Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов
PDF

Рубрика

Теория и методология психологии

УДК

159.9.072.5

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-46-62

Как цитировать

Сергиенко, Е.А. (2024). Субъектно-бытийный подход к личности в системе координат современных научных подходов. Южно-российский журнал социальных наук, 25(2), 46-62. DOI: 10.31429/26190567-25-2-46-62
Дата поступления 3 февраля 2024
Дата принятия 20 апреля 2024
Дата публикации 28 июня 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Елена Алексеевна Сергиенко

Аннотация

Целью статья стало сопоставление субъектно-­бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию. Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-­бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич). Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-­бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями — субъект, бытие, методологическими принципами — личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, — интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика). Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-­бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-­деятельностным, субъектно-­аналитическим, системно-­субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-­бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой — понимания субъекта как личностной реализации. Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-­социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования. Представляется, что субъектно-­бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.

Ключевые слова

методология психологии субъектно-­бытийный подход координаты сравнения подходов субъект личность бытие

Информация о финансировании

Работа выполнена по Госзаданию № 0138-2024-0009 по теме «Системное развитие субъекта в нормальных, субэкстремальных и экстремальных условиях жизнедеятельности».

Библиографические ссылки

Barabanshchikov, V.A. (2007). Sistemnyy podkhod v strukture psikhologicheskogo poznaniya [Systematic Approach in the Structure of Psychological Cognition]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 2(1), 86–99.

Fomenko, G.Yu., Ryabikina, Z.I. (2018). Psikhologiya bezopasnosti lichnosti: sub’’yektno-bytiynyy podkhod [Psychology of Personal Security: Subject-being Approach]. Krasnodar: KubGU.

Gusel’tseva, M.S. (2016). Princtsip razvitiya v psikhologii: vyzovy poliparadigmal’nosti i transdisciplinarnosti [The Principle of Development in Psychology: Challenges of Polyparadigm and Transdisciplinarity]. In Zhuravlev A.L., Sergiyenko Ye. A. (Eds). Printsip razvitiya v sovremennoy psikhologii [The Principle of Development in Modern Psychology] (p. 31–61). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Gusel’tseva, M.S. (2018). Perspektivy razvitiya psikhologicheskogo znaniya: blesk i nishcheta prognozov [Perspectives on the Progress of Psychological Knowledge: The Brilliance and Poverty of Predictions]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znaniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Psychological knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 628–670). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Gusel’tseva, M.S., Izotova, Ye.I. (2016). Pozitivnaya socializaciya detey i podrostkov: metodologiya i empirika [Positive socialization of children and adolescents: methodology and empirics]. M.: Smysl.

Guseynov, A.Sh., Shipovskaya, V.V. (2023). Lichnostnaya zrelost’ kak osnova garmonichnogo i autentichnogo bytiya v usloviyakh tranzitivnosti [Personal Maturity as The Basis of Harmonious and Authentic Being in Conditions of Transitivity]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 24(3), 24–26. DOI: 10.31429/26190567-24-3-24-44

Mazilov, V.A. (2007). Integratsiya nauchnogo znaniya v psikhologii [The Integration of Scientific Knowledge in Psychology]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Teoriya i Metodologiya psikhologii: Postneklassicheskaya perspektiva [Theory and Methodology of Psychology: Post-Neoclassical Perspective] (p. 427–458) M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Mazilov, V.A. (2020). Psikhologicheskaya nauka v “stroitel’nykh lesakh” [Psychological Science in “Scaffolding”]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 77, 23–43. DOI: 10.17223/17267080/77/2

Panov, V.I. (2023). Eko-psikhologicheskiy podkhod k razvitiyu psikhiki: predposylki, konstrukty, paradigms [Ecopsychological Approach to Mental Development: Prerequisites, Constructs, Paradigms]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (pp. 409–439). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Petrovskiy, A.V., Yaroshevskiy M.G. (1998). Osnovy teoreticheskoy psikhologii [Fundamentals of Theoretical Psychology]. M.: Infra-M.

Ryabikina, Z.I. (2003). Lichnost’ i yeye bytiye v bystro menyayushchemsya mire [Personality and Its Being in a Rapidly Changing World]. In Lichnost’ i bytie: teoriya i metodologiya [Personality and Being: Theory and Methodology] (p. 5–26). Krasnodar: Izd-vo Kubanskogo gos. un-ta.

Sergiyenko, Ye.A. (2011). Sistemno-sub’’yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Prospects]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 32(1), 120–132.

Sergiyenko, Ye.A. (2016). Mezhparadigmal’nyye mosty [Cross-Paradigmatic Bridges]. Psikhologicheskiye issledovaniya [Psychological Research], 9(48), 4.

Sergiyenko, Ye.A. (2018). Ot differenciatsii k integratsii podkhodov i kategoriy v sovremennom psikhologicheskom znanii [From Differentiation to Integration of Approaches and Categories in Modern Psychological Knowledge]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znaniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Psychological Knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 308–331). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Sergiyenko, Ye.A. (2021). Psikhicheskoye razvitiye s poziciy sistemno-sub’’yektnogo podkhoda [Mental Development from the Standpoint of the System-subject Approach]. M.: izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Sergiyenko, Ye.A. (2023). Vnutrenniy mir cheloveka: yedin li predmet psikhologii? (priglasheniye k diskussii) [The Inner World of Man: is There a Single Subject of Psychology? (Invitation to Discussion)]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 44(6), 124–134. DOI: 10.31857/S020595920029080-4

Yanchuk, V.A. (2006). Postmodernistskiy, sotsiokul’turnyy interdeterministskiy dialogizm kak perspektiva pozitsionirovaniya v predmete psikhologii [Postmodern, Sociocultural Interdeterminist Dialogism as a Perspective of Positioning in the Subject of Psychology]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 1(1), 193–206.

Yanchuk, V.A. (2018). Kul’turno-dialogicheskaya metaperspektiva integracii psikhologii v usloviyakh neopredelennosti i konstruktivistskogo mnogoobraziya [Cultural-dialogical Metaperspective of Psychology Knowledge Integration in Conditions of Incertainity and Constructivist Diversity]. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 7(1), 124–154.

Yurevich, A.V. (2018). Struktura psikhologicheskikh teoriy [Structure of Psychological Theories]. In A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich (Eds). Psikhologicheskoye znanie: Sovremennoye sostoyanie i perspektivy razvitiya [Psychological Knowledge: Current State and Development Prospects] (p. 141–159). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A., Vilenskaya, G.A. (2023). Sovremennye podkhody v otechestvennoy psikhologii: yedinstvo v raznoobrazii [Modern Approaches in Russian Psychology: Unity in Diversity]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko, G.A. Vilenskaya (Eds). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology] (p. 7–98). M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Zhuravlev, A.L., Sergiyenko, Ye.A., Vilenskaya, G.A. (Eds). (2023). Nauchnye podkhody v sovremennoy otechestvennoy psikhologii [Scientific Approaches in Modern Russian Psychology]. M.: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”.

Znakov, V.V., Ryabikina Z.I. (2017). Psikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of Human Existence]. M.: Smysl.

Статистика скачивания

Нет статистики