Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств | Южно-российский журнал социальных наук
Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств
PDF
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164
https://doi.org/10.31429/26190567-20-1-152-164

Как цитировать Array

Лукинова М.Г., Щербакова Е.А. Профессионально важные качества курсантов третьего года обучения: структура личностных качеств // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, №1. С. 152-164. DOI: 10.31429/26190567-20-1-152-164
Дата поступления 2018-12-14
Дата принятия 2019-01-25
Дата публикации 2019-03-23

Copyright (c) 2019 Марина Геннадьевна Лукинова, Елена Алексеевна Щербакова

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Аннотация

Требования к профессионально важным качествам военного летчика возрастают в соответствии со стремительным развитием военной авиационной техники. Доказано, что успешность профессиональной летной деятельности определяется не только уровнем развития профессионально важных качеств специалиста. Важна их структурно-­иерархическая организация. Теоретико-­методологической основой исследования выступила концепция профессионального психологического отбора и психологического сопровождения подготовки военного лётчика Д. В. Гандера, В. А. Пономаренко и др. В рамках данной концепции прогноз профессиональной надежности и адаптации к профессиональной деятельности осуществляется на основе оценки профессионально важных качеств военного летчика. В работе приведены результаты исследования личностной группы профессионально важных качеств военного летчика. Представленная работа является частью лонгитюдного исследования и посвящена анализу результатов исследования структуры профессионально важных качеств курсантов третьего года обучения с учетом результатов исследований структуры профессионально важных качеств курсантов первого и второго курсов под влиянием образовательной среды. Полученные результаты показали, что третьекурсники имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Характер отличается социальной активностью, энергичностью, стремлением к самоутверждению, лидерству, доминантности, проявлением склонности к соперничеству, ориентированностью на себя, настойчивостью и упорством. Для них не составляет труда обретение новых друзей; материально-­обеспеченная жизнь имеет высокую значимость.  Корреляционный анализ выявил семь системообразующих из исследуемых параметров. Ими явились особенности личности респондентов: экстраверсия, коммуникативность, эгоистичность, спонтанность, авторитарность, агрессивность, важная ценность «материально обеспеченная жизнь», соединенных между собой прямыми корреляционными связями. Доступная ценность «Наличие хороших и верных друзей» также имеет большое количество корреляционных связей, но с системой связана посредством прямой связи с важной ценностью «Материально обеспеченная жизнь». В совокупности личностных характеристик, респонденты, принявшие участие в исследовании, имеют наглядно-­образный и интуитивный стили когнитивной деятельности. Полученные результаты могут быть использованы при проведении коррекционно-­развивающих мероприятий, проводимых с курсантами в процессе психологического сопровождения обучения летного состава.

Ключевые слова

профессионально важные качества, структура профессионально важных качеств, психолого-­педагогическое сопровождение, курсанты-­летчики

