Бизнес как субъект молодёжной политики в регионе: практики социальной ответственности (на примере г. Краснодара)
PDF
HTML
PDF
HTML

Рубрика

Юг России: люди, общество, политика

УДК

323.2:330-053.6(470.620)

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-4-124-147

Как цитировать

Кольба, А.И., Мирошниченко, И.В., Бориско, О.А., Ракачев, Д.Н. (2024). Бизнес как субъект молодёжной политики в регионе: практики социальной ответственности (на примере г. Краснодара). Южно-российский журнал социальных наук, 25(4), 124-147. DOI: 10.31429/26190567-25-4-124-147
Дата поступления 15 октября 2024
Дата принятия 18 ноября 2024
Дата публикации 25 декабря 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Кольба А.И., Мирошниченко И.В., Бориско О.А., Ракачев Д.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются форматы и практики корпоративной социальной ответственности (КСО), реализуемые в отношении молодёжи старшей возрастной группы (30–35 лет) как механизмы развития субъектности бизнеса в сфере молодёжной политики. Роль бизнес–структур в реализации ГМП в настоящее время менее значима, чем это позволяет его потенциал. При этом бизнес обладает уникальными возможностями и ресурсами взаимодействия с работающей молодёжью, а также потенциалом влияния на развития территорий своего пребывания. В научных исследованиях данная проблематика в настоящее время представлена ограниченно и фрагментировано. Эмпирическую базу исследования составляли данные, полученные на основе сочетания качественных (экспертное интервью, фокус-­групповое интервью, анализ документов) и количественных (анкетирование) методов. В ходе исследования выделены основные направления реализации социальной ответственности бизнеса в отношении указанной возрастной группы: социально-­экономическое, экологическое, гражданско-­патриотическое и др. Также выявлены имеющиеся расхождения между потребностями бизнес-­структур (поддержка профессионального развития и роста в рамках компаний) и работающей молодёжи (стремление к активному саморазвитию, в том числе и за пределами компаний, с которыми работники связаны в настоящее время). Определены имеющие противоречия между преимущественной ориентацией бизнеса на различные форматы внутренней социальной ответственности, и необходимостью развития территории пребывания (в том числе для решения проблем работающей молодёжи). Сформулированы практические рекомендации для бизнес-­структур, работающих в г. Краснодаре, и муниципальных органов власти, реализация которых на практике позволит активизировать деятельность бизнеса как субъекта молодёжной политики и развития городских территорий на основе практик социальной ответственности.

Ключевые слова

социальная ответственность бизнеса работающая молодежь молодёжная политика развитие территорий Краснодар

Библиографические ссылки

Blagikh, I. A., Aver’yanova, O. V., Ryabukhina, A. A., Murav’eva, O. S. (2020). Molodezhnaya sotsial’naya politika kak proektsiya budushchego v sovremennoi Rossii [Youth Social Politics as a Projection of Future in the Present-­Day Russia]. Problemy sovremennoi ehkonomiki [Problems of Modern Economics], 2(74), 77–80.

Bowen, H. (2013). Social Responsibilities of the Businessman. Iowa City: University of Iowa Press.

Chirikova, A. E. (2016). Sotsial’naya otvetstvennost’ biznesa: dolzhnik, blagodetel’, partner? [Social responsibility of business: debtor, benefactor, partner?] Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ehkonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie [Science and Education: Farming and Economics; Entrepreneurship; Law and Management], 4(71), 8–12.

Chirikova, A. E. (2023). Korporatsiya i munitsipal’naya vlast’: kak dostigaetsya partnerskaya model’ vzaimodeistviya [Corporation and Municipal Authorities: How a Partnership Model of Interaction is Achieved]. Vlast’ i ehlity [Power and Elites], 10(1), 190–230.

Cruz, Jr. H. (2022). Corporate Social Responsibilities and Unethical Decisions — Do Cultural and Social Values and Political Philosophies Make a Difference? American Journal of Industrial and Business Management, 12, 1341–1347.

