Институционализация управляемости и проблема контроля в пространстве цифровых коммуникаций
PDF

Рубрика

Политическое управление

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-62-75

Как цитировать

Сморгунов, Л.В. (2019). Институционализация управляемости и проблема контроля в пространстве цифровых коммуникаций. Южно-российский журнал социальных наук, 20(3), 62-75. DOI: 10.31429/26190567-20-3-62-75
Дата поступления 14 августа 2019
Дата принятия 30 августа 2019
Дата публикации 27 сентября 2019
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2019 Леонид Владимирович Сморгунов

Аннотация

В статье ставится проблема публичной управляемости в условиях современных средств информации, порождающих возможность контроля сверху и снизу, по горизонтали. Современная цифровизация многих областей общественной жизни вызывает как положительные эффекты, так и угрозы. Развивая условия управляемости, она в то же самое время порождает угрозу чрезмерного контроля сверху и снизу. Раскрываются особенности контроля сверху и снизу. Контроль сверху порождает возможность управляемости как дисциплинируемости внешнего пространства жизнедеятельности человека. Управляемость в этом контексте предстает, с одной стороны, как способность больших организационных систем на основе обработки больших массивов данных о гражданах не просто их контролировать, а использовать в нужном для этих систем направлениях, т. е. управлять поведением больших масс людей. Контроль снизу возникает на основе потребности принадлежности к Сети и порождает форму управляемости в виде самоцензуры. Противостоит данным видам управляемости гражданское участие в публичном управлении, обеспеченное современными цифровыми технологиями. Цифровое публичное управление базируется на алгоритмах, обеспечивающих такие институциональные нормы взаимодействия, как анонимность, справедливость и взаимность. Управляемость на основе участия является результатом сетевой координации взаимодействия, создающей эффект сотрудничества, а не конкуренции. Анализируется как форма управляемости тенденция «суверенизации Интернета», которая выражается в современной регуляторной политике государств по созданию условий, обеспечивающих достаточные национальные гарантии контроля над интернет-­пространством. Подчеркивается значение правовой институционализации современных форм управляемости, возникающих в условиях развития контроля сверху и снизу.

Ключевые слова

публичная управляемость контроль сверху контроль снизу суверенный интернет институционализация

Информация о финансировании

Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, грант № 19-18-00210 «Политическая онтология цифровизации: исследование институциональных оснований цифровых форматов государственной управляемости».

Библиографические ссылки

Adee, S. (2019, 15 May). The Global Internet is Disintegrating. What Comes Next? BBC: Future Now. Retrieved from http://www.bbc.com/future/story/20190514-the-global-internet-is-disintegrating-what-comes-nex

Asgarkhani, M. (2005). Digital Government and Its Effectiveness in Public Management Reform. Public Management Review, 7(3), 465–487.

Assange, J., Appelbaum, J., Muller-Maguhn, A. & Zimmermann, J. (2012). Cypherpunks: Freedom and the Future of the Internet. N.Y., L.: OR Books.

Bakir, V. (2013). Torture, Intelligence and Sousveillance in the War on Terror. Ashgate: Farnham, Surrey.

Bakir, V., Feilzer, M. & McStay, A. (2017). Introduction to Special Theme Veillance and Transparency: A Critical Examination of Mutual Watching in thePost-Snowden, Big Data era. Big Data & Society, 4(1), 1–5. DOI: 10.1177/2053951717698996

Borradori, G. (2016). Between Transparency and Surveillance: Politics of the Secret. Philosophy and Social Criticism, 42(4–5), 456–464. doi: 10.1177/0191453715623321

Brokeš, F. (2018, 24 September). Russia’s Sovereign Internet. Central European Financial Observer. Retrieved from https://financialobserver.eu/cse-and-cis/russias-sovereign-internet/

Chalmers, R. (2005). Orwell or All Well? The Rise of Surveillance Culture. Alternative Law Journal, 30(6), 258–261.

Clement, A. (2018, 26 March). Canadian Network Sovereignty: A Strategy for Twenty-First-Century National Infrastructure Building. Retrieved from https://www.cigionline.org/articles/canadian-network-sovereignty

Ganascia, J.-G. (2010). The Generalized Sousveillance Society. Social Science Information, 49(3), 489–507. DOI: 10.1177/0539018410371021

Latour, B. (2018). Politiki pryrody [Politics of Nature]. М.: Ad Marginem Press.

Mrachnoe budushchee interneta: neravenstvo i nesvoboda [The dark future of the Internet: inequality and the absence of freedom]. (2017, 4 August). Habr [Habr]. Retrieved from https://habr.com/ru/company/asus/blog/405783/

Online Harms White Paper. (2019, 8 April). Retrieved from https://www.gov.uk/government/consultations/online-harms-white-paper

Parés, M., Bonet-Martí, J. & Martí-Costa M. (2012). Does Participation Really Matter in Urban Regeneration Policies? Exploring Governance Networks in Catalonia (Spain). Urban Affairs Review, 48(2), 238–271. DOI:10.1177/1078087411423352

Recommendation of the Council on Digital Government Strategies. Adopted by the OECD Council on 15 July 2014. (2014). OECD. Retrieved from https://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf

Salin, P. (2017). Ierarkhiia ravnykh. Kak preodolet’ krizis sistemy mezhdunarodnykh otnoshenii [The Hierarchy of Equals. How to Overcome the Crisis in the System of International Relations]. Rossia v globalnoi politike [Russia in Global Affairs], 5, 129–140.

Scott, B., Loonam, J. & Kumar, V. (2017). Exploring the Rise of Blockchain Technology: Towards Distributed Collaborative Organizations. Strategic Change, 26(5), 423–428. DOI: 10.1002/jsc.2142

Shen, Y. (2016). Cyber Sovereignty and the Governance of Global Cyberspace. Chinese Political Science Review, 1(1), 81–93. DOI: 10.1007/s41111-016-0002-6

Smorgunov, L.V. (2016). Znanie I publichnoe upravlenie: ot utverzdenia normy k suzdeniyu [Knowledge and Public Administration: From Ordered Rule to Judgment]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2, 181–197.

US and UK Refuse to Sign UN’s Communications Treaty. (2012, 10 December). BBC News. Retrieved from https://www.bbc.com/news/technology-20717774

Wagner, B., Kettemann, M. & Veith, K. (Eds.). (2019). Research Handbook on Human Rights and Digital Technology. Global Politics, Law and International relations. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar Publishing.

Xinaris, Ch. (2016). The Individual in an ICT World. European Journal of Communication, 31(1), 58–68. DOI: 10.1177/0267323115614487

Статистика скачивания

Нет статистики