Библиографические ссылки

  1. Aizenk, S. (2004). Prover’te svoi ekstrasensornyi IQ [Check Your Extrasensory IQ]. M.: EKSMO.
  2. Bodrov, V. A. (2001). Psikhologiia professional’noi prigodnosti [Psychology of professional aptitude]. M.: PER SE.
  3. Bodrov, V. A. (Comp.) (2007). Psikhologicheskie osnovy professional’noi deiatel’nosti [Psychological Foundations of Professional Activity]. M.: PER SE; Logos.
  4. Bodrov, V. A. (Ed.) (2003). Praktikum po differentsial’noi psikhodiagnostike professional’noi prigodnosti [Tutorial on Differential Psychodiagnostics of Aptitude Test]. M.: PER SE.
  5. Fantalova, E. B. (2011). Uroven’ sootnosheniia “tsennosti” i “dostupnosti” v razlichnykh zhiznennykh sferakh: psikhometricheskoe issledovanie pokazatelei. Metodika [The Level of Correlation Between “Value” and ‘Accessibility’ in Different Life Spheres: a Psychometric Research of the Indexes. Methodology]. Mir psikhologii [The World of Psychology], 2 (66), 228-243.
  6. Fomenko, G. Iu. (2017). Samoopredelenie lichnosti: sub”ektno-bytiinaia interpretatsiia [Self-Determination of a Personality: Subjective-Existential Interpretation]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (2), 101-119.
  7. Garbuzov, V. I. (1994). Prakticheskaia psikhoterapiia ili kak vernut’ rebenku i podrostku uverennost’ v sebe, istinnoe dostoinstvo i zdorov’e [Practical Psychotherapy or, How to Revive Self-Assurance, True Dignity and Health in Children and Teenagers]. SPb.: AO “Sfera”.
  8. Grigor’ev, M. V., Makarevskaia, Iu. E. (2017). Lichnostnye osobennosti podchinennykh i predpochitaemyi imi stil’ upravleniia (na primere voennosluzhashchikh) [Personal Characteristics of Subordinates and Their Preferred Management Style (on the Example of the Military Personnel)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], 18 (4), 150-161.
  9. Koroleva, T. P. (2015). Psikhologicheskie professional’no vazhnye kachestva: sistemnyi podkhod [Psychological Professionally Indispensable Qualities: a Systemic Approach]. Krasnodar: IP Dedkova S. A.
  10. Koroleva, T. P., Shcherbakova, E. A. (2018). Psikhologicheskie osobennosti kursantov v sviazi s razlichiiami po kriteriiam “minimal’nye mozgovye disfunktsii” i “minimal’nye povrezhdeniia mozga” [Psychological Specificity of the Cadets Differing Along the ‘Minimal Brain Dysfunctions’ and ‘Minimal Brain Damages” Criteria]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 1.
  11. Krachko, E. A. (2013). Psikhofiziologicheskie kriterii raspredeleniia kursantov voennogo aviatsionnogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniia po rodam aviatsii [Psychophysiological Сriteria of Distribution for the Cadets of a Military Aviation School According to Branches of Aviation]. (Cand. Dissertation). Sankt-Peterburg.
  12. Kyrpenko, V. N. (2015). Dynamic of Professionally Important Qualities’ Changes in Cadets of Higher Flight Establishments. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 19 (6), 10-13.
  13. Lazutkin, V. I., Zhil’tsov, V. A, Zarakovskii, G. M., Ostrovskii, N. P. (Eds.) (2005). Metodiki voennogo professional’nogo psikhologicheskogo otbora [Professional Military Psychological Selection Techniques]. Moskva, Voennoe izdatel’stvo.
  14. Lukinova, M. G. (2017). Osobennosti sootnosheniia tsennostei kursantov raznykh let nabora [The Specificity of the Ration of Values for the Cadets of the Different Years of Admission]. In O. V. Kireeva, E. V. Ul’ko, L. N. Ozhigova, N. N. Lupenko (Eds.) Aprel’skie tezisy: Materily XVII Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie: vzgliad molodogo issledovatelia. Psikhologiia [The April Theses: Readings of the XVIIth All-Russian Scientific and Practical Conference’ Man. Community. Government’: a Young Researcher’s View. Psychology] (86–91). Krasnodar: Kubanskii gos. Un-t.
  15. Lukinova, M. G., Mal’chinskii, F. V., Mikhailova, A. A., Nekrasov, S.D., Shcherbakova, E.A. (2016). Razrabotka metodiki differentsiatsii kursantov po rodam aviatsii: pervyi etap [Developing the Techniques for Differentiating Cadets According to Types of Aviation: the First Stage]. In Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy VII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Being. Materials of the VIIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.
