identity, and Intergroup Contact on Social Distance Across Multiple Social Divides in Turkey. International Journal of Intercultural Relations, 65, 73–85. DOI: 10.1016/j.ijintrel. 2018.04.007

Helland, C. (2002). Surfing for Salvation. Religion, 32 (4), 293–303. DOI: 10.1006/reli.2002.0406

Jackson, II, R.L., Hogg, M.A. (2010). Religious Identity. In Encyclopedia of Identity, 2. Thousand Oaks, Calif., SAGE Publications. DOI: 10.4135/9781412979306.n203

Jones, R.P., Cox, D. (2017). America`s Changings Religious Identity. Findings from the 2016 American Values Atlas. Washington D.C., Public Religion Research Institute (PRRI). Retrieved from https://www.prri.org/research/american-religious-landscape-christian-religiously-unaffiliated/

Kim, Y., Bradford Wilcox, W. (2014). Religious Identity, Religious Attendance, and Parental Control. Review of Religious Research, 56 (4), 555–580. DOI: 10.1007/s13644–014–0167–0

Morin, E. (1977). La Méthode t.1. «La nature de la nature». Paris: Éditions du Seuil.

Różycka-Tran, J. (2017). Love thy neighbor? The Effects of Religious In/Out-Group Identity on Social Behavior. Personality and Individual Differences, 115, 7–12. DOI: 10.1016/j.paid.2016.11.009

Som, S.M. (2019). Common Identity as a Step to Civilization Longevity. Future, 106, 37–43. DOI: 10.1016/j.futures.2018.08.002

Thumma, S. (1991). Negotiating a Religious Identity: The Case of the Gay Evangelical. Sociology of Religion, 52 (4), 333–347. DOI: 10.2307/3710850

Topchiev, M.S., Chernichkin, D.A. & Dryagalov, V.S. (2018). Religious Networks Consumerization in Russian Virtual Space. Social Sciences and Arts SGEM. Section: Cultural Studies, 5, 387–395. Sofia, Bulgaria, Alexander Malinov. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/6.2/S26.048

Topchiev, M.S., Dryagalov, V.S. & Yakushenkova, O.S. (2016). The Problem of the Youth’s Religious Identity Formation in the Frontier Territories of the Northern Caspian Sea Region: Contemporary Aspect. Man In India, 96 (12), 5481–5502.

Статистика скачивания

Нет статистики