Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей
PDF
HTML

Рубрика

Психология личности

УДК

159.922

DOI

https://doi.org/10.31429/26190567-25-2-92-112

Как цитировать

Алдашева, А.А., Сиваш, О.Н., Микрюкова, П.В. (2024). Образ настоящего и будущего в представлениях приемных родителей. Южно-российский журнал социальных наук, 25(2), 92-112. DOI: 10.31429/26190567-25-2-92-112
Дата поступления 25 января 2024
Дата принятия 15 апреля 2024
Дата публикации 28 июня 2024
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2024 Айгуль Абдулхаевна Алдашева, Ольга Николаевна Сиваш, Полина Васильевна Микрюкова

Аннотация

Родительство рассматривается с точки зрения со-бытийного подхода, который позволяет изучить семью в координатах: совместности, пространства и времени. Представлена концептуальная модель деятельности приемного родительства, устойчивость которой определяется временной перспективой, включающей представления о взаимодействии в диаде «приемный родитель — приемный ребенок». Целью исследования было изучение представления о временной перспективе у приемных родителей. В исследовании приняли участие 40 приемных родителей (20 женщин и 20 мужчин) и 41 кровный родитель (19 женщин и 22 мужчины). Для достижения цели исследования был использован метод мотивационных индукторов Ж. Нюттена в адаптации А. Д. Леонтьева. Результаты выявили особенности перспективы будущего у приемных родителей по сравнению с кровными, они опираются преимущественно на ближнюю перспективу. В открытом настоящем приемные родители выражают направленность на психологическое самосохранение, эгоизм, максимальное стремление и неудовлетворенность положением дел. В ближней перспективе приемные родители выражают стремление к развитию способностей, познанию и интересу, в отличие от кровных, направленных на свою профессиональную деятельность и учебу ребенка. В дальней перспективе у приемных родителей преобладает значимость познания и интереса, мотивации достижения, активности, направленность на учебную деятельность (свою и ребенка), в то время как у кровных родителей возрастает направленность на ребенка, на развитие характера, черт личности, способности и учебную деятельность. Были сделаны выводы о представлении образа приемной семьи у приемных родителей и о наличии у них сценария отложенной жизни. Выдвинуто предположение о необходимости обучения приемных родителей с упором на развитие навыков выстраивания перспективы будущего и формирование целостного образа их деятельности.

Ключевые слова

родительство концептуальная модель деятельности перспектива будущего образ деятельности кровные и приемные семьи

Информация о финансировании

Исследование «Профессиональная деятельность и развитие личности человека в условиях организационных и техногенных изменений» выполнено в рамках государственного задания № 0138-2024-0010.

Библиографические ссылки

Adler, A. (1998). Vospitanie detey. Vzaimodeystvie polov [Child upbringing. Interaction of Sexes]. Rostov-na-Donu: Feniks.

Aldasheva, A.A., Sivash, O.N., Runets, O.V. (2023). Psikhologicheskiye funktsii roditel’skogo truda [Psychological Functions of Parental Labor]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsial’nykh nauk [South Russian Journal of Social Sciences], 24(3), 85–101. DOI: 10.31429/26190567-24-3-85-101

Aldasheva, A.A., Zelenova, M.Ye., Sivash, O.N. (2021). Sotsial’no-pertseptivnyy obraz priyemnogo rebenka u zameshchayushchikh roditeley s raznoy formoy opeki [Socio-Perceptual Features of the Image of a Foster Child in Foster Parents with Different Forms of Guardianship]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 12(2), 110–128. DOI: 10.17759/sps.2021120207

Besschetnova, O.V. (2023). Sotsial’noye blagopoluchiye detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: mezhdu biologicheskoy i priyemnoy sem’yey [Social Well-being of Children Left without Parental Care: Between Biological and Adoptive Family]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2, 268–283. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-268-283

Chitao, R.A. (2014). Osobennosti sub’’yektivnykh predstavleniy o zameshchayushchikh roditelyakh: gendernyy aspect [Features of Substitute Parents’ Subjective Perceptions: Gender Aspect]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2, 47–58.