Freeman, R., Harrison, J., Wicks, A., Parmar, B., Colle, S. de (2010). Stakeholder Theory: The State of Art. Cambridge: Cambridge University Press.

Fridman, M. (2002). Kapitalizm i svoboda [Capitalism and Freedom]. Moskva: Novoe izdatel’stvo.

Gel’man, V. (2015). Modernizatsiya, instituty i “porochnyi krug” postsovetskogo neopatrimonializma [Modernization, Institutions and the “Vicious Circle” Post-­Soviet Neopatrimonialism]. Sankt-­Peterburg: Evropeiskii universitet v Sankt-­Peterburge.

Ivanova, M. V., Yakusheva, U. E. (2020). Formirovanie mekhanizma vzaimodeistviya sotsial’no otvetstvennogo biznesa i regional’nykh organov vlasti v Arkticheskoi zone RF [The Formation of the Mechanism of Cooperation between Socially Responsible Business and Regional Authorities in the Arctic Zone of the Russian Federation]. Ehkonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 13(1), 56–69.

Lannon, Dzh., Lannon, L. (2014). Kapitalizm bez ehgoizma [The Social Capitalist]. Moskva: Popurri.

Matveev, I.A. (2019). Krupnyi biznes v putinskoi Rossii: starye i novye istochniki vliyaniya na vlast’ [Large Business in Putin’s Russia: Old and New Sources of Power and Influence]. Mir Rossii [Universe of Russia], 28(1), 54–74.

Moshkova, L.E. (2014). Razvitie partnerskikh otnoshenii biznesa i vlasti na territorii prisutstviya: teoriya i praktika [Development of Partnerships between Business and Government in the Territory of Presence: Theory and Practice] Tver’: TGU.

Orekhov, S. A., Glazov, R. V. (2018). Ob ehvolyutsii kontseptsii korporativnoi sotsial’noi otvetstvennosti v Rossii [On the Evolution of the Concept of Corporate Social Responsibility in Russia]. Ehkonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya], 6(3), 16–22.

Peregudov, C. P. (2003). Korporatsii, obshchestvo, gosudarstvo: Ehvolyutsiya otnoshenii [Corporations, Society, State: Evolution of Relations]. Moskva: Nauka.

Shevchenko, E. A. (2018). Sotsial’naya otvetstvennost’ biznesa kak instrument ehffektivnoi regional’noi politiki [Social Responsibility of Business as a Tool for Effective Regional Policy]. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza [Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus], 1(45), 89–94.

Tev, D. B. (2022). Biznes kak istochnik rekrutirovaniya vysokopostavlennykh chinovnikov federal’nykh ehkonomicheskikh ministerstv Rossii [Business as a Source of the Recruitment of High-ranking Officials of Russian Federal Economic Ministries]. Sotsiologicheskoe obozrenie [The Russian Sociological Review], 21(3), 104–126.

Tev, D. B. (2016). Federal’naya administrativnaya ehlita: kar’ernye puti i kanaly rekrutirovaniya [Federal Administrative Elite of Russia: Career Paths and Channels of Recruitment]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 4, 115–130.

Vorontsov, P. G. (2017). Razvitie modeli rossiiskoi korporativnoi sotsial’noi otvetstvennosti na primere krupnoi korporativnoi struktury [Developing the Models of Russian Corporate Responsibility: Evidence From A Large Corporation]. Ehkonomicheskii analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 16(1), 160–173.

Votchenko, E. S. (2017). Sotsial’noe investirovanie kak innovatsionnyi mekhanizm vzaimodeistviya vlasti i biznesa v sovremennoi Rossii [Social Investment as an Innovative Mechanism of Interaction between Government and Business in Modern Russia] (Candidate’s Thesis). Krasnodar.

Статистика скачивания

Нет статистики