Аннотация
Родительство является базовым жизненным предназначением и значимой социально-психологической функцией человека. Исследование родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению приемных семей одна из перспективных задач в рамках рассмотрения проблемы изучения функции родительства в различных категориях семей. Целью исследования стало выделение функций родительского труда в представлениях кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап проходил на базе ГБУ Центр «Содействие» (Москва). В роли экспертов выступили специалисты по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей города Москвы в количестве 21 человека. Во втором этапе приняли участие 80 кровных родителей. Для изучения родительского труда использовалась методика оценки деятельности — модифицированный опросник О. Липмана с применением оценочных шкал для социономических профессий. Результаты: выделены общие функции родительского труда в представлении кровных родителей и экспертов по сопровождению опекунов, попечителей и приемных родителей, такие как формирование морально-нравственных качеств ребенка, передача опыта взаимодействия в совместном со-бытийном пространстве «взрослый — пространство — ребенок». Труд кровного родителя направлен на формирование самостоятельности ребенка, способности к конструктивному взаимодействию, ответственности, принятию правил и норм социального поведения. Труд приёмного родителя направлен на компенсацию и коррекцию психологических особенностей детей-сирот. Таким образом, полученные результаты позволили показать общие и специфические функции разного типа родительского труда.
Ключевые слова
Информация о финансировании
Исследование «Регуляция профессионального взаимодействия в условиях организационных и технологических вызовов» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2023-0010.
Библиографические ссылки
Aldasheva, A. A., Makhnach, A. V. (2010). Sotsial’no-psikhologicheskiye predposylki izucheniya professii “priyemnyy roditel’” [Social and Psychological Preconditions of the Study “Foster Parent” as a Profession]. In L. G. Dikaya, A. L. Zhuravlev (Eds) Sotsial’naya psikhologiya truda: Teoriya i praktika [Social Psychology of Work. Theory and Practice] (pp. 232–251). M.: “Institut psikhologii RAN”.
Aldasheva, A. A., Medvedev, V. I. (2008). Opyt kak psikhologicheskaya kategoriya: vvedenie v problemu [Experience as a Psychological Category: An Introduction to the Problem]. In A. L. Zhuravlev, V. A. Kol’tsova (Eds) Metodologiya Kompleksnogo Chelovekoznaniya I Sovremennaya Psikhologiya Sbornik [Methodology of Complex Human Knowledge and Modern Psychology Collection] (pp. 467–476.) M.: Institut psikhologii RAN.
Aldasheva, A. A., Pervacheva, O. A. (2020). Osobennosti mentaliteta priyemnykh roditeley kak sotsial’noy gruppy [Specifics of the Social Mentality of Adopted Parents as a Social Group]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 21(3), 112–124. DOI: 10.31429/26190567-21-3-112-124
Aldasheva, A. A., Sapozhnikova, T. N., Ponamareva, Ye. A. (2019). Strukturno-urovnevaya model’ otsenki gotovnosti kandidatov v priyemnyye roditeli [Structural-Level Evaluation Model of Preparedness of Candidates for Adoptive Parents]. Aktual’naya psikhologiya [Modern Psychology], 2, 68–73.
Aldasheva, A. A., Zelenova, M. Ye., Sivash, O. N. (2021). Sotsial’no-pertseptivnyy obraz priyemnogo rebenka u zameshchayushchikh roditeley s raznoy formoy opeki [Socio-Perceptual Features of the Image of a Foster Child in Foster Parents with Different Forms of Guardianship]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207
Antonova, P. A., Yeftimitse, M., Ivanova, Ye. V., Progatskaya, T. K., Kalabina, I. A. (2021). Tsel’ semeynogo vospitaniya: vzglyad sovremennykh roditeley [The Goals of Family Education: The Perspective of Modern Parents]. Kompleksnyye issledovaniya detstva [Comprehensive Child Studies], 3(2), 91–100. DOI: 10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100
Bagirova, A. P., Shubat, O. M., Pshenichnikova, M. M. (2013). Roditel’skiy trud: spetsifika analiza i upravleniya [Parental Labor: Specifics of Analysis and Management]. Yekaterinburg: UrFU.
Beck, U. (2000). The Brave New World of Work. Oxford: Polity Press.
Bekker, N. V. (2015). Osnovy formirovaniya sotsial’noy kompetentnosti shkol’nikov [Fundamentals of Students’ Social Competence Formation]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye [Pedagogical Review], 2(8), 54–62.
Biryukov, S. D., Voronin, A. N., Goryunova, N. B., Dorofeyev, Ye. D. (2008). Psikhologicheskiye osnovy klassifikatsii spetsial’nostey gumanitarnogo profilya [Psychological Bases of Classifying Humanities-Related Specialties]. M.: PERSE.
Bodalev, A. A., Stolin, V. V., Avanesov, V. S. (2000). Obshchaya psikhodiagnostika [General Psychodiagnostics]. SPb.: Rech’”.
Brushlinskiy, A. V. (2003). Psikhologiya sub’’ekta [Psychology of the Subject]. M.: Institut psikhologii RAN; SPb.: Aleteyya.