Dal’, V.I. (2004). Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorussko goyazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language]. Moskva: Olma-Press.

Goroshko, V.G., Shubina, O.V. (2017). Sindrom otlozhennoy zhizni: aktual’noye sostoyaniye problem [The Syndrome of Postponed Life: The Current State of the Problem]. In I.B. Shuvanova, Yu.E. Makarevskoy, I.G. Makarevskoy (Ed.) Druzhininskiye chteniya: Sbornik materialov XVI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Druzhinin Readings: Collection of Materials from the XVI All-Russian Scientific and Practical Conference] (pp. 113–115). Sochi: Sochinskiy gosudarstvennyy universitet.

Kirk, H.D. (1964). Shared Fate: A Theory of Adoption and Mental Health. London: The Free Press of Glencoe, Collier-Macmillan Ltd.

Korkina, N.A. (2003). Ottsovstvo v sovremennoy sem’ye [Fatherhood in the Modern Family]. Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya [Family Psychology and Family Therapy], 4, 48–54.

Kuznetsova, T.Yu. (2003). Sotsial’nyye stereotipy vospriyatiya vypusknikov detskikh domov [Social Stereotypes of Perception of Orphanage Graduates]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 11(235), 84–88.

Lavrent’yeva, Z.I. (2020). Metodologiya issledovaniya priyemnoy sem’i kak pedagogicheskogo fenomena [Methodology of Research of the Foster Family as a Pedagogical Phenomenon]. Sotsial’no-politicheskiye issledovaniya [Socio-Political Studies], 4(9), 135–146. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-4-9-135-146

Lobanova, M.Yu. (2011). Izmeneniye otnosheniya priyemnykh roditeley k priyemnomu rebenku i k yego biologicheskim roditelyam: psikhologicheskiy aspect [Change in Foster Parents’ Attitude Towards the Foster Child and His Biological Parents: A Psychological Aspect]. Obrazovaniye cherez vsyu zhizn’: nepreryvnoye obrazovaniye v interesakh ustoychivogo razvitiya [Lifelong Learning: Lifelong Learning for Sustainable Development], 9, 278–279.

Makhnach, A.V., Aldasheva, A.A. (2012). Komponenty i priznaki novoy sotsionomicheskoy professii “priyemnyy roditel” [Components and Features of the New Socionomic Profession “Foster Parent”]. In A.L. Zhuravlev, Ye.A. Sergiyenko (Eds) Psikhologicheskiye problemy sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Psychological Problems of Modern Russian Society] (pp. 457–479). Moskva: Institut psikhologii RAN.

Markina, O.A. (2019). Motivatsiya i roditel’skiye ustanovki k usynovlennomu rebenku u zhenshchin [Motivation and Parental Attitudes towards an Adopted Child in Women] (Abstract of a Candidate’s Dissertation). Krasnodar.

Mayn, N.V. (2017). Individual’naya i mezhpokolencheskaya psikhotravmatizatsiya kandidatov v zameshchayushchiye roditeli [Individual and Intergenerational Psychotraumatization of Candidates for Foster Parents] (Candidate’s Dissertation). Moscow.

Merkul’, I.A., Mashkova, D.V. (2023). Podgotovka kandidatov v zameshchayushchiye roditeli: kakiye kompetentsii nuzhny segodnya dlya vospitaniya priyemnogo rebenka? [Preparation of Candidates for Foster Parents: What Competencies are Needed Today for Raising a Foster Child?]. Sotsial’nyye nauki i detstvo [Social Sciences and Childhood], 4(1), 59–78. DOI: 10.17759/ssc.2023040104

Meshcheryakov, B.G., Zinchenko, V.P. (2003). Bol’shoy psikhologicheskiy slovar’ [The Great Psychological Dictionary]. SPb.: praym-YEVROZNAK; M.: OLMA-Press.