  16. Lukinova, M. G., Shcherbakova, E. A., Mikhailova, A. A., Kolesnichenko, V. I. (2017). Analiz issledovaniia struktury lichnostnoi gruppy PVK kursantov pervogo goda obucheniia [The Analysis of the Research of the Personality Group of the First-Year Cadets]. In Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy VIII Vseros. nauch. prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the VIIIth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: Kub. gos. un-t; KVVAUL; Krasnodarskii un-t MVD Rossii.
  17. Mal’chinskii, F. V. (2010). Lichnostno-znachimye orientiry vntrennei pozitsii lichnosti kursanta [Personally Indispensable Cues for Inner Structure of a Cadet’s Personality]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.
  18. Miranda, A. (2018). Understanding Human Error in Naval Aviation Mishaps. Human Factors: The Journal of the Human Factors and Ergonomics Society, 60 (6), 763-777. DOI: 10.1177/0018720818771904
  19. Nadezhdina, V. (Ed.) (2011). Prakticheskaia psikhodiagnostika. Testy i metodiki [Practical Psycho Diagnostics. Tests and Techniques]. Minsk: Kharvest.
  20. Shcherbakova, E. A. (2011). Sviaz’ obraza roditelei s adaptivnost’iu lichnosti [The Connection Between the Parents’ Image and a Person’s Adaptability]. (Cand. Dissertation). Krasnodar.
  21. Shcherbakova, E. A. (2013). Sravnitel’nyi analiz letchikov razlichnykh rodov aviatsii [A Comparative Analysis of the Pilots from Different Branches of Aviation]. In S. D. Nekrasov (Ed.) Lichnost’ kursanta: psikhologicheskie osobennosti bytiia. Materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) [The Personality of a Cadet: Psychological Specificity of Existence. Materials of the IVth All-Russian Scientific and Practical Conference (with Foreign Speakers Participation)]. Krasnodar: VUNTs VVS “VVA”, Kubanskii gos. Un-t; Prosveshchenie-Iug.
  22. Shcherbakova, E. A. (2017). Teoreticheskie predposylki issledovaniia AKME voennogo letchika v ramkakh deiatel’nosti nauchnoi shkoly “Professional’no-lichnostnoe razvitie kursantov aviatsionnogo vuza” [Theoretical Premises for the Research of a Military Pilot’s Peak Within the Scope of Scientific Activity of the School “Professional and Personal Development of Aviation Institution Cadets”]. In G. A. Vaizer, N. V. Kisel’nikovoi, T. A. Popovoi (Eds.) Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i AKME: Elektronnyi sbornik materialov XXII simpoziuma [The Psychological Problems of Life Sense and AKME: Electronic Collection of Materials of the XXII Symposium] M.: FGBNU “Psikhologicheskii institut RAO”.
  23. Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2016). Voennyi letchik: sistemnyi podkhod k issledovaniiu lichnosti, zaniatoi v ekstremal’noi professional’noi deiatel’nosti [Military Pilot: a Systemic Approach to the Research of a Person in Some Extreme Professional Activity]. In I. B. Shuvanova, V. V. Znakova, Z. I. Riabikina, G. Iu. Fomenko, V. F. Engalycheva, Iu. E. Makarevskaia Psikhologiia bezopasnosti i psikhologicheskaia bezopasnost’: problemy vzaimodeistviia teoretikov i praktikov. Sbornik materialov VII Vserossiiskogo nauchnogo seminara [Psychology of Safety and Psychological Safety: Problems of Interaction of Theoreticians and Practitioners. Collection of materials of the VIIth All-Russian Scientific Seminar]. Ministerstvo obrazovaniia RF; Soch. gos. unt; Sots.-ped. f-t SGU; Sochi: SGU.
  24. Shcherbakova, E. A., Ozhigova, L. N. (2017). Voennyi letchik: ot profess sional’noi prigodnosti k ponimaniiu ekzistentsial’nosti bytiia lichnosti professional [Military Pilot: from Professional Aptitude to Understanding the Existence of Being of a Professional]. In A. A. Taganova, S. A. Pavlova, I. S. Nesterenko, N. A. Deeva, A. S. Bondarenko, A. S. Osipova (Eds.) Formirovanie professional’no znachimykh kachestv sotrudnikov politsii. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf [Formation of the Professionally Indispensable Qualities in Law Enforcement Officers. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Krasnodar: Krasnodarskii universitet MVD Rossii.
  25. Vorona, A. A., Gander, D. V., Ponomarenko V. A. (2003). Teoriia i praktika psikhologicheskogo obespecheniia letnogo truda [Theory and Practice of Psychological Maintenance in Flying Work]. M.: Voennoe izdatel’stvo
  26. Vorona, A. A., Ponomarenko, V. A. (Eds.) Formirovanie i razvitie professional’no vazhnykh kachestv u kursantov v protsesse obucheniia v VVAUL [Formation and Development of Cadets’ Professionally Indispensable Qualities in the Process of Learning at VVAUL]. M.: Voennoe izdatel’stvo.
  27. Wiegmann, D. A., & Shappell, S. A. (2003). A Human Error Approach to Aviation Accident Analysis: The Human Factors Analysis and Classification System. Burlington, VT: Ashgate Publishing, Ltd.