Gurko, T. A. (2022). Razvitiye instituta roditel’stva: analiz empiricheskikh pokazateley [Development of the Parenthood Institution: Analysis of Empirical Indicators]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve [Woman in Russian Society], 4, 3–14. DOI: 10.21064/WinRS.2022.4.1
Kotova, T. Ye. (2011). Sotsial’no-psikhologicheskie i lichnostnye kharakteristiki gotovnosti k zameshchayushchemu roditel’stvu [Socio-Psychological and Personal Characteristics of Readiness for Substitute Parenthood] (Candidate Dissertation). Yaroslavl’.
Markina, O. A. (2019). Motivatsiya i roditel’skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parenting Attitudes Towards the Adopted Child Among Women] (Candidate Dissertation). Krasnodar.
McCarthy, Dzh. R., Edwards, R. (2018). Issledovaniya sem’i: osnovnyye ponyatiya [Family Studies: Basic Concepts]. M.: Izdatel’skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki.
Nikiforova, N. V., Baisheva, M. I. (2017). Formirovaniye samostoyatel’nosti u detey starshego doshkol’nogo vozrasta v usloviyakh sem’i [Formation of Independence in Children of Senior Preschool Age in a Family Environment]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and Methodological Electronic Journal “Concept”], 32, 169–171.
Obozov, N. N., Obozova, A. N. (1982). Diagnostika supruzheskikh zatrudneniy [Diagnosis of Marital Difficulties]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 3(2), 147–152.
Osorina, M. V. (2017). Sekretnyy mir detey v prostranstve mira vzroslykh [The Secret World of Children in the Space of the World of Adults]. SPb.: Piter.
Ovcharova, R. V. (2005). Psikhologiya roditel’stva [Psychological Parenting]. M.: Akademiya.
Pis’mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 31 avgusta 2010 g. N 06–364 “O primenenii zakonodatel’stva po opeke i popechitel’stvu v otnoshenii nesovershennoletnikh”. Prilozheniye 4. Dogovor o priyemnoy sem’ye [Letter of the RF Ministry of Education and Science dated August 31, 2010 N 06–364 “On the Application of Legislation on Guardianship and Custody of Minors”. Appendix 4: Agreement on Foster Family]. SPS Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus]. Retrieved from https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105268.
Prikhozhan, A. M., Tolstykh, N. N. (2005). Psikhologiya Sirotstva [Psychology Orphanage]. SPb.: Piter.
Pshenichnikova, M. M. (2010). Roditel’skiy trud kak ob’’yekt ekonomicheskogo analiza [Parental Labor as an Object of Economic Analysis]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 39, 23–29.
Ryabikina, Z. I. (2002). Lichnost’, yeye bytiye i sobytiye s drugim [Personality and its Being. Socio-Psychological Aspects of Personal Existence in the Local Community]. Sbornik nauchnykh trudov. Kubanskiy gosudarstvennyy universitet [Collection of Scientific Works. Kuban State University], 2, 51–53.
Shneyder, L. B. (2008). Semeynaya psikhologiya [Family Psychology]. M.: Akademicheskiy proekt Triksta.
Simons, R. (2009). Changing Face of Modern Families. Adoptive Parents. Hollywood: Mason Crest.
Sitnikov, V. L. (2001). Obraz rebenka v soznanii detey i vzroslykh [The Image of the Child in the Minds of Children and Adults]. SPb.: Khimizdat.
Stiffelman, S. (2018). Osoznannoe roditel’stvo. Kak stat’ oporoy svoemu rebenku i otkryt’ emu dorogu v bol’shoy mir [Conscious Parenting. How to become a Support for Your Child and Open the Way to the Big World]. M.: Eksmo.
Strelenko, A. A. (2022). Psikhologicheskiye osobennosti detsko-roditel’skogo vzaimodeystviya priyemnykh materey s priyemnymi det’mi [Psychological Features of Child-Parent Interaction of Foster Mothers with Foster Children]. In A. A. Almazova, T. L. Kuz’mishina, A. V. Lukinova, M. Yu. Paramonova, T. N. Sakharova (Eds). Pedagogicheskoye obrazovaniye: istoriya stanovleniya i vektory razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Teacher Education: History of Formation and Vectors of Development: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. (pp. 409–417). M.: Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet.
Syrkina, V. Ye. (1944). K psikhologii samostoyatel’nosti [To the Psychology of Independence]. Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena [Scientific Notes of the Leningrad State Pedagogical Institute Named After. A. I. Herzen], 52, 33–42. Leningrad: Uchpedgiz.
Vyazovova, N. V., Khardina, D. V. (2022). Osobennosti osoznannogo roditel’stva v sem’yakh s det’mi mladshego shkol’nogo vozrasta [Features of Conscious Parenting in Families with Primary School-Age Children]. V A. A. Panarin (Ed.) Aktual’nyye problemy sovremennoy Rossii: psikhologiya, pedagogika, ekonomika, upravleniye i pravo: Sbornik statey i tezisov [Actual Problems of Modern Russia: Psychology, Pedagogy, Economics, Management and Law: Collection of Articles and Abstracts] (pp. 169–174). M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial’nyy universitet.
Yaznevich, Ye., Babikhina, K., Lozhkina, A., Belkova, S. (2019). Rezul’taty issledovaniya “Obraz vospitatelya detskikh domov: ideal’nyi i real’nyi” [The Results of the Study “The Image of the Educator of Orphanages: Ideal and Real”]. Retrieved from https://a-dobra.ru/project/obraz-vospitatelya-detskih-domov-idealnyj-i-realnyj.