Miller, R.B., Brickman, S.J. (2004). A Model of Future-Oriented Motivation and Self-Regulation. Educational Psychology Review, 16(1), 9–33. DOI: 10.1023/B: EDPR.0000012343.96370.39

Mizina, N.N. (2009). Roditel’skaya kompetentnost’: psikhologicheskiy aspekt problem [Parental Competence: Psychological Aspect of the Problem]. Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya “Gumanitarnyye nauki” [Collection of Scientific Works of the North Caucasus State Technical University. Series “Humanities”], 7, 8–10.

Naydenova, Ye.V. (2021). Zavyshennyye ozhidaniya sem’i kak faktor formirovaniya sindroma otlozhennoy zhizni [Overestimated Family Expectations as a Factor in the Formation of Delayed Life Syndrome]. Severo-kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 19/4, 34–47. DOI: 10.21702/ncpb.2021.4.3

Nyutten, Zh. (2004). Motivatsiya, deystviye i perspektiva budushchego [Motivation, Action, and Perspective for the Future]. M.: Smysl.

Plashchinskaya, N.S. (2018). Metodika otsenki obraza priyemnoy sem’i u detey-sirot i kandidatov v prinimayushchiye roditeli [Methods for Assessing the Image of a Foster Family among Orphans and Candidates for Foster Parents]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 27(213), 140–146.

Prisyazhnaya, N.V. (2007). Deti-siroty: postinternatnoye zhizneustroystvo [Orphan Children: Post-orphanage Life Arrangement]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Research], 11(283), 54–63.

Prisyazhnaya, N.V. (2019). Konstruiruyemyy obraz rebenka-siroty v predstavleniyakh moskvichey [Constructed Image of an Orphan Child in the Perceptions of Muscovites]. Sotsiologiya meditsiny [Sociology of Medicine], 18(2), 78–84. DOI: 10.18821/1728-2810-2019-18-2-78-84

Raven, Dzh. (2002). Kompetentnost’ v sovremennom obshchestve [Competence in Modern Society]. M.: Kogito-Tsentr.

Rozhdestvenskaya, Ye.Yu. (2020). Vovlechennoye ottsovstvo, zabotlivaya maskulinnost’ [Engaged Fatherhood, Caring Masculinity]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny [Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes], 5(159). DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.1676

Ryabikina, Z.I., Khozyainova, P.M. (2019). Nepolnaya sem’ya kak prostranstvo so-bytiya materi i rebenka [Single-parent Family as a Space of co-being of Mother and Child]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 3, 62–68. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.62-68

Ryabikina, Z.I., Tanasov, G.G. (2010). Sub’’yektno-bytiynyy podkhod k lichnosti i analizu yeye so-bytiya s drugimi (konstruktivnaya versiya postmodernistskikh “nastroyeniy”) [Subject-being Approach to Personality and Analysis of Its Co-being with Others (Constructive Version of Postmodern “Moods”)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye [Human. Community. Management], 2, 4–19.

Shcherbina, S.M. (2017). Otnosheniye priyemnoy materi k rebenku v professional’noy zameshchayushchey sem’ye [The Attitude of the Foster Mother to the Child in the Professional Foster Family] (Abstract of a Candidate’s Dissertation). Moskva.

Sheregi, F.E. (2003). Deti s osobymi potrebnostyami. Sotsiologicheskiy analiz [Children with Special Needs. Sociological Analysis]. Moskva: Tsentr sots. prognozirovaniya.

Simons, J., Vansteenkiste, M., Lens, W., Lacante1, M. (2004). Placing Motivation and Future Time Perspective Theory in a Temporal Perspective. Educational Psychology Review, 16, 121–139. DOI: 10.1023/B:EDPR.0000026609.94841.2f

Sitnikov, V.L. (2001). Obraz rebenka v soznanii detey i vzroslykh [The Image of the Child in the Consciousness of Children and Adults]. SPb.: Khimizdat.

Tatarenko, D.D. (2012). Detsko-roditel’skaya adaptatsiya v zameshchayushchikh sem’yakh [Child-parent Adaptation in Foster Families]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki [Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences], 2, 58–61.

Ushinskiy, K.D. (1988). Tri elementa shkoly. Pedagogicheskiye sochineniya [The Three Elements of the School]. M.: Pedagogika.

Статистика скачивания

Нет статистики